План воспитательной работы в 6 классе
рабочая программа (6 класс) на тему
План воспитательной работы в 6 классе включает в себя тему, цель и зади воспитательной работы, принципы воспитания в работе класснго руководителя, перечень функций классного руководителя,приоритетные направления воспитательной работы, план воспитательной работы на 2014-2015 учебный год по месяцам, основные направления организации воспитания и социализации учащихся, содержание и формы воспитательной работы, воспитательные модули, краткую информацию о классном коллективе (название, девиз, эмблема),организационную деятельность классного руководителя, сведения об учащихся, актив класса, актив родителей класса, родительский комитет, сведения о родителях учащихся, список учеников, сведения о внеурочной занятости учащихся, образец социального паспорта и психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План воспитательной работы в 6 классе | 948 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано
Директор «МБОУ СОШ№1 Зам.директора по В/Р
Им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.» ______/Срослова О.О./
____________/Аверина Л.Н./ ______________2014 г.
_____________2014г.
План воспитательной работы
на 2014-2015 учебный год
Класс: 6 «б»
Классный руководитель:Власова М.В.
Цель работы с классом:
Актуализировать и развить творческие способности учащихся в процессе самореализации и патриотического воспитания подростков.
«Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку!»
Задачи воспитательной работы:
- воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы; проведение классных часов, посещение театров, концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе и т.д.;
- формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны с государственными праздниками;
- развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.;
- формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;
- формирование активной жизненной позиции, мотивации к самосовершенствованию и воспитание патриотизма у учащихся.
Тема воспитательной работы школы:
«Формирование доминанты самосовершенствования как важнейшее
условие духовно – нравственного развития и воспитания школьника»
Тема воспитательной работы в классе:
«Развитие мотивации школьников к саморазвитию посредством патриотического и духовно-нравственного воспитания»
Приоритетное направление воспитательной работы:
патриотическое
Принципы воспитания в работе классного руководителя:
- Принцип гуманизма
- Принцип личностного подхода в воспитании
- Принцип сотрудничества
- Принцип принятия и веры
- Принцип практической деятельности
- Принцип положительного начала
- Принцип единства
- Принцип коллективного взаимовлияния
Функции классного руководителя
- Организационно-координирующие:
- Обеспечение связи школы с семьей;
- Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального работника);
- Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
- Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- Стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе- в системе дополнительного и внешкольного образования детей;
- Взаимодействие с каждым учеником и всем коллективом класса в целом;
- Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
- Коммуникативные:
- Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- Установление взаимодействия между педагогическими работниками и учащимися;
- Содействие установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса;
- Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
- Аналитико-прогностические:
- Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
- Проектно-организаторская:
- Определение направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики) учащихся, в соответствии с воспитательной программой школы;
- Основные виды деятельности, формы, условие организации воспитательной работы (с учетом интересов детей);
- разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса;
- определение системы управления и самоуправления в классе;
- создание совместно с детьми системы трудовой деятельности (дежурство, уборка и т.д.);
- разработка программ индивидуальной поддержки (слабоуспевающих, «трудных», закомплексованных и др. учащихся);
- обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.
5. Контрольные:
- Контроль над успеваемостью каждого обучающегося;
- Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимся
Приоритетные направления воспитательной работы
в 2014-2015 учебном году.
1.Здоровье
Цель: демонстрировать значимость психического и физического здоровья
Задачи:
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- Формировать у учащихся культуру внимания к собственному здоровью.
2. Интеллект
Цель: развивать способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
- Формировать культуру интеллектуального развития
3. Общение
Цель: передавать знания, умения, навыки социального общения
Задачи:
- Формировать у учащихся культуры общения
- Знакомство учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений
- Нравственность
Цель: формировать нравственные нормы и правила
Задача:
- Формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни
5 . Досуг
Цель: создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности
- Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся
- Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности
- Помощь при выборе кружков, клубов, секций, обществ
- Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым в оценке чужих достижений
- Использование активных форм внеклассной работы на основе возрастных особенностей учащихся.
6.Гражданин
Цель: формировать знание о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом
- Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей
- Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования
7. Семья
Цель: сближать интересы родителей и педагогов по вопросам формирования развитой личности.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей
- Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родители»
План воспитательной работы
на 2014-2015 учебный год по месяцам.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культуротворческое и эстетическое воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Приоритетное направление воспитательной работы: граждаско-патриотическое
Цель: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.
Задачи: 1) Вовлечение каждого ученика школы в воспитательный процесс.
2) Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества.
3) Развитие физически здоровой личности.
4) Развитие соуправления учеников и учителей.
5) Создание ситуации «успеха» для каждого ученика.
6)Повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
Содержание и формы воспитательной работы:
Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь классному руководителю. Избежать стихийности позволяет циклограмма школьных дел на месяц:
Воспитательные модули:
Сентябрь «Дети и безопасность».
Октябрь «Дорогие мои старики».
Ноябрь «За здоровый образ жизни».
Декабрь «Новый год у ворот!». «Я и мое место в мире».
Январь «Быстрее, выше, сильнее».
Февраль «Я патриот».
Март «Спешите делать добро».
Апрель «Друзья природы».
Май «Помним дни былые».
Июнь « Лето. Здоровье. Интеллект. Культура».
Сентябрь
«Дети и безопасность»
Задачи:
- повышение безопасности детей в начале учебного года;
- восстановления у детей после летних каникул навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте;
- обучения детей грамотным действиям при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций;
- изучение интересов и запросов учащихся и осознанное совместное планирование деятельности ученического коллектива;
- вовлечение педагогического, родительского и ученического коллективов
к выполнению намеченных задач;
- знакомство с Уставом школы, едиными требованиями к учащимся, правами
и обязанностями.
Содержание работы | Сроки | Ответствен. |
Единый урок на тему: «Моя малая Родина».
«Дети и безопасность».
Тематический классный час на тему: «Безопасный маршрут». 4)Классные часы «Планирование работы класса на 2014-2015 учебный год». Самоуправление в классе. 5) Выборы активов классов, оформление классных уголков, распределение дежурства по школе, беседы с уч-ся о внутришкольном распорядке, о нормах поведения в школе, оформление «Журналов безопасности». 6) «Ярмарка вакансий» - запись в объединения дополнительного образования. 7) Организационный период формирование ДО «Школьная республика»: участие в школьном окруе отрочества «Бригантина» (5-8классы), округ | 01.09. 03.09. 15.09. с 20.08. по10.09. 02.09 по 14.09. 02.09 по 14.09. 08.09 по 19.09. | зам. дир. По в\р педагог- организатор, кл. рук. педагог- организатор кл.рук.. кл.рук. кл.рук. кл.рук. зам. дир. по в\р кл.рук. зам. дир. по в\р |
9) Составление социальной карты класса:
к правонарушениям, прогулам по неуважительным причинам – список детей «группы риска». Рейды в социально-опасные семьи. 10) Легкоатлетический кросс «Кросс нации». |
в течение месяца 3-я неделя сентября | соц.пед., кл.рук. учителя физкультуры |
Районные мероприятия Районный конкурс: «Безопасное колесо». Конкурс рисунков по теме энергосбережение. | 25 сентября | педагог- организатор |
Октябрь
Девиз месяца: «Дорогие мои старики»
Содержание работы | Сроки | Ответствен. |
3) Деловая игра «Выборы» (президента «Школьная республика»). Принятие в ДО «Бригантина». 4) Декада правого воспитания. Военно-патриотический клуб «Патриот»; сдача нормативов по преодолению полосы препятствий. 5) Общешкольное родительское собрание: «Итоги и планирование работы школы на 2014-2015 уч. год» 6) Классные часы посвящённые «Дню народного единства»: Изучение государственной символики. Изучение Гимна России (тест, музыки). Историческая олимпиада. Блиц – викторина « Я люблю тебя, Россия!». «В дружбе – сила» - обсуждении рассказов Осеевой «Три товарища» и Л. Толстого «Два товарища». Книжная выставка« Я люблю тебя, Россия!». Просмотр видеофильмов. | 01.10. 03.10 с 06.10. по 15.10.
первая неделя октября с 27.10. по 31.10. | зам. дир. по в\р, педагог- организатор, кл.рук. педагог- организатор зам. дир. по в\р, учителя обществознания; руководитель клуба зам. дир. по в\р. администрации учителя истории; музыки, ИЗО; кл. рук; библиотекари. |
7)Заседание Совета профилактики. Работы с трудными учениками. Индивидуальные беседы с родителями неуспевающих учеников. 8) Классный час «Изучение уровня воспитанности, социально-психологического климата в классе» 9) Классный час «Взаимоотношения в семье» (анкетирование, просмотр видеороликов, беседа) 10) Родительское собрание «Взаимоотношения в семье» | 2 неделя в течение месяца 2 неделя 3 неделя | соц. педагог, психолог, кл.рук. педагог -психолог кл.рук. кл.рук. |
9) Праздник: «Золотая волшебница осень».(1-4 кл.) Смотр детских талантов «Сияние звезд».(5-8 кл.) 10)Экологический субботник. 11)Спортивные спортивных мероприятий | последняя неделя в течение месяца | кл.рук, педагог-организатор уч. физ-ры |
Районные мероприятия 1)Районный конкурс – выставка детского творчества: «Краски осени». 2) Конкурс «Край мой родной». 3) Конкурс творческих работ к 700-летию Сергия Радонежского (23 октября). 4) Районный конкурс «Молодые лидеры» (октябрь). |
Ноябрь
«За здоровый образ жизни».
Содержание работы | Сроки | Ответствен. |
Беседа тренинг: « Не пробовать наркотики» 4) Концертная программа в рамках открытого классного часа «День матери». 5) Интеллектуальная игра «Одиссея разума» Интеллектуальная игра: «Что? Где? Кагда?» 6)1-ый тур «Класс года» Смотр конкурс классных уголков. | 1-я неделя 18 ноября 4-я неделя с 11.11. по 20.11 | педагог-организатор; начальник школьного лагеря социальный педагог зам. дир. по в\р; кл.рук. библиотекарь кл.рук библиотекари зам. дир. по в\р; |
8)Кл.часы по профилактике правонарушений, воспитанию нравственности и гражданственности уч-ся. 9)Мероприятия, кл. часы посвященные Всемирному дню толерантности. | 2-я неделя 3-я неделя | соц.педагог кл.рук. кл. рук. |
10)Первенство школы по баскетболу. | 2-я неделя | кл. рук. |
Районные мероприятия
|
Декабрь
Девиз месяца: «Новый год у ворот!», «Я и мое место в мире»
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
к Международный день инвалидов.
«Урок России, посвящённый Дню Конституции. (12.12.) Книжная выставка «День Российской Конституции». 4) Классный час в рамках недели психологии «Познай себя» 5) Родительское собрание по итогам первого полугодия | 02.12. 03.12 10.12. с 08.12. по 13.12. 3 неделя | социальный педагог кл.рук., педагог- организатор учителя истории кл. рук. Кл.рук |
Тематические классные часы «Новый год у ворот!» 5) Путешествие в новогоднюю сказку. 6) Дискотека «Новогоднее шоу». 7) Конкурс украшения кабинетов. 8) Конкурс новогодних открыток. 9) Конкурс новогодних масок | 3-я неделя с 29.12. по 30.12 | зам. дир. по в\р кл.рук., педагог- организатор |
10) Первенство школы по футболу. | 01.12. | учителя физкультуры |
Районные мероприятия
|
Январь
«Быстрее, выше, сильнее».
Содержание работы | Сроки | Ответствен. |
Конкурс « Мама, папа, я – спортивная семья». Интернет урок «Имею право знать!» Классный час: «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» Ток-шоу «Здоровый образ жизни». Конкурс плакатов и рисунков «Здоровый образ жизни». | в течение месяца | зам. дир. по в\р; кл. рук. педагог- орган.; учителя физкультуры |
| по отдельному графику | учителя физкультуры |
Февраль
«Я патриот».
Содержание работы | Сроки | Ответствен. |
- Книжная выставка «Защитники Отечества». - Спортивный праздник «Служу Отечеству». - Конкурсная шоу-программа «Рыцари без страха и упрёка» -час поэзии «Строки, опалённые войной». -Классный час, посвящённые годовщине вывода советских войск из Афганистана. (5-11 классы). | 1 неделя 14.02 15.02.-28.02. 15.02. | Кл.рук кл.рук. педагог-орг, кл.рук. зам. дир. по в\р кл.рук., педагог-орг., учит.рус.яз. и лит-ры учителя физкультуры |
Районные мероприятия
|
Март
Месячник духовно- нравственного воспитания «Спешите делать добро».
Содержание работы | Сроки | Ответствен. |
Конкурсная шоу программа: «Мисс « Волшебная страна» . 2)Профилактическая работа с неуспевающими учениками, индивидуальные беседы с родителями 3)Неделя детской книги.
9) Классный праздник «Масленица» Конкурс рисунков «Весенняя капель» 10) Родительское собрание «Характеристика подросткового возраста» | 1-я неделя 2 неделя 3-я неделя | зам.дир. по в\р, педагог - организатор кл.рук. кл.рук библиотекари зам.дир. по в\р зам.дир. по в\р педагог – организатор классные руководители кл.рук. психолог |
10)Совет профилактики. 11)Спортивный праздник с участием родителей. | 4-ая среда | администрация социальный педагог, психолог кл. рук. учителя физкультуры |
Районные мероприятия
|
Апрель
«Друзья природы»
Содержание работы | Сроки | Ответствен. |
1)Спортивный праздник, посвящённый международному Дню здоровья. 2) Классные часы на профилактику лесных пожаров: «Лес – наше богатство», «О правилах противопожарного поведения в туристическом походе».
9) Классный час, посвященный Дню Космонавтики: 10) Классный час «Ярмарка профессий» | в течение месяца | учителя физкультуры кл. рук. педагог-организатор учителя биологии и географии педагог-организатор кл.рук |
Районные мероприятия
|
Май
«Помним дни былые»
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Уроки Мужества и уроки Славы: « Этот день победы». Операция «Забота» (поздравление ветеранов ВОВ, военнослужащих». 2) Родительское собрание по итогам учебного года
| до 9 мая 25.05 29.05 30.05 15.05 | зам. дир. по в\р педагог-орг., кл.рук. кл.рук. педагог-орг. админ-я кл.рук. педагог-орг., |
| 3 неделя конец мая | кл.рук. кл.рук. |
Физкультурно-оздоровительная работа. Санитарно-гигиеническое воспитание.
| в теч. месяца | уч.физкультуры |
Районные мероприятия
70 – летию Победы в ВОВ. Акция «Поздравление ветерану».
|
Июнь
« Лето. Здоровье. Интеллект. Культура»
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
| начало июня по графику школьный оздоровительный лагерь | зам. директора, педагог-орг. нач. лагеря кл.рук. педагог-орг, |
Районные мероприятия День защиты детей. Авто-Меленки-2015. |
Классный коллектив «NON STOP»
Девиз: «Не важно что произойдёт – NON STOP всегда идёт вперёд!»
Эмблема класса отражает герб города Меленки
Сведения об учащихся.
Организационная деятельность классного руководителя.
2014-2015 учебный год
Классный руководитель: Власова М.В
Всего учащихся: 28
Мальчики: 12
Девочки: 16
Актив класса:
Староста – Королёв А.;
Помощник старосты – Данилов С.;
Секция «Спорт и Здоровье» – Данилов С., Волков Е., Мичурова М., Заморёнков С., Логунова О.а
Секция «Радужные краски» - Илюшкина О., Рожкова А., Кольпикова А., Артюхова И., Маринина А.;
Секция «Порядок и Чистота» - Голякова В., Коровкин С.
Секция «Стихи и Ноты» - Суханова А., Абрамова Д., Мичурова М., Кольпикова А., Илюшкина О., Захарова Е., Шуянцева Е., Земская Е., Рослова А., Болукова А., Медведев И.
Статистика класса (пропуски учащихся) – Кольпикова А.
Ответственные за питание – Рослова А., Маринина А.
Ответственный за дежурство – Голякова В.
Фотографы класса – Абрамова Д., Рослова А.
Культорганизаторы – Маринина А., Рослова А., Суханова А.
Учащиеся, состоящие на ВШУ, в комиссии по делам несовершеннолетних : Заморёнков С., Медведев И.
Проблемные учащиеся: Заморёнков С.
Актив родителей класса
Ф.И.О. родителей | Место работы | Домашний адрес. Телефон |
| ||
Родительский комитет
№ п/п | Ф.И.О. | Телефон |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 |
Работа с родителями
Сведения о родителях
№ п/п | Ф.И.О. | Место работы | Телефон | Участие в жизни класса | Примечания |
1 | |||||
Список учеников 6 «б» класса
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Адрес | Номер Телефона |
1 | ||||
Сведения о занятости учеников 6 «б» класса
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Увлечения и хобби | Кружки,секции (расписание) |
1 |
Образец социального паспорта 6 «б» класса
Классный руководитель: Власова М.В.
Общее количество детей 28
Из них мальчиков 12
девочек 16
Из полных благополучных семей 21
Из полных неблагополучных семей (дебоширство, пьянство, судимость, отсутствие контроля) ________________
Поимённо (с указанием данных: Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес, сведения о родителях и причинах неблагополучия)______________________________________________________________________________________________________________________
Из неполных семей 5
Поимённо (с указанием полных данных ) 1. Абрамова Диана (мать –Галина Анистиславовна); 2. Артюхова Ирина (отец – сергей Васильевич); 3. Голякова Валерия (мать – Людмила Алексеевна); 4. Медведев Илья (мать – Елена Викторовна); 5. Шуянцева Елизавета (мать – Валентина Вячеславовна)
Из семей разведённых родителей: Абрамова Диана, Голякова Валерия, Медведев Илья, Шуянцева Елизавета
Дети полусироты___________________________________________________
Поимённо (с указанием данных: Ф.И.О., дата рожления, домашний адрес)
__________________________________________________________________
Из неблагополучных семей__________________________________________
Поимённо (с указанием причины неблагополучия)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многодетные семьи 2
Поимённо (с указанием данных: Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес)
Указать сколько детей учатся в школе (возраст, класс)
Из многодетных малообеспеченных семей 1
Китаёв Максим, находится на индивидуальном обучении.
Из малообеспеченных семей________________________________________
Поимённо (с указанием причины, для определения категории льготного питания)_________________________________________________________
Опекаемых сирот_________________________________________________
Поимённо (с указанием полных данных на опекуна: Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес)___________________________________________________
Дети-инвалиды (указать Ф.И.О, № удостоверения инвалида)
Родители-чернобыльцы______________________________________________
Родители-военослужащие____________________________________________
Родители-участники ВК_____________________________________________
Указать поимённо детей, стоящих на внутришкольном учёте:
Дата заполнения
Количество учащихся на ВШУ__2________________
Классный руководитель: _________________/Власова М.В./
Социальный педагог:____________________/Аверина Н.А./
Директор школы_______________________/Аверина Л.Н./
Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Контингент школьников подросткового возраста – это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста. Рассмотрим основные особенности и задачи развития подростка. Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет). По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: «УРАО», 1998). К старшему подростковому возрасту взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность. Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего – родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст. Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам. Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997.; Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998). К старшему подростковому возрасту, расстановка акцентов вновь изменяется. Так, подросток к 13-15 годам уже становится более взрослым, ответственным. Начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков (Психология человека от рождения до смерти./под общ. ред. А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002). В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 356). Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель – необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 359). Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу (Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000). В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных операций по Ж. Пиаже), которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. Задача школьного психолога – показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития подростков. Это связано с тем, «что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними» (Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998, с. 18). Школьный психолог сталкивается иногда со значительными трудностями, когда явление теоретизирования необходимо отличить от симптоматики, свидетельствующей о психическом заболевании. В этом случае необходима консультация подростка у психоневролога. По данным психиатров, в подростковом возрасте нередко возникает шизофрения. Как отличить феномен теоретизирования от нарушения мышления при шизофрении? Нарушения мышления при шизофрении проявляются не только в резонерстве и повышенной рефлексии. При ней наблюдается ряд других явлений – разорванность мысли, логические соскальзывания, вычурность рассуждений, паралогизм, опора в рассуждениях на случайные, странные ассоциации, аутичность мышления, наплыв мыслей, остановка мыслей и т.д. Одновременно определенные нарушения затрагивают и другие сферы личности. Наблюдаются парадоксальность поступков, наличие странных интересов, эмоциональная уплотненность и прочее. В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др. Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание – главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости – стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье. У подростка также происходит формирование «Я-концепции» – системы внутренне согласованных представлений о себе. При этом процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны и неповторимы. Подобные мысли повышают у них обостренное чувство одиночества. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представление о себе стабилизируется и образует целостную систему – «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае это важнейший этап в развитии самосознания. В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне. Так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения. Часто виной тому является поведение родителей, которые не способствуют развитию стойких интересов у своих детей: подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается, внушают ребенку, что у него нет способностей к тому делу, которое его интересует. Просветительская работа школьного психолога среди родителей способна помочь их детям сориентироваться в своих интересах для дальнейшего их развития. Эмоциональная сфера подростков характеризуется поношенной чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших – со взрослыми (Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980). Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть психосексуального развития ребенка в этом возрасте. Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них. Психологические задачи подростков этого возраста могут быть определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я (Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков:
Источики:
1. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002).
2. Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы 8 класс
Данный материал представляет собой шаблон плана воспитательной работы на год....
План воспитательной работы в классе
Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в...
План воспитательной работы 5 класс
План работы на 2011-2012 уч.год...
Перспективный план воспитательной работы. 5 класс. 2011-2012 уч.г.
Перспективное планирование включает психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, классное самоуправление, работу с родителями, традиции класса и пр....
План воспитательной работы 5 класс
план воспитательной работы с целью и задачами...
План воспитательной работы. 5 класс.
Тематическое планирование воспитательной работы в 5 классе....
Рабочие программы по физике 7-9 классы, 10-11 классы, план воспитательной работы 6 класс
Рабочие программы по физике для учащихся 7-9 классов ( учебники авт. А.В. Перышкин), для 10-11 классов ( учебники авт. В.А.Касьянов) - базовый уровень (2 ч.в нед.)...