Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"
классный час (9 класс) по теме

Шуйская Ирина Вячеславовна

Цель: формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни;
  2. развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества его характера,  анализировать информацию и высказывать собственное мнение;
  3. формировать представление учащихся о долге, мужеств, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
  4. воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Есть ли герои у нашего времени?

Автор разработки классного часа: Шуйская Ирина Вячеславовна, МАОУ Видновский художественно-технический лицей.

Цель: формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни;
  2. развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества его характера,  анализировать информацию и высказывать собственное мнение;
  3. формировать представление учащихся о долге, мужеств, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
  4. воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.

Оборудование и материалы: презентация (компьютер, проектор, экран)

«Когда-нибудь о нашем времени и наших современниках будут вспоминать с благодарным достоинством. Ничто не  мешает уже сегодня всмотреться в зеркало современности, увидеть в нём эпоху и личность  героя…»

В.Г.Распутин

Как вы думаете о чем мы с вами поговорим сегодня? (ответы детей)

Время героев обычно ты кажешься прошлым.

 Главные битвы приходят из книг и кино,

 Главные даты отлиты в газетные строки,

 Главные судьбы историей стали давно.

 Время героев, по самому высшему праву

 Ты подарило далеким и близким годам

 Доблесть и славу, и долгую добрую память

 Время героев, а что ты оставило нам?

Безусловно, во все времена, в любом обществе, в любом государстве существуют люди, которых называют героями.  

Сегодня мы с вами подумаем и постараемся ответить на вопрос: Есть ли герои у нашего времени? Кто они?

Понятие «герой» неразрывно связано с понятиями «подвиг», «долг», «честь», «патриотизм» Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена.

Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова

Герой:

  1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
    2. Главное действующее лицо литературного произведения.
    3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
    4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
    Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
    (Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
  2. Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
    А вот такое определение даётся в словаре:  Подвиг – самоотверженный героический поступок.
    Назовите имена людей, которые, как вы знаете,  совершили подвиги?

Есть ли что-то  объединяющее этих людей? Какие-то внешние признаки или качества характера?

- Составим портрет героя

- внешность; 

- возраст;  

- профессия;

- воспитание;

- место рождения

Обсуждение по вопросам:

Каков внешне должен быть герой? вывод: Цвет глаз, волос, размер носа, лба и губ не являются основными  признаки проявления героизма.

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? вывод: Героические поступки можно совершать в любом возрасте.

Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Работа по микрогруппам.  Назовите те черты характера, которые определяют героя.   Выбрать качества, которые присущие настоящему герою

Принципиальность

Честность

Ложная жертвенность

Самопожертвование

Смелость

Жалость

Ответственность

Доброта

Сила воли

Авторитетность

Совестливость

Безрассудство

Страх,

Корысть

Милосердие

Храбрость

Трусость

Бескорыстие

Мужество

Хвастливость

Агрессивность

Стремление выделиться

Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты.

По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»  

С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»)

 В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа в образе Данко.

Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.
Вспоминая Великую Отечественную войну, то мы говорим – это было время героизма и мужества.

- Давайте вернемся к нашему вопросу, который нашей встречи. А есть ли место подвигу в наше  время?

Согласно недавно проведённому Фондом «Общественное мнение» опросу, мы с вами  почти не знаем героев среди реальных людей: «Около 40% респондентов затруднились назвать даже одного „настоящего героя“ России. Около 20% считают, что настоящих героев в реальной жизни вообще нет (среди молодёжи таких 25%). Лишь очень немногие назвали Георгия Жукова и Юрия Гагарина (по 4%), а также Владимира Путина (3%). Чаще всего среди „настоящих героев“ молодёжь называла Илью Муромца (20%). Второе место в числе вымышленных героев молодёжи занимает бандит Саша Белый из телесериала „Бригада“. Его считают „настоящим героем“ 17% молодых людей. На третьем месте — Штирлиц. Старшие поколения часто вспоминали также Алексея Мересьева из „Повести о настоящем человеке“ Б. Полевого и Глеба Жеглова из кинофильма „Место встречи изменить нельзя“...

 Кто же они герои нашего времени? (Герои труда, ликвидаторы последствий аварии на

  Чернобыльской АЭС, на АЭС в Японии, работники МЧС, пожарные, космонавты, доноры, мать-героиня, парашютисты, летчики-испытатели, подводники  и многие другие)

Сергей Солнечников. Сослуживцы и солдаты считали его настоящим офицером и называли «солнцем» за веселый нрав и доброе сердце. 

28 марта 2012 года в Белогорске (Амурская область) майор Солнечников погиб. Один из солдат срочной службы во время учений неудачно кинул гранату. За несколько секунд Сергей Солнечников принял трудное решение. Чтобы спасти около 10 человек, он накрыл накрыл гранату своим телом. Бронежилета на офицере не было. Он прослужил в должности комбата чуть больше года. Погиб в возрасте 31 года.

 Указом Президента Российской Федерации 3-го апреля 2012 года Сергею Солнечникову за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя России. Посмертно.

Он вернул своих солдат их родителям, он спас их от смерти. И я уверена, что именно такими людьми должна гордиться Россия сегодня. 

И фамилия у него была какая-то необычная, но совсем не героическая: Солнечников…солнце…свет.. тепло... 

Его именем названы улицы в нескольких городах, имя майора носит кадетская школа в г.Волжский(Волгоградская область)

Какие качества героя были присущи этому человеку?

Николай Галкин. На здании Видновского художественно-технического лицея установлена мемориальная доска, в память о выпускнике школы Николае Галкине, погибшем в ходе выполнения интернационального долга в Афганистане. На фотографии он словно живой, в форме десантника – в тельняшке, берете. Орденом Красной Звезды он награждён посмертно.

Памятную доску в лицее открывали на торжественном митинге. Директор лицея В.В. Давыдов тогда сказал: "Мне бы хотелось, чтобы эта памятная доска напоминала всем нам, что каждый из нас – защитник своего Отечества".

Только люди в военной форме способны на подвиг? (Нет)

Вы правы…

Изабель Киллинг. Двухлетняя Изабель Киллинг спасла свою мать. Она смогла самостоятельно набрать нужный номер, назвать свое имя и адрес, и сказать, что маме очень плохо. Мать Изабель Джоанна, почувствовала себя нехорошо после приема лекарства, и у нее начало развиваться шоковое состояние. На грани потери сознания она попросила дочь позвонить 911, что девочка и сделала... Разве для маленькой девочки это не подвиг?

Миша Ярмонов. И в России детей героев немало. Десятилетний школьник Миша Ярмонов из села Майорка Алтайского края спас утопающего мальчика.

Объезжая на велосипеде местность вдоль реки он увидел тонущего ребенка, которого сильным течением несло вниз по реке.

Сам еще ребенок, Миша в этот момент не думал о себе. Кто хоть раз в своей жизни вытаскивал из воды утопающего, понимает, насколько это опасное дело даже для опытного взрослого пловца.

Михаил нырнул и около 20 метров плыл вместе со спасенным до берега, волоком вытащил семилетнего мальчика, уже находившегося в бессознательном состоянии, на берег, и, не растерявшись, успел сделать ему искусственное дыхание.

Юный спасатель с Алтая награжден нагрудным знаком МЧС.

В прошлом году я училась на курсах в Евразийском открытом университете,  мне было очень приятно узнать, что студенты этого ВУЗа стали инициаторами важного мероприятия.

Видео- фрагмент об акции молодежного движения «Герои нашего времени» (видео- фрагмент)

Рошаль. Нельзя не вспомнить сегодня и доктора медицинских наук, профессора Леонида Михайловича Рошаля. Необычный человек! Всю свою жизнь он помогал и помогает больным детям! 

Когда в Беслане случилась страшная трагедия, террористы выдвинули требование: привести к ним четырех человек, среди которых был бы… Рошаль. Не раздумывая он пошел на переговоры к террористам.

Бесспорно, Леонида Михайловича Рошаля можно назвать героем нашего времени. 

Паралимпийцы.  В фрагменте мы видели интервью с участником паралимпийских игр. Пример героизма связан с победой нашей команды параолимпийцев в Олимпиаде в Ванкувере, которая проходила в  2010 году. Наша команда заняла 1 место по общему командному зачету. Это пример того, как люди, получившие травмы, сумели преодолеть себя. Поверили в то, что могут доказать, что самые трудные задания им по плечу. И результатом стала победа сборной России на зимней Олимпиаде в Ванкувере. Пожелаем удачи нашей сборной на Олимпиаде в Сочи!

А как вам такая история: Молодой человек решил доказать девушке  свою любовь и прыгнул с моста в реку.

Можно ли считать этого человека  героем и почему?

(Хвастливость, безрассудство, стремление выделиться…)

Еще история: Три закадычных друга совершили кражу. Улики показали вину только одного из них. Он решил не выдавать своих друзей, и один понёс наказание за содеянное.

 Можно ли считать этого человека  героем и почему?

(Жалость, авторитетность, страх, корысть, ложная жертвенность.)

Умейте отличать истинный героизм от ложного.

Какие мы выводы сделаем из всего вышесказанного?

  1. Мы выяснили, что есть герои у нашего времени!
  2.  Мы определили черты характера героя.  Понятие героизма изменялось. Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов, весьма далёких от изначального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные и  герои кино, трагические и лирические, наконец, герои «наших романов»...
  3. Настоящие герои делают правильные вещи, и поступают правильно не потому, чтобы кому-то что-то доказать, а потому, что считают так правильным, по совести.
  4. Высшее проявление героизма  человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту.
  5. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости.

Ребята, спасти чужую жизнь, не боясь за собственную, - это, конечно, подвиг. Но не забывайте одну простую истину, выраженную словами Гёте: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Уважайте людей, которые рядом с вами, цените добрые поступки, совершайте их, и тогда и вас будут ценить, любить и уважать.

За всю свою жизнь можно не совершить большого и бросающегося в глаза подвига, но можно и нужно продолжать делать добрые дела. Делайте добрые дела как можно чаще и не задумывайтесь о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт совершённого доброго дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Есть ли герои в наше время?"

Материал подобран неоднозначный . Он вызвал интерес моих воспитанников: состоялась бурная дискуссия....

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

Тема классного часа "Есть ли герои у нашего времени?"

За всю свою жизнь можно не совершить большого и бросающегося в глаза подвига, но можно и нужно продолжать делать добрые дела.-А что можно сделать? – спросите вы.Многое.- Не стоит искать больших ...

"Есть ли герои у нашего времени? (классный час)

Классный час "Есть ли герои у нашего времени?" посвящен людям, защищавшим город Комсомольск-на-Амуре в период наводнения осенью 2013 года.Цель: побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, муже...

Классный час "Есть ли герои у нашего времени"

Конспект классного часа и презентация по теме "Есть ли герои у нашего времени"...

Урок мужества. Классный час на тему: Есть ли герои у нашего времени

Урок мужества 2016 г. Классный час на тему: Есть ли герои у нашего времени...