Классный час "Искусство быть среди людей"
классный час (6 класс) на тему
Классный час посвящен проблеме самоутверждения человека в различных сферах жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_byt_sredi_lyudey.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
«Искусство быть среди людей»
Хочешь быть умным, научись
разумно спрашивать, внимательно
слушать, спокойно отвечать и перестать
говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер,
швейцарский мыслитель 18в.
Цели:
- дать представление о правильном, положительном самоутверждении
личности в различных сферах;
- ознакомить с понятиями «самоутверждение», «достоинство», «честь»,
«авторитет», «лидерство»;
- формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного дос-
тоинства;
- побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыраже-
нию.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: выбрать исполнителей для проблем-
ной ситуации (4 ученика).
Оформление:
- написать на доске тему, эпиграф;
- написать на доске:
Способы самоутверждения:
- самоподавление;
- доминирование;
- конструктивное самоутверждение.
План классного часа
1. Интерактивная беседа по теме «Как люди самоутверждаются?»
2. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».
3. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конст-
руктивно?»
4. Заключительное слово.
5. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1. Интерактивная беседа по теме «Как люди утверждаются?»
Педагог. Сегодняшний классный час мы посвящаем самоутверждению.
Человек – существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. Какие способы для самоутверждения можно найти?
Педагог. Вы перечислили положительные способы самоутверждения, но статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы, и их нередко избирают подростки.
Педагог. Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хоро-
ших делах, а другие – в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?
2. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения»
Педагог. На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком. Психологи различают три спосо-
ба самоутверждения. Посмотрите сценку, в которой участвуют четыре ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя самоутверждает.
(К доске выходят четыре ученика.)
Автор. В этот день 8 «А» сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое по-
ведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед шестым уроком состоялся такой разговор.
Саша (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.
Дима (мямлит). Да мне, вообще – то нужно… А то – пара в четверти…
Саша. Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (пока-
зывает кулак)!
Сергей (спокойно, уверенно, без вызова). Так из –за тебя же всех и наказали.
Не надо было беситься на уроке и…
Саша (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо!
Сергей (твёрдо). Я тоже знаю, что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Саша. А я считаю, что не имеет права нас оставлять! (Толкает локтём в бок Диму.) Скажи?
Дима. Да – а, нам кушать надо…
Сергей. А я так не считаю.
Саша (с угрозой). Ну, мы с тобой ещё разберёмся.
Педагог. С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения (они записаны на доске): самоподавление, агрессивное доминирование и конструктивное самоутверждение. Кто же из трёх мальчиков утверждал себя конструктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать?
То есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?
( Дети отвечают: Саша – доминирование, Дима – самоподавление, Сергей-
конструктивное самоутверждение.)
Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?
Педагог. Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой - то из способов будет для него наиболее характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.
3. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конст-
руктивно?»
Педагог. Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?
В психологической литературе приводятся примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:
- умение отказывать в просьбе;
- умение попросить о помощи;
- выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);
- выражение положительных чувств (радости, сочувствия).
Знаете ли вы, как себя вести, что говорить в подобных ситуациях?
4. Заключительное слово
Педагог. Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно утверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупыми, неумными заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого что не смогли отстоять себя. Надеюсь, сегодняшний классный час поможет вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18в. И. Лафатера (читает эпиграф). В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, спо-
собности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы.
Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.
5. Подведение итогов (рефлексия)
Педагог. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечат-
ления остались от общения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Человек среди людей"
Ознакомить учащихся с «культурой мира» и раскрыть его составляющие....
Классный час "Я среди людей". 9 класс
Классный час "Я среди людей" о взаимоотношении людей. 9 класс....
Конспект тематического классного часа "Я среди людей"
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен конспект тематического классного часа "Я среди людей". Предназначен для работы с детьми 7-9 классов специально (коррекционной) школы 8 вида....
Открытый классный час "Человек среди людей"
Цели: 1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие; 2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного о...
Этическое мероприятие "Быть среди людей"
Цель:1 Сформировать в детях навыки культурного общения.2. Научить их критически относиться к своему поведению и поведению своих друзей.3. Помочь детям понять, что именно слово, с которым обращаешься к...
Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"
Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....
Час общения "Искусство быть среди людей"
В ходе занятия закрепляются правила/нормы конструктивного общения с окружающими....