классные часы
классный час (6 класс)
сценарий проведения классных часов для старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_o_seme.doc | 41 КБ |
klassnyy_chas_o_70_letii_blokady_leningrada.doc | 76 КБ |
kl.chas_o_smysle_zhizni.doc | 46.5 КБ |
kl.chasno1_druzhba_dorozhe_bogatstva.doc | 43.5 КБ |
klassnyy_chas_o_patriotizme.doc | 35 КБ |
klassnyy_chas_o_vzaimoponimanii_v_seme.doc | 44 КБ |
kl_chas_9_maya_.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час – круг общения
«Всему начало – отчий дом»
Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи: 1) формирование нравственного долга детей перед родителями,
2) определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых семейных отношений,
3) развитие способности коммуникативного общения,
4) развитие положительных эмоций и чувств, связанных с данной проблемой.
Оборудование:
- плакат – рисунок «7 Я – моя радость»,
- дом: фасад и камин,
- тучи (5 шт.) и «солнце»,
- «поленья дров» (20 шт.)
План проведения.
«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека»
А.С.Макаренко
1. Вступительное слово.
Добрый день! Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему?.. Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей защищённости.
Тренинг «Как вы себя чувствуете?»:
Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить своё настроение и самочувствие сейчас. (Все поочереди высказываются)
Мы сегодня будем говорить по теме «Всему начало – отчий дом». Чтобы настроится на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни «Родительский дом».
Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом.
Что же такое дом? (Отвечают все по кругу.)
Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?.. Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место - твоя семья, дом. (Показываю плакат «7 Я – моя радость»).
Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я?
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё.
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я»- Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
А сейчас закройте глаза и попытайтесь представить. Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, Любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…
Откройте глаза. Вам понравился этот дом?
Теперь разведём очаг и согреем наш дом. У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. (Поочерёдно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет дома?)
См. приложение№1.
И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратите внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
Мы сейчас определим, какие бывают семьи. (Разделим участников на 4 команды: зима, лето, осень, весна. Пересели.)
Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:
1. «С»-счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная.
2. «Е»-единая, единственная, единомыслящая…
3. «М»-маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная.
4. «Я»-ясная, языковедческая, яркая…
В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
* В гостях хорошо, а дома лучше.
*Дом вести, не бородой трясти.
*Без хозяина дом сирота.
*Дом невелик, да лежать не велит.
*Дом построить –не шапку на голову надеть.
*Домой придёшь-хлеб-соль найдёшь.
*Не красна изба углами, красна пирогами.
*В семье разлад, так и дому не рад.
*Согласную семью и горе не берёт.
*Не нужен клад, когда в семье лад.
не всегда всё благополучно в семье. Порой набегают и тучи.
Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?
Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? А теперь разгоним тучи над домом. (Участники снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону.) Надписи на тучах:лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.
Вот уже засияло солнышко. (Прикрепляю «солнце» над домом.)
Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом и от вас самих и вашего поведения…
Опыт человечества, отражённый в христианской нравственности гласит: «Почитай отца своего и мать». Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно и безотчётно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена.
Предлагаю поразмыслить над следующими вопрсами:
-С кем из родителей у вас больше сходства в характере?
-К кому вы чаще всего обращаетесь со своими проблемами?
-Возникают ли у вас разногласия с родителями?
-Как часто родители навязывают вам свои советы?
А теперь ещё одно задание. (Раздаю листы с приложением№2). В листочках «Дети советуют родителям» пометьте карандашом те пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим родителям.
Я надеюсь, что последний пункт пометили все. У вас есть уникальная возможность, придя домой, дать свой совет родителям.
Подведение итогов.
Прошу вас высказать своё мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что нет, что больше всего запомнилось.
Я в свою очередь хочу выразить благодарность за участие, за вашу активность.Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.
Всего вам доброго!
Приложение №1.
1. Стирать.
2.Приготовить обед.
3.Мыть обувь.
4.Ухаживать за домашними животными.
.Готовить ужин.
6.Пылесосить в доме.
7.Готовить завтрак.
8.Поливать комнатные растения.
9.Позаниматься с младшими братьями, сёстрами.
10.Вынести мусор.
11.Сходить в магазин.
12.Прополоть грядку.
13.Отнести бабушке продукты.
14.Вымыть посуду.
15.Вымыть полы.
Приложение№2
*Не балуйте меня, вы этим меня портите.
*Не бойтесь быть твёрдым со мной.
*Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
*Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас - не поддавайтесь на провокации.
*Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого. Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
*Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.
*Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.
*Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
*Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.
*Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.
*Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
*И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, и мне отвечайте любовью.
Предварительный просмотр:
Классный час «Блокада Ленинграда» 900 героических дней
Классный час
«Блокада Ленинграда»
900 героических дней
К 70-летию прорыва блокады -
январь 1943 – январь 2013 гг.
«Город в стальном кольце»
( 70-летию прорыва блокады Ленинграда посвящается
Цели: ознакомить детей с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма; пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны; воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Ход классного часа:
Учитель:
Мы живем с вами ребята в мирное время. Сейчас на дворе 21 век. Мы стали самостоятельным, сильным. Независимым государством! Но было такое время в 20 веке, когда Казахская ССР входила в состав огромной страны под названьем СССР. И в 1941 году случилась страшная война – фашистская Германия напала на нашу Родину. И встали все как один на защиту ее, и воевали до последней капли крови и русский и казах и армянин и грузин. И делили все пополам! И отстояли ваши прадеды нашу землю, и о том какой ценой вам достался мир, мы никогда не должны забывать! И сегодня, в дни празднования 70-летия прорыва блокады города- героя Ленинграда, в дань памяти о тех героических днях мы вспомним как это было…
Блокада... Почти 900 дней душило Ленинград вражье кольцо. Каждый день смерть в упор смотрела в глаза каждому жителю города.
Для главарей фашистской Германии с их планами уничтожения нашего государства, порабощения советских народов город на Неве был одним из важнейших объектов. Они намеревались захватить его раньше, чем Москву.
4 сентября 1941 г. на улицах Ленинграда разорвались первые артиллерийские снаряды, а 8 сентября меченные чёрными крестами самолёты обрушили на город первый массированный удар. С тех пор до снятия блокады обстрелы и бомбёжки не прекращались ни на один день.
Тогда, в начале сентября, фашистские стратеги ещё рассчитывали, что их группа армий «Север» возьмёт Ленинград штурмом. Они заранее торжествовали скорую победу, мечтали о том, как пройдут по Дворцовой площади, как будут пировать в гостинице «Астория».
Хронологию событий блокады прочитают ребята 6 класса
«Потомок, знай! В суровые года,
верны народу, долгу и Отчизне…»
Директива 21. Вариант «Барбаросса»
«Немецкие вооруженные силы должны бить готовы к тому, чтобы ещё до окончания войны с Англией победить путём быстротечной военной операции Советскую Россию.»
«Мы думали маршировать по улицам Ленинграда к 1 августа. Чёрта с два! Русские всё больше удивляют нас своим упорством. Бьются до последнего патрона! Невиданнее, неслыханное, дьявольское упорство! Похоронные команды делают кладбище за кладбищем для наших солдат и офицеров.» 8 сентября 1941 года.
Документ 114 гл. квартира фюрера 7.Х.41
Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позднее Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником.
…следует ожидать больших опасностей от эпидемий. Поэтому ни один немецкий солдат не должен вступать в эти города. Кто покинет город против наших линий, должен отогнан назад огнём.
И для всех других городов должно действовать правило, что перед занятием, они должны быть превращены в развалины артиллерийским огнём и воздушными налётами. А население должно быть обращено в бегство.
Недопустимо рисковать жизнью немецкого солдата для спасения русских городов от огня, точно так же, как нельзя кормить их население за счёт Германской Родины.
30 сентября 1941 года перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной.
На 6 сентября для снабжения Ленинграда имелось:
муки - на 14 дней,
крупы – на 23 дня,
мяса и мясопродуктов – на 19 дней,
жиров – на 21 день,
кондитерских изделий – на 48 дней.
30 августа 1941 года принято решение об организации перевозок через Ладожское озеро. Жителей было более 2,5 млн.
Норма продажи хлеба населению на сентябрь 1941 года:
рабочим – 600 гр, служащим – 400гр, иждивенцам и детям – 300 гр.
С 6 сентября при выпечке хлеба добавлялись следующие примеси:
к пшеничной муке 2го сорта – 15 % ячменной муки,
1го сорта – 20 % ячменной муки,
к ржаной, обойной и обдирной муке – 30 % овсяной муки и 3 % солода.
8 сентября уничтожены продовольственные склады.
11 сентября 1941 года. Норма продажи хлеба населению:
рабочим – 500 гр, служащим и детям – 300гр, иждивенцам–250 гр.
С 8 октября: ржаной хлеб ( примеси ):
солодовая мука – 14 %,
соевая мука – 4 %,
овсяная мука – 9 %,
ячменная мука – 4 %,
жмыхи – 4 %,
отруби пшеничные или ржаные – 4 %.
За короткую осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 000 тонн различных грузов, из них 45 000 тонн продовольствия.
Секретная директива военно-морского штаба германских вооруженных сил от 29 сентября 1941 года:
Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли.
Предложено тесно блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
13 ноября 1941 года. . Норма продажи хлеба населению:
рабочим – 300 гр, служащим, детям и иждивенцам–150 гр. в сутки.
«Сегодня ела лишь студень из столярного клея… С хлебом перебои. Нет воды на хлебзаводе. По той же причине весь день и вечер горит, как факел, дом на Ивановской улице – нечем тушить. Горит, и уже не один день, Гостиный двор. Ноги еле ходят. Хоть бы скорей весна!»
Рецепт блокадного хлеба:
Мука ржаная - 50 %
Целлюлоза - 15 %
Солод – 10%
Соевая мука, отруби и обойная пыль – 25 %. 20 ноября 1941 года. Норма продажи хлеба населению (самая низкая пайка):
рабочим – 250 гр; служащим, детям и иждивенцам–125 гр. в сутки (2/3 населения это более 3 млн человек).
Группа специалистов разработала технологию превращения целлюлозы в пищевой продукт, и её производство было налажено на 6 предприятиях города. Целлюлоза вводилась в хлеб в количестве 20-25 %, а иногда и больше. За годы блокады было выработано и потреблено около 16 000 тонн пищевой целлюлозы.
«Получишь 250 грамм хлеба и притронуться боишься. Начнёшь его – и съешь весь… А впереди смена. И дома ждут мама и три сестрёнки. Галю, самую младшую, три годика ай было, схоронили. Немного нас осталось, блокадниц…» Нина Рылеева, 16 лет, работница хлебзавода. Декабрь 1941.
Всего за 5 месяцев работы на льду озера оказана помощь 893 больным, 564 обмороженным, 61 раненому, 57 провалившемуся под лёд, обогрето 33 675 человек (всего 1 военфельдшер).
Всего за годы войны Ленинградский институт переливания крови дал фронту 144 тонны консервированной крови, сотни тонн противошоковых и кровезаменяющих растворов, 3950 порций сухой плазмы.
В налётах на ст. Жихарево участвовало 72 бомбардировщика и 7 истребителей.
Ладожскую коммуникацию и её базы прикрывало 150 зенитных орудий среднего калибра, 40 орудий малого калибра, более 70 пулемётов, 65 прожекторных станций.
25 декабря 1941 года. Норма продажи хлеба населению:
рабочим – 350 гр, служащим, детям и иждивенцам–200 гр. в сутки.
На 1 января 1941 года продовольственные запасы Ленинграда для снабжения населения составляли:
муки – на 2 дня,
крупы и макарон – на 4 дня,
мяса и мясопродуктов на 9 дней,
сахара – на 6 дней.
Плакат на Дороге жизни:
Водитель, помни!
Мешок ржаной муки – это паёк
для тысячи жителей Ленинграда!
«Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями.»
Декабрь 1941 года. Иссякли запасы топлива. Прекратилось отопление зданий.
Январь 1942 года. Встал городской транспорт. Прекратилась подача электричества в квартиры. Замёрз водопровод, перестала действовать канализация.
Смертность - несколько тысяч в день.
С 24 января 1942 года ленинградцы стали получать по рабочей карточке 400 гр хлеба в день, служащие – 300 гр, дети и иждивенцы – 250 гр.
Второе лето.
С 11 февраля по апрель 1942 года норма хлеба : рабочим – 500 гр, служащим – 400 гр,, детям и иждивенцам–300 гр. в сутки.
В навигацию 42 года была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда. Всего за время войны и блокады из Ленинграда выехало 1,5 млн граждан.
7 ноября 1942 года вспыхнули лампочки в квартирах ленинградцев (энергия по кабелям по озеру). Основные усилия жителей направлены на производство военной техники (компоненты «Катюш») – более 100 видов боевой продукции. Работали университеты, академии, Эрмитаж, институты.
Всего в Ленинграде, действовало 148 школ, в которых занималось 65 000 учеников. В школах, не прекращавших своей работы и в голодную зиму, в июне 42 года десятые классы окончили 532 школьника, 70 из которых с отличием.
Ещё одна зима
Продолжительность работы «Дороги жизни» зимой 42-43 года была значительно меньше, чем зимой 41-42г. Она действовала 101 день. Всего с восточного на западный берег Ладожского озера было доставлено 206094 тонны грузов.
Плакат на Дороге жизни:
Водитель, помни!
Каждые два рейса обеспечивают
10500 ленинградских жителей.
Борись за два рейса!
За сутки по дороге проходило до 6000 машин.
После семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января 43 года соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.
За весь период действия Ладожской коммуникации с начала блокады и до 30 марта 1943 года, когда растаяла вторая ледовая дорога, по ней было доставлено в Ленинград 1,5 млн тонн грузов и около 450 000 человек военнослужащих, и вывезено из Ленинграда более 1 200 000 человек.
С 20 ноября 1941 года по 1 апреля 1942 года советские истребители произвели 6485 самолетовылетов для патрулирования над Военно-автомобильной дорогой и перехвата воздушного противника и провели 143 воздушных боя. С декабря 1941 года по апрель 1942 года войсками Ладожского бригадного района был сбит 51 фашистский самолёт.
Оборона Ленинграда войдёт в историю как великая военная эпопея. Оборона этого города стала символом стойкости русских, она показала, что русские не сдаются!
Надпись на мемориальной плите
у Вагановского спуска на Ладогу.
Потомок, знай! В суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда!
12 – 30 января 1943 года операция «Искра». Прорвали восточную коммуникацию. Началась сухопутная коммуникация блокадников.
Январь – февраль 1944 года армия «Север» отбросила немцев на 300 км. Окончательно избавлены от осады.
Учитель:
В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5—10 мин. Только за сентябрь, октябрь и ноябрь 1941 г. по городу 251 раз объявлялась воздушная тревога.
Содрогалась израненная земля. Падали сражённые осколками люди, погибали в заводских цехах, на боевых постах под обломками пылающих зданий. Кровью окрасился гранит Ленинграда...
22 ноября 1941года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13см, по ледовой трассе к Ленинграду пошли первые автомашины с грузами, жизненно необходимыми городу. Эта трасса в донесениях называлась «Военно-автомобильная дорога № 101». Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду – Дорога жизни. Под этим именем она и вошла в историю. В Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. Машины проваливались в полыньи, горели, застревали в сугробах. Но легендарная Дорога жизни действовала бесперебойно.
От рук фашистских палачей погибли 16 747 защитников города, 33 782 человека получили увечья. Но в арсенале врага имелось оружие не менее страшное.
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Голод. Его костлявой рукой надеялись враги сломить сопротивление города-воина, сокрушить всех его жителей без исключения. Жестокость гитлеровцев, превзошедшая все зверства в истории человечества, была на редкость хладнокровной и расчётливой.
В Ленинграде, в кольце осады, находилось около 3 млн. человек. Город стал фронтом, каждый его житель — бойцом. Не страх и уныние рождали у людей зверства фашистов, а гнев, ненависть и волю к победе.
Но жить было всё труднее. Всё меньше и меньше становился кусочек хлеба, отмеренный ленинградцу. Начиная со 2 сентября 1941 г. в течение первой военной осени паёк сокращался 5 раз!
А в ноябре уже появилось страшное слово — «дистрофия». В этот месяц ленинградцы похоронили 11 тыс. человек. Это были первые жертвы голода. 20 ноября хлебная норма большинства горожан превратилась в крошечный, почти невесомый ломтик.
Девочки продемонстрируют сценку «Блокадницы»
Учитель:
Хлебный паёк в то время представлял собой тёмно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей.
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожаные ремни. На территории сгоревших от бомбёжки Бадаевских складов собирали комья промёрзшей земли — ведь она пропиталась сахаром. Вымачивали эту землю и чуть сладковатой водой поили детей.
Тяжелее всех приходилось матерям, которые боролись не за себя, а за своих маленьких беспомощных детей. Ведь их нужно было отстоять не только от снарядов, но и от голода и мороза.
Из записей блокадницы Лидии Охапкиной: «По квартире бегали и пищали голодные крысы. Они грызли обои, которые раньше ведь клеились клеем, сделанным из муки, то есть жидким тестом. В комнате у меня никакой обстановки не было. Стояли только две узкие железные кровати, на одной спал Толик, на другой я с дочкой. Я мысленно хотела, чтобы смерть пришла вместе с детьми, так как боялась, если, например, меня убьют на улице, дети будут дико плакать, звать: «Мама, мама», а потом умрут от голода в холодной комнате.
Ниночка моя всё время плакала, долго, протяжно и никак не могла уснуть. Этот плач, как стон сводил меня с ума. Я тогда, чтоб она могла уснуть, давала сосать ей свою кровь. Я прокалывала иглой руку повыше локтя и прикладывала дочку к этому месту. Она потихоньку сосала и засыпала. А я долго не могла уснуть, всё думала, где бы достать еды, хоть что-нибудь. Один раз на рынке-толкучке мне удалось купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот и я варила и ела. Давала Толику, Ниночке боялась. Другой раз удалось купить кожу свиную, была повкусней, но её надо варить долго, чтобы она размякла, а я жалела керосин, его оставалось немного. Сын все время сидел и смотрел на будильник. Я ему объяснила: вот когда большая стрелка на 12, а маленькая на 10, мы будем завтракать, а когда большая будет опять на 12, а маленькая на 3 часах — обедать. И он всё время смотрел на часы».
Когда Лидию с детьми, наконец, вывезли на Большую землю, муж их не узнал. Она больше месяца тяжело болела тифом, но выжила. Ниночка, её дочь, умерла позже от туберкулёза и тяжёлого желудочного заболевания, которое привезла из Ленинграда.
Мальчики читают стихи:
..И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!
...Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.
Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
- Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!
А та зима... Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек -
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.
Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской -
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!
Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
- Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
Учитель:
Имя Тани Савичевой теперь известно миллионам людей. Дневник этой девочки фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
На Васильевском острове дружно жила большая семья Савичевых — 8 человек: взрослые и дети. Работали, учились, ходили в кино, читали книги... и всё это было счастье.
Но вот грянула война. Мужественно встретили её Савичевы. Началась блокада. В декабре 1941-го замер городской транспорт. Невыносимо тяжело было Жене, старшей Таниной сестре, каждый день ходить пешком через весь город на работу. Несколько раз она падала без сил на этой мучительной дороге, попадала в больницу. Немного поправившись, снова шла на завод, А однажды упала и больше не смогла подняться...
В дневнике Тани появилась первая запись.
«Дневник» Тани Савичевой — листки из старой записной книжки, которые лежат ныне в Музее истории Ленинграда. На листках — короткие записи, сделанные детской рукой:
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Через несколько дней Таню взяли в детский дом. Потом эвакуировали.
1 июля 1944 года Таня тоже умерла…
Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Девочка – стихотворение – память…
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Учитель: Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
(Минута молчания).
Учитель: 18 января 1943года блокада была прорвана. А 27 января 1944 над Невой прогремел салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города.
Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда.
Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.
В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта», созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения. Инициатором создания этого памятника были учащиеся 144-й средней школы Санкт-Петербурга.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Вечная слава героям, защитившим Ленинград!
Предварительный просмотр:
Классный час
"Жизнь – бесценный дар"
Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи:
- раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».
- развитие потребности обрести смысл жизни;
- воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Ход урока
1. Организационный момент, определение темы классного часа
Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.
2. Сообщение темы урока « Жизнь- бесценный дар»
3. Беседа
В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь», « Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?
Что есть человеческая жизнь?
Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь.
4. Знакомство со словарем
Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ.»
(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)
- Какое определение вам ближе и почему?
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
5. Задание
Для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно.
В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.
Mother Teresa
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Далее учитель предлагает выбрать любимую строчку из стихотворения.
Вывод: Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С.Надсон
6. Рассказ учителя
След на земле
Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его.
-Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.
-Есть ли у тебя сын или дочь?
-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
-Может быть, ты посадил дерево?
- Нет не посадил я дерева.
-Может быть, взлелеял поле?
-Нет, не взлелеял поле.
-Ну так значит, ты песню сложил?
-Нет и песни я не сложил.
-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»
-Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся.)
-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?
- Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся.)
- Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)
- Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)
Вывод: Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
7. Творческое задание
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя.
Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.
Дети зачитывают свои цели по желанию, затем все помещается в сосуд и остается на хранении в школе.
Учитель: Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет . Взять данный сосуд из архива, прочитать, то что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать. Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного будучи школьниками? (Ответы детей.)
8. Просмотр видеоролика « Мама хочется пить». (Приложение 2)
9. Работа с эпиграфом
- Что же самое главное для человека?
«А в жизни самое главное,
Наверное жизнь сама».
Эдуард Межелайтис (литовский поэт)
- Согласны ли вы с этим?
- Почему тема нашего урока называется Жизнь - бесценный дар?
Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни. Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит.
Вывод: (Н. Островский « Как закалялась сталь»)
«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.
Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая либо трагическая случайность могут прервать ее. Берегите и цените свою жизнь».
10. Итог урока
Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда учитель дает спички и, когда свеча загорается, объясняет, что как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.
Уч-ся читает стихотворение.
Как в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить,
о чем мечтаем?
Ответ простой –
позвольте сметь!
Позвольте сметь
себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая,
И жизни каждый миг ценить!
Себе позвольте быть собой,
Живя, а
не играя роли
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!
Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино,
читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!
Себе позвольте сметь расти,
Все время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!
Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!
Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!
Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!
Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь,
Посмейте полноценно жить!
Учитель: наш урок мне хочется закончить притчей:
Притча об отношении к жизни.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.
Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.
А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..
Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь- основа жизни.
Все начинается с любви!
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
С ЛЮБВИ! Я это точно знаю.
С.А. Назарбаева
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС№4 на тему:
«Дружба дороже богатства».
Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи:
- формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Ход мероприятия
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко.
- Тема нашего занятия “Дружба дороже богатства”.
- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
- Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».
- Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А кто знает как произошло это слово «друг».
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…
Как проявляется друг?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).
- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните, какое? (“Толерантность”).
- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Терпение
Понимание
Уважение
Снисходительность
Принятие чужого мнения
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
- Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.
СИТУАЦИИ
1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2. Рассказ “Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
- Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?
3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
- Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?
- О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. Их необходимо собрать. Объяснить смысл.
- Друзья познаются в беде.
- Друга на деньги не купишь.
- Друга ищи, а найдешь – береги.
- Старый друг лучше новых двух.
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться.
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства».
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Патриотизм, как я это понимаю»
«Любовь к Отчизне и любовь к людям, - говорил Сухомлинский, - это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма»
В.А.Сухомлинский «Родина в сердце», 1978г., с.81
От чувства любви и уважения к матери, к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира, патриотического труда, патриотической жизни».
Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество». Патриотизм – категория историческая. Понятие патриотизма изменялось со сменой общественной формаций. Жизнь отдельного человека – это часть жизни общества; чувства, мысли, представления человека – это чувства, мысли, представления, характерные для данной эпохи и данного общества.
Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответствующей практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются следующие.
Во-первых, последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где бы они могли совершать патр.дела и поступки.
Во-вторых, единство в воспитании патр. убеждений, чувств и поведения. Любое дело, проводимое в школе с целью воспитания патриотизма, нужно организовать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало учащихся в деятельность.
В-третьих, единство воспитания патриотизма с формированием у уч-ся потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.
«Педагогика» под ред. С.П.Барановой, В.А.Сластениной, Москва, «Просвещение», 1986г., с.232-233
Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Согласно современным научным представлениям позиция – это интегральное свойство личности, выражающее систему её отношений к обществу, к людям, к самому себе, к нормам, правилам, предписаниям – ко всему тому, что составляет сферу общения человека с социальной и природной средой. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека и окружающей действительности, позиция определяет характер социальной ориентации личности, тип её гражданского поведения и деятельности.
Основное содержание нравственного воспитания составляют патриотизм и интернационализм, отношение к труду и общественной собственности, коллективизм, гуманизм, культура поведения.
Патриотизм присущ одинаково всем нациям, народностям, классам и социальным группам нашего общества. Он включает в себя любовь к Родине, заботу об интересах страны, чувство национальной гордости за свой народ, уважение к его историческому прошлому.
Д.И.Тихомиров о духовно-нравственном воспитании,Москва, «Просвещение», 1986г., с.82
«…такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность, достоинство, формируются и определяются через отношения человека к человеку, к природе, к обществу. Речь о свободно воспринятых и прочно усвоенных общечеловеческих обязанностях и правах человеческой личности, ясно сознающей, для чего жить и как жить, как относиться к себе самому, к родной семье, к родному народу, к государству, к человечеству. Сюда же относятся светлые идеалы правды и справедливости, истины и добра».
А.С.Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжёлая, неинтересная, грязная». (Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.-Т.5.-М.: Просвещение, 1976).
В современной литературе содержится немало определений понятия «патриотизм». Так в словаре русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой патриотизм определяется как «чувство любви» к Родине, Отечеству, Отчизне (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой.-М.1984.-Т.3-с.9-10). В философском словаре патриотизм трактуется как «сложное влияние общественного сознания», как «общественный, нравственный, политический принцип, регулирующий отношение к Родине» (Философский словарь. Ред. И.Т.Фролов.-М., 1986.-с.223). Кроме того, патриотизм рассматривается как «совокупность эмоций, идей, убеждений и действий, направленных на процветание Родины» (Словарь по этике. Под ред. И.С.Кона.-М., 1981.-с.41).
Как мы видим, в этих определениях акцент делается на различные отношения личности к Родине, включая в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её практическое сознание и поведение.
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем большим патриотом является данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.
Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
Важнейшие нормы нравственности:
1) Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое вашее желание отражаются на людях. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
2) Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества и юности.
Чувство благодарности людям – это родная сестра чувства ответственности, долга, гражданственного достоинства.
3) Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Труд-корень нравственности.
4) Будьте чутки и добры к людям. Уважайте, почитайте мать и отца: они дали вам жизнь, они воспитывают вас, они хотят, чтобы вы стали честным гражданином общества, человеком с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками. Гуманность, чуткость к человеку, готовность прийти ему на помощь – эти элементарные черты человечности, порядочности должны стать приобретением, личным моральным богатством каждого воспитанника.
5) Не будьте равнодушны к людям, которые стараются жить за счёт отца и матери.
Предварительный просмотр:
Классный час № __
на тему: "Семья: взаимопонимание и конфликты"
Цель: формирование у учащихся уважительного отношения к любви, семье, родителям и одноклассникам;
Задачи:
- формирование навыков правильного выхода из конфликтной ситуации;
- на основе, проведенного ранее исследования, сформировать основные правила поведения в конфликтной ситуации;
- сплочение классного коллектива.
Учитель:
Она пришла негаданно, незвано,
Разрушив все и все построив вновь,
Преображая капли в океаны,-
Всепобеждающая первая любовь.
Неясное все стало несомненным,
Стал шторм девятибалльным ветерком,
Любое море стало по колено
И расстояние любое - пустяком…
Ребята, о чем мы сейчас с вами будем говорить? Речь сегодня пойдет о любви, о семье, о взаимопонимании. У каждого из нас разные взгляды на жизнь, на то, что происходит вокруг. Но вы согласитесь со мной, что есть общепризнанные истины, и на многое мы все-таки смотрим похоже.
Любовь – самое прекрасное на свете чувство; это понятие трудно поддается определению. Любовь всесильна и всемогуща. Она может победить болезнь, придает силы, вдохновляет на подвиги, окрыляет в творчестве, вливает в душу нежность, делает человека счастливым, заставляет парить над миром.
Любовь бывает разная.
- Как вы думаете, какая бывает любовь? К Родине большой и малой, к родителям, к детям, братьям и сестрам, к кумирам, к животным, к природе, к Богу, любовь мужчины и женщины и даже любовь к самому себе.
Нам всем ясно одно – без любви нет жизни. Значит, чтобы жить, мы должны настроить наши сердца на любовь и любить.
Сейчас мне хотелось бы поговорить с вами о любви мужчины и женщины. Многие из вас, наверное, уже задавали себе вопрос: “А в каком классе придет она – первая любовь?”, “В каком возрасте? А не рано ли? Не поздно ли?”. Я думаю, никто не знает ответа на этот вопрос. Как много стихов прочитано и написано, как много песен спето о ней, как много фильмов снято и разговоров переговорено. Но нет, загадка остается загадкой, есть ли любовь на свете, какая она, где она именно твоя любовь и когда она придет к тебе.
(Стихотворение читает учащаяся класса)
Первая любовь она бывает у всех, у кого-то раньше, у кого-то позже. У кого-то она заканчивается, так и не успев начаться, у кого-то отступает перед грузом житейских проблем или под напором родителей. Ясно только одно: что любят не по заказу, не по разрешению, не по расчету или для забавы. Любят потому, что кто-то вызвал чувство. Первое. Яркое. Незащищенное. Ну что тут поделаешь? “Сердцу не прикажешь”.
Давайте поразмышляем вместе, о том, что юноши и девушки в свои 15-16 лет начинают присматриваться к себе внимательнее и строже, как бы вновь оценивая себя. Значит, вам хочется нравиться друг другу, сверстникам. И это вполне нормально.
Из дружбы вытекает уважение, из уважения любовь, а любовь двух людей ведет к созданию семьи. Для каждого слово “семья” имеет особое значение, “семья” - это наша крепость, это родные люди, которые всегда поддержат и помогут. Когда мы произносим это слово, у каждого возникают разные ассоциации.
- Как вы понимаете слово “семья”?
- Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите?
А вот что возникает в воображении наших маленьких братишек и сестренок. У нас в гостях передача “Устами младенца” (учащиеся начальных классов).
1-й ученик. Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое - что хочешь... Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек - дедушка. Кто она? (Бабушка.)
2-й ученик. Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь... Она тоже заботлива, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя. (Мама.)
3-й ученик. Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак... Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить. (Папа.)
4-й ученик. Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться... Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости... Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение.)
- Как связаны между собой понятия “семья” и “настроение”?
- Какая вас семья? Дружная или нет? Как вы представляете себе идеальную семью?
- Как вы думаете, какая семья будет у вас?
(Учащиеся зачитывают фрагменты сочинений на тему “Моя семья”)
Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. И часто бывает так, что конфликты в семье создаете вы. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.
Итак, конфликт между детьми и родителями. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями.
Из анкеты, проведенной накануне, я вижу, что… (анализ анкеты)
Вопросы анкеты для учащихся:
- Что такое конфликт?
- Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
- Кто первым в такой ситуации шел на мировую: вы или родители?
- Понимают ли вас ваши родители?
- Что чаще становится причиной конфликтов?
- Но всегда ли неизбежен конфликт?
- Можно ли его избежать?
- Что для этого можно сделать?
- Какую линию поведения нужно избрать?
Давайте посмотрим, как это бывает в жизни?
Разыгрываются конфликтные ситуации. (Обсуждение конфликтной ситуации, оценка поведения ребенка и родителя, обсуждается вопрос: как с самого начала следовало повести себя всем участникам конфликтной ситуации, происходит поиск решения, выработка правильного стиля поведения).
Ситуация 1:
Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с дочерью.
Ситуация 2:
Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.
Ситуация 3:
Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности.
Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их прислушаться к их аргументам.
Поговорка “родителей не выбирают” все-таки верна. Нравится вам это или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. Для этого усвойте следующее:
- во-первых, попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.
- во-вторых, помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.
А теперь мы проведем заключительный блиц-опрос:
- Мои отношения с родителями станут лучше, если...
- Моих родителей можно перевоспитать, для чего...
- Я больше не буду ссориться с родителями из-за...
- Нельзя допускать в отношениях с родителями...
- Родители никогда не должны...
- Идеальными родителями я считаю...
Видите, как легко решать конфликтные ситуации вместе, помогая и советуясь, друг с другом. Здорово все-таки, что мы с вами вместе, тоже своеобразная большая семья. Я предлагаю напоследок спеть вместе песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.
Будьте терпеливы и доброжелательны! Желаю вам успеха!
*Не балуйте меня, вы этим меня портите.
*Не бойтесь быть твёрдым со мной.
*Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
*Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас - не поддавайтесь на провокации.
*Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого. Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
*Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.
*Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.
*Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
*Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.
*Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.
*Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
*И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, и мне отвечайте любовью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Счастье Родины- мир и свобода, Нерушимы они как гранит. Майский день сорок пятого года Наша память надежно хранит!
Жизнь людей до войны. Ничто не предвещало беды.
Но внезапно мирную жизнь разрушили взрывы
Горе и страх обрушились на людей: детей, женщин, стариков .
Миллионы мужчин отправились на защиту своей Родины!
Они доблестно сражались и отдавали свои жизни за то, чтобы мы жили в мире
Памятник солдата спасшего немецкую девочку Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг… Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, Он свою дочурку целовал, Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял… Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, Полз боец и, телом заслоня , Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня.
Было трудно, но Советские войска разгромили вражеские силы Германии, установив знамя победы над Рейхстагом!
Война закончилась!!! Радость, смех и слезы…
Очень ДОРОГОЙ ценой досталась им победа! Огромное СПАСИБО и низкий Вам поклон, дорогие ветераны !
За героизм и подвиги на войне, солдаты награждались орденами и медалями. Медаль за отвагу Медаль за боевые заслуги
Орден красной звезды Орден Победы
Георгиевская лента- символ Д ня Победы Георгиевская ленточка- биколор ( двуцвет ) Оранжевый и черный цвета. Черный цвет означает- дым, Оранжевый- пламя.
Мы помним о подвигах наших воинов Мамаев Курган в Волгограде Монумент- «Родина- мать зовет» Памятник воинам Советской А рмии павшим в боях с фашизмом.
Монумент- «Защитники Москвы» Поклонная гора в Москве
Вечный огонь на могиле неизвестного солдата 8 мая 1967 года на могиле неизвестного солдата вспыхнул вечный огонь.
Каждый год 9 мая, во всех городах проходит Парад Победы
Праздничный салют в мае 1945 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...