Открытый классный час 6 класс
классный час (6 класс) по теме

Вашлаева Наталья Ивановна

Открытый классный час на тему "Что в имени тебе моём?" в 6 классе. Данный классный час  даёт детям  представление о происхождении имени  людей, вызывает интерес к собственному имени, показывает связь имен с историей определенной эпохи.Классный час на эту тему помогает воспитать человеческое достоинство, уважение к личности. Во время подготовительного периода дети искали подходящую информацию, учили стихи и песни, готовили сценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klas_chasa_imena.docx24.73 КБ
Файл otkr._klas_chas_6b_klass.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого классного часа в 6Б классе

«Что в имени тебе моём? …»

Цели урока:

Познавательная

Дать представление о происхождении имени  людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей определенной эпохи

Развивающая

Сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства, профессией; умет отличать имена иноязычные от исконно русских.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Подготовительная работа:

 Разучивание песен, сценки и стихотворений. Оформление словарика имен с указанием их происхождения и значения.

Создание слайд – шоу, сопровождающего все мероприятие.

 

Ход   мероприятия:

Имя человека — самый сладостный
и самый важный для него звук на любом языке
Дейл Карнеги

Учитель:

- Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители, коллеги и гости.

Сегодня у нас необычный день – праздник имени! У каждого из вас есть прекрасное имя, но не все знают, что оно обозначает,   откуда появилось. Много загадок у наших имен. Давайте сегодня отгадывать их вместе.

Роль личного имени в нашей жизни очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки становятся известными благодаря имени. Отсюда возможность переносного употребления слова «имя». Ведь говорят же, что « у него доброе имя» или «не позорь моего имени», хотя имеют в виду не само имя, а конкретного человека и его поступки.

1-ый ученик: Каждому человеку дорого его собственное имя. Имена, как и всё на свете, имеют ИСТОРИЮ.  Во многих странах существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии , например, мать не звала своих детей по имени. Некоторые люди считали, что имя человека -  синоним его души. Чем дольше оно сохранится, тем дольше будет жить человек.

  Так, в Египте, стереть имя покойного с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросали на дно моря.

   2-ой ученик: В древности,  люди меняли имя больного ребенка, чтобы обмануть злых духов, которые могут причинить ему зло.

 Индейцы  навахо  верили, что имя человека служит источником счастья и сил; и старались без лишней надобности не произносить его, так как по их мнению, оно изнашивается. И поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами. У них был обычай: как только ребенок первый раз чихнёт, родитель выходил на улицу и слушал голос Духа. И называли они своих детей тем первым, что в голову придёт: Два Медведя, Соколиный Глаз, Полосатый Змей и т.д.

У евреев  детям иногда давали имена в честь героя, учителя или врача.

 В  Испании  в одной семье использовали повторение. Например, мать и дочка – Мария; а отец и сын – Хосе.

  3-ий ученик: Имена людей — часть истории. В именах отражается быт, верования, фантазия народа, его исторические связи. На первый взгляд кажется, что в именах нет ничего таинственного. Все они привычны и понятны, и мало кто задумывается над смыслом своего имени.
Однако, значения и происхождения имен порой очень разные… Это то, что отличает нас от других, и то, что нас объединяет. Оно нам может либо нравиться, либо не нравиться, но и быть без имени мы не можем.

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение, имя вспоминают родные и близкие на могиле усопшего.

Стихотворение В. Агапова «Дорожите именем своим», читает Киреева Ольга.

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком, спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

Просмотр видеоролика о значении имени Ольга  

1-ый ученик: В языческие времена ребенку давали имя неблагозвучное, отталкивающее, тем самым как бы оберегая младенца от злых духов. (Даже злые духи не любят некрасивых имен.)

Также считалось, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека и имя печатью ложится на человеческую судьбу.

2-ой ученик: С введением христианства на Руси люди начали получать полное имя. Имена были записаны в церковных книгах. Имя ребенку давали по святцам. Святцы – это сборник имен святых. Каждый святой в святцах имеет свой день. Вот по дню каждого святого и давалось имя ребенку. Родители не имели права выбирать имя. Иногда в семье было несколько детей с одним и тем же именем. Потому что некоторые святые в святцах имели много дней, связанных с их именем. Например, Иоанн, Иван. Поэтому имя Иван было самым распространенным на Руси.

Стихотворение М.Владимировой читает Денисова Елена

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев тыча.

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима-

То хошь не хошь – Иероним.                                                                                                                                          

Просмотр видеоролика о значении имени Елена

3-ий ученик: Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские.

Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать новое имя – дело ответственное.

Стихотворение читает Долгова Анастасия

Сергеями, Андреями, Иванами,
Иринами, Маринами, Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время именами странными
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми: Энергия, Ванцетти, Володар
И Военмор во славу Красной Армии
И Трудомир – В честь мира и труда.

И в новых именах бессмертье видели 
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей
Перемудривших раннею порой...
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длинными,
Свою эпоху славили они.

Просмотр видеоролика о значении имени Анастасия

Звучит песня Ю.Антонова «Анастасия» , исполняют ученицы 6 Б класса :

Беспалова Анастасия

Долгова Анастасия

Новикова Анастасия

Прослушаем стихотворение С.Я.Маршака “В защиту детей”, читает Байшева Ирина

Если только ты умён                                             Для друзей искал отец
Ты не дашь ребятам,                                            Имя похитрее,
Столь затейливых имён,                                      И назвал он, наконец
Как Протон и Атом.                                               Дочь свою Идея.

Удружить хотела мать                                     А один оригинал
Дочке белокурой,                                             Начинён газетой
Вот и вздумала назвать                                  Сына Спутником назвал,
Дочку Диктатурой.                                         Дочь назвал Ракетой.  

Хоть семья её звала                                    Пусть поймут отец и мать,
Сокращённо Дита                                       Что с прозваньем этим
На родителей была                                     Век придётся вековать
Девушка сердита.                                        Злополучным детям.

Просмотр видеоролика о значении имени Ирина

Послушаем стихотворение Марины Цветаевой «Судьба и имя», читает ученица 6Б класса Касаткина Марина

Стихотворение читает Сапунова Юлия

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов, читает Надоршин Олег:

Дед старался для внучонка
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Просмотр видео о значении имени Олег

Значение имени Александр

Прослушаем отрывок из произведения А.Скрябина

Музыкальный номер исполняет  Беляев Александр

Далее о значении имени и о знаменитых тёзках рассказывают: Валуев Артём, Казеев Михаил, Валуев Никита, Кузьмин Сергей.

Заключительное слово учителя:

Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Оно становится частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и счастье.

Твое имя

Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни – что жизни основа-

Вера, любовь, красота!

Будь же всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен.

С честью носи его!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что в имени тебе моём ?.. . имена мальчишек и девчонок 6Б класса

Слайд 3

Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке Дейл Карнеги Имена людей — часть истории. В именах отражается быт, верования, фантазия народа, его исторические связи. На первый взгляд кажется, что в именах нет ничего таинственного. Все они привычны и понятны, и мало кто задумывается над смыслом своего имени. Однако, значения и происхождения имен порой очень разные… Это то, что отличает нас от других, и то, что нас объединяет. Оно нам может либо нравиться, либо не нравиться, но и быть без имени мы не можем.

Слайд 4

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение, имя вспоминают родные и близкие на могиле усопшего.

Слайд 5

Имена наших девочек У красивой женщины всегда красивое имя Юзеф Булатович

Слайд 6

Стихотворение В.Агапов «Дорожите именем своим» читает Киреева Ольга Дорожите именем своим Имена даются не случайно… В них простая маленькая тайна. Дорожите именем своим! Ах, как много ласковых имен У мальчишек в школе и девчонок! Вечерком и утречком, спросонок Слушайте их звонкий перезвон: Света, Миша, Машенька, Максим… Никого, друзья, не обижайте… Дорожите именем своим!

Слайд 7

Ольга

Слайд 8

В языческие времена ребенку давали имя неблагозвучное, отталкивающее, тем самым как бы оберегая младенца от злых духов. (Даже злые духи не любят некрасивых имен.) Также считалось, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека и имя печатью ложится на человеческую судьбу.

Слайд 9

С введением христианства на Руси люди начали получать полное имя. Имена были записаны в церковных книгах. Имя ребенку давали по святцам. Святцы – это сборник имен святых. Каждый святой в святцах имеет свой день. Вот по дню каждого святого и давалось имя ребенку. Родители не имели права выбирать имя. Иногда в семье было несколько детей с одним и тем же именем. Потому что некоторые святые в святцах имели много дней, связанных с их именем. Например, Иоанн, Иван. Поэтому имя Иван было самым распространенным на Руси.

Слайд 10

Стихотворение М.Владимировой читает Денисова Елена Был в старину такой обычай: Несли младенца в церковь. Там, В страницы святцев тыча. Поп имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким. Но если в день Иеронима - То хошь не хошь – Иероним .

Слайд 11

Елена

Слайд 12

Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина , Май, Майя, Декабрина , сын – Рево , дочь – Люция , от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские.

Слайд 13

Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать новое имя – дело ответственное. Стихотворение читает Долгова Анастасия

Слайд 14

Сергеями, Андреями, Иванами, Иринами, Маринами, Татьянами Теперь детей стараются назвать. А было время именами странными Одаривали их отец и мать. Вот стали взрослыми, А то и старыми: Энергия, Ванцетти, Володар И Военмор во славу Красной Армии И Трудомир – В честь мира и труда. И в новых именах бессмертье видели Их увлеченье не было игрой. Не надо обижаться на родителей Перемудривших раннею порой... Вы, названные Нинами, Маринами, Андреями, Петрами в наши дни, Не тяготитесь отчествами длинными, Свою эпоху славили они.

Слайд 15

Анастасия Значение: Переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни». Происхождение: Имя Анастасия является женской формой имени Анастас .

Слайд 16

Анастасия

Слайд 17

Звучит песня Ю.Антонова «Анастасия» Исполняют ученицы 6 Б класса : Беспалова Анастасия Долгова Анастасия Новикова Анастасия

Слайд 18

Прослушаем стихотворение С.Я.Маршака “В защиту детей”, читает Байшева Ирина Если только ты умён Для друзей искал отец Ты не дашь ребятам, Имя похитрее, Столь затейливых имён, И назвал он, наконец Как Протон и Атом. Дочь свою Идея. Удружить хотела мать А один оригинал Дочке белокурой, Начинён газетой Вот и вздумала назвать Сына Спутником назвал, Дочку Диктатурой. Дочь назвал Ракетой. Хоть семья её звала Пусть поймут отец и мать, Сокращённо Дита Что с прозваньем этим На родителей была Век придётся вековать Девушка сердита. Злополучным детям.

Слайд 19

Ирина

Слайд 20

Послушаем стихотворение Марины Цветаевой «Судьба и имя», читает ученица 6Б класса Касаткина Марина

Слайд 21

Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя Марина, Я- бренная пена морская. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Слайд 22

Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк. Как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь написаны они в 1915 году и обращены к будущему мужу сестры М. Минцу. Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами…

Слайд 23

Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызывая сон Что это было, чья победа Кто побежден, кто побежден…

Слайд 24

В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную Землю… однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы… начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года. Знаю, умру на заре! На которой из двух Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах! Если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Слайд 25

Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Потому что это поэзия преодолевающей все невзгоды любви, жизни, надежды. Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки Лермонтова: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Слайд 26

Марина Значение: «Морская» Происхождение: Имя происходит от латинского слова « маринус ».

Слайд 27

Юлия Значение: Юлия (стар. Иулия ) - римское родовое имя. Происхождение: женская форма имени Юлий, происходит от латинского слова " юлиус ": кудрявый, пушистый.

Слайд 28

Знаменитые тезки Юлии Ю́лия Влади́мировна Дру́нина (10 мая 1924 — 21 ноября 1991) —русская советская поэтесса.

Слайд 31

Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества. Стихотворение читает Сапунова Юлия До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла. И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать! — Был и есть у России Вечной прочности вечный запас.

Слайд 32

Имена наших мальчиков Каждое мужское имя хранит свою тайну. Оно способно определить характер мужчины, его здоровье, благополучие, привычки, успех в бизнесе и делах амурных…

Слайд 33

Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов , читает Надоршин Олег : Дед старался для внучонка Бабка с нехристями знаться не желает Нахватал из разных мест И сама вносит лепту в святцы Ряд имён, звучащих звонко Псой , Сысой , Кузьма, Фома. Товий , Муций, Свен , Арфей . Зять решил по ходу прений Сочинительством премудрым Повернуть вопрос ребром: Занимались вчетвером Назовём посовременней Ночь проспорили, а утром Гелий, Атом, Космодром. Мальчик назван был Петром. Дочь, захваченная спором, Шумно лезет на рожон С целым импортным набором Эдвин, Мельвин , Сельвин , Джон.

Слайд 34

Олег

Слайд 35

Александр Значение: «Защитник людей» Происхождение: Имя происходит от греческих слов, « алекс » — защитник и « андрос » — мужчина.

Слайд 36

Знаменитые тезки Александра: Александр Алехин, шахматист, 4– й чемпион мира (1892–1946) Александр Блок, поэт (1880–1921) Александр Грибоедов, писатель и дипломат (1790/95 –1829) Александр Пушкин, поэт (1799–1837) Александр Суворов, полководец, генералиссимус (1730–1800) Александр Скрябин , русский композитор(1872-1915)

Слайд 37

Скрябин. ppt

Слайд 38

Музыкальный номер Исполняет Беляев Александр

Слайд 39

Артем Значение: В переводе с древнегреческого – «невредимый», «безупречного здоровья». Происхождение: Раньше мальчиков называли этим именем в честь богини-медведицы Артемиды.

Слайд 40

Знаменитые тезки Артёма: Артемий , игумен Троице-Сергиева монастыря, один из идеологов русского нестяжательства (ум. после 1571) Артемий Волынский, государственный деятель и дипломат (1689–1740) Артем Микоян, авиаконструктор (1905-1970) Артем Боровик, (1960 —2000) — российский журналист

Слайд 41

клас час имена\ artjom-borovik.ppt

Слайд 42

Михаил Значение: Кто как Бог Происхождение: Имя происходит от древнееврейского имени Микаэль . Известны и другие формы имени: в Англии — Майкл, в арабских странах — Микаил , в Германии — Михель , в Испании — Мигель, во Франции — Мишель.

Слайд 43

Знаменитые тезки Михаила: Михаил Булгаков, писатель; «Собачье сердце», «Белая гвардия» (1891–1940) Михаил Горбачев, первый президент СССР (р. 1931) Михаил Калашников , конструктор стрелкового оружия (р. 1919) Михаил Ломоносов, первый ученый-естествоиспытатель мирового значения (1711–1765)

Слайд 44

М.Калашников. ppt

Слайд 45

Никита Значение: «Победитель» Происхождение: Древнегреческое имя. Покровителем имени является преподобный Никита Исповедник. Будучи игуменом обители Мидикийской , он исповедовал людей, очищая их души от грехов, проповедуя истинные ценности и христианскую веру; причислен к лику святых.

Слайд 46

Знаменитые тезки Никиты: Никита Богословский, композитор (р. 1913) Никита Михалков, актер, кинорежиссер (р. 1945) Никита Трубецкой, князь, генерал-фельдмаршал (1699–1767) Никита Алексеев ,(р.1981)- российский хоккеист

Слайд 47

Сергей Значение: "высокий, высокочтимый". Происхождение: Мужское имя Сергей происходят от римского родового имени Сергиус (высокий, высокочтимый). В церковной речи произносилось и произносится как Сергий (Святой Сергий Радонежский).

Слайд 48

Знаменитые тезки Сергея Сергей Безруков – российский актёр, заслуженный артист Российской Федерации (2001 год). Сергей Лазарев, популярный российский певец и актер (р.1983г.) Сергей Шойгу,(род. 1955) — министр обороны Российской Федерации с 6 ноября 2012 года. Сергей Эйзенштейн, (1898-1948) — советский кинорежиссер Сергей Владимирович Михалков,(1913- 2009) — русский писатель

Слайд 49

Сергей Безруков

Слайд 50

Сценка из жизни школы "Новенький..."

Слайд 51

Твое имя Ты носишь имя святого, Который восславил Христа. Помни – что жизни основа- Вера, любовь, красота! Будь же всегда достоин Имени своего, Будь справедлив и спокоен. С честью носи его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час в 6 классе

Тема, предложенного мной классного часа "Жизненные ценности"....

Открытый классный час для учащихся 8 класс « Я - потребитель»

Открытый классный час для учащихся 8 класс « Я - потребитель» Цели:1) пропагандировать реализацию губернаторской программы «Качество» среди учащихся;2) привитие потребительской грамотности ...

Открытый классный час в 9 классе Тема: "Как устроиться на работу?"

1.Составим резюме.2.Имидж3.Завязывание галстука4.Психологические приёмы при собеседовании5.Тестирование6.Итоги...

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

Открытое классное мероприятие для 9 класса «Гармония души и тела»

Целью данной работы является:  помочь учащимся выработать и развить способы деятельности, позволяющие максимально повысить уровень компетентности в вопросах здорового образа жизни и в д...

Открытый классный час для 10-11 классе на тему :Новое время — новые профессии

Составитель :Маер Елена Владимировна ,учитель географии,классный руководитель 10 классаМКОУ Киргинцевская СОШ  Классный час Новое время — новые профессии  Цели:познакомить уча...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...