Воспитательная программа "Я - лидер"
рабочая программа на тему
Цель программы “ Я - Лидер” – создать условия для приобретения практического опыта взаимодействия и реализации творческого потенциала личности и коллектива.
Задачи программы:
– Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе; формирование способности самооценки.
– Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.
– Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.
– Развитие творческих и организаторских способностей учащихся; навыков работы в группе, в команде.
– Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
– Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-lider.docx | 129.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Я-лидер»
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Цель программы “ Я - Лидер” – создать условия для приобретения практического опыта взаимодействия и реализации творческого потенциала личности и коллектива.
Задачи программы:
– Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе; формирование способности самооценки.
– Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.
– Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.
– Развитие творческих и организаторских способностей учащихся; навыков работы в группе, в команде.
– Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
– Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Условия успешной реализации программы
* поддержка идеи программы коллективами учащихся, родителями, учителями;
* привлечение к реализации программы специалистов школьной социально – психологической службы;
* организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей;
* открытость воспитательного пространства школы и класса;
* сотрудничество со всеми учителями, работающими с классами.
Прогнозируемые результаты
Успешная и полная реализация программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- имеющую потребность в интеллектуальной и творческой самореализации;
- готовую к созидательной деятельности;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по её построению.
Планирование «Я – лидер»
Месяц/ класс | 5 класс Самопознание Я и мои интересы | 6 класс Самоопределение Мы вместе | 7 класс Самоопределение Город друзей | 8 класс Самореализация Мир добрых сердец | 9 класс Самореализация Мы - лидеры |
Сентябрь | Классный час «День знаний» Классный час «День рождения класса-города» Выборы актива класса. Конкурс «Герб, флаг, девиз города-класса» Мозговой штурм «Правила для учащихся» Праздник летних именинников. | Классный час «День знаний» Выборы актива класса. Конкурс на лучшее предложение в план на год. Мозговой штурм «Наши заповеди» Оформление классного уголка. Организация трудовых дел (уборка кабинета, Организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах органами самоуправления | Классный час «Я гражданин своей страны» Выборы актива класса. Коллективное планирование (Разведка полезных дел). Оформление классного уголка. Организация трудовых дел (уборка кабинета, благоустройство территории школы). Организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах органами самоуправления | Классный час «Я гражданин России» Выборы актива класса. Коллективное планирование (Аукцион идей). Планирование работы на год. Оформление классного уголка. Организация трудовых дел (уборка кабинета, благоустройство территории школы). Организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах органами самоуправления. Круглый стол «Права и обязанности членов самоуправления» | Классный час «Быть гражданином» Выборы актива класса. Коллективное планирование (Создание банка идей и предложений). Оформление классного уголка. Организация трудовых дел (уборка кабинета, благоустройство территории школы). Организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах органами самоуправления Выборы представителя в министерство школьной республики «Гармония» |
Октябрь | Акция милосердия «Помощь детскому дому» Круглый стол «Мир моих увлечений» Оформление классного уголка Заседание актива класса «Как организовать праздник» «Азбука общения» Поздравление учителей. | Акция милосердия «Помощь детскому дому» Классный час «Моя семья и ее традиции» Поздравление учителей. | Акция милосердия «Не бывает чужой беды» Классный час «Настоящий друг» Поздравление учителей. | Акция милосердия «Не бывает чужой беды» Практикум «Тренируем мышление» Поздравление учителей. Классный час «Спешите делать добро» | Акция милосердия «Не бывает чужой беды» Тестирование «Могу ли я добиться успеха?» Заседание актива «Роль актива в улучшении дисциплины и повышении успеваемости в классе» Поздравление учителей. |
Ноябрь | Организация трудовых дел (уборка, утепление кабинета) Классный час «Мы выбираем здоровый образ жизни!» (Оформление стенгазеты ) Классный час «День матери» Праздник осенних именинников. | Организация трудовых дел (уборка, утепление кабинета) Классный час «День народного единства» Игра «Я выбираю здоровье» | Организация трудовых дел (уборка, утепление кабинета) Конкурс рисунков «Город-класс, в котором я живу» Классный час «Права ребенка» | Организация трудовых дел (уборка, утепление кабинета) Час общения «Как научиться жить без конфликтов» Игра «Интеллектуальная мозайка» | Организация трудовых дел (уборка, утепление кабинета и школы) Классный час «Народное единство» Подготовка и проведение школьной радиопередачи. Тест «Конфликтная ли вы личность?» |
Декабрь | Помощь в организации дежурства по школе Классный час «Добрым быть совсем не просто» Участие в подготовке Новогоднего огонька. | Помощь в организации дежурства по школе Классный час «Ответственность» Участие в подготовке Новогоднего огонька. | Организация дежурства по школе (ответственный – актив класса). Беседа «Красота и труд – рядом идут» Участие в подготовке и проведении Новогоднего огонька. | Классный час «Путешествие в страну справедливости» Организация дежурства по школе (ответственный – актив класса). Подготовка и проведение Праздника сюрпризов «Для тех, кто рядом с нами». | Организация дежурства по школе (ответственный – актив класса). Классный час «Планы моей жизни» Организация и проведение новогоднего праздника. |
Январь | Вечер этикета. Анкетирование «Познай себя» |
Игра «Мастерство общения» | Час общения «Мы одноклассники – мы друзья» Классный час «В человеке должно быть все прекрасно» | Конкурс рассказов «Добрые руки человеческой помощи» Подготовка и проведение школьной радиопередачи. Тестирование уч-ся на определение уровня организаторских способностей. | Тестирование учащихся «Тест жизнестойкости» Классный час «Человек. Личность. Гражданин» |
Февраль | Участие в благотворительной акции «Помощь воинам» Классный час «Человек славен трудом» Праздник зимних именинников. | Участие в благотворительной акции «Помощь воинам» Классный час «Без друзей на свете трудно жить» Конкурс «А, ну-ка, мальчики! | Участие в благотворительной акции «Помощь воинам» Рыцарский турнир Вечер «Сюрпризы для друзей» | Участие в благотворительной акции «Помощь воинам» Проект «Женщины в годы Великой Отечественной войны» | Участие в благотворительной акции «Помощь воинам» Классный час «Лидерство в науке и политике» Урок мужества «Слава героям!» |
Март | Семейный праздник «Самые лучшие мамы на свете!» Классный час «Учиться всегда пригодиться!» | Тренинг «Я и моя роль в классе» Конкурс «А, ну-ка, девочки! Классный час «Книга – наш лучший друг» | Бал Золушек. Круглый стол «Какой мы коллектив?» | Мониторинг «Кто вы? Капитан? Рулевой? Пассажир?» «Праздник Весны». | Подготовка и проведение весеннего праздника. Деловая игра «Я-лидер» |
Апрель | Организация трудовых дел (уборка, благоустройство территории школы). Подготовка и участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты» Игра – путешествие «Земля –наш дом» | Организация трудовых дел (уборка, благоустройство территории школы). Игра «Клуб знатоков родного края» Тестирование «Какой я в общении» | Организация трудовых дел (уборка, благоустройство территории школы). Проект «Друзья для любимого города» Тестирование «Оценим себя реально» | Акция милосердия «Помощь ветеранам» Организация трудовых дел (уборка, благоустройство территории школы). Тест толерантности. Викторина «День Земли» Подготовка и проведение Акции «Защитим природу» | Акция милосердия «Помощь ветеранам» Организация трудовых дел (уборка, благоустройство территории школы). Подготовка и участие в «Днях защиты от экологической опасности» Классный час «Мужество и боль Чернобыля» |
Май | Встречи с ветеранами. Праздник весенних именинников. Классный час «День Победы» Оформление летописи класса и классного уголка. | Встречи с ветеранами. Классный час «Маленькие герои большой войны» Определение сплоченности классного коллектива. Подготовка команды к Турслету. Оформление летописи класса и классного уголка. | Встречи с ветеранами. Классный час «Этих дней не смолкнет слава» Определение уровня сплоченности класса. Подготовка команды к Турслету. Оформление летописи класса. | Поздравления ветеранов. Классный час «Великая Победа» Диагностика развития уровня самоуправления. Подготовка команды к Турслету. Оформление летописи класса. | Поздравления ветеранов. Классный час «Поклонимся великим тем годам» Диагностика развития уровня самоуправления. Оформление летописи класса. Подготовка к «Последнему звонку» и выпускному вечеру. |
ЛИДЕР
Одним из важных навыков лидера является умение общаться. Гениями общения являются люди, обладающие душевным спокойствием, чувством юмора, неподдельным интересом к людям, артистизмом, положительной энергетикой и умением при этом провести агрессивную атаку, сказать «нет», никого при этом не обидев.
Эмоциональный лидер — умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.
Лидер-критик — умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
Лидер-интеллектуал — умеет продуцировать разные позитивные идеи.
Лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.
Лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.
Качества личности лидера?
- способность управлять собой («если хочу, то смогу»), то есть способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил (в том числе и физических);
- наличие четких личных целей («знаю, что хочу»), то есть ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и умение оценивать степень продвижения к ним;
- умение решать проблемы (найти вы ход в лабиринте мнений) — умение вы членить в проблеме главное и второстепенное, оценивать варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, а также определять необходимые ресурсы для решения проблемы;
- творческий подход к организации людей (не так, как все), что предполагает поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи и стремление к нововведениям;
- умение влиять на окружающих (вести за собой): уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личностные отношения, способность убеждать и внушать,умение слушать других;
- знание особенностей организаторской деятельности, а именно: умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой;
- наличие организаторских способностей (в их единстве), то есть организаторское
чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт), эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе; - умение работать с группой, предполагающее понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолевать ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу и поиску путей развития группы.
Общие и специфические качества лидера
Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):
- компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
- активность — умение действовать энергично, напористо;
- инициативность — творческое про явление активности, готовность к выдвижению идей, предложений;
- общительность — открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;
- сообразительность — способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
- настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
- самообладание — способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;
- работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;
- наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;
• самостоятельность — независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
• организованность — способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):
- организаторская проницательность — тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;
- способность к активному психологическому воздействию — владение разнообразием средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
- склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.
Методы изучения классного коллектива:
- Наблюдение.
- Анкетирование, тестирование.
- Беседа.
- Анализ продуктов деятельности.
- Диагностика уровня развития классного коллектива.
Оценивание идет по 5-балльной шкале:
5 – соответствует тому, что эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;
4 – проявляется часто;
3 – бывает редко (иногда);
2 – этого у нас нет;
1 - у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана.
Уровень развития блока характеристик:
6 – 12 баллов – очень низкий уровень развития;
13 – 18 баллов – низкий уровень развития;
19 – 24 баллов – средний уровень;
25 – 30 баллов – высокий.
Уровень развития коллектива определяется суммой баллов:
Суммарное число баллов | Уровень развития коллектива |
24 – 48 | Очень низкий |
|
|
|
| ||
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| ||
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| ||
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| ||
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Советы по организации детского самоуправления
Совет первый. На первый взгляд кажется, что дети ничего не могут делать самостоятельно и лучше все детские проблемы решить самому педагогу. Помните, чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность и иждивенчество, тем меньше шансов пробудить у них активность.
Совет второй. Постарайтесь понимать не только каждого ребенка, но и детское сообщество в целом. Любая детская группа – это живой социальный организм со своими лидерами, специфическими нормами отношений с другими группами. Понимая детей и детские группы, надо правильно прогнозировать развитие отношений между детьми и взрослых с детьми.
Совет третий. Помните: то, что интересно вам, не всегда интересно детям. При этом интересы у детей самые разнообразные. Но есть и общее, что их объединяет. Это общее обусловлено возрастными особенностями детей. подростки всегда стремятся к необычному, таинственному. Необходимо постоянно изучать интересы детей и только тогда вы сможете предложить им дело, которое сплотит их и позволит развивать их социальную активность.
Совет четвертый. Выделяя из детской среды своих помощников, не позволяйте формироваться ученической бюрократии. Она появляется тогда, когда активисты начинают пользоваться особыми привилегиями, ощущать свою незаменимость во всех делах. При этом они становятся как бы особо доверенными лицами педагогов. Каждый активист должен в первую очередь представлять ученический коллектив в отношениях с педагогами и администрацией, а не педагогический коллектив в отношениях с детьми.
Совет пятый. Педагогическая помощь лидерам-организаторам должна быть непрерывной. Дети, которые выдвинуты детским коллективом в качестве «вожаков», должны ощущать уважение и поддержку как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива в целом. Никогда не подчеркивайте, что вы делаете серьезное дело, а детская организаторская работа – это игра.
Совет шестой. Помните, что, требуя ответственности детей за взятые обязательства перед детским коллективом и педагогами, вы сами должны показывать пример обязательности выполнения своих обещаний. Если вы обещаете детям предоставить им те или иные полномочия или помочь им в реализации этих полномочий, то, как бы ни было сложно, вы должны выполнить свои обещания.
Совет седьмой. Если вы предоставили какие-либо полномочия органам детского самоуправления, нельзя приостанавливать эти полномочия без серьезных на то оснований, понятных детям. Поэтому нужно очень осторожно делегировать детям полномочия и ответственность, учитывая их возможности. Нельзя передавать детям те полномочия, которые в ведении педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения (например, организация и планирование учебного процесса).
Совет восьмой. Уважайте организаторский труд детей, эмоционально поддерживайте их усилия в решении организаторских задач. Ни в коем случае не иронизируйте по поводу усилий детей что-то изменить в коллективе. Будьте оптимистом, верьте в то, что дети могут сделать многое и помогайте им в этом.
Совет девятый. Никогда не занимайте позицию постороннего в делах, придуманных детьми. С одной стороны, нельзя навязывать детям свое мнение, с другой – необходимо выдержать постоянную заинтересованность в решении детских проблем. При этом важно определить степень своего участия в детских делах. Это участие чаще всего определяется теми задачами, которые дети самостоятельно решить не могут. ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, А НЕ РЯДОМ С НИМИ.
Совет десятый. Помните, что самоуправление – это часть детской жизни, а не просто средство воспитания детей. участвуя в управлении, дети реализуют свои права, защищают свои интересы. Поэтому педагогам надо признавать эти права и, прежде всего право на социальную защиту как каждого ребенка, так и коллектива в целом.
Совет одиннадцатый. Развивая самоуправление в детских коллективах, формируйте ответственность каждого ребенка за результаты общей работы. Необходимо создать условия, при которых каждый участник деятельности будет понимать, что от него что-то зависит, что общая победа – это его личная победа, а не удача всех – это неудача каждого.
Совет двенадцатый. ВЕРЬТЕ В ДЕТЕЙ, В ИХ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ. Они могут значительно больше, чем мы это представляем. Детские фантазии беспредельны, а активность безгранична.
Принципы, на которых строится деятельность и общение
- Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
- Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива, коллектива школы и личности в нём.
- Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяется самочувствием человека, его отношением к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребёнка в дальнейшей деятельности.
- Принцип свободы выбора. Каждому ребёнку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учётом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ученика к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
- Принцип сотворчества. Творчество – универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
- Принцип деятельности. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи, от переживания ценностного эмоционального отношения к объекту деятельности.
Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе:
- Помогло приобрести навыки общения,
- Выработать личную ответственность,
- Сплотить ученические коллективы,
- Скоординировать действия ученических коллективов;
- Позволило выявить свои возможности и реализовать их;
- Способствовало выявлению лидеров;
- Повысило уровень воспитанности учащихся;
- Дало свободу мысли
- Сделало уверенным в своих силах
- Должно быть таким, чтобы все в классе чувствовали себя равноправными
Учителя считают:
- Учащиеся должны принимать участие в школьном процессе
- Активные, талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя
- Самоуправление делает учащихся более организованными, собранными, самостоятельными, приучает к ответственности
- Будет более успешным, если учащиеся осознают цели коллектива как свои личные
- Способствует созданию условий для самореализации личности
- Формирует культуру общения
Родители считают:
- Главный показатель самоуправления – развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений
- Сплачивает коллектив
- Вовлекает как детей, так и родителей в управление школой
- Дает детям свободу выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли
- Каждый учащийся должен поддерживать решение педагогического коллектива, а все педагоги – решение органов самоуправления учащихся
Приложение 1.
Оценим себя реально.
Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание работы, правила ее организации и способы оценки, но и свои индивидуальные особенности. Попробуем их узнать. Выполните задания, которые предлагаются в тестах, и узнаете о себе немало интересного.
Мы предлагаем методику самооценки лидерских качеств, которую может использовать каждый школьник.
Если Вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4»; если скорее согласны, чем не согласны, — цифру «3»; если Вам трудно ответить определенно — «2»; если Вы скорее не согласны, чем согласны, — «1»; полностью не согласны — «О».
Я — лидер
- Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
- Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
- Я знаю, как преодолевать трудности.
- Люблю искать и пробовать новое.
- Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
- Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
- Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
- Все знакомые относятся ко мне хорошо.
- Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
- Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
- Я хорошо планирую свое время и работу.
- Я легко увлекаюсь новым делом.
- Мне нелегко установить нормальные отношения с товарищами.
- Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
- Ни один человек не является для меня загадкой.
- Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
- Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
- Для меня важно достижение цели.
- Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
- Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
- Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
- У меня всегда все получается.
- Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
- Я умею поднимать настроение у моих товарищей.
- Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
- Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
- Не существует проблемы, которую я не могу решить.
- Принимая решения, перебираю различные варианты.
- Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
- Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
- В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
- Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
- Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю рук.
- Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
- Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
- Я никогда не поступал так, как другие.
- Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
- При организации дел я учитываю мнение товарищей.
- Я нахожу выход в сложных ситуациях.
- Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
- Никто и никогда не испортит мне настроения.
- Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
- Решая проблемы, использую опыт других.
- Мне неинтересно заниматься одно образным, рутинным делом.
- Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
- Я умею контролировать работу моих товарищей.
- Умею находить общий язык с людьми.
- Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Заполнив карточки ответов, необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая ответов на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А — умение управлять собой; Б — осознание цели (знаю, что хочу); В — умение решать проблемы; Г — наличие творческого подхода; Д — влияние на окружающих; Е — знание правил организаторской работы; Ж — организаторские способности; 3 — умение работать с группой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если сумма баллов в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием; если сумма больше 10 — это качество развито средне или сильно.
Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8,15, 22, 27, 29, 34, 36,41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке.
Теперь, когда Вы составили представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, следуя которым их можно улучшить.
Лидер-ориентир
Рекомендации
Если у Вас низкий показатель А (управление собой), поработайте над собой:
- Стремитесь изучить себя. Посмотрите на себя внимательно в зеркало. Подумайте,
что привлекает в Вас людей, а что отталкивает. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни? - Не бойтесь выражать свои чувства. Вам могут поверить только тогда, когда Вы переживаете.
- Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Ищите поддержки у окружающих, но не стремитесь переложить свое напряжение на них.
- Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Это необходимо, так как неудачи — это тоже опыт, правда, такой, о котором приходится жалеть.
- Оценивайте свои достижения. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придает уверенности.
Если низким является показатель Б, постарайтесь, ответив на следующие ниже вопросы, определить, что именно Вы должны откорректировать в своем целеполагании.
- Действительно ли Ваши цели важны для Вас?
- Реальны ли Ваши цели?
- Достаточно ли сил Вы вкладываете в их достижение?
- Соответствуют ли Ваши цели новым обстоятельствам?
- В достаточной ли мере Вы привлекаете окружающих к достижению целей?
Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), найдите ответы на следующие вопросы:
- Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
- Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за
первый, который мне сразу понравился? - Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
- Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
- Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответьте на следующие вопросы:
- Ценю ли я творческий подход в других людях?
- Готов ли я к неопределенности?
- Верю ли я в свои творческие способности?
- Могу ли я порвать с традициями?
- Испытываю ли я потребность в переменах?
Если у Вас трудности с влиянием на окружающих (показатель Д), учитесь устанавливать конструктивные отношения с людьми:
- Вглядитесь в другого человека.
- Увяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
- «Наведите мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
- Выразите заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
- Раскройте свои мысли и чувства.
- Будьте готовы подбодрить другого человека.
Если Вы обнаружили, что у Вас не хватает знания особенностей организаторской деятельности (показатель Е), обратитесь к правилам организаторской работы:
1. Выясните условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
- выделите в задаче главное и второстепенное;
- выясните время выполнения задачи;
- уточните свои права и обязанности, то, кому Вы подчиняетесь и кто подчиняется Вам;
- определите место выполнения задач и то, какие материальные средства для этого необходимы;
- повторите задание.
2. Подготовьтесь к выполнению задания:
- изучите опыт других, посоветуйтесь;
- наметьте предварительную расстановку людей;
- исходя из реальных возможностей, составьте план.
3. Подготовьте товарищей к выполнению задания:
- обсудите план со всеми, кто будет выполнять задачу;
- учтите поправки и замечания, высказанные товарищами, примите коллективное решение о том, как действовать.
4. Расставьте людей, учитывая их возможности:
- распределите работу между товарищами с учетом их способностей;
- организуйте дело так, чтобы каждый знал свои права и обязанности и чтобы за
каждый участок работы отвечал один человек.
5. Согласовывайте свои действия:
- постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников — младших организаторов;
- поддерживайте связь с теми, кому подчиняетесь, получайте от них информацию обо всех изменениях в задании;
- интересуйтесь опытом выполняющих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:
- подробно объясняйте им их задачу на определенный период работы;
- указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывайте помощь в преодолении трудностей, но не подменяйте их;
- подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организатора.
7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:
- привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
- осуществляйте учет времени, отведенного на выполнение каждой части работы;
- давайте оценку работы исполнителей только на основе достоверных данных;
- старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуйте от своих помощников их экономного расходования.
8. Будьте внимательны в период завершения работы:
- требуйте отчета о работе от своих помощников;
- при возникающих затруднениях на отдельных участках организуйте помощь;
- организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуйте свое время и силы:
- осуществляйте руководство выполнением задания через своих помощников;
- решайте самые главные вопросы, не отвлекаясь на мелочи (ими займутся помощники);
- оказывайте помощь в работе на самом трудном участке.
10. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:
- анализируйте работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя
положительный опыт, промахи и ошибки; - давайте оценку работы на основе конкретных результатов;
- старайтесь поощрить, отметить работу своих помощников.
Если у Вас недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), постарайтесь их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учтите при этом несколько советов:
- Поставив себя на место другого человека, уясните, как он или она смотрит
на мир, что значит быть в его положении. - Поразмыслите над тем, что интересует другого человека, подумайте, во что он или она с удовольствием вложили бы свои силы, о чем они любят говорить.
- Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
- Попытайтесь определить стиль общения с конкретным человеком.
- Работайте над созданием открытых доверительных отношений, располагайте к себе людей.
Советы тем, кто хочет успешно управлять деятельностью других:
- изучите интересы, увлечения, способности — свои и других людей;
- при распределении организаторских заданий опирайтесь не только на способности помощников, но и на их задатки, которые стоит развивать;
- чаще обращайтесь за помощью к знатокам и умельцам: от этого и делу польза, и всем приятно — их способности замечены;
- имейте в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально и с учетом этого строй те свои требования к нему.
Приложение 2
Стили организаторской деятельности (А. Н.Лутошкин):
- Ранящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в группе начинающих.
- Возвращающийся бумеранг. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
- Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен
в зависимости от ситуации.
• Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.
Задание: прочтите перечисленные ниже правила ведущего за собой; подумайте, с какими из них Вы согласны, какие вызывают сомнение; дополните данные нами правила своими.
- Установите ясные цели. Умные коллективы часто сами находят путь, еслизнают, к чему надо прийти.
- Начинайте с малого, «большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
- Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
- Составьте реальный график работы. «Москва не сразу строилась». Научиться —означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
- Советуйтесь часто и искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда Вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться — это не форма, а содержание. Манипулирование людьми подрывает возможность создать группу единомышленников.
6. Свяжите создание коллектива с организационной работой. Люди с готовностью пойдут на эксперимент, если это не потребует большого объема дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
7. Смело встречайте проблемы. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если Вы будете играть в деятельность, то дискредитируете свои усилия.
8. Поощряйте открытость и искренность. С глубоко укоренившимися предрассудками легче справиться, а устоявшиеся взгляды изменить, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссий.
9. Не вызывайте ложных надежд. Обещать легче всего. Невыполненные обещания компрометируют Вас.
- Если нужно, перестройте свою работу. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объем работы.
- Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете мы сами отвечаем за свое развитие.
- Помните, что Вы «можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
- Не забывайте о тех, кто вне игры. Зависть может помогать развитию. Люди любят быть участниками каких-либо свершений.
- Помните, что создание коллектива может вызвать новые проблемы. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
- При объединении людей используйте возможности каждого. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают творчество. Делегируйте (передавайте) полномочия.
- Принимайте помощь извне, если это необходимо. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия.
Люди со стороны не участвовали в организационной работе, поэтому человек извне скорее окажется беспристрастным. - Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь — это самое ценное.
- Делайте то, о чем говорите. Дела говорят сами за себя. Пусть Вас не покидает удача, спутница увлеченных и деятельных людей.
Приложение 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА
Групповую сплоченность – важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5).
ТЕСТ
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю. (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю (1).
УРОВНИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
• 15,1 баллов и выше – высокая;
• 11,6 – 15 балла – выше средней;
• 7- 11,5 – средняя;
• 4 – 6,9 – ниже средней;
• 4 и ниже – низкая.
ИСТОЧНИКИ Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.
Приложение 4
Методика «Я – лидер»
Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова.
Цель проведения: изучение операциональных коммуникативных умений учащихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.
Инструкция по проведению опроса
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовать различные дела и особенностях вашей личности.
Я буду читать номер утверждения и самоутверждения, а вы должны записать в бланке ответов балл по шкале возможных ответов:
4б. – полностью согласен
3б. – скорее согласен, чем не согласен
2б. – трудно сказать
1б. – скорее не согласен, чем согласен
0б. – полностью не согласен».
Текст методики «Я – лидер»
- Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
- Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
- Я знаю, как преодолевать трудности.
- Люблю искать и пробовать новое.
- Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
- Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
- Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
- Все знакомые относятся ко мне хорошо.
- Я не умею распределять свои силы в учёбе и труде.
- Я могу легко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
- Я хорошо планирую своё время и работу.
- Я легко увлекаюсь новым делом.
- Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
- Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
- Ни один человек не является для меня загадкой.
- Считаю важным, чтобы те, кого организую, были дружными.
- Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим.
- Для меня важно достижение цели.
- Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
- Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
- Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
- У меня всегда всё получается.
- Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
- Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
- Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
- Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
- Не существует проблемы, которую я не могу решить.
- Принимая решения, перебирая различные варианты.
- Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
- Я умею правильно подобрать людей.
- В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
- Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
- Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
- Я никогда не поступлю так, как другие.
- Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
- Я никогда не поступал так, как другие.
- Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием.
- При организации дел я учитываю мнение товарищей.
- Я нахожу выход в сложных ситуациях.
- Считаю, что мои товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
- Никто и никогда не испортит мне настроение.
- Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
- Решая проблемы, использую опыт других.
- Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
- Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
- Я умею контролировать работу моих товарищей.
- Умею находить общий язык с людьми.
- Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Бланк ответов
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А – умение управлять собой- №1,9,16,,25,33,41
Б – осознание цели (знаю, чего хочу) – № 2,10,18,26,34,42
В – умение решать проблемы - № 3,11,19,27,35,43
Г – наличие творческого подхода - № 4,12,20,29,36,44
Д – влияние на окружающих - № 5,13,21,29,37,45
Е – знание правил организаторской работы - № 6,14,22,30,38,46
Ж – организаторские способности - № 7,15,23,31,39,47.
З- Искренность №8,16,24,32,40,48
Сводная таблица результатов «Я – лидер».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если меньше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подвергаются сомнению и требуют дополнительной работы с учащимся.
Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей.
|
|
|
|
|
|
|
|
Данные по классу представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.
Приложение 5
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения: каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
43210 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
43210 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
43210 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
43210 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
43210 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
43210 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
43210 14. Участвую в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.
43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
43210 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
43210 19. Мы стремимся помочь другим (младшим) коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
43210 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да»,
3 – «Скорее да, чем нет»,
2 – «Трудно сказать»,
1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет».
Обработка результатов: При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8,);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12);
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16);
5) отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18,19, 20);
6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на общее число участников опроса и на 16 (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
Приложение 6
Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе
(Если каждый не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.)
Аспект самоуправления | 9класс | 10класс | 11класс | |||
Коэффициент | Уровень | Коэффициент | Уровень | Коэффициент | Уровень | |
Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность | 0,71 | Средний | 0,85 | Высокий | 0, 87 | Высокий |
Организованность классного коллектива | 0,72 | Средний | 0,86 | Высокий | 0, 95 | Высокий |
Ответственность членов первичного коллектива за его дела | 0,85 | Высокий | 0,88 | Высокий | 0, 92 | Высокий |
Включенность класса в дела общешкольного коллектива | 0,84 | Высокий | 0,89 | Высокий | 0, 96 | Высокий |
отношения класса с другими ученическими общностями | 0,61 | Средний | 0,75 | Средний | 0,88 | Высокий |
Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива | 0,57 | Средний | 0,71 | Средний | 0, 89 | Высокий |
Определитель отношения к общественным поручениям
Ф.И.О. | Делает все с большим желанием | Хорошее исполнение | По принципу «тяп-ляп» | Категорически отказывается | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл | |||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
итог | 12 | 5 | 6 | 11 | 13 | 9 | 17 | 16 | 12 | 12 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа "Лидер"
Программа"Лидер" используется в работе детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" с 2006 года. Содержит Направления деятельности лидеров детской организации и формы работы по ним....
конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лидер"
Подробный конспект занятия со старшеклассниками с целью ознакомления с дополнительной образовательной программой "Лидер". Ролики, используемые в занятии можно легко найти в различных сайтах., в том чи...
Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"
Срок реализации программы – 3 года, возраст детей 11-17 лет.Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...
Рабочая программа по воспитательной работе "Лидер"
Программа «Лидер»для 3 ступеней обучения1ступень « Я - Лидер» (1-4 классы)2 ступень « Мой лидерский потенциал» (5-9 классы)3 ступень « Школа Лидерства» (9-11 классы)...
Воспитательная программа "Лидеры"
программа...
Кто такой Лидер? Введение в программу "Лидер"
Познакомить учащимся с содержанием программы "Лидер"...