воспитательная система класса "Дорогою добра"
материал на тему
С чего начинается путь к вершинам мастерства классного руководителя? Конечно, с любви к детям, желания быть им полезной, нужной, стремления к постоянному педагогическому поиску, совершенствованию своих профессиональных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_klassa.docx | 308.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь,
а целью - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…
В.Г.Белинский
В классе учится 21 ученик: 8 девочек и 13 мальчиков. Задорные, веселые, смелые и смышленые ребята. Каждый из них по-своему интересен, у каждого свои положительные стороны и недостатки. Но, говорят, что недостатки для того и существуют, чтобы их устранять. Вот мы и работаем.
Учим уроки, готовим праздники, концерты, участвуем в различных конкурсах, играх. У нас это здорово получается. Ведь мы одна семья, и делаем все вместе. А школа и класс – это то, что нас объединит на целых 5 лет.
С чего начинается путь к вершинам мастерства классного руководителя? Конечно, с любви к детям, желания быть им полезной, нужной, стремления к постоянному педагогическому поиску, совершенствованию своих профессиональных умений и навыков.
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы
Ключевая идея
Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди.
Б. Шоу.
Название системы «Дорогою добра»
Ценности:
- Отечество
- Семья
- Духовность
- Здоровье
- Труд
Цель:
создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; на воспитание человека, живущего в согласии с самим собой, окружающими, занимающего активную жизненную позицию.
Задачи:
- Оказать содействие учащимся в усвоении и принятии общечеловеческих и отечественных ценностей, в осознании себя гражданами школьного сообщества, родного края, России.
- Направить работу на развитие личности, способной видеть жизненные перспективы, умеющей делать нравственный выбор и нести за него ответственность.
- Создать условия для развития у каждого учащегося потребности в творческом самовыражении в важных для него сферах жизнедеятельности.
- Использовать разнообразные виды деятельности для развития личности, имеющей активную жизненную позицию, способную к саморазвитию и созидательной деятельности.
Принципы, на которых строится деятельность и общение:
- Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
- Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
- Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству, эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
- Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
- Принцип сотворчества. Творчество – универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
Условия успешной реализации воспитательной системы
- Поддержка идеи системы коллективами учащихся, их родителями и учителями.
- Привлечение к реализации системы специалистов школьной психолого-педагогической службы.
- Организация активной, эмоционально насыщенной совместной деятельности детей и родителей.
- Открытость воспитательного пространства класса.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе, социальными партнерами.
Портрет выпускника
Это социально активная, выбирающая здоровый образ жизни Личность, умеющая делать нравственный выбор и нести за него ответственность, имеющая потребность в интеллектуальной и творческой самореализации, готовая к созидательной деятельности, умеющая видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Принцип построения воспитательной системы
Каждый учебный год – это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку:
5 класс «Мы вместе»
Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в основной школе.
Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
Развитие навыков взаимодействия.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
Формирование ценностных представлений и отношений.
Организация досуговой деятельности.
6 класс «Планета друзей»
Развитие чувства коллективизма.
Поощрение инициативы.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Содействие личностному развитию учащихся.
Формирование навыка коллективного анализа.
Развитие навыков социального взаимодействия.
7 класс «Дом добрых сердец»
Развитие самоуправления учащихся.
Коллективное планирование, коллективный анализ.
Содействие личностному развитию учащихся.
Организация социально значимой деятельности.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие ценностных представлений и отношений.
8 - 9 класс «Есть корабль, где все капитаны»
Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
Самоуправление учащихся.
Коллективный анализ, коллективное планирование.
Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
Социальное проектирование.
Развитие ценностных представлений и отношений.
В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе классного руководителя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.
В основу положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы.
Постоянные групповые поручения помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству. Объединение в группы происходит в начале учебного года на организационных классных часах. Временные поручения выполняются ребятами независимо от группы.
Реализация воспитательной системы осуществляется через следующие мероприятия:
Достижения и результаты функционирования системы:
Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению Н.Е. Щурковой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии:
- уровень воспитанности учащихся;
- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
-сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
- стремление к успешности.
Основные результаты работы по данной системе:
Повысился уровень воспитанности учащихся.
Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с одноклассниками, поздравляют друг друга с днем рождения, самостоятельно организуют проведение праздников, с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях, любят совместные поездки и экскурсии.
Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество не только участников, но и победителей, и призеров олимпиад, конкурсов, акций.
Класс имеет свое «лицо» в школе.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса
Предмет изучения | Критерии | Методики |
Духовно-нравственные качества: - В сфере познавательных интересов - В сфере нравственной активности - В коммуникативной сфере | Познавательные интересы Мотивы учения Отношение к учебной деятельности Эмоциональная эмпатия Ценностные ориентации Направленность личности Уровень коммуникативной культуры Организаторские склонности | Наблюдения Анкетирование родителей и учащихся «Мотивация учения и отношение к процессу познания» «Интересы и досуг» «Кругозор школьника» «Составь расписание на неделю» Экспресс-диагностика эмпатии (И.М.Юсупов) Методика Рокича Методика «Сфера интересов» (О.И.Мотков) Методика «Направленность личности» (С.Ф.Спичак, А.Г.Синицын) Методика оценки и самооценки нравственных качеств личности (З.И.Васильева) Методика КОС – 1 Методика «Я – лидер» (Е.С.Федоров, О.В.Еремин) Социометрия Определение индекса групповой сплоченности К.Сишора |
Гражданская позиция | Отношение учащихся к своей стране Ответственное отношение к своим поступкам Участие в коллективных делах Соблюдение правил для учащихся, Устава школы | Анкетирование Наблюдение Методика «Исследование мотивов участия школьников в совместной деятельности» (Л.В.Байбородова) Анализ состояния правонарушений в классе |
Самоопределение после окончания основной школы | Анализ продолжения обучения | |
Соответствие выбора про-филя дальнейшего обуче-ния с интересами, склон-ностями, способностями. | Анализ выбора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.
Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Добро и доверие».
Воспитательная система Добро и доверие...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
Воспитательная система "Королевство Добра"
Воспитательная система разработана для организации дополнительного образования "Центр детского творчества "Хибины" города Кировска Мурманской области. Материалы могут быть использованы ...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...