Выступление на педсовете "Конфликты между детьми"
статья (5 класс) на тему

Балашова Любовь Константиновна

Сообщение на данную тему позволит педагогу выяснить причины конфликтов между детьми и помочь предотвратить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_mezhdu_detmi.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты между детьми

   Причина большей части конфликтов между школьниками заключается в общей раздражённости детей и их неспособности выдерживать психологические нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения.

   Большинство конфликтов между детьми чаще всего непродолжительны: они разгораются и гаснут в течении 1-3 минут, и во многих случаях для самих участников стычки остаётся неясным, что же стало причиной конфликта. Несмотря на кажущуюся мимолётность таких столкновений между детьми, не следует игнорировать их по принципу «успокоились-ну и ладно». Необходимо реагировать на эти вспышки агрессивности, разъясняя неприемлемость такого способа выяснения отношений. Однако случается, что и при более продолжительных конфликтах учителя принимают какие-либо меры, как правило, лишь тогда, когда опасаются, что дети могут причинить друг другу боль или когда их поведение мешает вести урок.

    Конфликты возникают чаще всего тогда, когда:

  • кто-то без спросу берёт чужие вещи;
  • кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;
  • кто-то кому-то сознательно причиняет боль;
  • кто-то к кому-то пристаёт;
  • кто-то кого-то дразнит.

   Реакция на эти действия может выразиться в ударах, царапинах, шлепках, щипках, толчках, ябедничании, криках и т.п. Она часто носит агрессивный характер и влечёт за собой дальнейшие физические или вербальные проявления агрессии.

   Однако здесь агрессия возникает как ответная и зачастую спонтанная реакция на агрессию. А есть дети, которые вполне осознанно идут на конфликт, считают, что имеют право доставлять другим неприятности или даже наносить телесные повреждения, если те «мешают» им или вторгаются на «их» территорию. Они обычно постоянно оказываются втянутыми в какие-либо конфликты и обращают на себя внимание своим агрессивным поведением. Перед такими детьми педагоги оказываются особенно беспомощными. Очень трудно обращаться к их разуму и пытаться пробудить в них чувство сострадания.

    В разрешении конфликтов мальчики склонны к более ярко выраженной, открытой телесной агрессивности, чем девочки. В их конфликтах чаще всего дело решает «кулачный закон»: физически сильные мальчики обладают большим влиянием, чем слабые, и, соответственно, чаще выступают в роли диктаторов, во всяком случае в пределах данной группы.

   Для девочек более характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Между ними, похоже, возникает меньше конфликтов, чем в среде мальчиков. Если у них порой и доходит дело до применения силы, то это чаще всего носит более «цивилизованный характер». Агрессивность среди девочек часто проявляется косвенным образом, например, в форме бойкота, исключения из компании. К сожалению, учителя, реагируя чаще всего на внешнее проявление конфликта (драка, крики, слёзы) не всегда обращают внимание на «тлеющие» конфликты в среде девочек, поскольку они на первый взгляд не мешают учебному процессу. Но стоит помнить, что такие проявления агрессивности не менее болезненны для того, против которого направлены, чем удары или пинки.

   В младшей школе в конфликтах между девочками и мальчиками последние, как правило, проявляют большую физическую активность. Их выпады часть принимают псевдосексуальный характер: например, задирают девчонкам юбки. Девочки, обычно, защищаются вербально или не защищаются вообще, порой теряются и робеют, столкнувшись с подобными проявлениями, даже будучи физически сильнее мальчиков.

    При урегулировании конфликтов между девочками и мальчиками учителю нужно останавливать своё внимание на обеих сторонах конфликта, сосредотачивая усилия не только на наказание «агрессора», но и на подчёркивание и поощрение положительного примера поведения в конфликте. Учителя, как правило, гораздо более интенсивно занимаются конфликтным поведением мальчиков, а выдержанного и терпимого поведения девочек часто не замечают, что затрудняет работу по формированию толерантного поведения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманитарные технологии в школе: коммуникативное обеспечение в полиэтнической образовательной среде. Проблемы возникновения непонимания между детьми

Актуальность темы.Проблемы возникновения непонимания между учащимися.«Самое главное – научить человека мыслить». (Брехт Бертольд)Сегодня современный урок  рассматривается не только как деятельнос...

Как устранить конфликты между детьми

5 правил помогают разрешить конфликты в семье между детьми....

Игра между детьми и взрослыми "Давайте жить дружно"

мероприятие проходило в рамках проведения недели толерантности...

Обобщение опыта по теме "Трудности взаимодействия между детьми на занятиях дополнительного образования"

Размещенный материал способствует созданию комфортной ситуации для занятий обучающихся, дает возможность овладения педагогическим общением как особым видом творчества....

Статья по теме: «Трудности взаимодействия между детьми на занятиях дополнительного образования».

Статья содержит материал, в котором описываются психологические особенности обучающихся различного возраста и приёмы работы педагога в разновозрастном коллективе....

Родительское собрание "Конфликты между детьми и родителями"

Этот материал можно использовать для родительских собраний....

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...