Особенности работы с родителями кадет
статья (5 класс) на тему
Представлена система работы с родителями воспитанников кадетского корпуса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнов Алексей Игоревич
ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус МО РФ»
Особенности работы с родителями кадет
Старший воспитатель кадетского корпуса организует и направляет работу с семьями кадет, акцентируя внимание на вопросах социальной защиты, воспитания, формирования здорового общественного мнения и настроения. Оказывает содействие и помощь воспитателям и другим специалистам кадетского корпуса в совершенствовании и активизации этой работы.
В задачи старшего воспитателя учебного курса входит изучение настроения, запросов и нужд детско-родительских отношений в семьях кадет и систематическое информирование руководителей корпуса и специалистов различных служб о назревших задачах работы с родителями кадет. Одним из важных направлений работы с семьями воспитанников является сопровождение формирования мировоззренческой культуры, уважительного и бережного отношения к истории и нравственным ценностям государства и Вооруженных Сил Российской Федерации. Для этого используются разнообразные формы работы.
Для организации работы с родителями воспитателями учебного курса составляются следующая документация: перспективный план работы на год, списки льготных категорий воспитанников (многодетных, малоимущих семей, вдов военнослужащих, семей погибших при выполнении интернационального долга, имеющих детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями, участников боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», ветеранов Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны), список состава родительского комитета, протоколы собраний, заседаний, материалы сборов и др., график встреч педагогического коллектива учебного курса с родителями кадет.
Перспективный план работы включает в себя такие разделы, как методическая работа, правовая просветительская работа, работа с обращениями родителей, культурно-массовая и спортивная работа, организация военно-патриотической работы и социально-культурной деятельности, работа, направленная на сохранение воинских традиций, преемственность, чувства долга, патриотизма; работа с неблагополучными семьями. Для повышения эффективности взаимодействия с семьями кадет необходимо иметь папку, содержащую следующие документы: аналитические данные, доклады и материалы совещаний, собраний, планы работы, систему по работе с семьями воспитанников, информационно-справочные данные, социальные портреты семей, списки неблагополучных семей, списки многодетных семей, списки семей, имеющие тяжелобольных, списки семей имеющих серьёзные жилищные проблемы, список разведенных семей, список функционирующих кружков и спортивных секций, характерные проблемы для всех семей и их различных категорий, сведения о медицинском страховании и обслуживании, перечень жалоб, заявлений, просьб, поступившие от родителей и принятые меры, журнал собеседований по личным вопросам, методические разработки «Родительский опыт», «Семейные праздники», «Проблемы воспитания» и др.
Семья кадета остается одним из важнейших составных элементов педагогического процесса кадетского корпуса. Уклад семейной жизни и быта во многом оказывает влияние на успеваемость и морально-психологическое самочувствие воспитанников. Важнейшие события в судьбе кадета становятся значимыми для всех членов семьи. Социологические исследования показали, что семья воспитанника играет заметную роль в обеспечении нормального функционирования учебной роты. Весьма ощутимо, например, влияние семейных неурядиц, наносящих прямой ущерб учебной активности кадет.
Умение справляться с трудностями, адекватно реагировать на происходящие события и своевременно, безболезненно для членов семьи приноравливаться к возникающим изменениям - все это отличительные черты дружной семьи, в которой происходит постепенное отождествление детско-родительских потребностей, интересов, желаний и намерений. В дружной семье черпаются духовные силы, моральная поддержка, тепло и нежность - словом, все то, что не может не влиять на учёбу и поведение кадета, и в итоге - на уровень успеваемости всей учебной роты. Вот почему мы должны стараться уделить большое внимание семьям. Невыполнение родителями своих родительских функций приводит к социальной дезорганизации семьи.
Этот процесс происходит, по крайней мере, по двум причинам. Первая носит объективный характер - социальные и экономические проблемы, культурно-бытовые трудности. Вторая - субъективные факторы: низкий уровень интеллектуального развития и образования родителей, невысокая культура семейных отношений, неучастие одного из родителей в воспитании детей или разногласия в методах воспитания, субъективные обстоятельства (слухи, наговоры, распри, ревность).
Семьям кадет присущи три формы дезорганизации. Начальная – тихая, скрытая. Родители постепенно отходят от выполнения тех или иных функций. Вслед за тихой формой наступает остроконфликтная, характерная затянувшимися неурядицами. Взгляды супругов на совместную жизнь и воспитание детей значительно расходятся. Затем наступает развязка, связанная, как правило, с расторжением брака и психологической травмой для воспитанника. Совокупность этих симптомов называют неблагополучной семьей. Такие семьи специалисты подразделяют на типы: конфликтная семья, асоциальная семья, кризисная семья, формальная семья, проблемная семья и семья с алкогольным бытом.
Конфликтная семья - та, в которой существует психологическая напряженность, отсутствует взаимопонимание и имеются расхождения во взглядах, установках, интересах, потребностях; мир и согласие в ней держатся на временных компромиссах.
Асоциальная семья - это та, в которой преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом.
В кризисной семье противостояние интересов и потребностей супругов носит резкий характер и захватывает важные сферы ее жизнедеятельности.
В формальной семье отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение, семейные обязанности выполняются формально.
Проблемная семья - та, перед которой возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести удар стабильности семьи.
В семье с алкогольным бытом основные интересы ее членов или одного из супругов сосредоточены на употреблении спиртных напитков, а не на выполнении каких-либо социально-положительных функций.
Часто неблагополучие в семье бывает скрытым и только поведение и самочувствие воспитанника обращает внимание на имеющиеся проблемы. Воспитатель обязан знать о них и учитывать при планировании и проведении воспитательной работы с кадетом.
Чрезвычайно трудно начать работу в проблемных семьях. В ходе беседы родители часто занимают наступательную или беспомощную, пассивную позицию. Основная цель общения с такими родителями состоит в объединении усилий в деле преодоления трудностей по жизнеобеспечению воспитанника. На первом этапе общения реализуется действие "сопротивления" эмоциональному воздействию собеседника. Для этого следует обрести нейтральное состояние "резервуара" - пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Через 10 - 15 минут, в течение которых, в форме монолога родителем будут высказываться свои претензии. Постарайтесь оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности, спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляя некоторые нейтральные фразы, такие, например, как "Я Вас слушаю", "Я Вас понимаю". Почувствовав Вашу нейтральную позицию, и эмоциональную отстраненность, родитель начнет "остывать", его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами. На втором этапе беседы вашей задачей является организация равноправного взаимодействия. Проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Стремитесь к объединению усилий по искоренению возникшей проблемы. Не берите на себя груз ответственности за результат. Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения к сотрудничеству является подчеркивание значимости роли самого родителя в процессе воспитания.
Иногда воспитателю приходится выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами – двумя родителями или родителями и кадетом. Деятельность посредника в конфликтной ситуации заключается в том, чтобы сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их общении и взаимодействиях, облегчить улаживание конфликта. Реализуя посредничество, нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо остаться нейтральным относительно объекта конфликта. Важно так же сохранить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций участников.
Методика посредничества по улаживанию конфликта состоит из четырех шагов.
1 шаг: "Найдите время, чтобы поговорить". Разговор должен быть длительным (до 2 часов). Помещение лучше выбрать так, чтобы исключить различные помехи (телефонные разговоры, открывание дверей, случайные заглядывания и проч.). Время для разговора выбрать так, чтобы ни один из участников никуда не спешил.
Когда Вы договоритесь о переговорах, для участников необходимо сформулировать два главных правила - запрета.
Первое: если переговоры начались, то запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время. Нельзя выбегать, "хлопая дверью", нельзя говорить фразы типа: "Я вообще не хочу об этом говорить!", "Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!", "Я вижу, что меня здесь не поймут!".
Второе: Запрещается использовать "силовые приемы" (заставлять другого человека уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.
2 шаг: "Спланируйте организацию" В самом начале разговора важно его правильно "запустить". Возможен следующий вариант начала речи: "Конфликты и столкновения часто возникают в общении и взаимодействиях людей. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда не удается. Ваша задача: найти правильное решение, добиться взаимопонимания и согласия. Установка, которую Вы реализуете на переговорах, заключается в том, что Вы не заставляете ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе Вы вырабатываете новую позицию, в которой, по возможности, будут учитываться пожелания участников конфликта. В переговорах постарайтесь избежать трех основных ошибок:
- Мнение, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая - всегда не права.
- Доказательство того, что собеседник плохой человек, имеющий тяжелый характер. Такие высказывания необходимо парировать: «Давайте не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера, и Вы, и я! Давайте выработаем общее решение».
- Возможно, в процессе переговоров показалось, что конфликт является неразрешимым. Предложите найти временный компромисс, устраивающий обе стороны, но ни в коем случае не берите на себя ответственность принятия однозначного решения. Предложите встретиться еще раз, через некоторое время.
4. Выговоритесь. На данном этапе перед участниками и перед посредником стоит задача выявления причины конфликта и формулирование имеющейся проблемы. Дайте конфликтерам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.
5. В ходе разговора постепенно наступает момент, когда участники выговорились, "облегчили душу" и становятся психологически готовыми к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность их высказываний. Наступает момент для составления соглашения.
Требует внимания воспитателей и организация работы родительского комитета. Родительский комитет является общественной организацией, создаётся по инициативе родителей на общем родительском собрании открытым голосованием в количестве, определяемом собранием. Из состава родительского комитета избираются председатель и один-два его заместителя.
Основные задачи родительского комитета:
- оказывает помощь воспитателям в формировании у членов семей кадет высокой нравственной и эстетической культуры, поддержании веры в Российскую армию как гаранта стабильности, целостности и безопасности государства;
- опираясь на инициативу и творческую энергию, способствуют социально-культурному развитию кадетских коллективов, привитию воспитанникам любви и уважения к профессии защитника Отечества;
- разъясняют членам семей кадет задачи, вытекающие из особенностей жизни в кадетском корпусе, направляют усилия на повышение ответственности родителей за обучение и воспитание кадет; оказывают помощь многодетным семьям, семьям погибших при выполнении интернационального, гражданского, конституционного долга по сохранению целостности государства, работают с неблагополучными семьями;
- участвуют в организации содержательного досуга кадет, в утверждении новых обрядов и традиций, вовлекают родителей в творчество, художественную самодеятельность, занятия физкультурой, спортом, туризмом;
- предусматривают меры по дальнейшему укреплению связи и объединению усилий семьи и кадетского корпуса.
Деятельность родительских комитетов строится на широкой инициативе, творчестве и самодеятельности родителей с учетом конкретных задач и условий жизни учебного курса.
Родительское собрание проводится по мере надобности, но не реже одного раза в полугодие. Повестка дня собрания определяется родительским комитетом по согласованию со старшим воспитателем учебной роты. Собрание целесообразно проводить, если на нем присутствует не менее 50% родителей. На собраниях должна создаваться обстановка для свободного и делового обсуждения вопросов, при которой каждый участник собрания имел бы возможность открыто высказывать свое мнение, критиковать и вносить предложения. Решение собрания принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины общего числа присутствующих на собрании. Все критические замечания и предложения, высказанные на собрании, обобщаются и принимаются меры по их реализации. Контроль за выполнением решений собрания возлагается на родительский комитет.
Осуществляя текущую работу, родительский комитет вырабатывает направления своей деятельности, обсуждает основные вопросы на заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание родительского комитета проводит председатель или его заместитель, протокол ведет один из членов родительского комитета. Решения родительского комитета должно носить конкретный характер, с указанием сроков проведения мероприятий и ответственных за их выполнение. Контроль за выполнением принятых решений осуществляет председатель родительского комитета или его заместитель.
Эффективность работы родительского комитета зависит от правильности выбора основных направлений его деятельности.
Целесообразно выбрать следующие направления работы:
1. Общественная работа направлена на пропаганду знаний педагогики, психологии и права, выработки способности противостоять воздействию безнравственности, умения бороться за здоровый образ жизни.
2. Культурно-массовая работа по повышению нравственной и эстетической культуры у родителей.
3. Оборонно-массовая и спортивная работа - проводит мероприятия по военно-патриотической работе с родителями и кадетами, организует встречи с ветеранами Вооруженных Сил, вечера боевой славы, тематические вечера, экскурсии в войсковые музеи и комнаты боевой славы.
5. Социальной работа занимается социальной защитой кадет. Оказывает содействие воспитателям в благоустройстве расположения учебного курса.
6. Оздоровительная работа проводит мероприятия по пропаганде здорового образа жизни; работает в области обеспечения охраны здоровья воспитанников, содействует улучшению медицинского обслуживания, расширению специализированной медицинской помощи; участвует в организации оздоровительного отдыха детей, проводит мероприятия по профилактике заболеваний детей, организует высококачественное санитарное просвещение по вопросам профилактики заболеваний, информирования о вреде курения и злоупотребления алкоголем.
Подростковый возраст имеет свои специфические особенности, поэтому в заключении хочу остановиться на базовых принципах взаимодействия с подростками.
Правда, совесть, раскаяние, честность и порядочность, помноженные на труд - главные воспитатели личности ребенка.
Гармоничное, успешное сочетание системы поощрений и наказаний воспитателями в семье. При этом нельзя замыкаться только на требованиях и постоянно думать о защищенности детей.
Умеренность контроля в воспитании и недопущение ни при каких обстоятельствах физических наказаний, оскорблений, грубости. Помнить о научном и практическом постулате, подтвержденном исследованиями, - заключении о том, что вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка) и слишком суровые наказания способствуют повышению агрессивности, асоциальности ребенка.
Преобладание в воспитании детей любви, вечных человеческих ценностей - доброты, свободы, стремления к независимости, доверия, уважения к достоинству личности, бережного отношения к демократизму, гуманизму в межличностных отношениях. Воспитывать другого может только любящий человек.
Сохранение и развитие в ребенке того лучшего, что есть в нем. Научить детей любить самих себя, свои потенциальные возможности.
Высокая требовательность и уважение к ребенку, его интересам, смысл в том, чтобы заронить в детские души потребность истинного счастья.
Создание таких благоприятных педагогических условий, когда есть возможность ребенку, всем членам семьи стремиться к наслаждению, удовольствию и удовлетворению своих потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"
В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...
Особенности работы с родителями в коррекционной школе
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕВ статье раскрываются вопросы работы с родителями в коррекционной школеСемья является одной из важных сфер и одним из главных объектов педагог...
"Быть завтра лучше, чем был сегодня!"- проект классного руководителя в работе как с кадетами, так и с их родителями.
Данная работа направлена на постановку доверительных отношений кадетов и их родителей, формирование ценностного отношения к себе и к окружающим, умения выходить из проблемных ситуаций, формирование ув...
О некоторых особенностях обучения и воспитания кадет.
Краткое описание проблем, возникших у учителей недавно образовавшегося кадетского корпуса....
Особенности работы воспитателя кадетского корпуса с родителями кадет
Статья для педагогов и родителей. Хорошая психологическая обстановка в семье - залог успешности вашего ребенка. Педагогу необходимо профессионально относиться к вопросу детско-родительских отношений, ...
Особенности работы с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная зад...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» ИМ. Н.И. ЧЕБОДАЕВА
Статья посвящена проблеме работы пришкольного интерната с родителями. В статье рассмотрены формы работы и особенности работы с родителями в школе-интернате «Аскизский лицей-интернат» им. М...