Классный час "Искусство быть среди людей"
классный час (6 класс) на тему

Козлова Лариса Ивановна

Классный час посвящен проблеме самоутверждения человека в  различных сферах жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_byt_sredi_lyudey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«Искусство быть среди людей»

Хочешь быть умным, научись

разумно спрашивать, внимательно

слушать, спокойно отвечать и перестать

говорить, когда нечего больше сказать.

И. Лафатер,

швейцарский мыслитель 18в.

  Цели: 

  - дать представление о правильном, положительном самоутверждении  

    личности в различных сферах;

  - ознакомить с понятиями «самоутверждение», «достоинство», «честь»,  

    «авторитет», «лидерство»;

  - формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного дос-

    тоинства;

  - побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыраже-

    нию.

   

Форма проведения: час общения.

   

Подготовительная работа с детьми: выбрать исполнителей для проблем-

ной ситуации (4 ученика).

   

Оформление:

 - написать на доске тему, эпиграф;

 - написать на доске:

         Способы самоутверждения:

         - самоподавление;

         - доминирование;

         - конструктивное самоутверждение.

   План классного часа

   1. Интерактивная беседа по теме «Как люди самоутверждаются?»

   2. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».

   3. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конст-

       руктивно?»

   4. Заключительное слово.

   5. Подведение итогов (рефлексия).

    

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа по теме «Как люди утверждаются?»

  Педагог. Сегодняшний классный час мы посвящаем самоутверждению.

  Человек – существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. Какие способы для самоутверждения можно найти?

  Педагог. Вы перечислили положительные способы самоутверждения, но статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы, и их нередко избирают подростки.

  Педагог. Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хоро-

ших делах, а другие – в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?

2. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения»

  Педагог. На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком. Психологи различают три спосо-

ба самоутверждения. Посмотрите сценку, в которой участвуют четыре ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя самоутверждает.

      (К доске выходят четыре ученика.) 

  Автор. В этот день 8 «А» сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое по-

ведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед шестым уроком состоялся такой разговор.

  Саша (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.

  Дима (мямлит). Да мне, вообще – то нужно… А то – пара в четверти…

  Саша. Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (пока-

зывает кулак)!

  Сергей (спокойно, уверенно, без вызова). Так из –за тебя же всех и наказали.

Не надо было беситься на уроке и…

  Саша (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо!

  Сергей (твёрдо). Я тоже знаю, что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.

  Саша. А я считаю, что не имеет права нас оставлять! (Толкает локтём в бок Диму.) Скажи?

  Дима. Да – а, нам кушать надо…

  Сергей. А я так не считаю.

  Саша (с угрозой). Ну, мы с тобой ещё разберёмся.

  Педагог. С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения (они записаны на доске): самоподавление, агрессивное доминирование и конструктивное самоутверждение. Кто же из трёх мальчиков утверждал себя конструктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать?

То есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?

 ( Дети отвечают: Саша – доминирование, Дима – самоподавление, Сергей-

конструктивное самоутверждение.)

  Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?

  Педагог. Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой  - то из способов будет для него наиболее характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.

3. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конст-

    руктивно?»

  Педагог. Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?

  В психологической литературе приводятся примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:

 - умение отказывать в просьбе;

 - умение попросить о помощи;

 - выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);

 - выражение положительных чувств (радости, сочувствия).

Знаете ли вы, как себя вести, что говорить в подобных ситуациях?

4. Заключительное слово

  Педагог. Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно утверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупыми, неумными заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого что не смогли отстоять себя. Надеюсь, сегодняшний  классный час поможет вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18в. И. Лафатера (читает эпиграф). В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.

  А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, спо-

собности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы.

Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.  

5. Подведение итогов (рефлексия)

  Педагог. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечат-

ления остались от общения?

                                               

                                 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек среди людей"

Ознакомить учащихся с «культурой мира» и раскрыть его составляющие....

Классный час "Я среди людей". 9 класс

Классный час "Я среди людей" о взаимоотношении людей. 9 класс....

Конспект тематического классного часа "Я среди людей"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен конспект тематического классного часа "Я среди людей". Предназначен для работы с детьми 7-9 классов специально (коррекционной) школы 8 вида....

Открытый классный час "Человек среди людей"

Цели: 1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие; 2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного о...

Этическое мероприятие "Быть среди людей"

Цель:1 Сформировать в детях навыки культурного общения.2. Научить их критически относиться к своему поведению и поведению своих друзей.3. Помочь детям понять, что именно слово, с которым обращаешься к...

Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"

Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....

Час общения "Искусство быть среди людей"

В ходе занятия  закрепляются правила/нормы конструктивного общения с окружающими....