Конспект урока на тему "Первая мировая война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Зырзов Вадим Валерьевич

Причины,ход и результаты войны. Участие России и отношение русского общества к войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_mirovaya_voyna.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ТЕМА УРОКА:   Россия в  Первой мировой войне.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с причинами и результатами участия России в Первой мировой войне, раскрыть ход военных действий на Восточном фронте в 1914 - 1916 гг.

  1. Образовательные задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о конкретных материальных объектах: танк, подводная лодка, самолет – бомбардировщик, пистолет – пулемет,  самозарядная винтовка, гусеничный автомобиль, противогаз.

  1. Сформировать у учащихся представление о конкретных исторических личностях: Николай II, Л.И.Ленин, П.К.Ренненкампф, А.В.Самсонов, А.А.Брусилов, Франц – Фердинанд, А.Н.Куропаткин, Г.Распутин, П.Н.Милюков, великий князь Н.Н.Романов, А.Ф.Романова.

  1. Сформировать у учащихся представление о конкретных исторических событиях:

  •  Убийство австрийского наследника Франца – Фердинанда;
  • Объявление Германией войны России;
  • Наступление немецкой армии на Париж;
  • Битва на реке Марна;
  • Верденское сражение;
  • Брусиловский прорыв;
  • Создание крупных общественных организаций: ВПК, ВЗС, Земгора и т.д.;
  • Введение продразверстки;
  • Убийство Г.Распутина.

  1. Сформировать у учащихся систему понятий:

  •  Позиционная война;
  •  Брусиловский прорыв;
  •  Кризис власти;
  •   Пацифизм;
  •  Революционное оборончество;
  • Экспансия;
  •  Продразверстка.

  1. Продолжить формировать понятия:

  •  Антанта;
  •  Тройственный союз;
  •  Военные планы;
  •  Война;
  •  Договор;
  •  Союз;
  •  Военные действия;
  • Военно – политический блок;
  •  Фронт.

  1. Причинно – следственные связи:

  •  Усвоение учащимися причин  возникновения Первой мировой войны;
  •   Усвоение учащимися результатов Первой мировой войны.

  1. Развивающие задачи:

  1. Развитие у учащихся исторического мышления:

  • Умение делать выводы на основе выделения причин Первой мировой войны.

2. Развитие у учащихся учебных навыков и умений:

  • Умение работать с картой (ПРИМЕР: показать на карте страны, входящие в состав Антанты и Тройственного союза).

  • Умение работать с историческим источником (ПРИМЕР: чтение и комментирование Манифеста ЦК РСДРП в учебнике на странице 65).

  • Умение отвечать на вопросы по тексту документа.

3. Развитие у учащихся общих навыков и умений:

  • Умение записывать новые термины по ходу урока (пацифизм, экспансия).

  • Умение заполнять таблицу на основе текста параграфа.

4. Развитие у учащихся специальных навыков и умений:

  • Умение давать характеристику исторической личности (Г.Распутин, А.А.Брусилов) на основе текста учебника.

                                                                                           

  • С помощью таблицы усваивать последовательность исторических событий.

5. Развитие у учащихся организационных навыков и умений:

  • Умение быстро переключаться с объяснения учителя на работу картой, с тетрадью и текстом документа.

  1. Воспитательные задачи:

1. Воспитание у учащихся чувства патриотизма на основе действий русской армии на Юго-Западном направлении осенью 1914 года.

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

Карта «Россия в Первой мировой войне»;

Карта «Территориально – политический раздел мира».

Иллюстративный материал:

№ 1- карта «Территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 году»        

№ 2- фото «Убийство эрцгерцога  Франца Фердинанда»

№ 3 –фото «Император Германии Вильгельм II  и генералы Гинденбург и Людендорф»

№ 4 –карта « Участие России в Первой мировой войне.1914- 1917 гг.»

№ 5  – фото «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ»

№ 6 - фото «ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КРЕСТА ОРДЕНА СВ.ГЕОРГИЯ IV СТЕПЕНИ»

№ 7 - фото  «ГЕНЕРАЛ П. К. РЕННЕНКАМПФ»

№ 8 – карта «Западный фронт. 1914 год.»

№ 9 – фото «КРОНПРИНЦ ВИЛЬГЕЛЬМ СО СВОИМ ШТАБОМ ВО ВРЕМЯ БОЕВ ПОД ВАРШАВОЙ (октябрь 1914г.)»                                                       

№ 10 – фото «Английская подводная лодка. 1915 год»

№ 11 - фото  «Английский танк в сражении.1916год»

№ 12-  фото «ГЕНЕРАЛ А. А. БРУСИЛОВ»

№ 13 -  фото «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» 

№ 14 – фото «Г.Е.Распутин с офицерами»

№ 15 – фото «Очередь в Петербурге в 1916 г.»

Дидактический материал:

Карточка  № 1 – Игровая методика «Найди лишнее слово»

Карточка  № 2 - Игровая методика «Составь слово»

Карточка № 3 –Текстовая методика «Использование поэтического текста»

Карточка  № 4 – Игровая методика «Найди лишнее имя»

Карточка №5–Игровая методика «Соотнеси произведение и автора»

Карточка  № 6 –Текстовая методика «Новый документ»

Карточка  № 7 - Игровая методика «Соотнеси дату и событие»

Карточка  № 8 - Игровая методика «Перевод с тарабарского»

Карточка  № 9 - Текстовая методика «Новый документ»

Карточка  № 10 - Текстовая методика «Новый документ»

Карточка  № 11 - Игровая методика «Чей портрет»

Карточка  № 12 - Игровая методика «Соотнеси имена и отчества с фамилией».

Карточка  № 13- Игровая методика «Соотнеси дату и событие».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.Ю.Ватлин « Германия в XX веке». М.,2002г.
  2. К.А.Залесский «Кто был кто в Первой мировой войне». М.,2003г.
  3. В.Пикуль «Нечистая сила», Том 4. М.,1992 г.
  4. Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен». М., 1985г.
  5. В.Смирнов «Франция в XX веке». М.,2001г.
  6.  «Новая история стран Запада» под редакцией К.Л.Виноградова. М.,2003 г.


I. ОПРОС.

1.индивидуально устно

2. индивидуально устно

3. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 1

4. индивидуально устно

5. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 2

6. индивидуально устно

7.  фронтально                     устно

8. индивидуально

письменно

Текстовая методика

Карточка № 3

9. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 4

10. фронтально                     устно

11. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 5

12. фронтально                     устно

13. фронтально                     устно

13. индивидуально

письменно

Текстовая методика

Карточка № 6

14. фронтально                     устно

15. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 7

16. индивидуально устно

16. индивидуально устно

17.  фронтально                     устно

18. индивидуально устно

19. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 8

20. фронтально                     устно

21. фронтально                     устно

22. фронтально                     устно

23. фронтально                     устно

24. индивидуально устно

25. фронтально                     устно

26. фронтально                     устно

27. индивидуально устно

Переход к новой теме

Вводное слово учителя

Целевая установка

Вводная беседа

Наглядный метод обучения. (№ 1)

Работа с картой. Работает учитель.

АПД на припоминание

АПД на припоминание

Наглядный метод обучения. (№ 1)

Работа с картой. Работает учитель.

Наглядный метод обучения. (№ 1)

Работа с картой. Работают ученики.

АПД на припоминание

Наглядный метод обучения. (№ 1)

Работа с картой. Работает учитель

II.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Запись в тетрадь первого пункта плана.

Метод устного обучения. Объяснение.

АПД на припоминание

Метод устного обучения. Объяснение.

Наглядный метод обучения. (№ 1)

Работа с картой. Работает учитель

АПД на припоминание

Работа с картой. Работают ученики.

Метод устного обучения. Рассказ.

Д.М.

 «Новая история стран Запада» под редакцией К.Л.Виноградова.

Стр.350-351

Наглядный метод обучения. (№ 2)

Метод устного обучения. Объяснение.

Запомните новую дату.

Д.М.

В.Смирнов «Франция в XX веке». Стр.58

Заполнение таблицы. Работают ученики.

Запись под диктовку.

Запомните новое слово.

АПД на припоминание

Запись в тетрадь второго пункта плана.

Метод устного обучения. Рассказ.

АПД на припоминание

Тестовая методика.

Карточка № 9.

Работают ученики.

Запомните новое слово.

Текстовая методика. Работают ученики.

Запись в тетрадь третьего пункта плана.

Наглядный метод обучения. (№ 3)

Наглядный метод обучения. (№ 4)

Работа с картой. Работает учитель.

Наглядный метод обучения. (№ 5)

Метод устного обучения. Сжатое сообщение.

Д.М.

К.А.Залесский «Кто был кто в Первой мировой войне».

Стр.215-216

Наглядный метод обучения. (№ 6)

Наглядный метод обучения. (№ 4)

Работа с картой. Работает учитель.

Заполнение таблицы. Работают ученики.

Запомните новую дату.

Наглядный метод обучения. (№ 7)

Метод устного обучения. Сжатое сообщение.

Д.М.

К.А.Залесский «Кто был кто в Первой мировой войне».

Стр.232-233

Метод устного обучения. Объяснение.

Д.М.

А.Ю.Ватлин

«Германия в XX веке». Стр.38

Наглядный метод обучения. (№ 8)

Работа с картой. Работает учитель.

Запомните новую дату.

Запомните новую дату.

Наглядный метод обучения. (№ 9)

АПД на запоминание.

Запись в тетрадь четвертого пункта плана.

Наглядный метод обучения. (№ 10)

Метод устного обучения. Сжатое сообщение.

Д.М.

А.Ю.Ватлин

 «Германия в XX веке». Стр.34-35.

Связь с современностью: сохранность материальных объектов.

АПД на запоминание.

Работа с картой. Работают ученики.

Запомните новую дату.

Наглядный метод обучения. (№ 4)

Работа с картой. Работает учитель.

АПД на запоминание.

Запомните новую дату.

Наглядный метод обучения. (№ 8)

Работа с картой. Работает учитель.

Запомните новую дату.

Наглядный метод обучения. (№ 11)

Наглядный метод обучения. (№ 12)

Метод устного обучения. Сжатое сообщение.

Д.М.

К.А.Залесский «Кто был кто в Первой мировой войне».

Стр.57

Запомните новую дату.

Метод устного обучения. Объяснение.

Наглядный метод обучения. (№ 4)

Работа с картой. Работает учитель

Заполнение таблицы.

Работают ученики.

Запись в тетрадь пятого пункта плана.

Наглядный метод обучения.

Работа с таблицей. Работают ученики и учитель.

Метод устного обучения. Аналитическое описание.

АПД

на понимание.

Метод устного обучения. Объяснение

АПД

на понимание.

Метод устного обучения. Объяснение

АПД  на запоминание.

Запись в тетрадь шестого пункта плана.

Текстовая методика. Карточка № 10.

Использует учитель

Наглядный метод обучения. (№ 13)

Наглядный метод обучения. (№ 14)

Метод устного обучения.

Характеристика исторической личности.

Д.М. В.Пикуль «Нечистая сила». Том IV, стр.565-566.

Запись в тетрадь седьмого пункта плана.

Наглядный метод обучения. (№ 15)

Запомните новое слово.

АПД

на запоминание

III.ЗАКРЕПЛЕ-НИЕ.

  1. фронтально устно

  1. индивидуально устно. Работа с картой. Работает ученик.

  1. фронтально устно

  1. индивидуально устно.

  1. фронтально устно

  1. индивидуально устно.

  1. индивидуально устно.

  1. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 11

  1.  фронтально устно

  1. индивидуально письменно

Игровая методика

Карточка № 12

  1. индивидуально устно.

  1. индивидуально

письменно

Игровая методика

Карточка № 13

Перейдем к проверке домашнего задания. На дом вам был задан § 8 «Духовная жизнь Серебряного века».

- Почему начало XX века называют Серебряным веком?

- Какие изменения произошли в области образования и просвещения?

- «Найди лишнее слово»

- Каковы достижения русской науки начала XX века?

- «Составь слово»

- Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века.

- Какие художественные стили были представлены в литературе Серебряного века?

-  «Использование поэтического текста».

- «Найди лишнее имя»

- Какие особенности отличали русскую живопись этого периода?

- «Соотнеси произведение и автора»

- Какие направления были развиты в живописи в начале XX века?

- Какие организации художников появились в начале века?

- «Новый документ»

- В каком году возникло творческое общество «Мир искусства»? И до какого года просуществовало?

- «Соотнеси дату и событие »

- Рассмотрите внимательно картину Петрова – Водкина «Купание красного коня» в учебнике на странице 320(ж). Подумайте, какой идеей проникнута данная картина?

- Какие архитектурные стили существовали в России в начале XX века? В чем отличие этих архитектурных стилей? Назовите памятники архитектуры, принадлежавшие этим стилям.

- Какой известный русский архитектор работал в стиле «неоромантизм»?

- Каковы были художественные достижения в области скульптуры?

- «Перевод с тарабарского»

- Как называлась первая симфония С.Рахманинова?

- Кто прославил русское песенное творчество в начале XX века?

-Музыку, к какому известному балету написал С.Прокофьев?

- Какой новый вид искусства возник в начале XX века?

- Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства?

- В каком году был снят  первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»?

- Назовите выдающихся режиссеров и актеров этого периода времени.

- Если бы из истории России конца 19 – начала 20 века вам были известны только сведения о культуре, то какие выводы о характере и уровне развития страны вы бы сделали и почему?

В XX веке  было слишком много войн: Первая мировая война, Вторая мировая война, «Холодая война». Человечество и цивилизация неоднократно оказывались перед лицом тяжелых испытаний и угрозы самоуничтожения. И все же удалось сохранить и развить культуру, духовные ценности, условия цивилизованной жизни. Тема сегодняшнего урока называется «Россия в Первой мировой войне». Первая мировая война – одна из страничек русской истории. На уроке мы узнаем причины войны, цели воюющих держав, познакомимся с основными военными операциями, посмотрим как народ и партии относились к начавшейся войне. А также посмотрим как изменилась внутриполитическая ситуация в стране.

 Сегодня мы узнаем много нового, и наш урок будет проходить по следующему плану:

  1. Начало Первой мировой войны.
  2. Отношение народа и партий к войне.
  3. Начало боевых действий.
  4. Военные действия в 1915–1916 гг . Брусиловский прорыв.
  5. Перестройка экономики.
  6. Приближение кризиса.
  7. Война и общество.

Особенность этого урока заключается в том, что вы будите работать с текстом параграфа, заполнять таблицу, отвечать на мои вопросы, читать и анализировать документы, работать с картой. Прошу внимательно и быстро выполнять задания. А в конце урока я проверю, как вы усвоили материал. Так что настраивайтесь на серьезную работу. А самые активные из вас в конце урока получат оценки.

Рассмотрим карту, которая называется «Территориально – политический раздел мира». Мы с вами видим, что на этой карте самые разнообразные цвета, которыми обозначены метрополии и их колонии. Давайте вспомним из курса всеобщей истории:

- Что такое колония, метрополия?

- Вспомните, какую роль играли колонии для метрополий?

К концу XIX в. - начала XX века процесс раздела мира на колонии и метрополии идет к своему завершению. В этом процессе главенствующую роль играли ряд государств: Великобритания, Франция, Испания, Германия, Австро-Венгрия и другие.

На карте видно, что цвета колониальных владений соответствуют цвету метрополий.

- Какой цвет преобладает на карте? Покажите на карте метрополии и их колонии.

Ряд территорий являются не полными колониями, а доминионами.

- Что такое доминион? Покажите страны-доминионы на карте.

Рассматривая, карту мы увидели, что у Германии мало колоний: Камерун, Юго-Западная Африка, часть Восточной Африки и часть о. Новая Гвинея. В связи с малым количеством колоний Германию волновал колониальный вопрос.

А теперь давайте перейдем непосредственно к изучению нашей темы «Россия в Первой мировой войне».

  1. Начало Первой мировой войны.

После подписания Портсмурского мира центр внешней политики Российской империи переместился в Европу.

- В каком году был подписан Портсмурский мирный договор, и с какой страной?

Перемены затронули англо-российские отношения. Традиционная политика «блестящей изоляции» была прервана Англией в 1904 г. заключением «сердечного согласия» с Францией, союзницей России. Столь радикальный шаг был связан с усилением Германии, особенно с ее курсом на создание мощного военно-морского флота. Англия начала искать пути сближения с Россией. Переговоры закончились подписанием в августе 1907 г. в Петербурге соглашения о разграничении интересов в Персии, Афганистане и Тибете. Этот договор окончательно закрепил раскол Европы на два противостоящих военно-политических блока.

-  Вспомните, какие два военно-политических блока существовали в Европе к началу XX века? Покажите на карте страны, входящие в них.

На Балканах начались войны за освобождение от турецкого господства. Две войны балканских стран в 1912г. и 1913 г. изгнали Османскую империю из Европы, у нее осталась лишь небольшая территория во Фракии. На Балканах завязался узел острых противоречий между Россией, Австро-Венгрией, Германией, Францией и Великобританией. Балканы стали «пороховой бочкой». Так Европа была подведена к мировой войне.

 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараева был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Он прибыл в Боснию и Герцеговину, чтобы присутствовать на учениях австро-венгерских войск. Эти учения проводились у границ Сербии и носили характер демонстрации силы. Покушавшийся Гаврило Принцип оказался сербом. Австро-венгерские власти увидели в этом основание, чтобы обвинить Сербию в террористическом акте. С согласия Германии они предъявили Сербии ультиматум, требования которого ущемляли независимость страны. Так убийство эрцгерцога было использовано в качестве повода для развязывания войны.

Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Европа вползала в большую войну.

31 июля Николай II после долгих колебаний издал Указ о всеобщей мобилизации русских войск. Германия потребовала немедленно прекратить мобилизацию. Россия не ответила на германский ультиматум, и 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. Таким образом Россия оказалась втянутой в Первую мировую войну.

3 августа Германия объявила войну Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете. О нейтралитете 4 августа заявили и США. С целью захвата германских владений в Китае и тихоокеанских островов в августе Япония объявила войну Германии. Германия вовлекла в войну на своей стороне Турцию (уже 2 августа 1914 г. был подписан германо-турецкий договор), а впоследствии и Болгарию (в сентябре 1915 г.). Так началась Первая мировая война. Противоречия между ведущими европейскими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению.

Война сразу же приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Каждая страна-участница войны преследовала в ней свои цели, несла свою долю ответственности за разжигание мирового конфликта.

Цели воюющих держав в Первой мировой войне.

страна

Цели в войне

1.Германия

Сокрушить Францию и Россию, присоединить к себе прибалтийские и польские губернии России, французские колонии в Африке, основаться в Турции, на ближнем и Среднем Востоке.

2. Россия

Усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии.

3.Австро-Венгрия

Подчинить Балканские государства.

4. Англия

Сохранить колонии и ослабить Германию.

5.Франция

Заполучить Эльзас и Лотарингию, приобрести Саарский угольный бассейн

Вместе с тем цели стран Антанты вытекали из единого замысла - остановить германскую экспансию.

Экспансия- это расширение сфер господства, осуществляемое как экономическими, так и военными средствами, дипломатическим давлением. Часто выражается в захватнических войнах, лишении народов политической независимости.

- Вспомните, какие страны входили в состав Антанты?

Таким образом, можно выделить основные причины Первой мировой войны:

  1. противоречия между ведущими европейскими державами;
  2. обострение борьбы за сферы влияния и рынки сбыта
  3. правительства воюющих стран пытались отвлечь свои народы от революционной борьбы.

  1. Отношение народа и партий к войне.

Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации под лозунгом «Война до победного конца!». Некоторые из них сопровождались немецкими погромами. На волне антигерманских настроений указом царя Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись знаменитые поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. Пример подавала императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна.

Первая мировая война внесла изменения в деятельность политических партий.

- Вспомните, какие политические партии оформились к этому времени?

О сплочении вокруг трона заявили все монархические партии.

- «Новый документ»

Среди социалистов единства не было. Эсеры и социал-демократы разделились на три группы: оборонцы, центристы (пацифисты) и пораженцы.

Пацифисты - это люди, выступающие против всякой войны.

 Оборонцы (Г. В. Плеханов) призывали к защите Отечества, прекращению на время войны всех революционных выступлений: они могут ослабить «силу сопротивления России неприятельскому нашествию». Центристы (Ю. О. Мартов, В. М. Чернов) выступили за немедленное заключение демократического мира всеми воюющими державами. Лидером пораженцев был В. И. Ленин.

- Откройте учебник на странице 65,  прочитайте документ "Из манифеста ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия»" и ответьте на вопросы в конце документа.

  1. Начало боевых действий.

 Германский генеральный штаб заранее разработал план ведения войны, главной идеей которого было предотвращение войны на два фронта. С этой целью намечалось в течение 6-8 недель стремительным массированным ударом разгромить Францию, а затем повернуть войска на Россию.        

С первых дней войны образовалось два фронта: Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Верховным главнокомандующим русской армии император назначил своего дядю - великого князя Николая Николаевича.

РОМАНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) - великий князь, русский генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Сын великого князя Николая Николаевича (Старшего), внук императора Николая 1. Женат на Анастасии Николаевне (дочь короля Черногoрии). В детстве записан в лейб-гвардии Гусарский полк. Образование получил в Николаевском инж. училище (1873г.) и Николаевской академии Генштаба (1876г.). Участник русско-турецкой войны 1877-78гг. За участие в форсировании Дуная награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, а за отличия, проявленные при штурме Шипки, золотым оружием.

С 28 февраля 1909г. попечитель Офицерского собрания Армии и Флота.  25 июня 1905г. Николай  добился выделения Генштаба из состава Военного министерства. Находясь во главе Совета, Николай постоянно вмешивался в компетенцию военного и морского министров, что создавало разнобой в управлении войсками. С началом войны указом 20 июля 1914г. назначен Верховным главнокомандующим. При Николае Николаевиче создана Ставка и штаб. 9 марта 1915г.- за взятие крепости Перемышль награжден орденом Св. Георгия 2-й степени. 12.4.1915г. награжден Георгиевской саблей, украшенной бриллиантами с надписью «За освобождение Червонной Роуси». 23 августа 1915г. император Николай II принял на себя званием Верховного главнокомандующего, а Николай получил назначение Наместником на Кавказе, главнокомандующим Кавказской армией.

 Одновременно с подписанием акта об отречении Николай II 2 марта 1917г. назначил Николая Николаевича Верховным главнокомандующим. 11 марта 1917г. уволен от службы (так и не приступив к обязанностям). Жил в Крыму, в марте 1919г. эмигрировал на англ. крейсере «Мальборо» в Италию, затем переехал во Францию.

Главным фронтом считался Западный. Но на всем протяжении войны русские вооруженные силы вели активные боевые операции, не раз спасая союзнические армии от поражений.

На протяжении всего урока, по ходу рассказа учителя, ученики заполняют таблицу:

Основные события Первой мировой войны.

год

дата

событие

Итоги и значение

1914г.

1915г.

1916г.

В августе 1914 г. немцы начали наступление на Париж. По настойчивому требованию Франции 1-я и 2-я русские армии (командующие П. К. Ренненкампф и А. В. Самсонов) перешли в наступление в Восточной Пруссии.

РЕННЕНКАМПФ Павел-Георг Карлович фон русский генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Образование получил в Гельсингфорском пех. юнкерском училище и Николаевской академии Генштаба. С 25 ноября 1899 - начальник штаба войск Забайкальской области. Участник Китайской кампании 1900г., за боевые отличия награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В Мукденском сражении проявил большое упорство. В 1906г. за боевые отличия награжден золотым оружием, украшенным бриллиантами. Участвовал в подавлении революционных выступлений в 1905. Среди офицеров получил прозвище «желтая смерть» (т.к. носил форму Забайкальского казачьего войска, отличавшуюся желтыми лампасами). С началом мировой войны на базе управления округа создано управление 1-й армии, командующим которой 19 июля 1914г. назначен Ренненкампф.

18 ноября 1914г. он был отстранен от командования армией. Одновременно Ренненкампф назначен в распоряжение военного министра. Действия Ренненкампфа во время Восточно-Прусской операции стали предметом разбирательства специальной комиссии.

 6 октября 1915г. уволен от службы «по домашним обстоятельствам с мундиром и пенсией».

После Февральской революции Ренненкампф был арестован и помещен в Петропавловскую крепость.

 После Октябрьской революции освобожден и уехал в Таганрог. Отказался от предложения вступить в Красную армию. В ночь на 1 апреля отвезен за город и у Балтийской железнодорожной ветки расстрелян;  перед смертью подвергнут издевательствам.

 Немецкий генеральный штаб был вынужден срочно снять с Западного фронта значительные силы и отправить их на восток. Сюда же был переброшен резервный корпус. Подготовленное наспех наступление стоило России огромных жертв. Русские армии были разбиты, однако, немецкие позиции во Франции были ослаблены. Наступление русской армии на Восточную Пруссию и в южном направлении против австро-венгерских войск отвлекло часть сил Германии от французского театра военных действий. Российская активность на Восточном фронте позволила Франции собрать силы для контрнаступления: в сентябре 1914 г. развернулась        битва на Марне, в ходе которой участвовало около 2 млн. человек. В результате битвы на Марне германские войска отступили под натиском французских и  английских войск. Угроза Парижу была ликвидирована. Германия оказалась перед необходимостью ведения длительной войны на два фронта.

Осенью 1914 г. русское командование провело ряд успешных операций на юго-западном направлении против австро-венгерских войск, в результате которых были заняты Галиция и часть Буковины.

Германский план  оказался сорванным.

- В чем состоял основной смысл германского плана ведения войны?

  1. Военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв.

Германия любыми средствами стремилась добиться перелома в ходе войны, затяжной характер войны ее не устраивал. Германия начинает применять новое оружие - подводные лодки, чтобы задушить Великобританию блокадой, дезорганизовать морское сообщение и сорвать морские операции Антанты. На рисунке изображена английская подводная лодка.

 Однако неограниченная подводная война, предпринятая с начала 1915 г. Германией, к желаемым результатам не привела, хотя были уничтожены сотни торговых судов. Потопление в мае 1915 г. океанского пассажирского лайнера «Лузитания» вызвало возмущение в США и нейтральных странах. Германия была вынуждена на время приостановить неограниченную подводную войну. В это же время Германия применила в Бельгии в районе Ипра химическое оружие - газ, получивший название «иприт».

Данное химическое оружие применяется в настоящее время.

Немецкий генеральный штаб был вынужден изменить план ведения войны на 1915 г. Было решено перейти на Западном фронте к стратегической обороне, а основные силы и средства сконцентрировать на Восточном фронте с целью скорейшего разгрома русской армии и вывода России из войны.

-Покажите на карте линии Западного и Восточного фронтов.

Сосредоточив большое число войск, обеспечив их необходимым вооружением, усилив артиллерией, немецко-австрийская армия начала наступательные операции. В мае 1915 г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины.

Одной из причин поражения в весенней кампании 1915 г. стали серьезные проблемы в снабжении армии. Войска испытывали острую нехватку вооружений и боеприпасов. Дневной расход снарядов был установлен из расчета один-два выстрела на орудие. Не хватало винтовок. Солдатам приходилось совершать специальные вылазки на передовую - собирать винтовки убитых товарищей. Территориальные потери сопровождались огромными людскими жертвами.

К тому же союзники, получившие благодаря активизации военных действий на Восточном фронте временную передышку, не спешили помочь русской армии, не организовали ни одной крупной военной операции на Западном фронте.

- Перечислите союзников России в Первой мировой войне.

Германия была довольна итогами 1915 г. Ее руководству казалось, что немецкие войска хотя и не разбили окончательно русскую армию, но лишили ее способности вести серьезные наступательные операции. Поэтому 1916 г. немецкие генералы рассчитывали провести под знаком крупных побед на Западном фронте.

После того как Россия была ослаблена в результате военной кампании 1915 г. и стала не способна, по мнению германских генералов, к широким наступательным операциям, настало время, считали в Берлине, дать решающий бой Франции.

На Западном фронте началась война на истощение. Почти весь  1916 г. (с февраля по декабрь) продолжалось гигантское сражение у Вердена, прикрывавшего путь германской армии на Париж. Это сражение вошло в историю под названием «Верденская мясорубка», в котором погибло свыше 1 млн. человек.

Пытаясь ослабить давление германской армии на Верден, французские и английские войска намеревались прорвать оборону немцев на реке Сомма. Битва на Сомме продолжалась всю осень 1916 г. Здесь впервые англичане применили танки - «наземные корабли», как их первоначально называли. Они оказали большое психологическое воздействие на немецких солдат и способствовали успеху атаки, но стратегическая ситуация не изменилась.

По настойчивой просьбе союзников русское командование срочно разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на войска Юго-Западного фронта, которым командовал генерал А. А. Брусилов.

Алексей Алексеевич Брусилов родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник Русско-Турецкой войны 1877-1878гг. В 1906- 1912 гг. командовал различными воинскими соединениями. В 1912г. получил чин генерала от кавалерии. С начала Первой мировой войны назначен командующим 8-ой армией, которая отличилась в Галицийской битве летом 1914г. В марте 1916 г. Брусилов был назначен главнокомандующим Юго-Западным фронтом.

22 мая 1916 г. после массированного артиллерийского удара русские войска двинулись в наступление на австрийские позиции. Фронт был прорван на протяжении 340 км, глубина прорыва доходила до 120 км. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия была вынуждена перебросить с запада большие силы, остановив наступление у Вердена.

Однако успех на Юго-3ападном фронте не дал русским войскам решающих стратегических результатов, так как не был поддержан наступательными операциями других фронтов. И после подхода резервов противника война приобрела позиционный характер.

Позиционная война - это ведение военных действий на протяженных и стабильных фронтах с глубокоэшелонированной обороны.

Проверка заполнения таблицы «Основные события Первой мировой войны».

  1. Перестройка экономики.

Рост вооружения русской армии.

Производство вооружения

1914 г.

1916 г.

Артиллерийские снаряды

100%

40 000%

Тяжелые артиллерийские орудия

100%

700%

Пулеметы

100%

1000%

Бомбометы

-

11 222 шт.

Минометы

-

1974 шт.

В армиях к началу 1917 г. на 1000 штыков приходилось тяжелых орудий: в России - 1,1, в Германии - 3,9, в Англии - 2,7, во Франции - 3,5.

Несмотря на все усилия, России не удалось преодолеть нехватку винтовок.

Русская армия имела к концу 1916 г. 12 100 автомобилей, французская - около 90 000 автомобилей.

К 1916 г. было ликвидировано превосходство России (на начало войны) в самолетах, в ее арсенале было только 700 самолетов.

- Можно ли утверждать, что в вопросе производства вооружения в России произошел коренной перелом?

- По каким параметрам Россия отставала от других воюющих государств, почему?

Военные события 1915 г. показали, что Россия не была готова к ведению затяжной кампании. Однако уже к 1916 г. ситуацию удалось переломить и перестроить экономику на военный лад. Несмотря на потерю ряда промышленных центров, темпы экономического роста не только не упали, но даже несколько возросли. Увеличилась добыча угля, нефти, значительно вырос выпуск машиностроительной и химической продукции. Военная промышленность полностью обеспечивала фронт легким оружием и экспортировала его.

- За счет, каких факторов русской военной промышленности удалось перестроить свою работу?

Решающую роль в этом переломе сыграло объединение усилий государства, промышленной буржуазии, земской и городской общественности, кооперации. В 1915 г. по инициативе крупных промышленников были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта - Особое совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием, по перевозкам, артиллерийскому снабжению и т.д. В них входили правительственные чиновники, члены Государственной думы, представители капитала.

Для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации - Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным, и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др.

- Когда Санкт-Петербург был переименован в Петроград?

 В Петрограде и Москве действовал Комитет научно-технической помощи - объединение русских ученых и изобретателей, быстро и оперативно решавший военно-технические проблемы и внедрявший свои изобретения в производство. Такими новинками, как самолет-бомбардировщик, пистолет-пулемет, самозарядная винтовка, гусеничный автомобиль, противогазы, армия обязана ему.

  1. Приближение кризиса.

 Поражение русских войск в весенне-летней кампании 1915 г. стало причиной разочарования общества в возможностях правительства. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия». Вокруг этой идеи сплотилось большинство думских фракций, кроме крайне правых и крайне левых. В Думе была создана межпартийная коалиция, получившая название Прогрессивного блока.        

В 1916 г. его лидеры решили усилить критический тон своих выступлений. Началом парламентской атаки на власть стала речь лидера кадетов П. Н. Милюкова на заседании Думы 1 ноября 1916 г.

- Новый документ.

 Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику, Милюков завершал каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена? Речь имела оглушительный успех. Вслед за П. Н. Милюковым с эффектными разоблачительными речами выступили националист В. В. Шульгин и даже крайний монархист В. М. Пуришкевич.

Но расчеты думцев не оправдались. Более того, кампания дала противоположный эффект. Дискредитируя власть на самом высоком уровне, они готовили общественное сознание к мысли о ее негодности, т. е. совершали работу, созвучную той, которую вели революционные агитаторы.

В августе 1915 г. Николай II взял верховное командование на себя.

 Теперь на императора ложилась безраздельная ответственность за все, что происходило в стране и на фронте. Став Верховным главнокомандующим, Николай II  был вынужден большую часть времени проводить в Ставке, которая находилась в Могилеве. Роль императрицы в принятии государственных решений усилилась. Но Александру Федоровну в России не любили во многом из-за ненависти к Г. Распутину. На фото изображен Григорий Распутин с офицерами.

Григорий Ефимович Распутин (1865-1916) родился в селе Покровском Тоболъской губернии в семье крестьянина среднего достатка. Был конокрадом,  потом сблизился с сектантами, странствовал по монастырям. Обрел ореол «святого старца» и в 1907 г. проникнуть в царский дворец. Существуют многочисленные свидетельства того, что Распутину удалось облегчить болезнь цесаревича Алексея, страдающего гемофилией (несвертываемость крови). Императрица очень доверяла ему. Он казался ей тем неграмотным, но набожным русским мужиком, каким и должен быть русский крестьянин.

Огромное влияние Распутина на царскую семью подтверждала «министерская чехарда». По безграмотным запискам Распутина и настоянию императрицы царь вручал министерские портфели то одной, то другой бездари. Совет министров получил прозвище «кувырк-коллегия». За годы войны в стране сменилось четыре премьер-министра, шесть министров внутренних дел, по четыре руководителя в министерствах юстиции, земледелия и военном.

Россия полнилась слухами, сплетнями, пересудами. Царили взяточничество, казнокрадство, продажность. В поражениях русской армии стали бездоказательно обвинять «царицу-шпионку» и «святого черта» Распутина. Над страной витало зловещее слово «измена».

Аристократические круги считали виновником всех бедствий Распутина. В декабре 1916 г. он был убит думским лидером монархистов В. М. Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем, племянником царя, и князем Ф.Ф. Юсуповым, мужем царской племянницы.

  1. Война и общество.

Затяжная война резко ухудшила жизнь людей. взлет российской промышленности, работавшей на оборону, произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления, что стало причиной повышения цен. Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания.

Осенью 1916 г. Петроград и Москва познакомились с необычным для них явлением - очередями. Полиция доносила, что очереди напоминали политические клубы. Утихшее в начальный период войны забастовочное движение вновь стало набирать силу. Нередко вместе с экономическими стачечники выдвигали и политические требования.

Неспокойно было в деревне. На фронт ушли 12,8 млн. лучших работников. Мобилизованные крестьяне требовали выплаты их семьям пособий, снижения налогов. Вновь оживились антипомещичьи настроения. И хотя за время войны производство сельскохозяйственной продукции практически не уменьшилось, крестьяне не спешили везти хлеб на рынок, предпочитая дожидаться лучших времен. В конце 1916 г. в 31 губернии правительство ввело продразверстку.

Продразверстка – это обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды хлеба и других продуктов.

Официальные сводки свидетельствовали о падении дисциплины на фронте. Ситуацией поспешили воспользоваться большевистские агитаторы. В конце 1916 г. в войсках действовало более 150 большевистских организаций и групп. Широкий размах приобрело братание, дезертирство. Армия все сильнее мечтала о мире, скорейшем окончании чуждой народу войны.

- Когда началась Первая мировая война?

Таким образом, в 1914 г. Россия была втянута в мировую войну, к которой она была не готова. Поражения русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к новому витку противостояния между властью и обществом.

- Каковы причины Первой мировой войны?

- Какие государства входили в блоки Антанта и Тройственный союз? Покажите на карте.

- Какие цели преследовали участники войны?

- Каким было отношение общества и различных политических партий к начавшейся мировой войне?

- Какую роль сыграл русский Восточный фронт в 1914 г.?

- Почему русские войска отступали в 1915 г.?

-В чем суть «Брусиловского прорыва»?

- «Чей портрет».

-   Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад?

-  «Соотнеси имена и отчества с фамилией».

- Как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916 г.?

- «Соотнеси дату и событие».

        

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Домашним заданием для вас будет § 9 «Россия в Первой мировой войне» на страницах 63-73.При чтении параграфа обратите внимание на даты и выделенные слова- определения. Советую вам прочитать этот параграф вслух два раза, а затем пересказать его. Для лучшего усвоения материала, ответьте на вопросы в конце параграфа. Повторите §§ 1-8 , выучить все даты и определения, так как на следующем уроке мы напишем контрольную работу.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ


ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 1

«Найди лишнее слово»

  • Футуризм, неоклассицизм, акмеизм;
  •  Модерн, символизм, неоклассицизм;
  •  Декаданс, авангардизм, неорусский стиль

        

        

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 2

«Составь слово»

        

ТЕКСТОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 3

        Использование поэтического текста

        

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века

Все будет так. Исхода нет.

А. Блок

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное.

                             З. Гиппиус

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество -

Моя пустынная душа.

К. Бальмонт

        

ВОПРОСЫ:

  1. Почему начало ХХ века называют Серебряным веком?
  2. Какие художественные  стили и жанры представлены в литературе Серебряного века?
  3. К какому направлению можно отнести приведенные выше стихотворные строки?

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 4

« Найди лишнее имя»

  1. К.Бальмонт, А.Блок, А.А.Ахматова, В.Я.Брюсов;
  2.  Д.Д.Бурлюк, В.В.Маяковский, Н.С.Гумилев;
  3.  Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.И.Куприн, К.Э. Циолковский;
  4.   В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, В.А.Серов, Е.В.Тарле;
  5.  А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Я.А.Протазанов, К.С.Петров-Водкин;
  6. А.Н.Скрябин, И.Ф.Стравинский, В.В.Холодная,С.В.Рахманинов

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 5

«Соотнеси произведение и автора»

Автор:

  1.  В.А.Серов
  2.  Б.М.Кустодиев
  3.  К.С.Петров – Водкин
  4.  К.С.Малевич
  5.  М.А.Врубель
  6.  Н.И.Альтман

Произведение:

  1. «Купание красного коня»
  2.  Портрет А.А.Ахматовой
  3. «Черный квадрат»
  4. «Похищение Европы»
  5. «Купчиха»
  6. «Демон поверженный»

ТЕКСТОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 6

Новый документ

Из воспоминаний А.Бенуа.

Прежде всего, нужно установить, о чем именно будет идти речь: о журнале ли, носившем имя «Мир искусства», о выставках или об обществе.

Я считаю, что под «Миром искусства» следует подразумевать не то или другое в отдельности, а все это вместе, или вернее некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле, т.е. со включением литературы и музыки.

ВОПРОСЫ:

  1. Почему начало ХХ века называют Серебряным веком?
  2. Назовите хронологические рамки существования «Мира искусства».
  3. Назовите фамилии русских художников, которые входили в творческое общество «Мир искусства».
  4. В чем заключалось «желаемое отношение к искусству», которое проповедовали «мирискусники»?
  5. Выразителем, какой тенденции в искусстве стала деятельность «Мира искусства»?
  6. Какие мероприятия, организованные «Миром искусства», стали венцом деятельности этого движения?

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 7

« Соотнеси дату и событие »

Дата:

  1. 1904 год;
  2.  1911 год;
  3.  октябрь 1909 года;
  4.  1907 год;
  5.  1908 год.

Событие:

  1. снят первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»;
  2.  открытие выставки «Голубая роза» в Москве;
  3.  снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»;                                                                        
  4.  присуждение Нобелевской премии И.П.Павлову;
  5. открытие памятника Александру III в Петербурге.

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 8

«Перевод с тарабарского»

  1.  примениссиозм;
  2.   нердом;
  3.  кланесозимисц

        

ТЕКСТОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 9

Новый документ

Из заявлений либералов об отношении к войне.

Кадеты: «Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг сохранить родину единой и неделимой… Отклоним же внутренние споры, не дадим ни малейшего повода надеяться на разделяющие нас разногласия».

Октябристы: «Все партийные разногласия, все «программные вопросы» и «классовые противоречия» должны отойти на второй план».

ВОПРОСЫ:

1.В каком году сформировалась конституционно – демократическая партия?

2. Каковы основные положения  программы партии кадетов?

3. Кто был лидером партии кадетов?

4.В каком году начала формироваться партия «Союз 17 октября»?

5.Каковы основные положения  программы партии октябристов?

6. Назовите председателя ЦК партии «Союз 17 октября».

7.В чем состояла принципиальная позиция кадетов по отношению к войне?

8.В чем состояла принципиальная позиция октябристов по отношению к войне?

ТЕКСТОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 10

Новый документ

«Выдержка из речи П.Н.Милюкова. произнесенной на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.»

Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе...

Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге и таким образом вы еще раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, - как вы назовете это: глупостью или изменой? ...Когда со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать страну - значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию, - что это: глупость или измена? ...Мало того... когда намеренно вызываются волнения и вспышки путем провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, - это делается сознательно или бессознательно?

Когда в разгар войны «придворная партия» подкапывается под единственного человека, создавшего себе репутацию честного у союзников, и когда он заменяется лицом, о котором можно сказать все, что я сказал раньше, то это... Нет, господа, воля ваша, уж слишком много глупости! <...>

И поэтому... во имя миллионов жертв и потоков пролитой крови, во имя достижения наших национальных интересов... мы будем бороться, пока не добьемся той настоящей ответственности правительства, которая определяется тремя признаками... одинаковое понимание членами кабинета ближайших задач текущего момента, их согласие и готовность выполнить программу большинства Государственной думы и их обязанность опираться не только при выполнении этой программы, но и во всей деятельности на большинство Государственной думы. Кабинет, не удовлетворяющий этим признакам, не заслуживает доверия Государственной думы и должен уйти.

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 11

«Чей портрет».

        Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы,- он сочетал поначалу в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха.

Архиепископ Евлогий

Он хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно.

Николай II

Хитрый, в высшей степени приметливый, он, несомненно, обладал колоссальной силой гипноза. Мне не раз казалось, когда я смотрел ему в глаза, что, помимо всех своих пороков, он одержим каким-то внутренним «беснованием», которому он подчиняется и, в силу этого, многое делает без всякого участия мысли, а по какому-то наитию, похожему на припадочное состояние. «Бесноватость» сообщает особую уверенность некоторым его словам и поступкам, а потому люди, не имеющие твердых душевных и волевых устоев, легко ему подчиняются.

Князь Ф. Ф. Юсупов

        

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 12

«Соотнеси имена и отчества с фамилией».

Имя и отчество:

  1.  Николай Николаевич;
  2.  Алексей Алексеевич;
  3.   Павел-Георг Карлович;                                   
  4.  Григорий Ефимович.

Фамилия:

  1.  Брусилов;                        
  2.  Романов;
  3.  Распутин;
  4.  Ренненкампф.

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА

КАРТОЧКА № 13

«Соотнеси дату и событие».

Дата:

  1. 1 августа 1914г.;
  2. 22 мая 1916г.;                
  3. август 1914г.;
  4. сентябрь 1914г.;
  5.  февраль – декабрь 1916 г.

Событие:

  1.  наступление немецкой армии на Париж;                
  2.  битва на реке Марне;                    
  3. объявление Германией войны России;
  4.   «Брусиловский прорыв»;
  5.  «Верденская мясорубка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Презентация к уроку о Первой мировой войне

Презентация к уроку о Первой мировой войне.К урокам в старших классах, либо на классный час...

разработка урока посвященная первой мировой войне

разработка урока посвященная первой мировой войне для 10 класса....

Урок повторения "Первая мировая война"

Урок повторения по теме "Первая мировая война" в форме "Своей игры" с использованием интерактивной презентации....

Презентация к уроку: "Итоги Первой мировой войны" 9, 11 класс.

Презентация к уроку: "Итоги Первой мировой войны" для учащихся 9, 11 классов. Можно использовать как часть урока, или при изучении отдельных вопросов итогов и последствий Первой мировой войн...

Урок-дискуссия "Первая мировая война"

Нравственно-исторический уроки войны...