Из опыта гражданско-патриотического воспитания
проект на тему
Гражданско-патриотическое воспитание (из опыта работы классного руководителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
143981, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, УЛ. ЮННАТОВ, Д.8, СТР.1
E-MAIL: SCHKOLA8GD@YANDEX.RU, ТЕЛ./ФАКС: 527-70-42
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия» (из опыта работы классного руководителя).
Автор: учитель истории и права Дианина И.В.
г.о. Железнодорожный
2013 г.
Актуальность.
Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых передается и нашим детям. Школа, в стенах которой проходит детство, отрочество и юность подрастающего поколения, обладает той силой, которая может донести до «неверующих» истину – гражданско – патриотическое воспитание – это важная часть жизни общества, основа стабильности и будущего, это залог сильной и непоколебимой России.
Важность гражданско-патриотического воспитания учащегося в деятельности образовательного учреждения подчеркивается в ФГОСах нового поколения. В «портрет ученика основной школы» заложены такие характеристики как: «любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством…».
В общеобразовательном учреждении ключевая роль в деле воспитания школьника отводится классному руководителю. Ему в помощь представлено множество разнообразных методических разработок по указанному направлению. Однако для достижения наилучших результатов процесс гражданско-патриотического воспитания школьника должен иметь системный и непрерывный характер. В настоящее время, имея доступ к различным методическим разработкам внеклассных мероприятий, классному руководителю не хватает пособий по определению долгосрочной программы по гражданско-патриотическому воспитанию в порученном ему классе.
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия» представляет собой долгосрочную программу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся среднего звена для одного классного коллектива.
Цель проекта – формирование патриотического сознания и становление активной гражданской позиции школьников посредством внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
- Формирование понимания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).
- Воспитание у школьников чувства патриотизма и любви к Родине на примере героического прошлого нашей страны, бессмертного подвига ее народа.
- Приобщение учащихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию России.
- Воспитание любви и уважения к своей малой родине.
- Формирование активной гражданской позиции, политико-правовой культуры.
Нормативно-правовая база:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
- Федеральный закон «Об образовании».
- Федеральный закон «О днях воинской славы».
- Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе».
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Устав МБОУ СОШ №8 г.о.Железнодорожный.
География проекта: г.о. Железнодорожный, МБОУ СОШ №8.
Целевая аудитория. Классный коллектив (среднее звено) МБОУ СОШ №8.
Сроки реализации проекта. Проект является долгосрочным. Сроки реализации: 2010-2014 гг.
Этапы реализации программы.
- Организационный.
- Диагностика уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся (анкетирование, тестирование, опрос).
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Изучение имеющегося методического материала по данной теме.
- Составление программы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников с учетом результатов мониторинга.
- Деятельностный:
- Реализация плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию классного коллектива.
- Заключительный (рефлексивный):
- Организация диагностических мероприятий с классным коллективом.
- Отчет-презентация.
- Составление перспективного плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию членов классного коллектива на 2014-2016 гг. (для старшей школы).
Основные принципы организации гражданско – патриотического воспитания учащихся.
- Системность, непрерывность и преемственность.
- Гуманизм.
- Индивидуальность.
- Стимулирование активности.
- Организация и самоорганизация.
- Интеграция.
- Многообразие форм, методов и средств.
- Учет региональных условий.
- Адаптивность.
- Постоянное совершенствование.
Направления деятельности.
- Моя малая родина.
- Нетленные страницы Великой Отечественной войны.
- Правовая культура подрастающего поколения.
- Культурное наследие России.
Проект осуществляется через такие виды деятельности как поисково-исследовательская, учебно – познавательная, творческо – игровая.
Реализация направлений проекта осуществляется через следующие виды деятельности.
№ | Деятельность | Сроки |
1 | Организация и проведение встреч с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны. Организация шефской помощи им. | В течение всего срока реализации программы. |
2 | Организация и проведение встреч с ветеранами локальных конфликтов на территории РФ. | В течение всего срока реализации программы. |
3 | Подготовка и проведение радиолинеек, посвященных значимым датам в истории России. | В течение всего срока реализации программы. |
4 | Подготовка стенгазет, посвященных значимым датам в истории России. | В течение всего срока реализации программы. |
5 | Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск». | В течение всего срока реализации программы. |
6 | Участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности различных уровней. | В течение всего срока реализации программы. |
7 | Организация и проведение ежегодной акции «Низкий поклон, Вам, ветераны», посвященной празднованию 9-го мая. Раздача жителям микрорайона детских рисунков по данной теме. | В течение всего срока реализации программы. |
8 | Составление альбома памяти «Я помню! Я горжусь!» Поиск родственников, участников Великой Отечественной войны. | В течение всего срока реализации программы. |
9 | Поиск родственников, пропавших в годы Великой Отечественной войны. | В течение всего срока реализации программы. |
10 | Посещение музеев, театров, выставок Москвы и Московской области. | В течение всего срока реализации программы. |
11 | Организация экскурсий по городам Московской области. | В течение всего срока реализации программы. |
12 | Проведение анкетирования, опроса по выявлению уровня патриотизма и гражданственности учащихся. | В течение всего срока реализации программы. |
13 | Участие в в мероприятиях различного уровня | В течение всего срока реализации программы. |
Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию
с 6-го по 9-ый классы (внеурочная деятельность).
Мероприятие | Время проведения (ориентировочное) | 6 – ой класс 2010-2011 | 7 – ой класс 2011-2012 | 8 – ой класс 2012-2013 | 9 – ый класс 2013-2014 |
Урок Мира и Добра | 1 сентября | Классный час | Активная беседа | Презентация по данной теме, подготовленная учителем | Презентация по данной теме, подготовленная членами классного коллектива |
День г. Железнодорожного | Сентябрь | Презентация для учащихся школы, подготовленная с помощью классного руководителя членами классного коллектива | Презентация для учащихся школы, подготовленная членами классного коллектива | Презентация для учащихся школы, подготовленная членами классного коллектива | Презентация для учащихся школы. Школьная викторина: «Знаешь ли ты свой город». Мероприятия готовят члены классного коллектива |
День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год) | 8 сентября | Урок – мужества | Урок - мужества: выступления учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников | Организация и проведение школьной викторины «Бородино» учащимися под руководством учителя для учеников школы |
День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год) | 11 сентября | Урок – мужества | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников | Выпуск стенгазеты |
День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год) | 21 сентября | Урок – мужества | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников | Выпуск стенгазеты |
Международный день пожилых людей | 1 октября | Классный час | Активная беседа «Наши бабушки, наши дедушки» | Организация и проведение встреч с ветеранами труда и войны | Организация и проведение встреч с ветеранами труда и войны |
В мире права | октябрь | Беседа по теме: «Права и обязанности школьника» | Составление памятки «Права и обязанности школьника» | Подготовка и проведение презентации «Права и обязанности школьника» для начальной школы | Подготовка и проведение викторины: «Знаешь ли ты свои права и обязанности» для учеников средней и старшей школы |
Культурное наследие России | октябрь | Презентация «Святые иконы» | Подготовка и проведение презентаций на тему «Храмы России – душа России» | Подготовка виртуальной экскурсии по теме: «Храмы России – душа России» | Проведение виртуальной экскурсии по теме: «Храмы России – душа России» среди учащихся школы |
День народного единства | 4 ноября | Беседа «Толерантность – путь к миру» | Классный час «Наш многонациональный класс» | Классный час «Пока мы едины – мы непобедимы» | Организация и проведение семинара с привлечением учеников школы «Пока мы едины – мы непобедимы» |
День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год) | 1 декабря | Урок - мужества | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников | Выпуск стенгазеты |
День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) | 5 декабря | Классный час: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» | Выпуск стенгазеты, посвященной битве за Москву | Проведение радиолинейки, посвященной битве под Москвой. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Участие в городских мероприятиях. | Проведение радиолинейки, посвященной битве под Москвой. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение викторины. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях. |
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год) | 24 декабря | Урок – мужества | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников | Выпуск стенгазеты |
День снятия блокады города Ленинграда (1944 год) | 27 января | Урок - мужества | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Проведение радиолинейки, посвященной Дню снятия блокады города Ленинграда. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях. | Проведение радиолинейки, посвященной Дню снятия блокады города Ленинграда. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение викторины. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях. |
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) | 2 февраля | Урок - мужества | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Проведение радиолинейки. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях. | Проведение радиолинейки. Выпуск стенгазеты. Организация и проведение викторины. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. Участие в городских мероприятиях. |
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 15 февраля | Урок – мужества. | Активная беседа | Проведение радиолинейки. Участие во встречах с россиянами, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Участие в городских мероприятиях | Проведение радиолинейки. Организация и проведение встреч с россиянами, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Участие в городских мероприятиях |
День защитника Отечества | 23 февраля | Участие во внутришкольных мероприятиях | Участие во внутришкольных мероприятиях | Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях | Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях |
Международный женский день | 8 марта | Участие во внутришкольных мероприятиях | Участие во внутришкольных мероприятиях | Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях | Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных мероприятиях |
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей | 11 апреля | Беседа | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Проведение радиолинейки. Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников. Участие в городских мероприятиях | Проведение радиолинейки. Организация и проведение встреч с бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей. Участие в городских мероприятиях |
День космонавтики | 12 апреля | Беседа. Сообщения учащихся | Подготовка и проведение презентаций учащимися | Проведение радиолинейки. Подготовка и проведение презентаций учащимися для начальной школы | Проведение радиолинейки. Организация и проведение викторины |
День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (ледовое побоище, 1242 год) | 18 апреля | Урок - мужества | Урок - мужества с выступлениями учащихся (подготовка сообщений, презентаций) | Подготовка презентации учащимися под руководством учителя для младших школьников | Выпуск стенгазеты |
Боевая слава Подмосковья | май | Беседа | Подготовка сообщений, презентаций. | Подготовка и проведение презентации для начальной школы | Подготовка и проведение презентации для учащихся школы. Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. |
День Победы | 9 мая | Участие во внутришкольных и городских мероприятиях | Участие во внутришкольных и городских мероприятиях | Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных и городских мероприятиях. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. | Проведение радиолинейки. Участие во внутришкольных и городских мероприятиях. Организация и проведение экскурсии в школьном краеведческом музее «Поиск» для учеников школы. |
Степень вовлеченности в мероприятия членов классного коллектива с каждым учебным годом увеличивается. К 9-ому классу ученики при поддержке классного руководителя самостоятельного проводят мероприятия гражданско-патриотической направленности в стенах школы. Перспективный план работы позволяет развить личностные качества каждого члена классного коллектива, в том числе: ответственность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Данный план помогает ученику приобрести умения выступать на публике и оппонировать; навыки поисковой, исследовательской, проектной деятельности. Подобная работа раскрывает творческий потенциал учащегося.
Ожидаемые результаты:
- Формирование гражданственности, всестороннего развития личности, ее социализации.
- Воспитание у учащихся чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.
- Воспитание учащихся в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства.
- Формирование высокого уровня правовой, политической культуры.
И как следствие этого - устойчивое развитие России, формирование гражданского общества и укрепление демократического правового государства
Практическая значимость: возможность реализации в общеобразовательных учреждениях Московской области.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "За честь школы" (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе)
Эссе представляет собой описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе МБОУ "Идрицкая средняя общеобразовательная школа"....
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).
В статье обобщен опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...
Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...