Дети группы риска
статья (8 класс) по теме
Данное выступление на Педагогическом совете школы посвящено детям из семей «группы риска» (прилагается презентация). Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года можно узнать критерии дифференциации «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». В данной работе приведены примеры из школьной жизни учеников моего класса, состоящих на внутришкольном учете, и как таких ребят можно мотивировать на успешность, частично решая психологические проблемы ребенка. В заключении указаны формы работы и пути решения проблем в школе с такими учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_guppy_riska_v_klasse.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Педагогическом совете школы от.07.11.2014
Слайд 1 Дети «группы риска»
Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Слайд 2 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.
Слайд 3. Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.
Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме ребенка происходят серьезные гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается мышечная и жировая масса тела. Постепенно тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток смотрит на все эти изменения с ужасом, он становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к большим изменениям в психике подростка.
Слайд 4. Психологи выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности; доминанта усилия — тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т. д.; доминанта к романтике — стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрата близкого человека, разлука с ним и другое. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?» и т. д.
Учится в моем классе девочка с довольно агрессивным поведением –Ульяна Бунк, состоящая на внутришкольном учете. Девочка бывает неадекватна: может нагрубить, кого-то оскорбить, ударить, что-то сломать в кабинете и т.д.. Эту агрессию можно понять, так как Ульяна пережила семейную трагедию – потерю матери. Сейчас воспитывает ее отчим и мачеха, помогает бабушка неродная. Но есть и положительные моменты: старательно относится к учебе, активно участвует во многих школьных и классных делах. У девочки есть спортивные задатки, не один раз получала грамоту и медаль за первое место в общешкольной командной игре по пионерболу. Грамоты Ульяны помещаем в классном уголке, пишем благодарности в дневнике, поздравляем на классных часах, что в дальнейшем мотивировало девочку на дальнейшие спортивные успехи.
В прошлом году вернулся в школу и пришел в наш класс непростой ученик – Максин Сергей, состоящий на внутришкольном учете из-за постоянных конфликтов с ребятами, из-за несдержанности и постоянных выкриков на уроках. Поменял не одну школу, хотя семья полная, вполне благополучная. Вместе с социальным педагогом - Поздиной Л.В. поняли, что Сережа любит всегда быть в центре внимания. Поэтому мы привлекали его к общественным делам школы и класса: например, работа в Проекте, был ведущим в общешкольном Празднике «День птиц», на всех классных огоньках, участвовал в различных выступлениях, в частности на Концерте, посвященному Дню Победы. Хотя он совершенно не спортивный мальчик, но играл за команду своего класса по пионерболу и т.д. Психологические проблемы в коллективе сами по себе постепенно снимаются, так как Сергей уже завоевал авторитет у большинства ребят в классе.
В этом году также предстоит большая работа с вновь прибывшим учеником Бабенко Иваном из неполной семьи, часто болеющим, поэтому пропускающим занятия.
Слайд 5. Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально необходимы определенные условия:
- информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросов (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т. д.);
- сочетание свободы и ответственности деятельности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
- принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т. д.);
- обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства).
Дети из таких семей не всегда могут выполнять свою роль в будущем, им нужна своевременная поддержка, помощь школы: педагогов, одноклассников.
Мы пришли к выводу, что наибольший эффект в работе с детьми из неблагополучных семей будет достигнут только при реальном взаимодействии школы с социумом. Практика убеждает нас: дети идеализируют своих «непутевых» родителей, они в мечтах создают уютный дом с любящими, заботливыми мамой и папой, защищают и оправдывают их поступки. Поэтому гораздо важней так расставить педагогические акценты, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, к выполнению своей социальной роли в обществе, будущей семье, помочь реализовать его творческий потенциал.
Слайд 6. Как руководствоваться учителю, используя следующий алгоритм действий для данной категории детей:
- Учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- Продумывать условия для организации учебного процесса с такими детьми, а именно:
- создавать благоприятный психологический климат с учетом интересов;
- вырабатывать индивидуальную траекторию
- работать по развитию творческих способностей, познавательных возможностей ребенка
Слайд 7. Формы работы с детьми:
- Кружки по интересам
- Конкурсы и спортивные соревнования
- Занятия проектно-исследовательской деятельностью
- Формирование «портфолио» ученика
- Работа по индивидуальному плану
- Диагностика личностного развития школьника
Слайд 8. И тут на передний план выходит деятельность педагогов.
- Школа должна встречать детей добром, теплом, которое они недополучают в семье, чтобы ребятам хотелось идти в школу.
- Педагоги индивидуально подходят к ним на уроках и консультируют во внеурочное время.
- Дети из неблагополучных семей полностью обеспечиваются двухразовым питанием.
- Учителя, ведущие объединения дополнительного образования вовлекают проблемных детей во внеурочную и досуговую деятельность.
Слайд 9. Таким образом, мы видим, что работа с детьми из «группы риска» - это целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего объединение усилий всех отраслей социальнокультурной сферы, укрепление положительных качеств ребенка, адаптацию его в коллективе сверстников, педагогическую поддержку, своевременное выявление творческих способностей и одаренности.
Слайд 10. ИДЕАЛЬНЫЙ вариант
Необходимо в школе разработать «Программу социальной защиты и адаптации учащихся к жизни». Ее цель – оказание социально-педагогической поддержки и помощи учащимся и семьям, находящимся в тяжелом жизненном положении, осуществлении работы по предупреждению и профилактике социального благополучия.
Программа может включать два проекта: «Семья и школа – социальные и педагогические партнеры» и «Я есть я».
Реализуя данную программу, мы не только поддержим ребенка, но и поможем ему вернуть, спасти семью. Систематическая воспитательная работа с родителями по убеждению их в смене образа жизни, стиля воспитания детей.
К сожалению, за один день семья не «перевоспитается» и не начнет пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, это долгий процесс.
Слайд 11. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В.А.Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
Дети " группы риска " на уроке физики.
Методы работы с учениками "группы риска"...
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»
В статье представлено описание проекта, целью которого является формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...
Опыт ресоциализации детей "группы риска"
В статье представлен опыт работы "ЦДТ" по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...
Дети группы риска ( 2007г.)
категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...
"Дети группы риска"
В данной работе раскрыта сущность понятия "дети группы риска", охарактеризованы причины попадания детей в "группу риска", психологические особенности "детей группы риска" разбитые на возрастные катего...