Классный час для 8-9 классов на тему "Мир без нацизма"
классный час (8 класс) на тему

Баракова Людмила Сергеевна

разработка и презентация к проведению классного часа на тему "Мир без нацизма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_bez_natsizma.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа для 8–9 классов

«Холокост. Это не должно повториться…”

Подготовила и провела Баракова Людмила Сергеевна учитель математики МБОУ «СОШ с.Ома»

Цели мероприятия:

Образовательная: показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма.

Воспитательная: воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Развивающая: развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация

Ход занятия.

Слайд 1

Слайд 2

Наш классный час сегодня посвящен одной замечательной дате. Какой, как вы думаете?

Этот классный час под единой темой «Мир без нацизма». Это всероссийская акция, проводимая во всех школах нашей страны.

Мы сформулировали тему «Холокост. Это не должно повториться…»

А известно ли вам такое слово «Холокост»?

Слово «Холокост» многим молодым людям сегодняшнего времени незнакомо.

Слайд 3

Холоко́ст — «всесожжение» — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Слайд 4,

5 фото

В течение второй мировой войны фашистами была совершена преднамеренная попытка полного истребления еврейской нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира (это более 6 000 000 человек). Кроме того, были уничтожены от четверти до трети цыганского народа, потери поляков  составили 10 %, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные,  погибли около 3 миллионов советских военнопленных. Страшные цифры! Именно после прихода фашистов к власти начала реализовываться политика государственного антисемитизма (непринятия представителей еврейской расы). Эта идеология была прописана ещё в книге Гитлера «Майн кампф».

Первой жертвой Холокоста стала еврейская община Германии, которая насчитывала 500 тысяч человек.

Слайд 6

Политика государственного антисемитизма в Германии в 1933 – 1940 гг.

1. В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». В связи с этим, евреи были изгнаны с государственной службы, их магазины бойкотировали, книги еврейских авторов подлежали сожжению.

2. В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам.

3. В 1938 году было создано специальное бюро во главе с Адольфом Эйхманом, якобы для «добровольной эмиграции  евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.

Слайд 7

4. в 1939 году вышло распоряжение Г.Геринга, одного из первых лиц  Германии, «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Кроме того, вышел приказ Р. Гейдриха о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»). 12 ноября 1938 г. в канцелярии Геббельса состоялось заседание, на котором присутствовал Гейдрих. Было решено наложить на евреев штраф в миллиард марок и заставить их платить ущерб, нанесенный нееврейскому имуществу во время погрома.

5. В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы – в Варшаве. Треть населения города разместилась на территории 4,5%.

Слайд 8

Слайд 9 (звезда)

Вы видите по этим фактам, что план убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилие, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры. Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”. Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”.

Именно евреи стали жертвами нацистского эксперимента по разработке и реализации технологии уничтожения целого народа.

Каждый еврей обязан был носить особый знак, называемый «Звезда Давида».

Слайд 10

Уничтожение евреев в Европе не было тайной для стран-участниц антигитлеровской коалиции. Так, правительство Великобритании уже в 1942 году из перехваченного немецкого сообщения узнало о том, что фашисты за месяц уничтожают в лагере Освенцим 8354 человек. После этого началось обсуждение различных способов спасения заключенных. Но дальше разговоров дело так и не пошло. Впоследствии союзники отклонили требование бомбить лагеря смерти или хотя бы подъездные пути в Освенцим, где каждый день сжигали десятки тысяч евреев. (Так, в течение трех недель лета 1944 г. в Освенциме было казнено 445 тыс. венгерских евреев). Все это говорит о равнодушии западных держав к судьбе европейских евреев. В СССР судьба евреев была не менее трагичной. Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь своего населения восточноевропейских областей. Вспомнить, например, страшный Бабий Яр в Киеве, Богдановку в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове. Там были уничтожены тысячи представителей еврейского народа. Это нашло свое отражение в стихах и песнях.

Слайд 11

стих

отрывок из поэмы Е.Евтушенко:

В истории еврейства казней много.
И ныне страх, как тошнота во рту.
…Слепая спотыкается дорога,
Она упрется в смерти темноту.

Вот Бабий Яр. Повсюду оцепленье.
Уже сереет неба бирюза,
И по рядам ползет оцепененье,
От страха расширяются глаза.

Все вещи - в кучу. Дан приказ раздеться -
И к Яру. Начинается исход:
По спинам палки, никуда не деться,
И безоружных косит пулемет.

Их гонят, гонят, гонят, гонят, гонят…
Через бугры и рытвины туда,
Где в ужасе земля натужно стонет,
Рекою льется кровь, а не вода.

И в эту бездну медленно и глухо
Срываются и падают тела.
Песок им будет ныне вместо пуха,
Кого смерть за собою увела.

Поодаль полицаи и солдаты
Штыками колют маленьких детей.
Над стариком глумятся супостаты -
Кастет по голове: «Умри, еврей!»

Вот изверги насилуют девчонок,
Затем их добивают тесаком.
Вот в Бабий Яр летит грудной ребенок,
Раввина убивают топором.

Уходит день. Яр полнится телами.
ОУНовцы кричат: «Умрить, жиды!»
Сиона дети, я навеки с вами,
И палачам не миновать беды.

И кровь людская по песку струится.
Из груды тел протянута рука.
Пусть суд свершится Божию десницей,
И мрак фашизма сгинет навека.

Слайд 12, 13, 14, 15

БА́БИЙ ЯР — овраг на окраине Киева, где 29—30 сент. 1941 нацисты убили около 34 тыс. евреев; символ геноцида евреев в период 2-й мировой войны.

По подсчетам экспертов, в Б. Я. захоронено около 100 тыс. чел. До сер. 70-х гг. продолжалась борьба за создание в Б. Я. мемориального комплекса.

В 1976 памятник был установлен

Слайд 16

Но в любой войне раскрываются и плохие, и хорошие качества человека. И были люди, которые, несмотря на свою принадлежность к немецкой расе, понимали, что уничтожение еврейского народа – чудовищное преступление. И это противоречило их моральным принципам, а потому, рискуя собственной жизнью, они спасали этих людей.

Всем известно имя фабриканта Оскара Шиндлера, спасшего более 1100 евреев. Он устраивал их работниками на свою фабрику эмалированной посуды, а затем вывез более 800 мужчин и 300 женщин в безопасное место, где они дождались окончания войны и избежали страшной смерти в газовых камерах концлагеря Аушвиц.

Слайд 17

Слайд 18

Венгерский дипломат Рауль Валленберг спас десятки тысяч венгерских евреев, оформляя им фальшивые паспорта, а затем погиб сам, но уже в СССР,  застенках НКВД.

Совсем недавно стало известно и о «русском Шиндлере» -   политруке Николая Киселёве, русском партизане, сумевшем сбежать из немецкого плена. У партизанского отряда «Мститель» под командованием Киселёва, к которому прибились уцелевшие евреи Белоруссии, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили Москву и получили приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых— старики, женщины и дети. После более чем 1500-километровый перехода по оккупированной территории, Киселёв вывел за линию фронта 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди в свою очередь заступились за него и Киселёва освободили.

Таких людей с чистым и отважным сердцем, конечно, было немало. В Израиле им присваивалось звание Праведника Мира. Каждый год спасенные граждане Израиля вместе со своими детьми и внуками собираются на традиционные Дни Памяти, чтобы ещё раз вспомнить тех, кто помог им выжить.

Слайд 19, 20, 21

Есть ли нацизм в наше время?

Скинхеды

Слайд 22

Что значит национализм?

Националист в хорошем смысле слова – это любовь к своему народу (нации).
Националист в плохом смысле слова – это ненависть к другим народам. Неонацисты, ненавидящие представителей других национальностей – всегда неразвитые и нереализованные

Национализм – это рычаг разрушения стран, рычаг для искусственного разжигания гражданских войн

Слайд 23

Все вы смотрите и слушаете новости, и в курсе событий, происходящих на Украине.

В результате государственного переворота власть в Киеве захватили неонацисты. Об этом говорят сегодня не только русские и русскоязычные, составляющие большинство населения Украины. Это видят уже и в других странах.

Слайд 24

1. Идеология. Движущей силой переворота стали неонацистские организации. На первые роли выдвинулся «Правый сектор» во главе с претендующим на роль украинского фюрера Дмитрием Ярошем.

Отмена закона о региональных языках стала первым показательным шагом укрофашистов. . Бандитов Яроша подпирают неофашистские военизированные организации, составляющие «самооборону Майдана», использующие нацистскую и неонацистскую символику (видоизмененная свастика, кельтский крест).

Слайд 25

2. Методы борьбы. Как и германские нацисты 20-30-х годов ХХ века, украинские неонацисты захватили власть на волне массовых беспорядков, сопровождавшихся убийствами.

Прямым заимствованием у германских нацистов стали массовые факельные шествия укронацистов с лозунгами «Украина превыше всего», «Слава нации – смерть врагам» и им подобными. Поднятый перед Верховной Радой Украины в Киеве черно-красный бандеровский флаг прямиком отсылает нас к черно-красному флагу гитлеровской Германии. Зомбированным людям навязывается лживое пафосное понятие «национальной революции».

Слайд 26

13 марта Рада спешно проголосовала за создание «национальной гвардии», численностью 60 тысяч, для охраны порядка и подавления беспорядков.

Сейчас в Украине действия захватчиков носят характер преступления против человечества на государственном уровне. Часть силовиков совместно с организованными отрядами боевиков «Самообороны», имеющие опознавательный знак свастику, патрулируют оккупированные города западных регионов, продолжают захваты

А теперь ответим на самый важный вопрос: был ли побежден Холокост? Согласно высказыванию М.Я. Гефтера, первого президента российского фонда «Холокост»: «Никогда не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда против всех».

Когда в стране, победившей фашизм, звучат нацистские лозунги, а преследования и оскорбления людей по национальному признаку (в том числе и русских в некоторых бывших советских республиках) становятся обыденным явлением, тема Холокоста звучит особенно актуально. А, следовательно, ужасы Второй мировой войны не должны повторяться.

Люди должны осознавать, что планета находится под угрозой возрождения неонацизма и встать на защиту мира!"

Слайд 27

Заключение.

Фашизма на земле не смыть пятно,
И к памяти взывает нас оно.
Набатом – Холокоста трупный смрад,
И миллионный счет людских утрат.

Все, кто ушел, к былому не вернутся,
И их сердца в сей жизни, не забьются.
Вы прокляты – на ком лежит вина,
Что боль утрат испили мы до дна.

Литература:

  1. Г.В.Клокова “История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945), М.НПЦ “Холокост”, 1995 г.
  2. Материалы Википедии (Интернет).

Я НАДЕНУ ЗВЕЗДУ ДАВИДА

Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.
Мне ни капли не будет стыдно
Этой жёлтой звезды позорной.

Я надену её как Память
О шести миллионах евреев.
То же самое было б с нами,
Если б мы родились в то время.

Нас бы так же сгноили в гетто,
Расcтреляли во рвах и ярах...
Разве можно забыть об этом?
Эту память время не старит.

Знаем точно, что нас сожгли бы
В бухенвальдской, в освенцимской топке...
Разве мир придёт под оливы,
Если будем беспечны и робки?

Разве станет обычным шрамом
Эта кровоточащая рана,
Если нам продолженьем драмы
Угрожают из Тегерана?

Если в мире большом и малом
Всё плодятся тёмные силы
И со свастиками вандалы
Оскверняют наши могилы?

Да, у Памяти груз тяжёлый,
Но его сохранить должны мы,
Чтоб с нагрудной звездою жёлтой
Вновь не стать крематорским дымом.

Новый век и те же обиды?
Чем их вырвать навеки с корнем?
Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.

27 января – международный день памяти жертв Холокоста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы Цели:дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;формиров...

Конкурс "Самый классный классный" АНАЛИЗ воспитательной работы с классом

Материал содержит анализ воспитательной работы с классом за 4 года...

Конкурс "Самый классный классный" ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Я и мой класс" .

Презентация представлена в виде кадров фильма "Воспитание добротою", отражает воспитательную работу класса   по семи направлениям....

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...