урок мужества "Память о прошлом не знает забвенья"
классный час (9 класс) по теме

Цель урока:

формирование у детей патриотических чувств, <?xml:namespace prefix = o /??>

воспитание любви и уважения к защитникам Родины,

развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2012г – годРоссийскойистории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №100»              г. Саратов

Всероссийский конкурс                                «Недаром помнит вся Россия...»                                                                          «Память о прошлом   не знает забвенья»

урок мужества

посвящён 200-летию Победы в Отечественной войне 1812года

Подготовили и провели для учащихся  и родителей учитель  информатики и ИКТ Мищенко Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея Боевой славы 57 армии Богатова Клавдия Фёдоровна и учитель музыки, руководитель творческой секции Асланян Лев Степанович и актив музея.

Адрес школы: 410033, г. Саратов, Ленинский район, 1-й проезд Панфилова, д.3                тел. 63-31-98, e-mail: school100_6d@mail.ru,  сайт: school100.znaet.ru

г. Саратов. 2012год


За основу работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся на базе музея Боевой славы 57 армии в этом году  мы взяли распоряжение Правительства РФ от 2.11.2009 года № 1628-р о  праздновании 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Фрагмент с урока мужества:

«Память о прошлом не знает забвенья».

Цель урока:

формирование у детей патриотических чувств,

воспитание любви и уважения к защитникам Родины,

развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины.

Оформление зала:

  1. Выставки «Бородинское сражение»,«Великая битва за Москву и победа в ней», «Великое не умирает (о подвигах наших земляков  И.В. Панфиловаи В.Г. Клочкова»)
  2. Учащиеся проделали подготовительную работу:
  1. Изучали материал школьного музея Боевой славы, документы и дневники очевидцев, краеведческий материал и составляли литературно-музыкальную композицию.
  2. Разучивали стихи и песни.
  3. Подбиралифотографии земляков, участников Отечественной войны 1812г., чьи имена будут звучать на уроке мужества.

        В гостях на уроке мужества присутствоваливетераны:

  1. участник ВОВ гвардии полковник Красков Александр Семёнович,
  2. полковник военной службы Зиновьев Владимир Петрович,
  3. ефрейтор, медсестра санбата под Москвой Перебекова Нина Дмитриевна,
  4. ребёнок блокадного Ленинграда Ларская Нина Васильевна.

Ход урока мужества.

1-й ученик.Под аккомпанемент баянапоёт: «Вижу чудное приволье»

Вижу чудное приволье.

Вижу нивы и поля-

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья-

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

1-й Ведущий.

«Наше Отечество, наша Родина - матушка - Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились... И всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов...»

(К.Д. Ушинский).

Крепко любили свою Родину русские люди,

храбро защищали они её от врагов.

1-й чтец.В глубь веков уходят подвиги русских людей.

«Памятьопрошломнезнаетзабвенья» -

такова темасегодняшнего урокамужества.

2-й чтец. (Поднимает табличку 1240г.)…

3-й чтец. (Поднимает табличку 1380г.)…

4-й чтец. (Поднимает табличку 1709г.)…

Они характеризуют подвиги героев указанных лет.

5-й чтец. (Поднимает табличку 1812г.)

«...Наполеон вторгался в Россию,

и тогда-то народ русский впервые ощутил

свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости,

сперва политической, а впоследствии и народной».

3-й чтец. Губернатор Саратовской губернииАлексей Давыдович Панчулидзев обратился с призывом ко всем сословиям делать пожертвования "на вспоможение воинству".Население горячо откликалось на военные призывы правительства.Посильные вклады делали дворяне, купцы, мещане и ремесленники. Саратовская губерния послала в армию в 1812-м -  свыше 9 тысяч человек. А так же от всех сословий губернии было пожертвовано 15000 рублей, в кассу инвалидов – 30000 рублей.

На собранные средства были приобретены 12 чугунных пушек, 351 ружьё, 51 пистолет, около 3000 пик. Оружие закупалось в Екатеринбурге, затем переправлялось в Саратов, а отсюда на – фронт.

В сентябре 1912г. в пути у г.Екатеринштадта (ныне Маркс) в бурю баржа с оружием затонула. Тогда жители города и окрестных мест, несмотря на стужу, стоя по колено в воде, вытащили на берег весь военный груз.

Ребята в форме русских солдат времён Отечественной войны 1812 г. с мечами входят в зал с песней:

-Солдатушки, бравы ребятушки,кто же ваши деды?

-Наши деды славные победы. Вот кто наши деды.

- Солдатушки, бравы ребятушки, кто же ваша слава?

- Наша слава русская держава. Вот кто наша слава!

1-й чтец.Особое восхищение вызывает личный героизм воинов-саратовцев, подвиги которых вошли составной частью в славную летопись Отечественной войны 1812  г.

Невозможно перечислить все их подвиги и

назвать все имена.

2-й чтец.Среди них -  командир кавалерийского полка генерал - адъютант В.В. Орлов-Денисов (1775 - 1843) –уроженецВольского уезда. Именно он первым встретил наполеоновские полчища на берегу Немона и первым сообщил командованию о вторжение Наполеонаи затем почти в ежедневных схватках показывал свою отвагу, захватив в плен полковника Сегюра, принца Гогенлоэ.

В.В. Орлов-Денисов

3-й чтец.Под Витебском он со своим полком атаковал три французских полка и гнал их с величайшей храбростью. Отличился под Бородино, и особенно под Тарутино, где оттеснил французов, отбил у них весь лагерь и 38 орудий. За Тарутино он был награжден орденом св. Георгия III степени. При отступлении Наполеона Орлов-Денисов ежедневно отбивал пленных и обозы, захватил тайную канцелярию Наполеона. После кровопролитной схватки около Ляхова бригада генерала Ожеро, 60 офицеров и он сам сдались Орлову-Денисову.

Ф.П. Уваров

1-й чтец.Широкую известность получил уроженец Саратовской губернии генерал-лейтенанта кавалерии Федор Петрович Уваров (1773-1824). В Бородинском сражении Уваров, командуя первым кавалерийским корпусом, вместе с казачьими полками Платова попытался осуществить знаменитый обходной манёвр при Бородино против французских войск и внести некоторое замешательство в ряды противника. Полк Орлова-Денисова входил в состав 1-ого кавалерийского корпуса под командованием Уварова, который был и участником знаменитого совета в Филях.

Е.Ф. Керн

2-й чтец.Наш земляк, уроженец г. Петровска Саратовской губернии – генерал-майор Ермолай Фёдорович Керн (1765—1841) с отличием служил в Отечественной войне 1812г. С началом войны участвует со своим пехотным полком в составе 1-й Западной армии М.Б.Барклея-де-Толли в военных действиях с армией Наполеона под Смоленском, на Бородинском поле, в Тарутинском сражении, при штурме Вязьмы, у Красного. За храбрость и боевые таланты были отмечены семью наградами, новыми чинами.  На стене храма Христа Спасителя в Москве среди героев Отечественной войны 1812г. имя Е. Ф. Керн как славного командира, не единожды менявшего ход сражений с неприятелем, упоминается пять раз.А.Н. Бахметьев

3-й чтец.Одним из командиров дивизии, отличившихся в Бородинском сражении, был саратовец генерал А.Н. Бахметьев, упоминаемый Герценом в «Былом и думах». В этом сраженииА.Н. Бахметьеву оторвало ногу.

За храбрость, проявленную в бородинском сражении награждены многие офицеры.

1-й чтец.Среди них ротмистр П.С. Подъяпольский–уроженец Аткарского уезда,вэскадроне которого всю кампанию прослужила прославленная участница Отечественной войны, единственная знаменитая женщина - офицер русской армии«кавалерист-девица»  Н. А. Дурова, автор интересных воспоминаний.

П.С. Подъяпольский

За мужество, проявленное в Бородинском сражении, ротмистр П.С. Подъяпольскийбыл награждён орденом, а за бой под местечком Красное – золотой шпагой с надписью «За храбрость».

2-й чтец.А.А. Столыпин

Особо отличился поручик, командир 2 гвардейской легкой артиллерийской роты А. А. Столыпин - родной брат бабушки и воспитательницы М. Ю. Лермонтова. Его умелое руководство в бою артиллеристами отмечали сослуживцы. А. А. Столыпин был награжден орденами и золотым именным оружием. В боях он получил ранения, вышел в отставку и жил в Саратове.

В.С. Норов

3 -й чтец.В преследовании наполеоновской армии принял участиеподполковник В. С. Норов - уроженец села Ключи Балашовского уезда.В 1812 г.- подпоручик. Тяжело ранен при Кульме. Впоследствии активный член Южного обществадекабристов. Он оставил «Записки о походе 1812-1813 годов от Тарутинского сражения до Кульмского боя».

1-й чтец.На саратовской земле жили и другие герои войны.

Так, с 1813 по 1822 год сначала петровским, а затем царицынским городничим был участник войны, кавалер ордена св. Георгия IVстепени –Петр Иванович Быков, который прославился тем, что в октябре 1812 года уничтожил в городе Малоярославце переправы через реку Лужа и задержал неприятеля, тем самым он выиграл время, необходимое для подхода русской армии.

2-й чтец.Военной типографией Главного штаба заведовал уроженец Аткарского уезда профессор Дерптского университета А.С. Кайсаров. Он погиб в сражении под городом Гайнау.

А.С.Кайсаров

3-й чтец.Массовой героизм в сражениях проявили саратовские крестьяне, ставшие солдатами и ратниками ополчения.

 Один из них сын солдата Я.П. Балмашова, за большое мужество и храбрость в боях был произведён в офицеры и награждён семью орденами русскими, одним прусским, медалями и золотом, именным оружием.

1-й чтец.Любопытно, что наш земляк Гавриил Семёнович Котлов оказался последним русским ополченцем, воевавшим с французами. В 1812 году ушёл он в ополчение из села Багаевка (сейчас это железнодорожная станция близ Саратова), дошел с боями до Парижа и вернулся в родное село. В 1912г, когда отмечался столетний юбилей Отечественной войны, Котлову исполнился 121 год.

2-й чтец.В Саратове жил долгое время еще один свидетель событий двенадцатого года – Александр Астафьевич Орлов. В те же юбилейные дни столетия войны с французами ему исполнилось 124г.  После войны он проработал 35 лет фонарщиком: зажигал вручную каждый фонарь на улицах вечернего Саратова.

1-й чтец.В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла своюнезависимость и территориальную целостность.

2-й чтец.Эти имена защитников земли русской известны прочно утвердилисьв благодарной памяти потомков.

2-й чтец.Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Два Великана» называет великанами Кутузова и Наполеона, описывает их состязание и гибель Наполеона.

3-й чтец. Читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Два великана».

Включается запись песни на слова стихотворения М.Ю. Лермонтова (музыка народная) «Бородино» в исполнении Краснознамённого ансамбля им. Александрова.

1-й чтец.(Поднимает табличку 1941г.)

Проходили десятилетия, но в годы испытаний подвиги солдат, партизан, всего народа в Отечественной войне 1812г. продолжали вдохновлять воинов и народных мстителей.

3-й чтец. В годы ВОВ 1941-1945 один из потомков ополченца Г.С. Котлова, тоже крестьянин из Багаевки Николай Васильевич Котлов, ушёл на фронт. В сентябре 1944г. Командир роты лейтенант Котлв был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны он, как и его далёкий предок, вернулся в свою Багаевку.

2-й чтец. Во время Великой Отечественной войны строки лермонтовского стихотворения сделались боевыми лозунгами. Они стреляли по врагу, зажигали сердца священной ненавистью к нему беззаветной верой в непобедимую мощь советского народа.

Эти строки произнёс  на уроке мужества наш гость -участник Великой Отечественной войны гвардии полковник КрасковАлександр Семёнович:

  Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

                   Уж постоим мы головою за Родину свою!

…..

              Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте  ж под Москвой,

        Как наши братья умирали!

1-й чтец.В грозном 1941 г. на Бородинском поле стояла 32-я Краснознаменная Саратовская стрелковая дивизия, защищавшая подступы к Москве.

2-й чтец.Так через столетия произошла перекличка поколений

 и своеобразное повторение событий.

3-й чтец.Командир дивизии полковник В. И. Полосухин перед боем посетил музей Бородинского сражения 1812 г. и в книге посетителей на вопрос, какова цель посещения, ответил: «Приехал Бородинское поле защищать».

Выступление ветерана.При обороне Москвы на аэродромев медсанбатемедсестрой служила ефрейтор Перебекова Нина Дмитриевна.Из её рассказа ребята узнали, что в воздушных боях бойцы произносили строки  художественного плаката Долгорукова:

Перекличка. Вопросы задают ведущие, отвечают на них все участники урока.

1-й ведущий. Кто мудрее всех?

Ветераны.

2-йведущий.  Кто смелее всех?

Ветераны.

1-й ведущий. Кто щедрее всех?

Ветераны.

2-йведущий.Кто благодарнее всех?

Ветераны.

3-й чтец.Пройдут годы, и Родина призовёт нас на защиту своих рубежей. Мы не уроним чести защитников земли русской.

1-й чтец. Дорогие Ветераны! Мы учимся у вас мужеству, стойкости, горячей любви к Родине и готовности к подвигу во имя её свободы!

Ребята благодарят гостей за участие в уроке мужестваи преподносят им цветы.

Ведущий.      И потекли века

Их зов мы ясно слышим,

И промолчать нельзя –

Страницы новые  в историю мы впишем!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

 Мищенко Наталья Васильевна

Богатова Клавдия Викторовна

Асланян Лев Степанович

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

 Учитель информатики и ИКТ

Учитель русского языка и литературы, рук. шк музея Боевой славы 57 армии

Учитель музыки Асланян Лев Степанович

Образовательное учреждение

 МОУ «Средняя образовательная школа №100» г. Саратова

Название материала

 Урок мужества «Память о прошлом не знает забвенья»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

 текстовый документ

Цели,

Задачи материала

 формирование у детей патриотических чувств,

воспитание любви и уважения к защитникам Родины,

развития интереса к истории своей страны и к истории малой родины.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

Мишин Г.А. Из прошлого Саратовской губернии.- Саратов: Приволжское кн. изд-во. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Время, которое не знает забвения"

Классный час «Есть память, которой не будет забвенья» Цель:воспитание патриотических чувств. Время: 20 минутЗадачи:активизировать учащихся, заострить внимание на драматические страницы в ж...

Открытый урок - игровое шоу "Кто лучше знает Past Simple u Present Perfect?"

План-конспект  урока  на повторение, закрепление  контроль усвоенных знаний по теме:  «Сравнение времен Past Simple  u  Present  Perfect» в виде игрового шоу. У...

Тест к уроку литературы в 8 классе "Знаете ли Вы содержание романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"?

Данный тест позволит проверить, насколько хорошо обучающиеся знают содержание романа...

Урок-игра "Кто лучше всех знает анатомию"

Урок-игра "Кто лучше всех знает анатомию" я провожу на предметной неделе. Метод АМО позволяет сплотить коллектив учащихся для достижения высоких результатов, вызывает желание участвовать в предметных ...

Викторина к уроку английского языка " Что вы знаете о Великобритании?"

Данный материал поможет вам провести уроки английского языка более интересно!...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...