элективный курс "В мире профессий"
элективный курс (9 класс) на тему
Программа элективного предпрофильного курса "В мире профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prof.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крыловская основная общеобразовательная школа
Согласовано с педсоветом «Утверждаю»
Протокол №_1_ от_29.08.2013г
Директор школы: /Бережная О.В./
Приказ №71 от 29.08.2013г
Рабочая программа
элективного курса «Мир профессий»
для учащихся 9 класса
Составитель рабочей программы: Клименко Л.В
2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крыловская основная общеобразовательная школа
Согласовано с педсоветом «Утверждаю»
Протокол № 1 от 29.08.2013г
Директор школы: /Бережная О.В./
Приказ №71 от 29.08.2013г
Рабочая программа
элективного курса «Основы журналистики»
для учащихся 9 класса
Составитель рабочей программы: Клименко Л.В
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса
«Путь к профессии», автором- составителем которой является Т.А. Разгуляева (Кострома, 2009г).
1. В соответствии с концепцией модернизации образования на старшей ступени образовательной школы предусматривается профильное обучение. Эта идея профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора- предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной школы, является внедрение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
2. Целью курса « Мир профессий» является:
формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.
3. Задачи курса:
- Обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
- Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
- Развивать представление о современном рынке труда, потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Развивать интерес к трудовой деятельности.
- Воспитывать уважение к рабочему человеку.
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
4. Курс предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с классификацией профессий, требованиям профессии к человеку, помогает предостеречь учащихся от типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. В ходе посещения курса учащиеся изучают свои интересы, склонности, оценивают свои возможности, интеллектуальные способности путём выполнения тестовых заданий.
Курс даёт возможность сравнить требования, которые определяет профессия, со своими возможностями. Изменяющаяся структура экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Всё большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью, развиваются рыночные отношения. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс « Мир профессий»
Программа курса рассчитана на 17 часов и состоит из 5 разделов.
Основные методы и приёмы преподавания :
- беседы;
- дискуссии;
- ролевые игры;
- тестирование
Содержание программы:
В элективном курсе «Мир профессий» рассматриваются:
Классификация профессий по типам, классам , группам, отделам.
Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».
Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Возможности личности в профессиональной деятельности.
Рынок труда и современные требования к профессионалу.
Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.
Слагаемые выбора профессии.
Тематическое планирование элективного курса « Мир профессий» ( 17 часов)
№ | тема | Содержание (основные понятия) | повторение | оборудование | дата | ||||||||
план | факт | ||||||||||||
Многообразие мира профессий ( 2 часов) | |||||||||||||
1 | Понятие о профессии и специальности. | Цели и задачи курса « путь в профессию». Как появилась профессия человека. Что мы знаем о современном мире профессий. Понятия «профессия», специальность» | Подумать, как можно составить классификацию профессий | 5,09 | |||||||||
2 | Отделы и группы профессий | Отделы: профессии, связанные с использованием ручного труда( Р); с использованием машинного труда ( М); с использованием автоматизированных и автоматических систем ( А); с преобладанием функциональных средств ( Ф)Группы: 1-Б, 2-О, 3-Н, 4-М | Классы профессий | Определить отдел и группу выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор ( письменно | 12.09 | ||||||||
Склонности и интересы в профессиональном выборе « хочу» ( 1 часа) | |||||||||||||
3 | Склонности и интересы | Понятие « интерес». Виды интересов. Практическая работа по выявлению интересов. Задание на проверку устойчивости интересов ( стр. 45) | Записи в тетрадях | «выбирайте профессию» | 19.09 | ||||||||
Возможности личности в профессиональной деятельности ( могу») – ( 5 часов) | |||||||||||||
4 | Способности. Общие их виды. | Общие и специальные способности. Задания на диагностику общих способностей « Информационный методический материал») | Понятие склонности | Записи в тетради | Тестовое задание | 26.09 | |||||||
5 | Профессиональная пригодность и планирование карьеры | Понятие о профессиональной пригодности | 03.10 | ||||||||||
6 | Возрастные особенности и ценностные ориентации личности | Понятия, связанные с потребностями человека, которые указывают на профессиональное самоопределение в различных периодах жизни, ведущие виды деятельности, изучение ценностных ориентаций и потребностно- мотивационной сферы молодёжи. | Записи в тетради |
«выбирай профессию» Профессиограммы | 10.10 | ||||||||
7 | Планирование жизненного пути и профессиональная пригодность личности | Понятие «профессиональная пригодность». Этапы формирования с учётом профессионально важных качеств личности | Записи в тетради |
| 17.10 | ||||||||
8 | Здоровье и профессия | Влияние здоровья на выбор профессии. Деление профессий на по влиянию на организм человека, условий труда. Укрепление здоровья, работа над собою. | Понятие «профпригодность». Степени профпригодности | «Выбор профессии» Профессиограммы. | 24.10 | ||||||||
Рынок труда и современные требования к профессионалу (« надо»- ( 2 часа) | |||||||||||||
9 | Конкуренция. Предпринимательство | Конкуренция, конъюнктура рынка. Развитие предпринимательства. Банки данных о рабочей силе, прогнозирование состояния рабочей силы | Структура рынка | «Позволяет ли выбранная тобою профессия заниматься предпринимательской деятельностью? В чём ты видишь будущее своей профессии? (письменно) |
| 31.10 | |||||||
10 | Занятость и безработица | Занятость населения. Безработица. Государственная служба занятости населения. Перспективы изменения мира профессий. Решение теста стр 26-27. Потребность нашего района в кадрах | Понятие конкуренция», «предприниматель-ство» | Ответить на вопрос: « Востребована ли выбранная тобою профессия на рынке труда? доказать письменно) | ИММ, справка службы занятости, газеты | 14.11 | |||||||
Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде( 4 часов) | |||||||||||||
11 | Память Внимание. | Понятие о памяти, её виды. Выявление особенностей своей памяти Понятие о внимании. Свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение, концентрация. Виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное | Записи в тетради Записи в тетради | « выбирайте профессию», тестовые задания тестирование | 21.11 | ||||||||
12 | Мышление. Развитие мышления | Понятие о мышлении | Записи в тетради. Анализ своего мышления. | тестирование | 28.11 | ||||||||
13 | Воображение Координация движений | Понятие о воображении. Определение уровня развития воображения учащихся. Как развивать своё воображение Понятие о координации движения. Выявление особенностей своей координации | Основные понятия по теме « Мышление» Вопросы по теме « Воображение» | Сделать анализ об уровне развития воображения Сделать анализ своей координации | Тестовые задания
| 05.12 | |||||||
14 | Характер Темперамент | Понятие о характере. Выполнение тестовых заданий, анкетирование. Пути формирования своего характера Понятие о темпераменте, его виды. Темперамент и выбранная вами профессия | «Характер»- жизненные наблюдения | Записи в тетради Записи в тетради | «Выбирайте профессию» Тестовые задания
| 12.12 | |||||||
Слагаемые выбора ( 8 часов) | |||||||||||||
15 | Профессиональный план Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии | Понятие и личном профессиональном плане, его составление Затруднения и ошибки при выборе профессии | Чтение и обсуждение личных профессиональных планов | Составить личный профессиональный план, обсудить его с родителями Обсудить с товарищами свои ошибки при выборе профессии. Наметьте пути их преодоления | « Выбор профессии», личные планы «Выбор профессии Тестовые задания | 19.12 | |||||||
16 | Характеристика профессии. Профессиограмма | Изучение профессиограмм некоторых профессий. Какую помощь может оказать профессиограмма выбирающему профессию | Найти профессиограмму вашей профессии или составить характеристику вашей будущей профессии | Прфессиограммы | 26.12 | ||||||||
17 | Пути получения профессии Урок- игра «Профессиональные пробы» | Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии: система профессионально- технического образования. Подготовка рабочих на производстве, средние специальные учебные заведения, высшие, курсы. Профессиональные пробы (по желанию учащихся) | Чтение профессиограмм или характеристик выбранной профессии | Оформление реферата « Моя будущая профессия» Оформление реферата « Моя будущая профессия» | Газеты с объявлениями о приёме наработу, справочники для поступающих альбом | 16.01 |
Литература и программное обеспечение:
1. «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» Москва, « Просвещение», 1994 г
2. «Выбор профессии 7-8 классы» Е.А.Климов, С.Н.Чистякова, Москва « Просвещение», 1987 г
3. « Выбирайте профессию» Е.А. Прощицкая, Москва, « Просвещение», 1991 г.
4. Информационно- методический материал к профориентационному курсу «Мир профессий» (для учащихся 7- 11 классов образовательных школ)
5. Журналы « Школа и производство»
6. Профессиограммы некоторых профессий.
Пояснительная записка.
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9-ых классов, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса:
- расширение представлений о газетных жанрах;
- развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;
- развитие сознательного интереса к СМИ;
- формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:
- совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста;
- повышение уровня речевой компетенции учащихся;
- содействие личностному росту учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- профессиональная ориентация учащихся;
- воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
Формы обучения:
- лекция;
- практикум;
- экскурсия;
- ролевая игра;
- работа в группах.
Содержание программы.
Тема 1. Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Информирование
населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная
задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки
журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее
зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения
(написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию
журналиста?
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час)
Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в
становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об
обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для
поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв.
(альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф»,
«Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания,
общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после
Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия»,
«Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.
Форма занятия: лекция.
Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час)
Особенности публицистического текста.
Журналистские жанры:
— оперативно-новостные (заметка);
— оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);
— исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
— исследовательские (статья, письмо, обозрение);
— исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим
информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность,
декодируемость, краткость информации.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 4. Основные понятия о газете (1 час)
Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные,
приуроченные к знаменательным датам.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (1 час)
Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм
художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение
записей.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа)
Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности
ведения репортажа.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа)
Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения.
Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к
слову,
людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений.
Подготовка статьи.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 8. Очерк как публицистический жанр (2 часа)
Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка.
Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа)
Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического
произведения. Использование специальной терминологии.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 10. Статья как публицистический жанр (1 час)
Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения
в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь
заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 11. Написание статьи (1 час)
Заголовок. Виды заглавий: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос
и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема –
рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 12. Редактирование (1 час)
Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама.
Экология языка.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 13. Выпуск газеты (1 час)
Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.
Форма занятия: деловая игра, практикум.
Требования к уровню освоения курса.
Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы;
- специфику создания статей разных жанров журналистики;
- законы построения номера газеты;
- особенности стилевой организации газеты.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру статьи;
- проводить опросы, анкетирование учащихся;
- брать интервью;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- определять и доносить до читателя свою идею;
- соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
- применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
- рецензировать тексты разных жанров;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
- иллюстрировать свои материалы.
Календарно-тематический план.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Дата проведения занятия | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
1 | Введение. | 1 час | Опрос | 23.01.14 | |
2 | Из истории российской журналистики. | 1 час | Тестирование | 30.01.14 | |
3 | Общее знакомство с жанрами журналистики. | 1 час | Отчет о работе в группах | 06.02.14 | |
4 | Основные понятия о газете. | 1 час | Опрос | 13.02.14 | |
5 | Заметка как основной жанр журналистики. | 1 час | Создание заметки | 20.02.14 | |
6 | Репортаж как основной жанр журналистики. | 1 час | 1 час | Создание репортажа | 27.02.14 06.03.14 |
7 | Интервью как основной жанр журналистики. | 1 час | 1 час | Создание интервью | 13.03.14 |
8 | Очерк как публицистический жанр. | 1 час | 1 час | Создание очерка | 20.03.14 03.04.14 |
9 | Рецензия как публицистический жанр. | 1 час | 1 час | Написание рецензии | 10.04.14 17.04.14 |
10 | Статья как публицистический жанр. | 1 час | Написание статьи | 24.04.14 | |
11 | Написание статьи. | 1 час | Создание статьи в одном из жанров | 08.05.14 | |
12 | Редактирование. | 1 час | Редактирование статьи | 15.05.14 | |
13 | Выпуск газеты. | 1 час | Защита проекта «Школьная газета» | 22.05.14 | |
Всего | 7 часов | 10 часов |
Учебно-методическое обеспечение.
- Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М., Просвещение, 1990
- Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.
- Васильева В. А. Делаем новости. - М.: Аспект-Пресс, 2002
- А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. Под ред. проф. В.В. Тулупова. — Факультет журналистики ВГУ. — Воронеж, 2004.
- Леонид Гвоздев. Техника интервью. Учебное пособие. - Москва, 1999
- Т. Засорина, Н. Федосова. Профессия – журналист, Ростов - на – Дону, 1999
- Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
- http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире профессий. "Профессия - ветеринар"
В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...
Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии
Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"
Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...
программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы....
Программа элективного курса предпрофильного обучения «Я в мире профессий»
Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в вы...