"Духовно-нравственное воспитание учащихся"
статья по теме

Водопьянова Раиса Саранговна

         В последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся

         В последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Именно поэтому, педагогический коллектив нашей школы пять лет назад приоритетным направлением своей деятельности избрал духовно-нравственное воспитание личности и поставил перед собой следующие цели и задачи:

  • формирование и развитие личности;
  • развитие способности к  свободной ориентации в современном мире;
  • самоопределение личности;
  • способность к принятию ответственных самостоятельных решений;
  • воспитание гражданина России, что предполагает:

    -  воспитание патриотизма, понимаемого как личная ответственность за

       сохранение пространства, освоенного предками, за свою малую

       Родину, ответственность за сохранение отечественной культуры;

    -  воспитание правосознания и уважения к Закону.

 Задача учителей заключалась не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.

В основу образовательного процесса были заложены следующие направления деятельности:

-  нормативно – правовое и информационно-методическое  

   обеспечение;

- информационно-просветительская и культурно- просветительская

   деятельность;

- педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-

   нравственного  воспитания детей;

        

  Классные часы, беседы, диспуты, круглые столы, социальные проекты считаются основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности.

В начальной школе мероприятия проводятся по темам:

- Добро. Добродетель. Милосердие.

- «Правдивый ли ты?»

- «Любовь к близким»

- «Законы дружбы»

- «Твое отношение к труду»

- «Культура общения» и т.д.

В пятых-восьмых классах:

- «Человеческая личность и её качества»

- «Направленность человеческой личности: интересы, взгляды,

    убеждения»

-  «Черты нравственного человека: доброта, честность, совестливость,

     благородство, порядочность, полезность деяний»

В девятых-одиннадцатых классах:

- «Могу, хочу, надо».

- «Мир духовности».

- «Человек и судьба»

- «Жизненные пути».

- «Путь к счастью в личной жизни».

         Использовались формы: тренинг, практикумы, игры, проигрывание ситуаций, обсуждение просмотренных фильмов и прочитанных статей, анкетирование.

         По духовно-нравственной, патриотической и гражданской тематике в школе за истекший период  проводились различные  конкурсы. Цель – воспитание эстетических, гражданских, патриотических, нравственных чувств у учащихся.

        Участие в этих мероприятиях заставляет школьников задуматься о своей малой Родине, воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию. Ребята чувствуют свою сопричастность к  жизни района и страны.        

        За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно мы проводим традиционные мероприятия (День знаний, день учителя, день матери, операции «Дом без одиночества», «Забота», «Малышок», день депортации, национальные праздники «Зул», «Цаган Сар», уроки мужества, общешкольные родительские собрания по данной тематике,  Социальные проекты «Помните! Через года, через века, помните!», «Говорят внуки ветеранов», «Вместе», «Обелиск», «Детская площадка» и другие,  учащиеся школы победители и призеры районных, республиканских конкурсов и соревнований: смотре-конкурсе тимуровских команд «Выбор за нами» , «Бичкн седкулч», экологической эстафете «Мой край» , конференции «Бичкн торскн», «Зеркало природы», «Наследие наших предков сохраним и приумножим»,  «Наследники Победы», «История моей семьи», «Зеленая планета» и т.д.  Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа, других народов. Одним из направлений  по духовно-нравственному воспитанию  учащихся стало введение учебного   курса «Основы буддийской  культуры», которое направлено на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Все это должно способствовать достижению важных задач на сегодняшний день: нравственному воспитанию школьников, развитию интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан и призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников

            Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

         Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...