Классный час "Я держу себя в руках…"
классный час (8 класс) по теме

Майборода Наталья Михайловна

Цель: способствовать снижению стресса у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.

Задачи:

§    Познакомить учащихся с понятием «стресс», влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека

§    Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ

§    Показать различные виды реакции на стресс и пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях

§  Профилактика кризисных состояний и суицидов среди подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnyy_chas.docx576.84 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: способствовать снижению стресса у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.

Задачи:

  •   Познакомить учащихся с понятием «стресс», влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека
  •   Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ
  •   Показать различные виды реакции на стресс и пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях
  • Профилактика кризисных состояний и суицидов среди подростков.

Оборудование, материалы

 На каждую группу — лист бумаги, ручка (как вариант — лист ватмана, маркер), раздаточный материл «Экзамены без стресса» (по возможности предоставить этот материал каждому участинку).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Девиз: Не можете изменить обстоятельства,

измените свое отношение к ним!

Обучающиеся свободно, по желанию занимают места.

Вступительное слово ведущего:

Модно и популярно жаловаться «на стресс». Он – причина большинства бед и несчастий нашей жизни, корень всех бед и зол. Модно принимать витамины с условными названиями «стресс-формула», «антистресс». Модно пользоваться косметикой с названием «антистресс». Модно заниматься фитнесом, шопингом, аутотренингом, посещать семинары, пить лекарства.

Почему мы это делаем?

Учащиеся обсуждают вопрос. (Потому что… посоветовали родственники, друзья, знакомые, коллеги, врач)

 Зачем мы это делаем?

«Чтобы избавиться от стресса»

Что же такое стресс? Какие ассоциации у вас вызывает слово «Стресс»? (Учащиеся обсуждают вопрос.)

Итак, стресс (от англ. Stress –давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Что значит неспецифическая реакция? Это необходимая перестройка, адаптация организма к возникшей трудности. Зависит от устройства нашей нервной системы.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с множествами факторами, которые вызывают у нас стресс и дистресс. Это может быть переживания утраты, разлуки, предательства, кражи,  и более прозаические – волнение перед экзаменами, контрольной работы, недостаточный отдых, чувство сильнейшей радости. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. И организм успешно справляется с помощью адаптации – приспособление организма к факторам внешней среды. Этот механизм позволяет поддержать гомеостаз (постоянство внутренней среды организма).

Но иногда частота стрессов или интенсивность большая и может наступить период дезадаптации – снижение сопротивляемости организма.

Последствия таких эмоциональных срывов человек ощущает на физиологическом и психологическом уровнях.

Что вызывает стресс? В каких ситуациях вы переживаете стресс?(подвести учащихся, что экзамен, проверка знаний – это всегда стресс)

Скоро вам предстоят экзамены. Вы знаете, что это такое. И наверняка каждый из вас перед экзаменом испытывает волнение. Представьте себе канун экзаменов, вспомните свое состояние в этот период, оцените степень своего волнения в баллах (или, если хотите, в градусах) от 0 до 100. При этом 0 баллов означает, что вы совершенно не волнуетесь перед экзаменом, вы абсолютно спокойны, а 100 баллов — что вы очень сильно волнуетесь, не можете ничем заниматься, только «трясетесь» от предстоящих событий. Отметьте свое состояние на линейке

Обучающие начинают искать свое место на своеобразной пространственной «шкале предэкзаменационного волнения».

Ведущий. У нас есть те, кто больше волнуется перед экзаменами, и те, кто волнуется меньше.

Предлагаю продолжить нашу работу по группам. Обсудите в группе: кто или что помогает/может помочь справиться с предэкзаменационным волнением? Ваша задача — поделиться своим опытом друг с другом. В итоге вы в своей группе должны выделить и записать не менее 10 способов и приемов снижения предэкзаменационного волнения. Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы — обращайтесь ко мне. Если есть вопросы сейчас — спрашивайте.

(Комментарий на выполнение задания отводится 15–20 минут. Если группы записывают свои варианты на ватмане маркером, то необходимо увеличить время на 5 минут. Ведущему не стоит оставаться пассивным и скучающим, чтобы его пассивность не передалась школьникам, чтобы не снижать значимость и эмоциональную насыщенность происходящего. Ведущий подходит к каждой группе, отвечает на возникающие вопросы, следит за степенью готовности каждой группы.)

Ведущий. Теперь мы сделаем следующее: каждая группа по очереди называет какой-то один способ преодоления волнения перед экзаменами, а я их записываю на доске. Если способы в разных группах будут повторяться, мы это отметим. Пожалуйста, кто готов назвать первый способ?

(Комментарий для ведущего: на этом этапе занятия ведущий не просто записывает предлагаемые варианты, он задает уточняющие вопросы. Другими словами, записывание способов преодоления предэкзаменационного волнения должно превратиться в обсуждение, школьники должны получить дополнительную информацию об используемых ими способах, при этом ведущий в ходе обсуждения может корректировать написанное, что-то вычеркивать, отмечать повторяющиеся способы и пр.

Примеры способов, предложенных 11-классниками: выучить весь материал, думать о хорошем, пить травяные чаи (мелисса, мята и пр.), поесть что-нибудь сладкое, вкусное, сходить на дискотеку, пообщаться с приятными людьми, обратиться к психологу, поддержка близких людей, общение с домашними животными, сон, водные процедуры, пойти в церковь, послушать приятную музыку)

Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали. У нас получился довольно обширный список самых различных методов и приемов, чтобы снизить уровень волнения перед экзаменами. Это и общение с приятными людьми, и водные процедуры (называет 3–4 способа, предложенных школьниками). Но самым эффективным, здесь я согласна с вами, является подготовка к экзамену. Ведь если ты подготовился к экзамену, знаешь материал, то и волнение значительно снижается.

У каждого из вас есть свой опыт подготовки к экзаменам. Из того множества рекомендаций, которые существуют, каждый из нас выбирает то, что подходит именно ему.

Сегодня на занятии мы с вами обсудили очень важную тему — как действовать, что делать, чтобы экзамены прошли с наименьшими волнениями и закончились наилучшим результатом. Надеюсь, что каждый из вас узнал что-то новое на нашем занятии, что поможет ему при подготовке и сдаче экзаменов.

Используемые ресурсы

  1. http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200900308
  2. http://go.microsoft.com/fwlink/?LinkId=69157
  3. http://1000statusov.org/ekzamen/
  4. Александрова Е.А.,  Как победить стресс.М.,2005
  5. Формирование личности старшеклассников/ Под ед. Дубровиной – М., 1989


Рекомендации старшеклассникам

  1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
  2.  Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  3.  Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  4.  Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
  5.  К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.
  6.  Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
  7.  Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
  8.  Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.
  9.  Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
  10.  Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕРЖИ МЕНЯ ЗА РУКУ»

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже об ее исчезновении. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало...

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...

Открытый урок 8 класс по теме: "Здоровье. Держим себя в форме"

План конспект урока английского языка в 8 классе по теме "Здоровье. Держим себя в форме"...

Урок в 8 классе по теме "Как держать себя в хорошей форме

Предмет: иностранный язык (английский язык), урок - обобщение. Тема: «how do you keep fit » Продолжительность: 45 минут Класс: 8 Технологии: мультимедийные, интерактивные. Аннотация: данны...

Урок по теме "Как держать себя в хорошей форме"

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». 7 КЛ ОБОРУДОВАНИЕ: ПОСТЕРЫ ПО ТЕМЕ «ВИТАМИНЫ», ПЛАКАТ «ЕДА», КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ «СПОРТ», НАБОР КАРТОЧЕК СО ...

Урок по английскому языку Как держать себя в хорошей форме

Урок разработан по теме "Как держать себя в хорошей форме". Это обобщающий урок по изученной теме. На уроке поставлены такие задачи,как...