Профориентационная программа "Дороги, которые мы выбираем"
элективный курс по психологии (9 класс)

Чиркова Жанна Валерьевна

Цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Задачи курса:

-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО:                                          УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР                   Директор школы

__________/Кокорина Л.Н.                          _________/М.Г.Вильмова

«___»_________20___                                  Приказ № ___ от ___.___.20___

                                           

                                               

Профориентационная программа

педагога психолога на 2021-2022 учебный год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ___ от ___.___.20___

 

ФИО педагога психолога Чиркова Жанна Валерьевна

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Программа «Дороги, которые мы выбираем» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).

Программа учебного курса

Цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Задачи курса:

-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

В процессе изучения программы учащиеся должны:

иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной системы, о познавательных процессах и способах их развития,  о способностях человека, его мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и современном рынке труда;

знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане индивидуального развития  и профессионального выбора;

уметь использовать знания,  полученные в ходе изучения курса для своего  личностного развития учащихся и   будущего профессионального потенциала.

Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, методы социально-психологического тренинга, психологические игры, методы психологической саморегуляции.

Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса – зачетная система, т.к. специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Критерии оценивания в рамках зачетной системы:

- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

- полнота ответов;

- умение аргументировать свою точку зрения во время ответов и дискуссии;

- овладение навыками рефлексии, самоанализа;

- активная позиция во время занятий.

Итоговая  работа учеников по данному курсу  -  письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.

Программа рассчитана на 34 урока в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.

Содержание

1 блок: Что я знаю о своих возможностях (9 часов):

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей. Психологический кроссворд.

2 блок: Что я знаю о профессиях ( 8 часов):

Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов):

Способности общие и специальные. Способности человека к разным  видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.

4 блок: Планирование профессиональной карьеры ( 9часов):

Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры.

Защита проекта «Моя будущая профессия».

Тематическое планирование учебного курса

Тема

Количество часов

Формы урока

Лекцион-но -диагностическое занятие

(Л)

Практическое занятие

(П)

Что я знаю о своих возможностях (9 часов)

1

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний.

2

2

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1

1

3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

1

4

Стресс и тревожность.

1

1

5

Определение типа мышления

1

1

6

Внимание и память

1

1

7

Уровень внутренней свободы

1

1

8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

1

1

Что я знаю о профессиях ( 8 часов).

1

Классификация профессий. Признаки профессий.

1

1

2

Определение типа будущей профессии

1

1

3

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1

1

4

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

1

5

Определение профессионального типа личности.

1

1

6

Профессионально важные качества

1

1

7

Профессия и здоровье

1

1

8

Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях»

1

1

Способности и профессиональная пригодность. (8 часов)

1

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

1

2

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1

1

3

Способности к профессиям социального типа

1

1

4

Способности к офисным видам деятельности

1

1

5

Способности к предпринимательской деятельности

1

1

6

Артистические способности

1

1

7

Уровни профессиональной пригодности

1

1

8

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная  пригодность»

1

1

Планирование профессиональной карьеры ( 9часов).

1

Мотивы и потребности

1

1

2

Ошибки в выборе профессии

1

1

3

Современный рынок труда

1

1

4

Пути получения профессии

1

1

5

Навыки самопрезентации

1

1

6

Стратегия выбора профессии

1

1

7

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

1

1

8

Защита проекта «Моя будущая профессия»

2

2

Итого

34

19

15

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема уроков

Дата

Форма урока

По плану

По факту

Что я знаю о своих возможностях

1

2

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний.

Л-Д

Л-Д

3

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Л-Д

4

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Л-Д

5

Стресс и тревожность.

Л-Д

6

Определение типа мышления

Л-Д

7

Внимание и память

Л-Д

8

Уровень внутренней свободы

П

9

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

П

10

Что я знаю о профессиях

Классификация профессий. Признаки профессий.

П

11

Определение типа будущей профессии

Л-Д

12

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

П

13

Интересы и склонности в выборе профессии.

Л-Д

14

Определение профессионального типа личности.

Л-Д

15

Профессионально важные качества

П

16

Профессия и здоровье

Л-Д

17

Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях»

П

18

Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Л-Д

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Л-Д

20

Способности к профессиям социального типа

Л-Д

21

Способности к офисным видам деятельности

Л-Д

22

Способности к предпринимательской деятельности

Л-Д

23

Артистические способности

П

24

Уровни профессиональной пригодности

П

25

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная  пригодность»

П

26

Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности

Л-Д

27

Ошибки в выборе профессии

П

28

Современный рынок труда

П

29

Пути получения профессии

Л-Д

30

Навыки самопрезентации

П

31

Стратегия выбора профессии

Л-Д

32

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

П

33

34

Защита проекта

 «Моя будущая профессия»

П

П

Методическое обеспечение:

1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2005 год.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся



Предварительный просмотр:

Сведения о результативности и качестве реализации Программы

за период 3-х последних лет

Диагностика

Учебный год

2018-2019

Учебный год

2019-2020

Учебный год

2020-2021

Методика ДДО (Климов Е.А.)

Человек – знаковая система – 3 %

Человек – природа – 7 %

Человек – техника – 27 %

Человек – художественный образ – 39 %

Человек – человек – 24 %

Человек – знаковая система – 14 %

Человек – природа – 10 %

Человек – техника – 32%

Человек – художественный образ – 28 %

Человек – человек – 16 %

Человек – знаковая система – 5 %

Человек – природа – 5 %

Человек – техника – 20 %

Человек – художественный образ – 35 %

Человек – человек – 35 %

Методика Резапкина Г.В. «Профиль» (модификация «Карты интересов»)

География и геология – 7%

История и политика – 8 %

Литература и искусство – 8 %

Механика и конструирование – 12 %

Педагогика и медицина – 4 %

Предпринимательство и домоводство – 13 %

Радиотехника и электроника – 12 %

Спорт и военное дело – 15 %

Физика и математика – 10 %

Химия и биология – 11 %

География и геология – 6 %

История и политика – 4 %

Литература и искусство – 9 %

Механика и конструирование – 7 %

Педагогика и медицина – 4 %

Предпринимательство и домоводство – 15 %

Радиотехника и электроника -  13 %

Спорт и военное дело – 27 %

Физика и математика – 4 %

Химия и биология – 11 %

География и геология – 4 %

История и политика – 9 %

Литература и искусство – 4 %

Механика и конструирование – 3 %

Педагогика и медицина – 4%

Предпринимательство и домоводство – 29 %

Радиотехника и электроника – 9 %

Спорт и военное дело – 16 %

Физика и математика – 4 %

Химия и биология – 18 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Для эффективной работы по английскому языку учителя могут использовать ИКТ.Создание проекта трудоемкое дело, поэтому хочу поделиться опытом работы над стартовой презентацией, созданной учителями на ку...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Этот продукт  -двуязычный коммуникативный проект- создан учителями английского языка на курсах Intel- обучение для будущего. Так как создание проекта дело трудоемкое,хочется поделиться стартовой ...

Классный час "Пути, которые мы выбираем"

Классный час для 9 класса о нравственных ценностях, путях выбора жизненного пути подростков с использованием фрагментов беседы с патриархом  Алексием II....

Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"

Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...

Профориентационная работа. Классный час "Выбирая профессию, ты выбираешь будущее"

В настоящее время  вопрос о выборе профессии  весьма актуален, т.к. в будущем подросткам суждено строить новую Россию и жить в ней.Основными задачами методической разработки являются важные ...

ЕДИНАЯ НЕДЕЛЯ профориентационного самоопределения обучающихся «Я выбираю профессию»

ЕДИНАЯ НЕДЕЛЯпрофориентационного самоопределения обучающихся «Я выбираю профессию» ...