Родительское собрание "Конфликты между детьми и родителями"
методическая разработка по теме
Этот материал можно использовать для родительских собраний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
"Конфликты между родителями и детьми»
Классный руководитель: Авезова О.Г.
Цели собрания:
- Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
- Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
- Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Форма проведения собрания: обучающий семинар.
Оборудование: памятки для родителей, карточки с ситуациями.
Подготовительная работа к собранию:
- Анкетирование учащихся.
- Анкетирование родителей.
- Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
- Проведение классного часа на тему “Формула решения школьных конфликтов”.
- Подготовка памятки для родителей.
Ход собрания:
- Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено теме:
“ Конфликты между родителями и детьми ”
Цели собрания:
1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
3. Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Повестка родительского собрания.
1. Выступление классного руководителя с теоретическим материалом о конфликте.
2. Анализ анкетирования учащихся и родителей.
3. Анализ и решение конфликтных ситуаций.
5. Памятки для родителей.
I. – Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
- проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
- проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
- проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:
- Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
- Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
- Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.
Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
“Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.
Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.
Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.
Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.
Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.
II. Анализ анкетирования учащихся и родителей.
III. Анализ и решение конфликтных ситуаций.
- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.
(Раздать по группам ситуации)
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как вы поступите в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Ваше решение в подобной ситуации?
- Есть ли другое решение в данной ситуации?
Ситуация 3
У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”
Как решить подобную ситуацию?
- Кто считает иначе?
Ситуация 4
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.
Как поступить в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение?
Ситуация 5
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
- Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!
IV. - Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)
- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.
Тема собрания: Конфликты между родителями и детьми
Анкетирование учащихся.
Продолжите предложения:
- Конфликт — это__________________________________________________________
- Причиной конфликта может быть __________________________________________________________________________
- Конфликт может привести к тому, что __________________________________________________________________________
- Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть ___________________________________________________________________________
- Для того, чтобы избежать конфликт, нужно __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Тема собрания: Конфликты между родителями и детьми
Анкетирование учащихся.
Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
- Ты — конфликтный человек?
- Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
- Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
- Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
- С кем ты чаще всего конфликтуешь?
- Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
- Кто первым пытается разрешить конфликт — ты или другая сторона?
- Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
- Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
- Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
- Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?
Тема собрания: Конфликты между родителями и детьми
Анкетирование родителей
Продолжите предложения:
- Конфликт — это____________________________________________________
- Причиной конфликта может быть ____________________________________________________________________
- Конфликт может привести к тому, что ____________________________________________________________________
- Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть _____________________________________________________________________
- Для того, чтобы избежать конфликт, нужно ____________________________________________________________________
Тема собрания: Конфликты между родителями и детьми
Анкетирование родителей
- Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
- Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
- Как вы их разрешаете?
- Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
- Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
- Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
- Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»
Как вы поступите в такой ситуации?
________________________________________________________________________
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»
Ваше решение в подобной ситуации?
________________________________________________________________________
Ситуация 3
У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»
Как решить подобную ситуацию?
________________________________________________________________________
Ситуация 4
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».
Как поступить в такой ситуации?
________________________________________________________________________
Ситуация 5
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Полезная информация Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности. Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
|
|
так, чтобы он сам этого захотел. 4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
Советы для родителей: *помочь подростку найти компромисс души и тела; *все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не ис- пользовать ярлыков; *подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу; необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждёт помощи его душа Причины конфликтов родителей с подростками. Подростки в конфликте:
Родители в конфликте:
Методы выхода из конфликта. Для выхода из конфликтной ситуации можно:
|
. Белинский . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция родителей и детей (родительское собрание с детьми) "Гармония общения"
Конференция родителей и детей "Гармония общения"...
информационный буклет для родителей "Конфликты между детьми в семье: что делать родителям"
Чтобы предотвратить конфликты между детьми родителям необходимо знать и понимать, какие места занимают их дети в семейной иерархии в зависимости от возраста. Этот буклет поможет родителям коррек...
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми и родителями
Даны практические рекомендации педагога-психолога по разрешению конфликтов в семье...
Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями (по Томасу Гордону)
Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями (по Томасу Гордону)...
Родительское собрание "Дружба между детьми и родителями"
Данная презентация состаленна к родительскому собранию , посвященному дружбе между родителями и детьми...
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...