Маленькие трудности первой встречи
статья (5 класс) на тему

Знаменская Юлия Арнольдовна

Несколько советов о том, как провести первое родительское собрание в  5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pervomu_roditelskomu_sobraniyu.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький совет

Юлия Знаменская

Важные мелочи трудной встречи

Первое родительское собрание

Первое в учебном году родительское собрание, как правило, проводится в конце сентября. К этому времени уже решены многие проблемы начала года: списки, учебники, преподаватели, расписание. Пора поговорить с родителями ваших учеников.

http://lib.1september.ru/2003/17/8_1.jpg

Юлия Арнольдовна Знаменская – 
учитель словесности,
лауреат окружного конкурса
«Самый классный классный»
школа № 929, Москва

Далеко не все современные родители могут уйти на несколько часов раньше с работы, отменить развлечения и отдых, чтобы потратить несколько часов на общение со школой, но собрание – мероприятие, обязательное для всех.

Когда я училась в школе, у нас несколько лет был классный руководитель, который переносил собрание на другой день, если отсутствовали хотя бы пять человек. Жизнь сейчас, конечно, другая. Поговорите с учителями, знающими класс, если для вас он новый, позвоните домой ученикам «группы риска». Предупредите о собрании в субботу, проверьте запись в дневнике о дате и времени собрания, а в понедельник проверьте подпись родителей. Кстати, подпись родителей в дневниках должна стать для ваших учеников необходимостью, без которой в понедельник в школу лучше не приходить. Объясните ребятам, что, если их оч-чень занятые мамы не успели посмотреть дневник, ученик сам должен показать дневник родителям. Скажите слова, выделенные курсивом, очень искренно, гневные взывания к совести еще впереди. (В одном из дневников прочитала: «Есть ли родители у этого ребенка?!» – это рука учителя. «Есть, но не всегда!» – рукой мамы.) Если в дневнике нет подписи в течение нескольких недель, я звоню ученику домой и прошу родителей обязательно срочно прийти в школу. Приходят и расписываются в дневнике. Очень хорошо действует. Скажете – жестоко? Зато полезно.

Родительское собрание, как и урок, должно быть заранее подготовлено. Составьте план собраний на год, в который включите не только пункты «успеваемость» и «поведение», но и рассказы о психологии подростка, проблемах детей того или иного возраста. Мало кто из родителей читает книги по психологии. обратитесь к школьному библиотекарю, попросите сделать подборку интересных статей. А может, среди мам и пап есть психологи, преподаватели – люди, чей опыт будет очень полезен. Возможно, они выступят на собрании, и это станет хорошей традицией.

http://lib.1september.ru/2003/17/8_2.jpg

И еще не забывайте: мамы и папы пришли после работы. Постарайтесь провести собрание так, чтобы, выйдя из кабинета, они не жалели о потраченном времени.

Первое собрание обычно начинается с общей школьной части, обязательной для всех. Узнайте заранее, о чем будет идти речь, чтобы не повторять в классе уже сказанное.

Возьмите за правило четко ограничивать время своего выступления. Даже самую первую вашу встречу можно ограничить 1 часом. Краткость – сестра таланта, не забывайте. А вот на вопросы родителей вы должны дать подробнейшие ответы, и на это времени не жалейте.

Еще и еще раз напоминаю, что вы обязательно должны произвести впечатление самой умной, самой обаятельной и привлекательной.

В нашей школе работает учитель младших классов Наталья Алексеевна Фролова, лауреат конкурса «Учитель года», методист, Учитель с большой буквы. Она не только знает новые учебники, программы, методики, она знакома с авторами учебников, по которым учатся ее классы. И представьте первый урок: включается телевизор, ставится кассета и автор твоего новенького учебника рассказывает, как хорошо, что уроки у тебя будет вести именно Наталья Алексеевна Фролова, которая участвовала в создании учебника, которая научит лучше всех. Первоклашки в восторге, рассказывают и родителям, и друзьям, и соседям. И это уже психология. Произвести впечатление, которое в течение многих лет будет одной из составляющих успешной работы.

http://lib.1september.ru/2003/17/8_3.jpg

Вы уже успели познакомиться со своим классом, кого-то узнать лучше, кого-то хуже. Вы уже собрали листочки со сведениями об именах родителей, местах их работы, составе семьи. (Советую напечатать анкету, которую родители должны заполнить и расписаться. Простой пример: я целый год, обращаясь к одной из мам, называла ее так, как было указано в записке, а в конце года, когда мы уже достаточно хорошо познакомились, эта застенчивая мама спросила, почему я ее так называю. Оказывается, ее дочь сама заполняла листочек и написала маме очень красивое имя. Простое «Ирина Ивановна» ей не нравилось. Так что распишитесь, дорогие мамы.) Готовя собрание, сделайте шпаргалку: имя, отчество, фамилия родственников ученика. А сесть попросите так, как сидят их дети. Поручите детям заранее объяснить родителям, где они сидят, или поставьте на парты таблички с фамилиями. Обращайтесь по имени, а не просто мама Петрова или папа Ивановой. Если есть родители с трудными именами, потренируйтесь произносить их до собрания. Родители идут в школу, чтобы услышать что-то очень нужное и интересное, касающееся не только отличников или двоечников, но и их собственного ребенка. Постарайтесь сказать что-то хорошее обо всех, даже для последнего двоечника найдите доброе слово, ведь сделал он хоть что-то хорошее за целый прошедший год. А вот ругать кого-то при всей честной компании мне кажется неправильным. Мама одной из выпускниц как-то сказала: «Я на собрания с шестого класса не хожу, меня тогда так отчитали, что надолго хватило». Может, лучше попросить остаться и поговорить наедине.

Стараясь помочь, давая советы, учитель должен учитывать возможности собеседника: бесполезно советовать человеку сделать то, что ему не по силам. Нельзя давать советы, исходя из общих соображений, не учитывая конкретные семейные обстоятельства. Даже абсолютно психологически и педагогически грамотный совет не достигнет цели, если родители не почувствуют вашу искреннюю заинтересованность, желание помочь вовсе не для того, чтобы избавить себя от возникшей проблемы. Необходимо доверие к вам со стороны родителей. Мысленно проведите такой тест: ваш ученик неделю отсутствовал в школе. Кто из родителей заранее предупредит вас, что представилась возможность поехать отдохнуть и они хотели бы взять ребенка с собой, а кто просто принесет справку, что он неделю был болен? И как вы к этому отнесетесь? Пропускать школу нехорошо. Но если вас, уважаемые работники образования, отправят в командировку в теплые края среди зимы, вы откажетесь? Или не возьмете с собой свое бледное и худющее чадо? А учителю в школе что скажете? Вот оно, доверие.

Нам, привыкшим исправлять ответы и речь школьников и с плохо скрываемой тоской слушать невыученный урок, бывает очень сложно общаться с родителями. Но есть правила разговора, которые надо знать и помнить.

Будьте терпеливы к сбивчивой речи, неумению выразить что-то очень важное, слишком длинному монологу. Дайте человеку выговориться. Может быть, рассказав вам о своих проблемах, он сам найдет решение, поэтому не старайтесь обязательно дать совет или моментально найти выход. Будьте не слушателем, а собеседником, сочувствующим и сопереживающим.

Один из лидеров гуманистической психологии – психотерапевт К.Роджерс употребляет термин «хорошее слушание» – умение сконцентрировать внимание на человеке, который с вами говорит, понимать не только слова, но и мимику, интонации, жесты, эмоции. Нередко то, что говорит человек, не совпадает с тем, что при этом выражает его лицо.

Вот например: мама рассказывает о том, что ребенок тяжело переживает ее конфликт с мужем, а на лице – беззаботная улыбка. А вы уверены, что эта улыбка не маскирует душевные переживания, которые женщина не хочет показывать?

В школу вызвали папу, большого начальника, никогда до этого в школу не заглядывавшего. Почтительность, с которой он выслушивает критику в адрес своего сына, может быть весьма обманчива. Он не слышит вас, потому что охвачен неприятием и ситуации, и учителя. Но внешние приличия соблюдены.

Мама, одна воспитывающая трех сыновей, не справляющаяся даже с самым младшим, будет искренне обещать, что примет самые строгие меры, понимая, что сделать она этого не сможет. Но что ей остается? Только кротко соглашаться с вашими гневными проповедями.

Во время беседы поддерживайте не только зрительный контакт, но и дайте понять собеседнику, что вы внимательно следите за его речью. Есть так называемые контактные звуки: «мда», «угу». Сами по себе эти звуки, кивки или междометия не означают согласия, но собеседник понимает, что вы внимательно слушаете. Не бойтесь своих эмоций, они показывают ваше сопереживание.

Психологи, изучающие проблемы общения, большое значение придают умению держать паузу. Не спешите выражать свое мнение по каждому сказанному вам слову.

Имеет ли учитель право не любить родителей своих учеников? Наверное. Но имеет ли он право не общаться с этими родителями? Нет. В разговоре с неприятными вам людьми первая задача – преодоление отрицательного отношения, вторая – принять человека таким, какой он есть. Принятие – не есть положительная оценка, но возможность продуктивного со-беседования.

Специалисты по общению предлагают смягчить суждения, советы и оценки введением слов «мне кажется», «думаю, что...» вместо «это надо делать так» и т.п. Чтобы не получилась ситуация типа «всезнающий учитель и родитель – неразумное существо». Собеседник лучше воспринимает любые мнения, если они выражены в уважительной форме. И не бойтесь, что вас заподозрят в неуверенности.

К.Роджерс выделил важнейшие качества, необходимые врачу, воспитателю, учителю: умение быть самим собой, понимание внутреннего мира другого человека, безусловное принятие человека, бескорыстная доброжелательность и теплота.

И еще помните «Великую хартию» Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть.

Примерный план проведения родительского собрания в начале учебного года

1

Общешкольная часть собрания

2

Знакомство с родителями. Сведения из истории школы. Рассказ о преподавателях. Сообщение о распорядке работы школы. Знакомство с Уставом школы. Требования к внешнему виду школьников, поведению. Работа социального педагога, психолога, логопеда. Школьная библиотека

3

Учебная работа: предметы школьного курса, конкретные требования преподавателей по предметам, замечания о работе класса в течение месяца. Школьные кружки, факультативы, дополнительное образование

4

Выборы родительского комитета. Возможная помощь родителей в подготовке и проведении культурных мероприятий. Примерный план культурных мероприятий на год

5

Ответы на ВСЕ вопросы родителей

6

Глубокий выдох – и домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс

Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....

А.А. Пластов "Летом". Подготовка к сочинению. Первая встреча с картиной

Котельникова Е.В.  Родная природа на полотнах русских живописцев.  5 класс. Русский язык. Развитие  речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины  А. А. Пластова «Л...

Классный час "Первая встреча с классным руководителем"

Классный час "Первая встреча с классным руководителем". Цели: познакомиться  с детьми; с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обуч...

"Первая встреча с Николаем Некрасовым".

Конспект урока по ознакомлению детей с жизнью и творчеством русского писателя и поэта Н. Некрасова....

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Классный час для учащихся младшей школы "Маленькие герои Первой Мировой войны"

Классный час, посвященный 100-летию начала Первой Мировой войны....