урок мужества "Память о прошлом не знает забвенья"
классный час (9 класс) по теме
Цель урока:
формирование у детей патриотических чувств, <?xml:namespace prefix = o /??>
воспитание любви и уважения к защитникам Родины,
развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva_pamyat_o_proshlom_ne_znaet_zabvenya.docx | 714.65 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_uchitelya_k_konkursu_nedarom_pomnit_vsya_rossiya.docx | 14.34 КБ |
Предварительный просмотр:
2012г – годРоссийскойистории
г. Саратов. 2012год |
За основу работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся на базе музея Боевой славы 57 армии в этом году мы взяли распоряжение Правительства РФ от 2.11.2009 года № 1628-р о праздновании 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.
Фрагмент с урока мужества:
«Память о прошлом не знает забвенья».
Цель урока:
формирование у детей патриотических чувств,
воспитание любви и уважения к защитникам Родины,
развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины.
Оформление зала:
- Выставки «Бородинское сражение»,«Великая битва за Москву и победа в ней», «Великое не умирает (о подвигах наших земляков И.В. Панфиловаи В.Г. Клочкова»)
- Учащиеся проделали подготовительную работу:
- Изучали материал школьного музея Боевой славы, документы и дневники очевидцев, краеведческий материал и составляли литературно-музыкальную композицию.
- Разучивали стихи и песни.
- Подбиралифотографии земляков, участников Отечественной войны 1812г., чьи имена будут звучать на уроке мужества.
В гостях на уроке мужества присутствоваливетераны:
- участник ВОВ гвардии полковник Красков Александр Семёнович,
- полковник военной службы Зиновьев Владимир Петрович,
- ефрейтор, медсестра санбата под Москвой Перебекова Нина Дмитриевна,
- ребёнок блокадного Ленинграда Ларская Нина Васильевна.
Ход урока мужества.
1-й ученик.Под аккомпанемент баянапоёт: «Вижу чудное приволье»
Вижу чудное приволье.
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья-
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
1-й Ведущий.
«Наше Отечество, наша Родина - матушка - Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились... И всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов...»
(К.Д. Ушинский).
Крепко любили свою Родину русские люди,
храбро защищали они её от врагов.
1-й чтец.В глубь веков уходят подвиги русских людей.
«Памятьопрошломнезнаетзабвенья» -
такова темасегодняшнего урокамужества.
2-й чтец. (Поднимает табличку 1240г.)…
3-й чтец. (Поднимает табличку 1380г.)…
4-й чтец. (Поднимает табличку 1709г.)…
Они характеризуют подвиги героев указанных лет.
5-й чтец. (Поднимает табличку 1812г.)
«...Наполеон вторгался в Россию,
и тогда-то народ русский впервые ощутил
свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости,
сперва политической, а впоследствии и народной».
3-й чтец. Губернатор Саратовской губернииАлексей Давыдович Панчулидзев обратился с призывом ко всем сословиям делать пожертвования "на вспоможение воинству".Население горячо откликалось на военные призывы правительства.Посильные вклады делали дворяне, купцы, мещане и ремесленники. Саратовская губерния послала в армию в 1812-м - свыше 9 тысяч человек. А так же от всех сословий губернии было пожертвовано 15000 рублей, в кассу инвалидов – 30000 рублей.
На собранные средства были приобретены 12 чугунных пушек, 351 ружьё, 51 пистолет, около 3000 пик. Оружие закупалось в Екатеринбурге, затем переправлялось в Саратов, а отсюда на – фронт.
В сентябре 1912г. в пути у г.Екатеринштадта (ныне Маркс) в бурю баржа с оружием затонула. Тогда жители города и окрестных мест, несмотря на стужу, стоя по колено в воде, вытащили на берег весь военный груз.
Ребята в форме русских солдат времён Отечественной войны 1812 г. с мечами входят в зал с песней:
-Солдатушки, бравы ребятушки,кто же ваши деды?
-Наши деды славные победы. Вот кто наши деды.
- Солдатушки, бравы ребятушки, кто же ваша слава?
- Наша слава русская держава. Вот кто наша слава!
1-й чтец.Особое восхищение вызывает личный героизм воинов-саратовцев, подвиги которых вошли составной частью в славную летопись Отечественной войны 1812 г.
Невозможно перечислить все их подвиги и
назвать все имена.
2-й чтец.Среди них - командир кавалерийского полка генерал - адъютант В.В. Орлов-Денисов (1775 - 1843) –уроженецВольского уезда. Именно он первым встретил наполеоновские полчища на берегу Немона и первым сообщил командованию о вторжение Наполеонаи затем почти в ежедневных схватках показывал свою отвагу, захватив в плен полковника Сегюра, принца Гогенлоэ.
В.В. Орлов-Денисов
3-й чтец.Под Витебском он со своим полком атаковал три французских полка и гнал их с величайшей храбростью. Отличился под Бородино, и особенно под Тарутино, где оттеснил французов, отбил у них весь лагерь и 38 орудий. За Тарутино он был награжден орденом св. Георгия III степени. При отступлении Наполеона Орлов-Денисов ежедневно отбивал пленных и обозы, захватил тайную канцелярию Наполеона. После кровопролитной схватки около Ляхова бригада генерала Ожеро, 60 офицеров и он сам сдались Орлову-Денисову.
Ф.П. Уваров
1-й чтец.Широкую известность получил уроженец Саратовской губернии генерал-лейтенанта кавалерии Федор Петрович Уваров (1773-1824). В Бородинском сражении Уваров, командуя первым кавалерийским корпусом, вместе с казачьими полками Платова попытался осуществить знаменитый обходной манёвр при Бородино против французских войск и внести некоторое замешательство в ряды противника. Полк Орлова-Денисова входил в состав 1-ого кавалерийского корпуса под командованием Уварова, который был и участником знаменитого совета в Филях.
Е.Ф. Керн
2-й чтец.Наш земляк, уроженец г. Петровска Саратовской губернии – генерал-майор Ермолай Фёдорович Керн (1765—1841) с отличием служил в Отечественной войне 1812г. С началом войны участвует со своим пехотным полком в составе 1-й Западной армии М.Б.Барклея-де-Толли в военных действиях с армией Наполеона под Смоленском, на Бородинском поле, в Тарутинском сражении, при штурме Вязьмы, у Красного. За храбрость и боевые таланты были отмечены семью наградами, новыми чинами. На стене храма Христа Спасителя в Москве среди героев Отечественной войны 1812г. имя Е. Ф. Керн как славного командира, не единожды менявшего ход сражений с неприятелем, упоминается пять раз.А.Н. Бахметьев
3-й чтец.Одним из командиров дивизии, отличившихся в Бородинском сражении, был саратовец генерал А.Н. Бахметьев, упоминаемый Герценом в «Былом и думах». В этом сраженииА.Н. Бахметьеву оторвало ногу.
За храбрость, проявленную в бородинском сражении награждены многие офицеры.
1-й чтец.Среди них ротмистр П.С. Подъяпольский–уроженец Аткарского уезда,вэскадроне которого всю кампанию прослужила прославленная участница Отечественной войны, единственная знаменитая женщина - офицер русской армии«кавалерист-девица» Н. А. Дурова, автор интересных воспоминаний.
П.С. Подъяпольский
За мужество, проявленное в Бородинском сражении, ротмистр П.С. Подъяпольскийбыл награждён орденом, а за бой под местечком Красное – золотой шпагой с надписью «За храбрость».
2-й чтец.А.А. Столыпин
Особо отличился поручик, командир 2 гвардейской легкой артиллерийской роты А. А. Столыпин - родной брат бабушки и воспитательницы М. Ю. Лермонтова. Его умелое руководство в бою артиллеристами отмечали сослуживцы. А. А. Столыпин был награжден орденами и золотым именным оружием. В боях он получил ранения, вышел в отставку и жил в Саратове.
В.С. Норов
3 -й чтец.В преследовании наполеоновской армии принял участиеподполковник В. С. Норов - уроженец села Ключи Балашовского уезда.В 1812 г.- подпоручик. Тяжело ранен при Кульме. Впоследствии активный член Южного обществадекабристов. Он оставил «Записки о походе 1812-1813 годов от Тарутинского сражения до Кульмского боя».
1-й чтец.На саратовской земле жили и другие герои войны.
Так, с 1813 по 1822 год сначала петровским, а затем царицынским городничим был участник войны, кавалер ордена св. Георгия IVстепени –Петр Иванович Быков, который прославился тем, что в октябре 1812 года уничтожил в городе Малоярославце переправы через реку Лужа и задержал неприятеля, тем самым он выиграл время, необходимое для подхода русской армии.
2-й чтец.Военной типографией Главного штаба заведовал уроженец Аткарского уезда профессор Дерптского университета А.С. Кайсаров. Он погиб в сражении под городом Гайнау.
А.С.Кайсаров
3-й чтец.Массовой героизм в сражениях проявили саратовские крестьяне, ставшие солдатами и ратниками ополчения.
Один из них сын солдата Я.П. Балмашова, за большое мужество и храбрость в боях был произведён в офицеры и награждён семью орденами русскими, одним прусским, медалями и золотом, именным оружием.
1-й чтец.Любопытно, что наш земляк Гавриил Семёнович Котлов оказался последним русским ополченцем, воевавшим с французами. В 1812 году ушёл он в ополчение из села Багаевка (сейчас это железнодорожная станция близ Саратова), дошел с боями до Парижа и вернулся в родное село. В 1912г, когда отмечался столетний юбилей Отечественной войны, Котлову исполнился 121 год.
2-й чтец.В Саратове жил долгое время еще один свидетель событий двенадцатого года – Александр Астафьевич Орлов. В те же юбилейные дни столетия войны с французами ему исполнилось 124г. После войны он проработал 35 лет фонарщиком: зажигал вручную каждый фонарь на улицах вечернего Саратова.
1-й чтец.В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла своюнезависимость и территориальную целостность.
2-й чтец.Эти имена защитников земли русской известны прочно утвердилисьв благодарной памяти потомков.
2-й чтец.Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Два Великана» называет великанами Кутузова и Наполеона, описывает их состязание и гибель Наполеона.
3-й чтец. Читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Два великана».
Включается запись песни на слова стихотворения М.Ю. Лермонтова (музыка народная) «Бородино» в исполнении Краснознамённого ансамбля им. Александрова.
1-й чтец.(Поднимает табличку 1941г.)
Проходили десятилетия, но в годы испытаний подвиги солдат, партизан, всего народа в Отечественной войне 1812г. продолжали вдохновлять воинов и народных мстителей.
3-й чтец. В годы ВОВ 1941-1945 один из потомков ополченца Г.С. Котлова, тоже крестьянин из Багаевки Николай Васильевич Котлов, ушёл на фронт. В сентябре 1944г. Командир роты лейтенант Котлв был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны он, как и его далёкий предок, вернулся в свою Багаевку.
2-й чтец. Во время Великой Отечественной войны строки лермонтовского стихотворения сделались боевыми лозунгами. Они стреляли по врагу, зажигали сердца священной ненавистью к нему беззаветной верой в непобедимую мощь советского народа.
Эти строки произнёс на уроке мужества наш гость -участник Великой Отечественной войны гвардии полковник КрасковАлександр Семёнович:
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою за Родину свою!
…..
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
1-й чтец.В грозном 1941 г. на Бородинском поле стояла 32-я Краснознаменная Саратовская стрелковая дивизия, защищавшая подступы к Москве.
2-й чтец.Так через столетия произошла перекличка поколений
и своеобразное повторение событий.
3-й чтец.Командир дивизии полковник В. И. Полосухин перед боем посетил музей Бородинского сражения 1812 г. и в книге посетителей на вопрос, какова цель посещения, ответил: «Приехал Бородинское поле защищать».
Выступление ветерана.При обороне Москвы на аэродромев медсанбатемедсестрой служила ефрейтор Перебекова Нина Дмитриевна.Из её рассказа ребята узнали, что в воздушных боях бойцы произносили строки художественного плаката Долгорукова:
Перекличка. Вопросы задают ведущие, отвечают на них все участники урока.
1-й ведущий. Кто мудрее всех?
Ветераны.
2-йведущий. Кто смелее всех?
Ветераны.
1-й ведущий. Кто щедрее всех?
Ветераны.
2-йведущий.Кто благодарнее всех?
Ветераны.
3-й чтец.Пройдут годы, и Родина призовёт нас на защиту своих рубежей. Мы не уроним чести защитников земли русской.
1-й чтец. Дорогие Ветераны! Мы учимся у вас мужеству, стойкости, горячей любви к Родине и готовности к подвигу во имя её свободы!
Ребята благодарят гостей за участие в уроке мужестваи преподносят им цветы.
Ведущий. И потекли века
Их зов мы ясно слышим,
И промолчать нельзя –
Страницы новые в историю мы впишем!
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка (для педагога)
Автор материала (ФИО) | Мищенко Наталья Васильевна Богатова Клавдия Викторовна Асланян Лев Степанович |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель информатики и ИКТ Учитель русского языка и литературы, рук. шк музея Боевой славы 57 армии Учитель музыки Асланян Лев Степанович |
Образовательное учреждение | МОУ «Средняя образовательная школа №100» г. Саратова |
Название материала | Урок мужества «Память о прошлом не знает забвенья» |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | текстовый документ |
Цели, Задачи материала | формирование у детей патриотических чувств, воспитание любви и уважения к защитникам Родины, развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины. |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | Мишин Г.А. Из прошлого Саратовской губернии.- Саратов: Приволжское кн. изд-во. 2002. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Время, которое не знает забвения"
Классный час «Есть память, которой не будет забвенья» Цель:воспитание патриотических чувств. Время: 20 минутЗадачи:активизировать учащихся, заострить внимание на драматические страницы в ж...
Открытый урок - игровое шоу "Кто лучше знает Past Simple u Present Perfect?"
План-конспект урока на повторение, закрепление контроль усвоенных знаний по теме: «Сравнение времен Past Simple u Present Perfect» в виде игрового шоу. У...
Тест к уроку литературы в 8 классе "Знаете ли Вы содержание романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"?
Данный тест позволит проверить, насколько хорошо обучающиеся знают содержание романа...
Урок-игра "Кто лучше всех знает анатомию"
Урок-игра "Кто лучше всех знает анатомию" я провожу на предметной неделе. Метод АМО позволяет сплотить коллектив учащихся для достижения высоких результатов, вызывает желание участвовать в предметных ...
Викторина к уроку английского языка " Что вы знаете о Великобритании?"
Данный материал поможет вам провести уроки английского языка более интересно!...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАСС «Знаете, на свете так мало счастливых встреч...(по рассказу И.Бунина «Кавказ»)
Раскрытие идейно - художественного своеобразия рассказа И. Бунина "Кавказ"...