Методика проведение урока по теме:Первая Мировая Война
классный час (10 класс) по теме
Хороший классный час для старших классов средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_klassnogo_chasa_po_teme.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения классного часа по теме "Первая мировая война"
Цели урока:
а) образовательные:
- проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
- обучение систематизации знаний;
- обучение логическому мышлению и формулировок выводов;
- обучение прогнозированию ситуации;
- закрепление навыков анализа и прогноза;
б) воспитательные:
- формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
- убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
- воспитание формирование гражданственности и патриотизма.
Условно урок можно разделить на четыре этапа;
- организационный;
- коллективный и индивидуальный опрос учащихся по коротким вопросам и датам;
- возвращение к Версальско-Вашингтонской системе с целью оценки адекватности наказания;
- проверка знаний по принципу дифференцирования сложности;
Для технического и методического обеспечения урока используется видеомагнитофон, телевизор, видеокассета “Первая мировая война”, карта, указка. На каждой парте атласы, тексты “Версальско-Вашингтонской системы”. В классе оформлен стенд “Эта забытая война”, выставка книг, “раскладушка” с фотографиями героев первой мировой войны. На доске записана тема урока и эпиграф: “Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20…” Фердинанд Фош.
Перед уроком демонстрируются фрагменты документального фильма. Звенит звонок. Учитель начинает урок с приветствия и вводного слова о том, что сегодняшний урок завершает большую тему, тему Первой мировой войны, о которой ее современник поэт Сергей Городецкий написал такие слова:
“Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный
И к небу гимн летел, как вал ,
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзглись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна, с христовою судьбой!
Так ты прими венок терновый,
И в ад убийственный сойди
В руке с мечем своим суровым,
С крестом, сияющем в груди!”
Так давайте же сейчас вспомним историю Первой мировой войны (Далее учитель вызывает к доске 2-х учащихся, желающих назвать основные даты войны по следующим карточкам:
Карточка №1
- Назовите дату начала Первой мировой войны.
- Назовите год начала наступления русских войск под командованием Самсонова и Реннекампфа.
- Назовите год, когда было впервые применено химическое оружие.
- Назовите год вступления в войну США
- Назовите дату подписания Версальского мира.
Карточка№2.
- Назовите дату убийства наследника Австро-Венгерского престола.
- Назовите год вступления в войну Османской империи.
- Назовите год перехода Италии на сторону Антанты.
- Назовите дату подписания Брестского мира.
- Назовите дату Компьенского перемирия.
Учащиеся на доске записывают ответы, потом меняются карточками и местами, и идет взаимопроверка ответов. Еще трое учащихся вызываются на первые парты для поиска исторических ошибок в текстах:
Текст 1. “… Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже наследника Германского престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной организации “Млада Босна” Гаврило Гинзбурга. Это произошло 28 июля 1915 года”.
Текст 2 “… Ровно через месяц после убийства наследника. Австро-Венгрия объявила войну Боснии, в России началась мобилизация из-за чего 1 августа Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию, планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 государства, при чем для всех война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия.”
Текст 3. “ Германия, блокированная британским флотом, решилась на морской бой. 31 мая 1918 года в Черном море, не имея численного преимущества, она атаковала эскадру. Потопив несколько кораблей, Германия “праздновала” победу, но это была ловушка.… В результате боя было затоплено сто кораблей, он вошел в историю под названием Цусимский бой…”
Пока ребята работают мы совместными усилиями вспомним историю этой войны. Учитель ведет опрос по цепочке по следующим вопросам:
- Первая мировая война – это война двух противоборствующих блоков, каких?
- Состав Антанты?
- Состав Тройственного Союза?
- Какая страна вышла из состава последнего?
- Какие страны остались?
- Какие присоединились?
- Какое название носило новое объединение?
- Почему война получила статус мировой?
- Какие фронты основные?
- Каков характер войны для абсолютного большинства стран?
- Какие страны составляют исключения…
(Когда называются страны и территории еще один человек показывает их на карте).
Во время опроса о причинах войны учитель образно называет спорные территории “яблоками раздора”, берет с тарелки настоящее яблоко и задает дополнительные вопросы:
- Какие земли стали самым лакомым самым большим “яблоком раздора”?
- Какие страны претендовали на них?
- А кто уже воевал здесь на Балканах?
- Что нам известно о Боснийских кризисах?
И за верные ответы награждает учащихся яблоками.
Сейчас у нас готовы ребята, получившие письменные задания, пожалуйста, читайте вопрос и Ваш ответ (таким образом идет проверка , если есть ошибки; учитель останавливает и спрашивает всю группу – все ли согласны, исправляют ошибку; выставляется оценка; далее идет проверка исторических текстов по тому же принципу. Учитель благодарит ребят и сажает на место.)
А мы продолжим вспоминать о Первой мировой войне по годам. Итак, год 1914:
- Какую войну планировал Вильгельм II?
- Где был нанесен первый удар по плану молниеносной войны?
- Что спасет Париж от немецкого захвата?
- Назовите имена командующих Русской армии, начавших наступление в Восточной Пруссии?
- На сколько оно было успешным ?
- А где удачи русских были еще более успешными?
- Какая еще страна вступила в войну?
- Каковы основные итоги первого года?
( И так по 1915, 1916, 1917 и 1918 году)
Завершая воспоминания об этой войне, давайте вспомним Парижскую мирную конференцию. У вас на партах лежат тексты договоров Версальско-Вашингтонской системы (гиперссылка №1 ) Для этого объединяемся по 4 человека, и я даю вам 2 минуты на прочтение и обсуждение следующего вопроса: “Какая страна наказана сильнее всех, но главное – за что и почему?” Работаем. (После того, как время вышло, учитель повторяет вопрос и спрашивает желающих. Если ответ не удовлетворяет учителя, дополнительными наводящими вопросами он наталкивает учащихся на правильный ответ и задает еще один: “А стоило ли вообще наказывать агрессора?”)
Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла слова, командующего объединенными силами стран Антанты французского маршала Фердинанда Фоша (Цитирует).
На сколько же прозорлив оказался этот человек? Что произойдет в мире через 20 лет? ( Звучит ответ – начнется Вторая мировая война.)
И снова агрессором будет Германия, только теперь это уже борьба не за колонии, а за мировое господство, а на смену Вильгельму II придет Адольф Гитлер. ( Учитель включает видео, идет 30 сек. фрагмент приветствия фашистской армией Адольфа Гитлера)
Ну и что же, мы вспомнили с вами историю Первой мировой войны коллективными усилиями, а сейчас – каждый самостоятельно. Сложите все атрибуты сегодняшнего урока на край стола , а в тетрадях для контрольных работ пишем дату , проверочная работа по теме “ Первая мировая война” ( учитель предлагает разной степени сложности задачи по выбору учащегося из расчета “5”, “4” и “3” баллов ( приложение 1, 2, 3) студенты выполняют работу в течении 5 минут и сдают задания, передавая тетради с последних парт на первые.
В завершении урока я хочу сказать, что войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, холодные и горячие, но во всех войнах погибают люди. Ломаются судьбы, рушатся созданные моральные и материальные ценности, гибнут даже царские династии и целые империи, как в этой войне. Поэтому, наверное, лучший способ реагировать на войну – это бороться против нее, пока она еще не началась. Т.е. стараться не допустить ее. Вот какие строчки посвятила войне, участница Второй мировой войны поэтесса Юлия Друнина:
“Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…”
Учитель завершает урок словами благодарности и отпускает учащихся.
Приложения.
Версальско-Вашингтонская система.
Мирные договоры.
1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):
- передача всех колоний;
- сокращение численности вооруженных сил до 100 000;
- Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;
- оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;
- демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;
- передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;
- репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).
2. Договор подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):
- разделение Венгрии и Австрии ;
- передача Италии Южного Тироля до Бреннера;
- признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;
- сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;
- репарации.
3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):
- передача Греции прибрежных территорий Фракии.
4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):
- Словакия переходит к Чехословакии;
- Трансильвания передается Румынии;
- Банат передается Югославии.
5. Севский договор с Турцией (10 августа 1920г.):
- установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;
- сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;
- передача территорий.
6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.
а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;
б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.
в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.
Тест №1 – “3”
1.Назовите состав блока Антанты:
а) Россия;
б) Австро-Венгрия;
в) Германия;
г) Англия;
д) Франция;
е) Италия;
ж) США.
2.Называя 2 основные причины войны, следует выделить:
а) борьба за новый передел мира;
б) за господство в морях и океанах;
в) военная мощь держав;
г) отвлечение народа от революции.
3.Поводом к войне стали:
а) стремление Германии к мировому господству;
б) убийство наследника русского престола;
в) убийство наследника Австро-Венгерского престола.
4.Датой начала войны является:
а) 28 июня 1914г.;
б) 28 июля 1914г.;
в) 11 ноября 1917г.;
г) 11 ноября 1918г.
5.Война закончилась:
а) победой Антанты;
б) победой Тройственного союза;
в) победой Четвертного союза;
г) вничью.
Тест №2 – “4”
1.Какие страны в 1915г присоединяются к Германии и Австро-Венгрии?
2.Какие государства боролись за господство в морях и океанах?
а) Россия;
б) Франция;
в) Германия;
г) Англия;
д) Австро-Венгрия.
3.Дата начала Первой мировой войны.
4.Отметьте бои, имевшие место в ходе 1-ой Мировой войны:
а) Верден;
б) р. Рейн;
в) р. Сомма;
г) Аррас;
д) Буковина.
5.Назовите силы и страны, воевавшие в ходе войны на Восточном фронте.
Тест №3 – “5”
1. Почему войну объявила Австро-Венгрия Сербии, а не Германия Франции?
2. На сколько изменилось участие Италии в блоках?
3. “…девятичасовая артподготовка, 40 км линия фронта, 70 суток наступления, а пройдено 7 км, 600 тыс. убитыми потеряли немцы, 360 тыс французы – что это за сражение, под каким названием оно вошло в историю войны? Когда оно было?
4. Назовите дату подписания Россией сепаратного мира с Германией. Как он называется?
5. Что за международная межправительственная организация была создана в ходе работы Парижской мирной конференции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Презентация к уроку 9 класса:"Вторая мировая война"
Материал презентации представлен для вводного урока по теме: "Вторая мировая война"....
Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"
Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"...
открытый урок по теме "Первая мировая война"
100 лет- начала Первой мировой войны (1914-1918 гг,)...
конспект урока по теме " первая мировая война"
План-конспект урока с применением проектной технологии и вариантами защиты проектов учащихся...
Конспект урока на тему "Первая мировая война"
Причины,ход и результаты войны. Участие России и отношение русского общества к войне....
Презентация к уроку по теме Первая мировая война.
Презентация к уроку по теме Первая мировая война....
Комментарии
Лиана Вячеславовна,
Лиана Вячеславовна, познакомилась с Вашей методической разработкой. Считаю, что материал можно не только для классного часа, а лучше для урока использовать. Мероприятие достаточно насыщенное историческим материалом. Понравилось, что Вы Версальско-Вашингтонскую систему рассматриваете с учащимися как договоры с побеждёнными государствами, которые через 20 лет приведут ко Второй мировой войне. Техническое обеспечение урока всё-таки просит дополнения - презентации.
С уважением Мария Викторовна
Согласна с Марией Викторовной
Согласна с Марией Викторовной, Ваша работа больше подходит для урока. Классный час - это то, что на уроке не проходится, возможно, рассказы о жизни известных людей тех времён, о героях той войны, о сёстрах милосердия, о детях, об оружии, о животных, о чём-то ещё... То есть о том, что может быть интересно детям. Но, не о сухих цифрах статистики, их и на уроке можно озвучить.
Уважаемая Лиана Вячеславовна.
Уважаемая Лиана Вячеславовна. Полностью согласна с предыдущими мнениями. У меня возник вопрос, почему Вы работу представляете как методику проведения классного часа. Сама работа представляется как классный час. И начинаете разработку с цели урока. Так это всё-таки урок, методика проведения или классный час. Материал интересно представлен, я склоняюсь, что это урок. И урок хороший. Спасибо за работу.
Лиана Вячеславовна, в начале
Лиана Вячеславовна, в начале Вашего урока учитель говорит, что это -завершающий урок по теме "Первая мировая война". В конце урока даже появляются студенты. Вам надо отредактировать свою работу, внимательно прочитать и убрать лишнее, потому что сам конспект хороший,интересный, продуманный. К классному часу он вряд ли имеет отношение, хотя кое-что из конспекта можно использовать. Удачи Вам!