Концепция развития классного коллектива
проект по теме
Проект "Сотвори себя сам" разработан для развития классного коллектива и личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_razvitiya_klassnogo_kollektiva_10b.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ
развития классного коллектива
Актуальность
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее большинство учителей сомневается в возможности развития творческого мышления.
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.
Идея.
Исходя из экспериментальной темы школы, концепции воспитательной работы ХСФАШ «Развитие саморегуляции как осознанное управление своим поведением», обращаемся к проблеме развития творческого отношения самоорганизации учащихся. Обращение к проблеме развития творческости определяется положением Л.С. Выготского и его школы о том, что «…творчество…является нормальным и постоянным спутником детского развития», что творческая работа учащихся - это деятельность, где наиболее полно реализуется потенциал ребенка. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности, деятельность классного руководителя нацелена на развитие творческих способностей учащихся 11-12 лет.
Тема: Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе.
Цели:
Развитие творческой личности учащихся на основе формирования самостоятельности в делах, поддержки творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности.
Задачи:
1. Развитие самостоятельности, ответственности в делах отдельного ученика и класса в целом.
2. Поддерживание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки, доверия друг другу.
3. Выработка моральной устойчивости к отрицательным воздействиям
4. Содействие саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, самореализации личности детей.
5. Организация работы для выбора, конкретизации профиля.
6. Привлечение к воспитательной работе родителей
7. Содействие укреплению здоровья детей
8. Формирование навыков самостоятельной подготовки, работы по учебным предметам, самостоятельных занятий.
Исходя из данных задач, выделены следующие направления воспитательной работы класса:
1. Сплочение коллектива
2. Профориентационная работа
3. Творческие дела
5. Школьные дела
6. Работа с родителями
1 этап - 10 класс. 2007-2008 г.г.
«Переосмысление»,
«Развивай себя»
Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации, профессионального самоопределения.
Форма деятельности: работа органов самоуправления, классные часы;
2 этап - 11 класс. 2008-2009 г.г.
«Самореализация»,
«Совершенствуй себя»
Цель: создание условий для самореализации учащихся
Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.
3 этап – 2009-2012 г.г.
« Саморегуляция»
Цель: отслеживание успешности самореализации выпускников.
Форма деятельности: встречи выпускников, сайт класса, наблюдение
4) Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления)
Самоуправление в классе организуется по структуре самоуправления, разработанной воспитательным завучем. Актив класса избирается каждое полугодие открытым голосованием. Проработавший актив проводит отчетное собрание.
Актив класса руководит:
- дежурством в классе и по школе;
- сбором материальных средств;
- организацией подготовки к классным, школьным мероприятиям;
- установлением связей с другими классами, с правительством школы;
- ведением контроля за посещаемостью и пропуском уроков;
- отслеживанием участия учащихся класса в мероприятиях разного уровня;
- подведением итогов рейтинга.
5) Продуктивность реализации программы развития класса ( достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности)
Показателями результативности служат:
- отслеживание результатов успеваемости, рейтинга;
- данные уровня воспитанности учащихся;
- изучение уровня развития творческих способностей учащихся;
- наблюдение за успешностью отдельного ученика во внеучебной деятельности;
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 10 «б» класса
Время проведения | Название мероприятия | Кто проводит | Отметка о выполнении |
Сентябрь | День Знаний, спорт.эстафета, выборы актива, турслёт, кросс, предвыборная кампания | Органы самоуправления, учителя физкультуры, кл. руководитель |
|
Октябрь | Кл. вечер «День Рождения класса», родительское собрание «Организация образовательного процесса в старшей школе» | Актив, органы самоуправления, кл. руководитель | |
Ноябрь | , интеллектуальные игры, декадник математики, олимпиады по предметам, поездка в театр | Актив, органы самоуправления, кл. руководитель | |
Декабрь | Родительское собрание «О воспитании ума», декадник иностранного языка, новогодний праздник, зачётная неделя | Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, родители, учителя иностр. языка | |
Январь | Месячник здоровья, каникулы, экскурсия в школьный музей | Актив, кл. руководитель, родители, | |
Февраль | Зимняя прогулка, интеллектуальные игры, родительское собрание «Вопросы, которые нас волнуют» (совместно с учащимися) | Актив, кл. руководитель, родители, учителя, работающие в классе | |
Март | Классный вечер, интеллектуальные игры, молодецкие забавы | Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, учитель физкультуры | |
Апрель | Родительское собрание «Поговорим о будущем (профориентация – это важно)», научно-практическая конференция | Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, родители | |
Май | Номинация «Звезда», трудовой десант, участие в мероприятиях, посвящённых Великой Победе, зачётная неделя | Актив, органы самоуправления, кл. руководитель, родители |
Основное содержание работы классного руководителя.
1. Индивидуальная работа с гимназистами
▪ изучение (совместно с психологом и медработником) здоровья, интересов, характера, познавательных способностей, семейных условий и внегимназического общения учащихся;
▪ помощь учащемуся лицея в поиске позиции в классе, способствующей личностному развитию; регулировка его отношений в классном коллективе;
▪ помощь учащемуся в развитии интеллектуальных и творческих интересов через стимулирование и координацию его участия в кружках, клубах, секциях;
▪ непосредственное общение классного руководителя с учеником;
▪ помощь учащемуся в преодолении трудностей в общении с коллективом, проблем в учебной работе;
▪ регулирование информационных интересов учащихся (чтение, видео, кино, телевидение, интернет).
2. Работа с классным коллективом
▪ участие класса в общешкольных мероприятиях;
▪ организация совместных творческих и коллективных дел гимназистов, основанных на их интересах и потребностях;
▪ воспитание культуры общения учащихся;
▪ организация развивающих мероприятий, экскурсий, посещений театров, концертов, выставок и прочих мероприятий;
▪ выработка общественного мнения коллектива через групповые дискуссии, обсуждения дела, проблем и ситуаций классной жизни;
3. Организация воспитывающей среды и повседневного быта гимназистов
▪ привитие навыков выполнения правил (законов) общения в классном коллективе;
▪ совместная работа с родителями и школьниками по эстетизации среды классного коллектива;
▪ организация самообслуживания, текущих трудовых дел, дежурства;
▪ регулировка школьного питания учеников;
4. Координация воспитательных действий и изучения учеников
▪ с администрацией;
▪ с родителями;
▪ с учителями;
▪ с руководителями кружков и внешкольных объединений;
▪ с медработником и психологом.
Целевая воспитательная программа «Сотвори себя сам»
Цель программы: Создание микросреды, способствующей достижению личного успеха
Задачи программы:
- Познакомить учащихся с научными методами самопознания.
- Обучить учащихся приемам планирования личного успеха и самовоспитания.
- Сформировать у учащихся умения соотносить свои запросы (цели) с объективными возможностями их реализации.
- Развить у учащихся способность брать на себя ответственность за что-либо (предоставить учащимся право принимать самостоятельные решения и нести ответственность за ошибки).
- Скоординировать воспитательные воздействия участников воспитательного процесса, направленные на формирование у учащихся умений пользоваться научными принципами работы по самоорганизации и управлять своей жизнедеятельностью.
Ожидаемые результаты: Наличие учебно-воспитательной микросреды, обеспечивающей формирование у гимназистов опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации в учёбе, в творчестве и в жизни.
Сроки реализации программы: Программа является действующей и постоянно обновляющейся программой.
Работа по данной программе проводится с учащимися в течение всего учебного года.
Умения и навыки, приобретаемые учащимися в результате работы по программе:
- Предъявлять требования к себе.
- Ставить конкретные цели.
- Осуществлять анализ собственных возможностей.
- Планировать различные сферы жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.
- Сосредотачиваться на выполнении предъявленных самому себе требований.
- Осуществлять анализ своих поступков в соответствии с реализацией поставленных целей.
- Выдерживать, если это необходимо, повышенную нагрузку.
Работа по программе осуществляется посредством прохождения следующих этапов:
- Исследование ситуации. Изучение отношения учащихся к проблемам формирования способности достигать личного успеха. Определение уровня владения навыками планирования личного успеха (анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей-предметников).
- Инструктирование учителей-предметников.
- Обучение учащихся различным методикам, оказывающим воздействие на формирование способности планировать личный успех (классные часы, уроки).
- Проведение классных ролевых игр, коллективных творческих мероприятий, направленных на выработку навыков использования различных методик.
- Оперативный контроль и корректировка деятельности (внесение поправок в процессе работы, осуществление педагогических «подсказок»).
- Использование полученных знаний в конкретных областях (исследовательская работа, личные дела, учеба, общение и другое).
- Анализ результатов. Каждый год, переходя из класса в класс, ученики осваивают программу «Сотвори себя сам» на качественно новом уровне. В результате многократного моделирования чувства личного успеха у выпускников гимназии формируются требуемые навыки планирования и прогнозирования своей жизнедеятельности. Постоянное стремление к успеху становится их естественной потребностью.
«Алгоритм планирования личного успеха»
Алгоритм планирования личного успеха можно разделить на следующие ступени:
- выбор важной цели,
- ранжирование задач,
- планирование временных рамок,
- реализация цели и задач.
Найти свою цель в жизни В жизни всегда есть много того, что нужно сделать.
Но что важно именно сейчас?
Что важно лично для меня? На эти вопросы нужно ответить в первую очередь. Ответ на них определяет точку, к которой следует двигаться. Это - моя цель. Цели - это просто инструменты. Они помогают мне сделать то, что я хочу.
Определить задачи. Теперь я знаю, что важно. Я понял, что важно именно сейчас. Я определил, что важно сейчас именно для меня. Теперь необходимо разобраться в том, как каждая задача может приблизить меня к поставленной цели.
Уточнение пути к выбранной цели. Каждую неделю, просматривая перечень своих задач, спрашиваю себя, что я могу сделать для того, чтобы приблизить реализацию данной задачи? Для этого я планирую свой день. В течение дня могут произойти разные события, но каждое из них требует продуманных действий
Классный час на тему «Толерантность» в 10 «б» классе
Цель: - дать учащимся возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми;
- дать возможность учащимися понять поступки толерантного и интолерантного поведения.
Форма: дискуссия
Ведущие: классный руководитель
Определение понятия «толерантность»
1. Идет определение основных черт толерантности с пояснением непонятных характеристик, записанных на доске:
- расположенность к людям;
- снисходительность;
- терпение;
- чувство юмора;
- чуткость;
- доверие;
- альтруизм;
- терпимость к различиям;
- умение владеть собой;
- доброжелательность;
- умение не осуждать других;
- гуманизм;
- умение слушать собеседника;
- любознательность;
- способность сопереживать;
Учащиеся активно обсуждали, выясняли те черты, которые не понимают: альтруизм, терпимость к различиям, снисходительность, способность к сопереживанию, любознательность.
3. Вывод: каковы особенности толерантного и интолерантного поведения. Толерантный путь развития личности – путь свободного , хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. И есть учащиеся, которые считают , что в определенных ситуациях интолерантное поведение допустимо.
Литература:
1. Планирование воспитательной работы. Под ред.Степановой. – М.,2003.
2. Статья Трубина Л. – педагога-психолога школы №30 .Старый Оскол в журнале «Психология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива.
Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....
Программа развития классного коллектива.
Методическая помощь классному руководителю....
Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"
Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива на 2 года...
Выступление на школьном метод объединении классных руководителей "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНОВ ЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ."
В работе описаны принципы формирования классного коллектива и этапы его развития...
Программа развития классного коллектива классного руководителя
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...