Программа воспитательной работы (7 класс)
материал (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я
П Р О Г Р А М М А
« Я В ЭТОМ МИРЕ - ЧЕЛОВЕК ! »
7 А К Л А С С
Классный руководитель: Денисова Юлия Леонидовна
Пояснительная записка
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А.Амонашвили
Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что его в школе ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Ребенка должна окружать красота, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении.
Подростковый возраст – особый период становления личности, возникновения новой «внутренней» позиции, в основе которой лежит стремление быть взрослым. В младшем подростковом возрасте ( 11 – 12 лет ) формируется относительно устойчивая система отношений к окружающему и к самим себе, возникает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках, формируется самооценка. Важным фактором развития становится коллектив сверстников и общественное мнение. Помочь найти себя и занять адекватное место можем мы, взрослые: в делах ставить в позицию ответственности, менять роли, оценивать результат, делать акцент на том, что получается хорошо.
Этап старшего подросткового возраста (13 – 14 лет) является непосредственным продолжением предыдущего этапа, в котором четко просматриваются три ведущие тенденции: формирование собственной точки зрения на нравственные требования и оценки, дальнейшее развитие самосознания и стремление определить свое место среди окружающих. В этот период возникает расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне претендует. Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Подростку хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живет он сам, каким станет, когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения.
Таким образом, в подростковом возрасте развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание – в процесс самовоспитания.
Ведущий замысел воспитательной программы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии (способности смотреть на себя со стороны правильно выбирать способы поведения, предугадывать последствия своих поступков, вносить коррективы, идти на компромиссы, то есть осмысливать свое поведение).
Я ставлю себе задачу помогать учащимся включиться в разные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития.
Цель воспитательной программы
Создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:
- Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения)
- Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен)
- Требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей)
- Самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться)
- Человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь)
- Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)
Задачи воспитательной программы
- Способствовать развитию познавательных интересов учащихся
- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении
- Способствовать формированию основ культуры общения
- Развивать творческую деятельность через КТД
- Способствовать сплочению классного коллектива
Данная воспитательная программа нацелена на развитие основных потенциалов личности:
- Познавательный потенциал (Развитость мышления, познавательная активность)
- Нравственный потенциал (Сформированность таких нравственных качеств, как патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, ответственность)
- Эстетический потенциал (Развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия)
- Коммуникативный потенциал
- Физический потенциал (Через спортивно-туристическую деятельность – сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств).
Содержание воспитательной программы
- Работа с учащимися
Основные потенциалы личности | Формы и методы работы | Предполагаемый результат | Оценка |
Познавательный | Игры, викторины, диспуты, экскурсии | Повышение успеваемости, повышение сознательной дисциплины | Показатели качества знаний учащихся |
Нравственный | Беседы, классные часы, ролевые игры, система поручений | Сформированность таких нравственных качеств, как патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость,. ответственность | Определение уровня воспитанности учащихся по методике Щурковой |
Эстетический | Экскурсии, посещение музеев, выставок и театров | Повышение эстетического уровня учащихся | Участие в различных творческих конкурсах |
Коммуникативный | Диспуты, коммуникативные игры, «Дни именинника» , КТД | Повышение культуры общения; умение высказывать свое мнение по разным жизненным проблемам | Оценка по наблюдениям за культурой общения учащихся друг с другом, анкетирование, сравнение результатов социометрии |
Физический | Общешкольные спортивные мероприятия, походы выходного дня, спортивные встречи на параллель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств | Показатели уровня заболеваемости учащихся (по мед.справкам), спортивные результаты на уроках физкультуры |
- Работа с родителями
- Информирование родителей о достижениях и неудачах ребенка
- Вовлечение родителей в жизнь класса и школы
- Проведение индивидуальных бесед
- Проведение родительских собраний по следующим темам:
- Организационное родительское собрание / сентябрь
- «Как помочь ребенку учиться» ( встреча с учителями-предметниками) / октябрь
- «Интересы и увлечения детей»
- «Принятие совместных решений : «Отцы и дети»
5) «Особенности подросткового возраста»
План воспитательной работы с классом
Месяц, число | Организа-ционные мероприятия | Мероприятия, направленные на развитие основных потенциалов личности | |||||
познавательного | нравственного | эстетического | коммуникативного | физического | |||
Сентябрь | 1.09 | День знаний Организа-ционный классный час | Классный час «Что я знаю о своем городе?» Экскурсия по городу «Памятники Тулы» | Общешколь-ный конкурс «По усам текло» | Классный час «День летнего именинника» Классный час «Подготовка к конкурсу «По усам текло» (оформление станции) | ||
Октябрь | М е с я ч н и к Г О и Ч С | ||||||
Классный час «Правила поведения при пожаре» Классный час –диспут «Привычки, которые мешают жить» | Классный час «Ценностные предпочтения школьников» Метод: «Недописанный тезис» | Посещение выставочного зала | Классный час - беседа за круглым столом «Мои увлечения» | Бассейн Полоса препятствий по гражданской обороне | |||
Экскурсия «Тула Оборонная» Классный час: Знакомство с деятельностью отряда «Искатель» Ленинского района (в рамках «Вахты памяти») | Посещение театра | Классный час-беседа «Поговорим о дружбе» «День осеннего именинника» | Бассейн | ||||
Декабрь | Классный час: Подведение итогов полугодия: «Лучший…В чем?» | Классный час: «Правила дорожного движения» | Классный час: Час общения «Какой я?» Классный час – беседа: «Как разрешать конфликты в отношениях с людьми?» | Посещение Художественного музея | КТД «Новый год на пороге» (выпуск газеты, новогодний огонек) | Бассейн Лыжный поход выходного дня | |
Январь | Классный час- игра: «Объясни понятие» | Диспут: «Счастье – это…» | Спортивное многоборье Лыжная прогулка | ||||
Февраль | Классный час: Деловая игра «Ты и твои права» | Классный час «Доброта, жестокость» Классный час: «Поговорим о взаимоуважении» | Конкурс газет к празднику «День святого Валентина» | День зимнего именинника | Бассейн Военно-спортивная игра «Зарница» | ||
Март | Ролевая игра «Если бы я был хозяином города» | Классный час: Подготовка к конкурсу «Мисс Возрождение» Конкурс «Мисс «Возрождение» Классный час: Коммуникативная игра: «Расскажи мне обо мне» | Бассейн Классный час: «Свободное время и твое здоровье» | ||||
Апрель | Экскурсия в музей-усадьбу «Ясная Поляна» Весенняя олимпиада по математике | Классный час: «Честность-лживость» | Посещение театра | Классный час: коммуникативная игра «Ассоциации» Классный час: беседа за круглым столом: «Портрет нашего класса» | Бассейн | ||
Май | Классный час: Подведение итогов учебного года «Мои достижения» | Экскурсия в музей-усадьбу Поленово | Классный час: «Ответствен-ность – безответствен-ность» | День весеннего именинника | Поход выходного дня «Турград» |
Содержание воспитательной программы
- Внутриклассные мероприятия
-День именинника (сентябрь. Октябрь, ноябрь, декабрь)
- Посещение театра, выставок, музеев
- КТД «Новый год на пороге»
- Лыжный поход
- Поход (май)
- Внеурочные мероприятия на параллель
- КТД «В единении сила» (Мой выбор стр. 56)
- Олимпиада по математике
- Внеурочные мероприятия на школу
День знаний
Акция «Знать, чтобы жить»
Новогодний калейдоскоп
Спортивное многоборье
«Зарница»
Конкурс «Мисс «Возрождение»
Театральный фестиваль
«Турград»
- Классные часы
1) Организационный классный час
2) «Что я знаю о своем городе? Туле – 860 лет»
3) Подготовка к конкурсу «По усам текло» (оформление станции)
4) Экскурсия по городу «Памятники Тулы» ( 29.09)
5) «Правила поведения при пожаре»
6) «Мои увлечения» (беседа за круглым столом)
7) «Ценностные предпочтения школьников» Цель: пронаблюдать тенденцию нравственного развития учеников. Метод: «Недописанный тезис» (Кл. рук. № 4 2006г., стр. 105)
8) «Привычки, которые мешают жить» (в рамках акции «Знать, чтобы жить»)
9) Экскурсия «Тула Оборонная» (в рамках «Вахты Памяти»)
10) Знакомство с деятельностью отряда «Искатель» Ленинского района ( в рамках «Вахты Памяти»)
11) Час общения «Поговорим о дружбе» (Мой выбор стр. 48)
12) «Правила дорожного движения»
13) Посещение художественного музея
14) Подведение итогов полугодия «Лучший… В чем?»
15) Час общения «Какой я?» (Мой выбор стр. 52)
16) «Как разрешать конфликты в отношениях с людьми»
17) «Свободное время и твое здоровье» (Мой выбор стр. 67)
18) Игра «Расскажи мне обо мне»
19) «Свобода как особое качество человека»
20) «Счастье – это…»
21) «Человек неповторимый»
22) «От чего зависит безопасность на дороге?»
23) Беседа за круглым столом «Мой портрет»
24) «Доброта – жестокость»
25) Ответственность – безответственность
26) Честность - лживость
27) Взаимоуважение
28) Трудолюбие - лень
29) Эгоизм - альтруизм
30) Человек в обществе
31) Мораль
32) Этика поведения в обществе
33) Право (права человека в обществе)
34) Социальное и антисоциальное поведение
35) Наказание за антисоциальное поведение
36) Портрет нашего класса
37) Подведение итогов года «Мои достижения»
- Работа с родителями (см. ранее)
- Работа с учителями-предметниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа воспитательной работы в классе
Авторская программа воспитательной работы в классе "Школа пяти "С"описывает систему воспитательной работы в классе...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ
Данная программа направленана развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственны...
Программа воспитательной работы 5 класс
Программа воспитательной работы "Давайте жить дружно" рассчитана на реализацию в течение 1 года....
Программа воспитательной работы с классом "Мы вместе" (10-11 класс)
программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса...
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса
Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...
Программа воспитательной работы в классе "Новое поколение" (5-9 классы)
Программа воспитательной работы класса 5-9 классы. Название программы "Новое поколение". Воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие личности. Работа осуществляется по ра...