ПРОЕКТ «АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Почему комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при полготовке к ГИА. Как комплексный анализ текста на уроках русского языка помогает учителю  решать не только учебные задачи, но и задачи самосовершенствования личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«АНАЛИЗ ТЕКСТА  КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА»

ВЫПОЛНИЛА
ПЛЯСОВА Г. Н., к.п.н.

учитель русского языка

 и литературы
МОУ «ЛИЦЕЙ № 5»
г. Подольска

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом изучения данного проекта является процесс подготовки учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка.

Предмет исследования – методика обучения работе с текстом; образовательные и воспитательные возможности текста как основной дидактической единицы при подготовке к ГИА-9.

Цели проекта – разработка способствующей саморазвитию личности методики проведения комплексного анализа текста как формы подготовки учащихся к выполнению заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Гипотеза:  комплексный анализ текста как одна из форм работы на уроках русского языка в 9 классе обеспечит качественную подготовку учащихся к выполнению ГИА.

Регулярное обращение к комплексному анализу текста, на наш взгляд, поможет учащимся:

- написать сжатое изложение, так как формирует не только умение извлекать основную информацию из текста, но  и аргументировать свои высказывания;

- справиться со всеми заданиями групп А и В, так как включает не только все виды разбора: фонетического, лексического, морфемного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного, но и анализ выразительных языковых средств;

- успешно написать сочинение, так как работа с текстами –образцами , осознанное восприятие языковых средств обогащает речь учащегося.

Кроме того, комплексный анализ текста,  требующий от учащихся теоретических знаний по орфографии, пунктуации и синтаксису русского языка, позволит применять эти знания на практике.

Комплексный анализ текста обеспечивает личностную направленность урока, так как  позволяет каждому учащемуся проверить свои знания и умения, исправить ошибки, ликвидировать пробелы, продемонстрировать свои успехи. Все это от урока к уроку заметно повышает самооценку учеников, их мотивацию к учению и самосовершенствованию.

Регулярное обращение к комплексному анализу текста, знакомый алгоритм выполнения заданий снимает напряжение и повышает уровень познавательной самостоятельности учащихся.

Задачи проекта:

- изучение методической литературы по теме;

- анализ и отбор учебного материала;

- подготовка рекомендаций для учащихся;

- разработка методики подготовки к выполнению заданий ГИА  в процессе комплексного анализа текста.

Для выполнения поставленных задач предполагается использовать следующие методы:

- изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования;

- накопление образцов передового педагогического опыта;

- педагогические наблюдения в процессе работы с текстами разных стилей и типов;

- личные беседы с учащимися 9 классов по вопросам подготовки к аттестации.


Глава 1.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.

Государственная итоговая аттестация по  русскому языку, уже опробированная и закрепившаяся форма оценки знаний выпускников основной общеобразовательной школы, - это экзаменационная работа с трехчастной структурой и разными типами заданий.

Ее содержание определяется на основе Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236)  и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку документы находятся на сайтах ФИПИ и Минобра.

Первая часть экзамена, требующая развернутого ответа, состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту. Она требует от учащегося владения нормами правописания и навыками информационной обработки текста. Ученик должен продемонстрировать:

- умение выделять и формулировать основную мысль текста и каждой микротемы;

- умение адекватно передавать информацию исходного текста;

- владение приемами сжатия текста;

- умение использовать соответствующие стилю и замыслу лексические и грамматические средства для создания собственного текста на базе прослушанного.

Вторая часть экзамена 2011 года  содержала 17 заданий.  Первые А1-А3 – это задания с выбором ответа, задания группы В – это задания с кратким ответом. Эта часть  работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания содержания текста, его основной проблемы или её аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя,  выявление  авторского отношения к героям, опознавание изученных средств выразительности.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное аргументированное высказывание-рассуждение. Вторая и третья части выполняются на основе одного текста. Текст для прослушивание и текст для анализа и выполнения заданий связаны тематически. Эти два задания с развернутым ответом проверяют практическую грамотность и фактическую точность письменной речи выпускников.

Диагностическая работа №1 от 29.09.2011, предложенная ФИПИ, сохраняет структуру экзамена 2010-2011 учебного года, но вносит некоторые изменения. Сокращен объем изложения с 90 до 70 слов и увеличен объем сочинения С2.1/С2.2 с 50 до 70 слов. Таким образом, сохранен минимальный первоначальный суммарный объем развернутых высказываний – 140 слов. Внесены изменения во 2 часть работы. Вместо 3-х заданий А с выбором ответа стало 7; число заданий В с кратким ответом сократилось до 9.

Все три части работы, комплексно проверяющие знания учащихся, связаны между собой и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика.

Содержание измерительных материалов по русскому языку обсуждалось методистами, учителями и представителями высшей школы.

 В подготовленном членами предметной комиссии по русскому языку Степановой Л.С. и Цыбулько И.П.  методическом письме «Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях» особо подчеркивается, что концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов соответствуют государственным образовательным стандартам по русскому языку, а также учитывают современные достижения таких наук, как лингводидактика, психология и лингвистика.

В практике преподавания русского языка постоянно используются задания, аналогичные экзаменационным, поэтому они хорошо знакомы учащимся.

Экзамен проверяет, в первую очередь, языковые умения и культуру, необходимые выпускнику основной школы в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере, а также умение аргументированно отстаивать свою позицию.

Экзамен позволяет выявить умения и навыки учащихся, отработка которых требует большого внимания в процессе обучения на уроках русского языка в основной школе.

Выводы. Целью обучения родному языку является формирование у выпускников основной общеобразовательной школы  лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции, а назначение итоговой аттестации – проверка сформированности данных компетенций. Экзамен должен проверить:

- умения учащихся  применять лингвистические знания при анализе языковых явлений;

- уровень лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных знаний и умений учащихся, то есть практическое владение русским языком и его нормами;

- владение разными видами речевой деятельности.

Материалом для этих заданий служат два взаимосвязанных текста, темы которых дополняют друг друга. Для успешного выполнения этих заданий учащемуся необходимы навыки работы с тестом, навыки комплексного анализа текстов разных стилей и типов.

Глава 2.

АНАЛИЗ ТЕКСТА  КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА

Поиск наиболее рациональных и результативных путей обучения – вопрос, волнующий и теоретиков, и практиков. Понятие педагогические технологии прочно вошли в лексикон современной методики преподавания. Педагогическая технология означает системную совокупность личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Центральной фигурой современных педагогических технологий Селевко Г.Н. является ученик и его саморазвитие. Ученый напоминает о психологических этапах учебной деятельности ученика, а именно: «целеполагании, планировании, реализации цели и рефлексивном анализе результатов». (Селевко Г.Н., с. 135)

Технология самосовершенствования личности учащегося, по мнению Селевко, включает в себя все сущностные особенности развивающего обучения:

-  ученик является субъектом, а не объектом обучения;

-  обучение должно идти впереди развития и стимулировать его;

-  в первую очередь должны формироваться умственные действия, мышление школьника;

-  необходимо активизировать познавательные интересы и познавательные потребности ученика;

- учебная деятельность ученика должна быть целенаправленной и включать все психологические этапы, но обязательно охватывать не только ученье, но всю его жизнедеятельность.

Учащиеся 9 класса – это подростки, думающие о самоопределении. Поэтому, работая с данной возрастной группой, учитель должен помнить о том, что нужно помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении. Учащийся должен научиться ставить себе цель для дальнейшего роста, составлять программу самоопределения в разных сферах деятельности. В 9 классе проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Жизненный выбор – очень непростая задача для каждого человека, так как от этого зависит его дальнейшая судьба, самореализация личности и востребованность обществом. Поэтому важно на уроках помочь подростку самообразовываться, поощряя его усилия в этом направлении. В поисках себя подросток должен научиться делать осознанный выбор между хочу  и  надо, между желанием и необходимостью, между свободой и обязанностью. Это поможет самопознанию и самовоспитанию личности, а  также ее самоутверждению. Каждый акт самосовершенствования предполагает какое-то самоопределение личности.  В 9 классе, где акцент  делается на профессиональное самоопределение, не менее важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей.

Как известно, лучшим учением является чтение. Поэтому чтение осознанное, грамотное, с всесторонним анализом текста – это существенный вклад в саморазвитие личности. Ставя большую цель подготовки и приобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность на уроке, стремятся к искоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.

Дидактически грамотно подобранные тексты для комплексного анализа помогут учителю решить такие важные разноплановые задачи.  

Во-первых, подростки учатся работать с информацией и научно организовывать свой труд, пользуясь предложенными учителем приемами работы с текстом. В процессе речевой практике при обсуждении текста они сравнивает свои ответы с ответами одноклассников, учатся самооценке. Аргументирование своей точки зрения на поднятую в тексте проблему развивает критическое мышление учащегося. Все это может быть отнесено к учебным задачам.

В области воспитания самосовершенствованию личности будут способствовать воспитание и самовоспитание оптимизма, веры в себя, в свои силы и способности; установка на постоянное самосовершенствование личности. Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам.

Подростковый возраст – это возраст самопознания личности, поэтому так важно формировать у школьника положительный взгляд на себя как на личность. Кроме того, в этом возрасте особенно важно развивать потребности подростка в самопознании, самовоспитании, самообразовании, самоутверждении, самоопределении, самореализации и самоуправлении.

Подготавливая учащегося к итоговой аттестации, учитель, в первую очередь, формирует его индивидуальность, самостоятельность, готовность к выходу во взрослую самостоятельную жизнь.

Вывод. В процессе комплексного анализа текста учитель решает целый комплекс задач, помогающих самосовершенствованию личности ребенка: учебные, воспитательные, развивающие и социализирующие. Таким образом, направляя процесс самовоспитания учащегося, учитель помогает найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения и организовать работу над собой для духовного роста и совершенствования.


Глава 3.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ГИА-9

Подготовить учащегося к экзамену можно разными способами: увеличением объема домашних заданий, дополнительными занятиями, натаскиванием в готовых ответах-образцах и т.д. Каждый учитель находит свой способ подготовки выпускного класса к итоговой аттестации. На наш взгляд, оптимальной формой работы при подготовке учащихся к ГИА является работа с текстом.

На экзаменах учащиеся должны показать не  только знание отдельных вопросов грамматики, но и продемонстрировать свободное владение своими знаниями: умение сопоставить факты языка, найти в них сходство и различие, вскрыть общее, определить, что объединяет разные группы явлений языка, суметь не только объяснит языковой факт, но и определить его место в системе языка. Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить. Поскольку в основе логического мышления лежат операции сравнения, классификации, обобщения, а формами оперирования материалом служат анализ и синтез, нужно последовательно отрабатывать умения проводить эти операции.

Комплексный анализ текста, на наш взгляд, является оптимальной формой работы при подготовке к ГИА. В проверяемых элементах содержания в плане демонстрационного варианта экзаменационной работы само слово «текст» встречается более десяти раз.  Текст как речевое произведение  проверяется не только в частях С1 и С2, но в задании А1; задания по синтаксису и пунктуации тоже требуют работы с текстом, его полного и разностороннего анализа.

«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная, интенсивная работа,.. связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если умеет вести диалог с текстом…», - считает Пахнова Т.М.( Пахнова Т.М., с.3).

Планомерная и регулярная комплексная работа с текстом станет самой естественной и результативной формой подготовки  к экзамену в силу свой специфики. Комплексный анализ текста готовит учащегося к выполнению всех частей ГИА.

Комплексный анализ текста включает в себя несколько этапов.

Первый этап анализа. После прочтения текста учащимся предлагаются задания для его осмысления:

- доказать, что это текст, то есть, перечислить основные признаки текста на конкретном материале;

- определить тему;

- определить основную мысли текста, его идею;

- подобрать заголовок по теме и основной мысли текста, проанализировать заголовки, выбрать «свой», аргументировать выбора;

- определить стиль текста с перечислением основных признаков выбранного стиля в качестве доказательства своего мнения;

- определить тип речи и аргументировать выбор.

Особое внимание следует обратить на традиционно трудные задания, такие как лексические и грамматические средства связи предложений в тексте (лексические повторы, синонимы, антонимы, однотематическая лексика, местоимения, наречия и др., а также структурная соотнесенность предложений). В слабых классах можно сделать памятку с примерами-иллюстрациями на каждое средство связи.

Это первый этап работы с текстом. Без подобных навыков разбора текста учащемуся будет непросто профессионально прочитать экзаменационный текст, являющийся материалом для  выполнения заданий группы А, В и С2, а тем более вникнуть в суть услышанного текста.

Первая часть ГИА-9 требует адекватного понимания устной речи и письменного воспроизведения текста с заданной степенью свернутости, а также владение способами сжатия текста. Таким образом, изложение, хоть и является традиционной формой работы, имеет свою специфику, которую должны осознать учащиеся.

Чтобы облегчить работу по восприятию услышанного текста, учащегося необходимо научить анализу видимого текста с точки зрения требований его трансформации. Другими словами, нужно, во-первых, научить видеть и выделять микротемы, понимать смысл абзацного членения; во-вторых, научить разделять главную и второстепенную информацию; в-третьих, помочь овладеть всеми приемами сжатия текста.

Отработка этих навыков может стать продолжением работы с текстом и подготовкой к сжатому изложению. Могут быть предложены следующие задания:

- назвать количество микротем;

- определить тему каждого абзаца и его основную мысль;

- выделить опорные слова и словосочетания;

- аргументировано главную и второстепенную информацию;

- вспомнить приемы сжатия текста;

- аргументированно выбрать наиболее подходящий способ;

- попробовать сжать абзац, используя другие приемы;

- записать свой вариант сжатого текста и прокомментировать его.

Учащемуся необходимо объяснить сущность понятий «главная» и «второстепенная» информация как соответственно наиболее существенная для данного вопроса и вытекающая из первой в виде аргументов, комментариев, замечаний, примеров. Чтобы учащиеся осознали содержательные приемы компрессии текста, важно научить их находить  главное на уровне:

- текста (заголовок, введение, заключение);

- микротемы (первое предложение абзаца);

- предложения (предикативная часть простого, главное – в сложноподчиненном).

Обучение сжатию информации и развертыванию информации небольшого объема должно стать постоянным видом работы при комплексном анализе текста.

Можно в целях экономии времени ограничиться на отдельных уроках анализом только одной микротемы, главное, чтобы этот анализ был осознанным. Сделать его таким поможет четкая алгоритмизация разбора и привычность работы для школьника.

Конкретные языковые приемы сжатия текста могут быть оформлены, например, в виде памятки.

Языковые приёмы компрессии текста

Я

могу

заменить

- однородные члены обобщающим словом;

- словосочетания словом;

-фрагмент предложения синонимичным предложением;

- предложение/ его часть указательным местоимением;

- предложение /его часть определительным или указательным местоимением;

- сложноподчинённое предложение простым

Я

могу

исключить

- повторы;

- фрагменты предложения;

- синонимы

Я

могу

соединить

несколько предложений в одно

В последнее время появилось множество материалов для подготовки к ГИА. Это и сборники текстов для изложений, и методические рекомендации, и обмен опытом работы преподавателей. Интересна методика воссоздающего воображения, предложенная Борисенко Н.А. ( Граник Г.Г., Борисенко Н.А., С.7), в котором воображение рассматривается как ступень, необходимая для понимания и запоминания текста, в частности его повествовательных и описательных элементов. Методисты и преподаватели- практики делятся своим опытом по подготовке к сжатому изложению, предлагая дидактический материал (Хаустова Д.А., с.17-21)  или останавливаясь на конкретных приемах сжатия текста. Например, член Федеральной предметной комиссии по русскому языку (ФИПИ) Сидорова Г.А. подробно останавливается на обобщении, строящемся на отношениях гипонимии и меронимии, как важном приеме сжатия текста  (Сидорова Г.А., с. 10).

Второй этап комплексного анализа – это орфографический и пунктуационный разбор текста. Это трудоемкая, но необходимая часть работы. Ее удобнее давать в качестве предварительного домашнего задания, чтобы на уроке орфограммы и пунктограммы могли не только объясняться, но и вспоминаться, систематизироваться. Нужно добиваться морфемного анализа при объяснении всех орфограмм и схематического объяснения каждой пунктограммы. В идеале подобная работа, на наш взгляд, должна систематически проводится, начиная с пятого класса. Ученик должен узнавать морфему с орфограммой, понимать, почему он употребляет тот или иной пунктуационный знак. Без осознанного употребления знаков препинания практически невозможно добиться пунктуационной зоркости, без умения видеть морфему – зоркости орфографической. Только осознанное обучение способно стать активным и мотивирующим для школьника. Современному школьнику, привыкшему к интернет-технологиям, можно рекомендовать в качестве самостоятельной подготовки для повышения грамотности интерактивные диктанты, которые исключают возможность списывания, формируют ответственность за результат сделанной работы и, будучи максимально комфортны психологически, создают условия для саморазвития школьника.

Третий этап работы – языковой анализ текста. В эту часть работы должны включаться:

- все виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и  синтаксический);

- характеристика средств речевой выразительности.

Работа со словом, с его словарным и контекстуальным значениями – это основа развития речи. Практика показывает, что определение лексического значения слова и выбор лексического средства в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи вызывают затруднения у многих учащихся. Нужно учить стилистическому и функциональному отбору слов и их сочетанию, формировать у учащихся не только представление о грамматических нормах, но и потребность контролировать речь с точки зрения их соблюдения. Диалоговая форма проверки заданий комплексного анализа дает возможность отметить старания и усилия ребенка, рациональность его учебной деятельности, а иногда и мотив, который заставил его выучить учебный материал,

Трудности выполнения заданий по синтаксису связаны с тем, что учащиеся не всегда видят структуру предложения. А это, естественно, затрудняет понимание текста. Поэтому выполнение этих заданий так важно при восприятии речевого произведения.

Каждый из вышеперечисленных этапов работы с текстом готовит учащихся к процессу речетворчества, к созданию собственного речевого произведения в виде сочинения рассуждения.

Сочинение – традиционная форма работы учителя-словесника, и систематическая и планомерная подготовка к нему – необходимое условие успеха учащихся на экзаменах. Несмотря на множество внешних перемен, суть осталась прежней, ведь умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Это означает, что учитель по-прежнему должен учить:

- правильному пониманию темы;

- четким формулировкам;

- умению последовательно и логично излагать материал;

- умению аргументировать свои высказывания;

- умению делать обобщения и выводы.

Работе над сочинением посвящено наибольшее количество методических рекомендаций последних лет. Интересны рекомендации Кобзаревой Л.А. (Кобзарева Л.А., с.7 ), которая при подготовке учащихся к сочинению ставит на первое место учет их индивидуальных возможностей и уважение к результатам деятельности ребят. Пахнова Т.М. обращает внимание на обучающий, а не контролирующий характер заданий при подготовке к сочинении. при работе с разными видами текстов. (Пахнова Т.М., с. 4). Интересен и дидактический материал, предлагаемый автором для подготовки к ГИА. (Пахнова Т.М., №2, с. 19-24; №3, с. 14-18).

Вывод. Комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации, потому что, во-первых, использование текста в качестве ключевой единицы урока углубляет, расширяет и  систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система.

 Комплексный анализ текста формирует все необходимые выпускнику компетенции: коммуникативную – при интерпретации и трансформации текста; лингвистическую – при анализе языкового материала; языковую - в процессе выполнения заданий второй части, связанных с нормами  литературного русского языка.

Таким образом, осознанно анализируемый учащимися текст становится инструментом воспитания языковой личности, владеющей языком и развитой речью, свободной в выборе языковых средств.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку – это решение целого ряда задач. Формирование у учащихся языковой, лингвистической  и коммуникативной  компетенций – это систематическая работа учителя по развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, логики их мышления и бережного отношения к языку путем освоения теоретических знаний о языке и речи и совершенствования своих умений на практике.

Нужно так организовать учебный процесс, чтобы  основной его задачей стало формирование у школьников различных способов умственных действий. Используя познавательную и нравственно-волевую мотивации, следует добиваться осмысленного процесса учения и стимулировать самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Комплексный анализ текста – это востребованная форма всесторонней подготовки учащихся к предстоящему экзамену. Анализ текста превращается в рационально организованную речевую практику, становится средством эффективного развития речи учащихся, в ходе которой усваиваются и теоретические сведения.  Систематическая и планомерная работа с текстом, которая, в силу видимого результата, создает психологически комфортную атмосферу на уроке, стимулирует интеллектуальное развитие учащихся  и их усилия по преодолению пробелов в знаниях, активизирует речемыслительную деятельность,  рождает стремление к саморазвитию школьника.

В ходе подготовки к итоговой аттестации учитель решает комплекс задач: обучающих,  развивающих, воспитывающих, социолизирующих личность ребенка.  Важно воспитывать у подростка веру в свои силы и способности, мотивировать осознанное и целенаправленное улучшение себя формировать установку на постоянное самосовершенствование личности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// РЯШ.2006. №6. С.3-10

2. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение в обучении филологическим дисциплинам//Электронный журнал Психологическая наука и образование.- 2009. № 1. С.1-9

3. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе //РЯШ.- 2010.- №1, с.3-16

4. Пахнова Т.М., Материалы для подготовки к  Государственной итоговой аттестации в 9 классе (Комплексная работа с текстом).//РЯШ.- 2010.- №1, №2, с. 19-24; №3, с. 14-18).

3. Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» / авт.-сост. Кобзарева Л.А.- Волгоград: Учитель, 2008. – 138 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Учебное пособие.-М: 1998. – 256 с.

5. Сидорова Г.А. Об одном из приемов сжатия текста // РЯШ.- 2010.- №1, с.8-12.

6. Степанова Л.С., Цыбулько И.П.  Методическое письмо: Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях. – М: 2009.- 15 с.

9.  Хаустова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в 1Х классе //РЯШ.- 2010.- №1, с.17-21

10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования Российской Федерации. – М: 2004.

http://www.fipi.ru/ 

http://www.edu.gov.ru/ 

http://www.selevko.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС

В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...

«Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития личности учащихся»

Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: что необходимо сделать мне, как педагогу, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания?Какие эффективные формы, методы и технологии приведут к повы...

Создание конкурентно-стимулирующей среды, ориентированной на саморазвитие личности учащихся

Материал содержит циклограмму работы над единой методической темой образовательной организации "Создание конкурентно-стимулирующей среды, ориентированной на саморазвитие личности учащихся"...

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...