ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
статья по теме
Духовно-нравственное воспитание – одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_uchashchikhsya-1.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Шарова Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ гимназия №2072, ДО города Москвы
Духовно-нравственное воспитание – одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.
Интерес к духовно-нравственному воспитанию обусловлен особенностью современного периода в российской истории и образовании – времени смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
На современном этапе существенной становится проблема организации духовно-нравственного воспитания. Оценивая состояние духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования и педагогики. Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм, снижение общей культуры в подростковой среде, размытые границы нравственных ценностей. Для улучшения состояния духовно-нравственного воспитания педагоги используют как традиционные, так и оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы и другие. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания духовно-нравственного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности – лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения – диалог. Проблемы поликультурности решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования.
Духовно-нравственное воспитание должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию школьников и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества. Духовно-нравственное воспитание – есть активная социально-педагогическая среда, предполагающая одновременное существование нескольких ценностных и целевых оснований и перспектив, доступных каждому субъекту воспитательного пространства, а также диалог между ними.
Духовно-нравственного воспитание – есть социально-образовательная и воспитательная политика и практика, основанная на приоритете социально-ценностных форм содержания, средствах их постоянного диалога, и обеспеченная демократическими механизмами выработки и реализации решений.
Задачи духовно-нравственного воспитания заключаются в индивидуально-личностном развитии и становлении ребенка: привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым; формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Средствами духовно-нравственного воспитания учащихся являются: устное народное творчество; художественная литература; народные игры и игрушки; декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, мини-музеи. Формы работы: индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и специалистов, комплексные и профильные экспедиции, туристические маршруты, выставки творческих работ, телекоммуникационные диалоги, телемосты, олимпиады, марафоны, турниры, интеллектуальные игры развития познавательных интересов и творческих способностей, информационно-методическая и издательская деятельность, направленная на всестороннее развитие творчества детей и молодежи и многое другое.
Использование всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Духовно-нравственного воспитание осуществляется в пределах непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров семьи, церкви, общественных объединений, средств массовой информации.
Список литературы:
- Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2008. 107с.
- Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии: рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология" // Вопросы психологии. 1999. № 2. С.115.
- Караковский В.А. Воспитание в обществе социальных перемен // М.: Мир образования, 1995. № 0. С.24-25.5. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя // М: МПА. 1995. 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...