Беседа с учащимися «Легко ли признаться в ошибке?" (4 класс)
классный час по теме

Голенцова Наталья  Васильевна

Беседа с учащимися «Легко ли  признаться в ошибке?" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legko_li_priz._oshibku.docx34.66 КБ
Office presentation icon oshibka.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Легко ли  признаться в ошибке?" (4 класс)

1
.Вступительная беседа.

(Слайд №1) Сегодня наша беседа посвящена теме: «Легко ли признаться в ошибке?»  

 А что бы вы хотели узнать, решить для себя по этой теме?

(Какие бывают ошибки.  Что делать, если ошибся?  Стоит ли признаваться кому - либо в том, что совершил ошибку?)

(№2). 

Ну что же, вопросов много. И прежде, чем попытаемся их решить, ответьте, а что такое «ошибка»? (Когда что- то неправильно сделал, сказал, как -то неправильно поступил.)

- Ошибки в жизни бывают у каждого человека, но не все могут в них признаться. Совершить плохой поступок легко, тяжелее осознать, что ты не прав, раскаяться и попросить прощение. Но пока этого не сделал, человеку плохо, его гнетёт совесть,?

2. Перенос ситуации на себя. Анализ чувств в проблемной ситуации.

- Совершали ли вы ошибки?

Бывают ли у вас моменты, когда вы понимаете, что не правы, но вам сложно признаться в этом? (Да.)

–Что вы при этом чувствовали? (тяжёло, «камень на душе»)

(№3). - Такой камень мы сегодня символично изобразим. Какие эмоции и чувства испытывает человек, у которого «камень на душе»? (страх, тревога, грусть, трусость, слёзы)

– Как избавиться от этого камня на душе?

– Что нужно предпринять? (
признаться, найти пути решения, извиниться, чтобы не было стыдно, чтобы исправить ситуацию)

(№4). – Легко ли это сделать? Послушайте рассказ.

Рассказ «Осколки в сердце» 

Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

 - Как вы понимаете выражение «камень с души упал»? Можем ли мы сказать так сказать об этом человеке?

– Как вы думаете, почему нужно признать ошибку?  (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче).

– О чьих проблемах и ошибках легче говорить, о своих или чужих? (о чужих) Почему? (№5)  Вспомните пословицу об этом. ( У других соринку видим в глазу, а у себя бревно не замечаем.)

4. Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям

 Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.

(№7)  Н.Н. Носов «Огурцы».

  1. «Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принёс.
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
    – Где ты их взял?
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто я сам нарвал.
    – Значит украл».

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?

(№7)  Л.Н. Толстой «Косточка».

  1. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
    За обедом отец и говорит:
    – А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?

– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?

– Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам, как же заканчивались эти произведения:

  1. (№8)  Н. Носов «Огурцы».

«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».

  1.   Л. Толстой «Косточка».

«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».

– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).

– Как нам легче признаться?

5. Перенос ситуации на себя. Анализ чувств при разрешении проблемной ситуации.

(№ 9)– Что происходит с нашей душой, когда мы признаёмся в проблеме или ошибке? Какие чувства вы испытываете? (облегчение, радость, удовлетворение, спокойствие)

Разноцветный цветок «раскалывает» камень раздвигая чёрные сегменты (каждый лепесток- чувство, наполняющее душу при решении проблемы или ошибки).

– Во что превратился наш чёрный камень? (в осколки проблемы)

– Почему? (сняли камень с души, он рассыпался, стало легко).

(№10) – . Какой путь надо было пройти, чтобы признаться в проблеме? (увидеть проблему, найти мужество признаться и, признавшись, снять камень с души).

– Легко ли было признаться?
– Стоило ли это делать? Почему?

 Порой люди думают, что извинились и дальше могут вести себя, как захотят. Ведь всегда можно сказать: «Извините, я больше не буду». А потом опять обижать, врать, бить, в общем вести себя неправильно.  Приятно ли с ними общаться? ( Нет. Они просто так извиняются.)

Вместо чёрного камня теперь у нас красивый цветок, как символ того что с любой проблемой или ошибкой можно справиться, признавшись в ней.

(№11) Вернемся к теме беседы.

 ЛЕГКО ли признаться в ошибке? (Нет. НЕ всегда. Очень сложно.) А почему? (Стыдно. Страшно, что накажут. Смеяться будут.)  Да, признаваться нелегко. А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться? (Прощу. Подумаю, прощать ли, но скорее всего прощу). Вы правы. Надо не только уметь признавать и исправлять свои ошибки, но и ПРОЩАТЬ других. (№12)


6. Круг общения.

- Что оказалось сегодня для вас полезным, интересным и познавательным?

– Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».

7. Рефлексия.
 ( положить свою эмблему-цветок рядом с фразой, которая отражает ваше отношение к происходящему сегодня на уроке )

1. Беседа заставила задуматься.

2. Разговор многое прояснил.

3. Мне всё равно.

Спасибо за работу!

Н.Н. Носов «Огурцы».

  1. «Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принёс.
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
    – Где ты их взял?
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто я сам нарвал.
    – Значит украл».

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?

  1. Л. Толстой «Косточка».

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани.


        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Легко ли признаться в ошибке?

Слайд 2

Ошибка - Когда что- то неправильно сделал, сказал, как -то неправильно поступил.

Слайд 5

«У других соринку видим в глазу, а у себя бревно не замечаем.» (пословица)

Слайд 9

облегчение удовлетворение ЖАЛОСТЬ ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ПОМОЩЬ РАДОСТЬ ДОВЕРИЕ БЕСКОРЫСТИЕ спокойствие ДОБРОТА СЧАСТЬЕ

Слайд 10

-Легко ли признаться в ошибке? -А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться?

Слайд 11

« Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о спорте "Легкая атлетика"

История вознекновения развития легкой атлетики....

Беседа о спорте "Легкая атлетика"

История вознекновения развития легкой атлетики....

Беседа о спорте "Легкая атлетика"

История вознекновения развития легкой атлетики....

Тест для учащихся по предмету «Физическая культура», раздел программы «легкая атлетика» 8-9 класс

Тест для учащихся по предмету «Физическая культура»,раздел программы «легкая атлетика»  8-9  класс...

Беседа. Простой другой. Легко ли быть «белой вороной»?

Представлено мероприятие, которое поможет развить у учащихся терпимость и внимание к окружающим как нравственных ценностных установок; научить принимать людей такими, какие они есть; помочь учащимся в...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс. Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.  Русский язык. Учебник  для 5 класса о...

10.Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов «Как научиться сдавать экзамены или психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ»

Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают все выпускники школ. Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент ...