Методическая разработка воспитательного часа "Из зерна милосердия - цветок добра"
классный час (7 класс) по теме
Данная работа представляет собой методическую разработку внеклассного занятия по теме «Из зерна милосердия – цветок добра», посвященной проблеме воспитания нравственных качеств личности: способности к милосердию, сочувствию, терпимости к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 72 КБ |
prezentatsiya_k_metod.razr_.ppt | 367 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Строкинская СОШ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА
Разработала учитель русского языка и литературы
кл. рук. 6-го класса
Ижмухаметова Венера Вакильевна
Строкино
2013
Аннотация
В наше неоднозначное и довольно противоречивое время, когда подрастающее поколение на каждом шагу ожидают различные трудности и подвохи, основной задачей школы не только как образовательной, но и воспитательной системы является формирование независимой, цельной личности, способной адекватно воспринимать мир и жить в согласии с окружающими. Поэтому работа в этом направлении должна быть целенаправленной и системной. Данная работа представляет собой методическую разработку внеклассного занятия по теме «Из зерна милосердия – цветок добра», посвященной проблеме воспитания нравственных качеств личности: способности к милосердию, сочувствию, терпимости к окружающим.
Актуальность данной работы заключается в том, что нередко нам приходится слышать, что сейчас такие понятия как «милосердие», «сострадание», «любовь к ближнему» устарели, потому что современный человек должен действовать в собственных интересах и никому не обязан помогать и сочувствовать. Однако законы морали никто не отменял. И для того чтобы общество успешно развивалось и процветало, необходимо, чтобы каждый член общества понимал, что без основ человечности и доброты, любое сообщество ждет крах и гибель вследствие духовной деградации.
Цель: настроить детей на осознание необходимости проявления сострадания, милосердия, терпимости и недопустимости жестокости по отношению к окружающему миру.
Задачи:
- расширить у участников знания о понятиях нравственности;
- заложить традицию осознавать значение своих поступков в свете правил нравственности.
- формировать умение самостоятельного осмысления основ доброго отношения к окружающим.
Форма работы: групповая.
Возрастная категория: 7-8 классы.
Оборудование: компьютер, электронная доска, проектор, ватман, фломастеры или цветные карандаши.
Звучит красивая лиричная мелодия
Слайд 1
Чтец 1.
Сердце ищет тепла...
Сердце ищет тепла, сердце сил не жалеет…
В бесконечный полёт рвётся наша душа…
Сердце ищет любви, и в разлуке болеет,
Но на помощь ему доктора не спешат…
Вы не бойтесь любить, и быть в чувствах щедрее…
Счастлив тот, кто любовь раздаёт без конца…
Ведь от скупости чувств наши души скудеют…
А от скудости душ – так грубеют сердца…
Сердце ищет тепла на промокших аллеях…
Сердце ищет любви для продрогшей души…
Сердце ищет любви... Устаёт, и слабеет…
Сердце ищет тепла,… ты к нему поспеши…
Вы не бойтесь любить, быть друг к другу добрее…
Тот неправ, кто любовь раздаёт не спеша…
Ведь от скупости чувств наши души стареют,
Просто жить без любви не умеет душа…
(Анастасия Ларецкая)
Ведущий
Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия называется «Из зерна милосердия – цветок доброты». Человек является настоящей личностью, только если он обладает добрыми качествами и в его душе нет места отрицательным чувствам. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. А.М.Горький писал: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – почувствовать себя нужным близким людям. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять…»
Слайд 2.
-Что для вас означают такие слова как «сострадание», «сочувствие», «милосердие»?
-Как должны, по-вашему, проявляться эти чувства?
(Ответы детей)
Слайд 3.
(Милосердие – сострадание, выраженное в реальных действиях по оказанию помощи и поддержке нуждающихся, проявления доброты и заботы о людях, животных. В понятии милосердие два аспекта: переживание чужой боли, как своей, личной, и реально-практический – порыв к конкретной помощи.
Милосердный человек – человек, проявляющий милосердие).
Чтецы 1 и 2
Ч1Благодарить?
Ч2Благодарить...
Ч1За боль?
Ч2За боль еще важнее!
Ч1Простить обидчика?
Ч2Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Ч1Принять скорбящего?
Ч2Принять его все скорби и тревоги...
Ч1Поднять упавшего?
Ч2Поднять...
Он твой собрат. Один из многих.
Ч1Благословить?
Ч2Благословить...
Ч1И проклинающих?
Ч2Их тоже...
Ч1Любить жестокий мир?
Ч2Любить...
Его спасти любовь лишь может...
(Галина Есаулова)
Ведущий.
Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.
Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”
Вспомним слова Л. Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других”
А какие пословицы и поговорки о добре и милосердии вы знаете?
Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)
“Доброе слово лечит, злое калечит”
“Злой не верит, что есть добрый”
“Добрая слава лежит, а худая бежит”
“Доброго чтут, а злого жалуют”
Добрые вести прибавят чести.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают да дела их живут.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе братство лучше богатства.
Живи добрее, будешь всем милее.
Ведущий
- Нужно ли милосердие сегодня? – Однозначно – необходимо!
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Чтец 1
А вы забудьте - и станет легче...
А вы простите - и будет праздник...
Не огорчит вас недобрость речи
Людей случайных, плохих и разных.
А вы желайте - и вам удастся...
И повторяйте, и возродится...
Не поскупитесь - и вам воздастся...
И вам вернётся, и наградится.
А вы поверьте - и будут верить...
Начните сами - кругом начнётся...
А вы откройте влеченью двери.
А вы ЛЮБИТЕ! - и вам зачтётся...
(Елена Забродина)
Ведущий
Милосердие и сострадание к окружающим – основы характера нравственного человека. И если мы воспитаем эти качества в себе, то нам будет легче жить на белом свете, мы будем верить в людей, потому что люди будут верить в нас. Самые благородные большие чувства начинаются с появления маленького ростка доброты.
Немало слов сказано о милосердии, сострадании и самопожертвовании. Немало создано притч…
Чтение притчи «Спасти одну звезду». Слайд 4.
Чтец 1.
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал: «Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает».
Ведущий
Вопросы распределяются по группам.
- Понравилась ли вам притча?
- Почему старик удивился действиям мальчика?
- Как вы думаете, справедливы ли слова мальчика?
-Приходилось ли вам так же помогать кому-либо?
-Что вы при этом испытывали?
Слайды 5,6,7,8
Обратите внимание на иллюстрации к притче и на тему «Милосердие».
1. Какие чувства они у вас вызывают?
2. Передана ли в этих иллюстрациях тема притчи?
Чтец 1.
Никогда. Алла Мурина
Давай никогда не ссориться,
Никогда, никогда.
Давай еще раз помиримся,
Навсегда, навсегда.
Какие простые слова,
Давай повторять их всегда,
Давай позабудем плохое,
Убьем наше горе лихое.
Вокруг столько солнца и мира,
Пусть будет возвышенна лира,
Пусть жизнь наша дружно пройдет
И пусть это каждый поймет.
Ведущий
Из каких составляющих складывается доброта. Я вам предлагаю создать формулу доброты, к примеру: доброта = милосердие + сочувствие + уважение. Другой вариант: нарисовать круг со словом «доброта» и к нему лучики «сострадание», «любовь» и т.д.
(готовые варианты развешиваются на доске и комментируются).
Чтец 2
Сергей Красников
Проявим милосердие к другим,
И совесть, душу вечно сохраним…
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны…
Земля моя родная благодать,
Желаю я свою любовь отдать,
И милость Божью проявить…
Душу и жизнь. С любовью воскресить…
Пусть милосердие будет иногда,
Как скажем, течет вода всегда,
Да будет наш гуманный этот свет…
Призыв от Бога данный в мой сонет…
О, мир безжалостный, довольно дыр!
Устраивать прилюдно лживый пир ,
Довольно, хватит мрака, черноты…
Нам нужно просто жить для всей мечты…
Пусть возгорится Полярная звезда,
Пусть к нам приходит любовь всегда
Мы милосердие будем проявлять
И в этом соль, и Божья благодать…
Слайд 9.
Ведущий. В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Давайте в знак милосердия и уважения пожелаем счастья друг другу.
Каждая группа в течении 3-х минут придумывает добрые слова и составляет из них теплые и пожелания в адрес другой группы.
Звучит песня «Дорога добра»
Список использованной литературы:
- Внеклассные мероприятия: 5 класс\ Авт.-сост. О.Г.Черных,А.А.Дмиртриева. – М.: ВАКО, 2010. – 256 с.
- Повышение педагогического мастерства. Культура учебной группы в современной системе воспитания: Сборник методических материалов – Мн., РИПО, 2002г.
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 176 с.
- http://elenkav.ucoz.ru/publ/o_nravstvennosti/o_dobrote_miloserdii/stikhi_o_miloserdii_dobrote/26-1-0-52
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Милосердие? Сострадание? Сочувствие? Любовь к ближнему?
Милосердие – сострадание, выраженное в реальных действиях по оказанию помощи и поддержке нуждающихся, проявления доброты и заботы о людях, животных. Милосердный человек – человек, проявляющий милосердие.
Притча»Спасти одну звезду» Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе. — Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия. — Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями? Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес: — Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды! Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал: «Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает».
Мир загадочный, огромный, Посмотри, какой он добрый. Так давай и я и ты Ему добавим доброты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Воспитание заботы и милосердия".
“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственноесчастье”....
Методическая разработка "Воспитание заботы и милосердия".
“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственноесчастье”....
Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима» «Безграничные возможности особенных детей».
Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима». «Безграничные возможности особенных детей»....
Методическая разработка к уроку по теме "Цветок" в 6 классе
Цель: сформировать знания учащихся о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений, раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинок; на основе ...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка: «Построение макета эко светильника «Цветок» в программе Blender»
Содержит методику работы в программе Blender, создание объемного объекта светильник "Цветок"....
Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках социальной благотворительной акции "Пасхальные дни милосердия"
Ежегодно в нашем районе проводится социальная благотворительная акция "Пасхальные дни милосердия", цель которой-Вызвать у обучающихся Дома творчества желание создать праздник для одиноких пр...