Классный час "Государство и наши права"
классный час (7 класс) по теме

Ветрова Ольга Михайловна

Разработка классного часа дает детям первоначальные правовые знания, представления о правах ребёнка. Раскрываются понятие «право», где отражены права;  дается представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

Путешествие по сказкам учит детей применять права и обязанности в повседневной жизни. Разработка классного часа сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №14

Города Ангарска

        Классный час

«Государство и наши права»

   

Слайд 1

Тема: «Государство и наши права».

Цели: 

  • дать детям первоначальные правовые знания, представления о правах ребёнка; объяснить, что означает понятие «право», где отражены права;  дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; дать представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • развивать мышление, память, сообразительность;
  • воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вступление. Слово кл. руководителя: Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".

 О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. – Давным-давно тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?

Об этом и пойдет речь у нас сегодня на классном часе, который называется «Государство и наши права».

Слайд 2

–  Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит.

Для всех нас свято слово Родина. И где бы человек ни жил, какое бы ни было у него отношение к обществу и окружающим людям, он всегда помнит о своей Родине, о месте, где родился, где прошло детство или юность, а в большинстве случаев – и вся жизнь.

 Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то начало, которое по-настоящему делает святой всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач.

-  А как вы думаете, что же такое право?

                  (Ответы детей)

Слайд 3

ВЫВОД: Право это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.

 В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить
эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав.

 -  Есть ли права у детей?

                   (Ответ детей: Да, есть.)
– Какие права детей вы знаете?

(Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых.)

-  Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия??

                 (Рассуждения детей)

–  Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашем государстве,

 ваших правах и обязанностях.

 1.Разминка

–   Сейчас, я предлагаю вам небольшую разминку.

                               (Детям задаются вопросы)

Слайд 4

1. Как называется государство, в котором мы живем?

Слайд 5
2. Столица России?

Слайд 6
3. Кто президент нашей страны?

Слайд 7
4. В какой области мы живём?

Слайд 8

5.Кто является губернатором нашей области?

Слайд 8
6. Как называется наш город?

Слайд 9
7. Кто является главой нашего города и мэром нашего района?

Слайд 10
8. Какие символы России вы знаете?
(Гимн, флаг, герб)

2. Беседа

– Ребята, очень часто окружающие нас люди забывают, что они только гости в этом прекрасном мире. Некоторые проводят время впустую, предаваясь праздной лени, порокам: пьянству, наркотикам. Другие хотят только материального благополучия, забывая о родителях, детях, идут иногда на обман, подкуп и преступление.

Слайд 11
В каждом действующем государстве есть правила, обязательные для всех и называются они –
Конституция.

– Ребята, а теперь давайте подумаем, что нужно вам, детям, для полного и гармоничного развития личности? (Рассуждения детей)

– В первую очередь ребёнку нужно семейное окружение, атмосфера счастья, любви и понимания. Сразу же после рождения и с момента рождения ребенок имеет право на имя, на приобретения гражданства, на право знать своих родителей, право на их заботу.
После окончания второй мировой войны была основана Организация Объединенных Наций, которая от имени всех народов планеты главной своей задачей определила именно защиту прав человека.
          В 1959 году, признав, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка.
         А в 1989 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

Слайд 12

Декларация – официальное или торжественное программное заявление.
Конвенция международный договор по какому-то определенному вопросу.

- В Конвенции прав ребенка говорится: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного и незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища, незаконное посягательство на его честь».

– А сейчас, ребята, мне хотелось бы познакомить вас с правами ребёнка.

Слайд 13

Права ребенка

Слайд 14

– Все дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Слайд 15

–  Все дети имеют  право на бесплатное образование.

Слайд 16
– Все дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Слайд 17
– Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество воды.

Слайд 18
– Дети имеют право на медицинский уход.

Слайд 19
– Дети  имеют право на приемлемый уровень жизни.

Слайд 20
– Все дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Слайд 21
–  Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы.

Слайд 22

          - Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Слайд 23

–  Я хочу, чтобы вы запомнили, что человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки называется. (Гражданин)

– Ребята, как вы понимаете, слово «гражданин»?

                   (Ответы детей)

(Лицо, проживающее в данном государстве, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.)

 3. Игра «Путешествие по страницам литературных произведений «Сказка – ложь, да в ней намек …»».

Вы должны отгадать, название сказки и объяснить, какие права ребёнка были здесь нарушены.

Слайд 24

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел де царь Салтан.

 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.

А на самом деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым – помогать. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.

Слайд  25

                    Иван-царевич сжег лягушечью кожу.

 Русская народная сказка «Царевна лягушка». Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился?

Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну.

Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, и никто не должен его выпытывать: о чем это вы там шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи! Такую музыку не слушай! Думай только так, а не иначе! Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет право вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему.

Слайд  26

Свесть Царевну в глушь лесную,
И, связав ее, живую,
 
Под сосной оставить там.
На съедение волкам!

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина

В чем так провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребёнка?

Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.

Оказывается, есть еще люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они иной национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются и такие воспитатели, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.

Слайд  27

«– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я ее выломаю!

– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф – Наф своим братьям, и они приготовились защищаться».

Из какой это сказки? (Правильно, это сказка С. Михалкова «Три поросенка».)

Какое право было нарушено в этой сказке Волком?

Какое наказание он за это понес?

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

Никто не имеет право заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

Слайд  28

«– Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!»

Так распоряжалась Королева из сказки Л. Кэролл «Алиса в стране чудес». Какое нарушение прав человека она нарушала?

Никого нельзя наказывать без суда.

Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Если тебя в чем-то подозревают, пусть сначала докажут! Один человек не имеет право признать другого виновным, осудить, а тем более  наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.

Слайд  29

«Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма.

– Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет».

Из какой сказки этот отрывок? (Да, это сказка Шарля Перро «Спящая красавица»). Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей.

Какое право она нарушила?

Ребенок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили.

Может быть, они нарушили закон или обидели кого-то, все равно нельзя упрекать, унижать, наказывать ребёнка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.                                                                 

4. Упражнение «Джеффа»

(На полу расставлены таблички с надписями «Да», «Нет», «Не знаю».  Детям задается вопрос-утверждение (перечислены ниже), на который они должны ответить, сделав свой выбор, затем происходит обсуждение, выслушивается мнение обучающихся)

  1. Соблюдаются ли права ребенка в школе…
  2. Права больных детей не нарушаются…
  3. Человек считается ребенком до 18 лет…
  4. В школе мои права нарушаются…
  5. Дома мои права нарушаются…
  6. Мой дом – моя крепость…
  7. Я имею свое собственное мнение и убеждение…
  8. Я протестую против несправедливого обращения…
  9. Я совершаю ошибки…
  10. Я могу изменить свой образ жизни…
  11. Я выполняю неразумные требования…
  12. Роды  до 18 лет – это нормально…
  13. Я ставлю свое «Я» на первое место…

5. Работа в группах. Класс делится на 5 групп. Группам выдаются тексты Конвенции о правах ребенка.

 Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

•  У детей есть только одно право: делать то, что им велят взрослые. Все остальные права приходят к 18 годам.

(Статья 2 говорит о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).

•  Ребенок должен жить в своей семье, даже если это противоречит его интересам.

(Статья 9 гласит,  ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

6. «Мозговой штурм». На стене висят два ватмана, на одном – Я имею право, на втором – Я не должен, обучающиеся высказывают свое мнение, а педагог записывает  на ватман. (Идет обсуждение). Какие могут быть права у ребенка в обществе?

Я ИМЕЮ ПРАВО

Я НЕ ДОЛЖЕН

7. Творческая работа в группах. 
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 9А класса.

Примеры прав:

• Обучающиеся 9 А класса имеют право просить помощи у своих одноклассников
• Обучающиеся 9 А  класса имеют право получать отличные оценки и т. д.

Но учтите:

1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя
( в течении 2 минут дети придумывают свои права как обучающихся класса, записывают их на стикерах и клеят на ватман. Далее 1 из учеников зачитывает все права и проходит голосование).

Итог классного часа.

- Наше общество будет чище и лучше, если мы научимся пользоваться своими правами и свободами.
К сожалению, это требует усилий от каждого из нас  и от государства.
Не все граждане верят в силу закона и свои возможности. Поэтому идут на незаконные способы защиты своих интересов, прав и свобод. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого!

Слайд 30

– Спасибо вам, ребята, что обсудили данную  тему, я надеюсь, вам понятны термины, с помощью которых мы говорили о правах ребенка, о личности, о гражданской позиции.

– Ребята, заканчивая наше занятие, я с благодарностью хочу подарить вам памятки и надеюсь, что вы все будете знать свои права и обязанности, задумаетесь над вопросом как стать личностью, настоящим гражданином нашего государства под названием – Россия. Каждый имеет право чувствовать, видеть и слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими!

8. Рефлексия

• Мне было интересно…..
• До этого я не знал……
• В дальнейшем я буду…..

Памятка

У меня есть:

  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
  • право на заботу и воспитание;
  • право на общение со своими родителями, бабушками, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
  • право на защиту и воспитание;
  • право на общение с обоими родителями;
  • право выражать свое мнение;
  • право на уважение человеческого достоинства;
  • право на защиту своих прав и законных интересов;
  • право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....

Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

Классный час Наши права и обязанности

Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...

Презентация к классному часу Мы и наши права

Презентация к классному часу Мы и наши права...

Классный час для 8 и 9 класса на тему "Наши права"

Цель:1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.2. Объяснить понятия "право”, "права”, "обязанности”3. Показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.4. Повышать социально-прав...

Классный час "Наши права и обязанности".

Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....