«Без вины виноватые», или есть ли права у детей?
методическая разработка (5 класс) по теме
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-6-х классов. Его цель - формирование правовой культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya_o_pravakh_detey.zip | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Без вины виноватые», или есть ли права у детей?
Цель: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
- отрабатывать умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других;
- отрабатывать умение вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Оборудование: компьютерная презентация; отрывки из мультфильмов «Золушка», «Возвращение блудного попугая», «Приключения поросёнка Фунтика», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Три поросёнка».
Оформление кабинета: «Календарь правовых дат»; «Малая конституция класса, или Кодекс чести»; тематические картинки.
Предварительная работа: за неделю до мероприятия проводился классный час, на котором учащиеся знакомились с основными правами детей и документами, отражающими эти права; в течение недели просмотрели мультфильмы «Золушка», «Возвращение блудного попугая», «Приключения поросёнка Фунтика», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Три поросёнка».
Ведущий – классный руководитель; эксперты – учащиеся класса, которые сами определяют свой род деятельности.
Эпиграф: Детству следует оказывать величайшее уважение.
Ювенал
Ход мероприятия
Слайд 1
Ведущий: Добрый день! В эфире передача «Пусть говорят». Мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых нельзя молчать.
- Разрешите представить экспертов, которые пришли в нашу студию и помогут нам разобраться в сложных вопросах взаимоотношения в обществе.
(Представляются эксперты)
Слайд 2
- Тема нашего сегодняшнего эфира «Без вины виноватые», или есть ли права у детей?
- Что же такое право? У всех ли есть одинаковые права или это привилегия избранных? И есть ли какие-нибудь права у детей?
Слайд 3
- В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечается: «Право – это совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе».
- Сегодняшняя передача необычная: главная героиня не смогла приехать к нам в студию, так как она очень много работает. Но она прислала письмо. Вот что она пишет:
Слайд 4
«Я рано осталась без мамы. Некоторое время мы жили с отцом, и жили неплохо. Но отец решил жениться. Жена ему досталась вредная и горделивая. У неё две дочери, сначала я обрадовалась: думала, что они станут мне сёстрами. Но и они оказались вредными и надменными. А мне прибавилось работы… Подскажите, как мне быть».
- Кроме этого она прислала видео. Давайте посмотрим.
(Просмотр эпизодов из мультфильма «Золушка»; выступление экспертов.
Предполагаемые высказывания: Золушка очень много работает, но мачеха всегда недовольна ею. Мачеха нарушает право Золушки на отдых и досуг, не позволяет свободно выражать свои взгляды, всячески унижает её достоинство. Сёстры нарушили право Золушки на свободу, они обижали и унижали ее).
Слайд 5
- Как могла Золушка сама себя защитить?
- А как поступили бы вы, если бы оказались на месте сестер, мачехи?
- Простила ли Золушка своих сестер?
Слайд 6
Ведущий: По поводу права на отдых… Рассмотрим следующую ситуацию: диалог между мамой и сыном ночью.
(представляют дети)
Мама: Сделай музыку потише, пожалуйста! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Кто в этой ситуации не прав и почему?
(Предполагаемые ответы: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых, не уважает права других людей. По закону шуметь разрешается до 23 часов. Кроме того он не уважает свою маму).
Ведущий: Кстати, поговорим и мы об общественном порядке… Посмотрим следующий эпизод.
(Просмотр отрывка из мультфильма
«Возвращение блудного попугая», обмен мнениями.
Слайд 7
(Предполагаемые высказывания: Кеша не только нарушает общественный порядок, но и мешает мальчику делать уроки. Он эгоист, так как думает только о себе)
Слайд 8
Ведущий: Но вернемся к нашей героине. Не только Золушку принуждают постоянно работать. Вот ещё одна история. Посмотрим на экран.
(Просмотр отрывка из мультфильма про поросёнка Фунтика,
обмен мнениями.
Слайд 9
Предполагаемые высказывания: госпожа Беладонна принуждала поросёнка Фунтика обманывать людей, выпрашивая у них деньги. Она должна была помочь Фунтику пойти в школу учиться).
Слайд 10
Ведущий: По поводу принудительного детского труда… Рассмотрим ещё одну ситуацию.
(представляют дети)
Бабушка: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!
- Прав ли «борец» за права ребёнка?
(Предполагаемые ответы: Нет, он не прав. Хлеб он должен купить для себя, мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мама тоже имеет право на отдых, и сын должен уважать её право на отдых и помогать ей).
Ведущий: Злая мачеха не даёт Золушке право выбора, ограничивает её во всём. Об этом ещё один сюжет.
(Просмотр отрывков из мультфильма про Карлсона, обмен мнениями.
Слайд 11
Предполагаемые высказывания: домоправительница Фрекен Бок сама решает когда, где и что должен делать Малыш)
Слайд 12
Ведущий: на сегодняшней передаче мы много говорим о разных правах.
- А какие права есть у учащихся нашего класса?
Слайд 13: чтение прав учащихся
- А что значит право на неприкосновенность жилища, да и в целом имущества?
(просмотр отрывка из мультфильма «Три поросёнка»
Слайд 14
Предполагаемые высказывания: Волк угрожает Поросятам. Кроме того он лишил их жилища)
Ведущий: А я ещё раз хотела бы вернуться к вопросу о детском труде. Вот ещё одна ситуация…
Слайд 15
(представляют дети)
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Маша: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!
- Объясните, в чём неправа Оля?
(Предполагаемые высказывания: Кроме прав у ученицы есть и обязанности дежурного, как и у всех детей в классе, а так же обязанности уважать права других людей на чистоту в классе.
- А что такое обязанности? (ОБЯЗАННОСТИ – безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям).
- Какие обязанности есть у школьников?
Слайд 16
(чтение обязанностей учащихся)
Слайд 17
Ведущий: Итак, мы завершаем сегодняшнюю передачу. Думаю, мы помогли сегодня не только Золушке, но и многим другим детям, которые не знали о том, что у них есть определенные права. Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! Мир огромен, сложен и неизведан. Особенно когда только входишь в него. Открыть мир, найти свое место и роль в нем, сделать его хоть чуточку лучше – вот призвание человека.
Чтение стихотворений.
1-й ученик.
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2-й ученик.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3-й ученик.
Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
4-й ученик.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Учащиеся поют песню «Дорога добра»
Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Минков М.
- Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
- Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
- Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Без вины виноватые
В сиротстве жить- слезы лить (Русская народная пословица)...
Турнир игры "У детей есть свои права"
С целью изучения (закрепления) знаний о конвенции ООН "О правах ребёнка" в данной методической продукции представлены некоторые конкурсные задания для ребят 7-11 класса....
Урок-проект "Без вины виноватые" (посвященный Дню памяти жертв политических репрессий)
Урок, проведенный 30 октября в День памяти жертв политических репрессий, стартовый урок для проектной работы "моя семья и политические репрессии"...
"Без вины виноватые"
Тема библиотечного часа посвящена депортации калмыцкого народа. Этот урок знакомит учащихся с трагедией, произошедшей во время Второй мировой войны....
Программа конкурсных заданий районной игры «У детей есть свои права»
В программа собраны конкурсные задания по правовой игре, с целью изучения «Конвенции о правах ребёнка», продвижение идей и принципов Конвенции в местном сообществе, знакомство детей с нормой прав...
Есть такое правило
laquo;Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Антуан Де Сент – Экзюпери)....
БЕСЛАН «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ»
КЛАССНЫЙ ЧАС :БЕСЛАН «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ». СЦЕНАРИЙ...