Классный час "Мы - россияне!" (5 класс)
классный час (5 класс) на тему

Ишуткина Елена Анатольевна

Классный час для пятого класса в рамках Всероссийского урока (2.09.2013)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kch_my_-_rossiyane.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мы – Россияне!»

Цели:

- формирование правовой и нравственной культуры учащихся; уважение к Основному Закону нашей жизни;

- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну; её многонациональный народ.

Оснащение: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал, Конституция РФ.

Ход классного часа:

1. Вступительное слово учителя.

В декабре 2013 г. исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации».

Ребята, а что такое Конституция?

Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.

2. Структура конституции РФ.

        Конституция РФ имеет определенную структуру, она состоит из преамбулы, первого и второго разделов. Сегодня мы подробнее остановимся на преамбуле.

        «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Вопросы для обсуждения:

1. Кто такие россияне и что их объединяет?

2. Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?

3. Что означает выражение «соединенные общей судьбой на своей земле»?
4. Что означает «принять судьбу Отечества как свою личную»?

5. Что такое национальные ценности?

(патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, религия, наука, искусство, природа и т.д.)

3. Морально-нравственные и правовые нормы.

        Есть две нормы жизни – мораль и право. Как вы это понимаете?

        Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Эти нормы нигде не записаны. Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.  За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.
        Какие примеры моральных норм вы можете привести?

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Учащиеся получают карточки со следующим текстом:

«Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину».

        Существует ещё один вид норм – правовые нормы. Они определяют свободу и возможность поведения, принятые в обществе. Государство следит за тем, чтобы эти нормы соблюдались, если этого не происходит, наступает правовая или юридическая ответственность. Как вы это понимаете? В отличие от норм морали, которые нигде не записаны, эти нормы записаны в конституции РФ. С правовыми нормами мы можем познакомиться в главе «Права и свободы человека и гражданина».

Личные права и свободы:

  • Право на жизнь: государство гарантирует любому человеку защиту от посягательств на его жизнь.
  • Охрана достоинства личности: когда говорят, что «государство должно служить народу», это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека.
  • Право на свободу и личную неприкосновенность. Заключено в недопустимости действий со стороны государственных органов, посягающих на неё.
  • Право на неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну: предусматривает право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.
  • Неприкосновенность жилища
  • Право определять и указывать свою национальную принадлежность
  • Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства
  • Свобода совести и свобода вероисповеданий (ст. 28 Конституции РФ) - принято понимать право человека как верить в Бога, так и быть атеистом.

4. Закрепление понятий правовые и моральные нормы.

Подумайте и скажите, какие поступки регулируются моралью, а какие правом:

Угрожать расправой

Завидовать

Ловить рыбу

Брать чужие вещи

Не дружить со слабыми

Лгать

5. Обобщение.

        Наш классный час был посвящен двадцатилетию конституции РФ. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какой основной вывод мы можем сделать для себя?
«Важно соблюдать как моральные, так и правовые нормы жизни».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. Классный час для 10 класса. Презентация к классному часу.

Классный час для 10 класса " Человек рожден для счастья!"...

Классный час в 6 классе "Мы - Россияне!"

классный час, посвященный 20-летию Конституции России....

Классный час в 7 классе на тему: «Мы россияне!» посвященный 20 летию Конституции РФ

Классный час посвященный дню Конституции РФ. В непринужденной форме, с помощью игр, заданий во время классного часа мы уточняем и углубляем знания обучающихся....

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Начальная школа. Конкурс для классных коллективов 2-4 классов "Самая классная классная жизнь"

Конкурс "Самая классная жизнь" проводится с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе....