Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально - трудового обучения.
методическая разработка
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, то есть. должны быть подготовлены к работе на производстве и к самостоятельной взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit._samost.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально – трудового обучения»
«Услышишь – забудешь,
Увидишь – запомнишь,
Построишь – поймешь»
Конфуций
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве и к самостоятельной взрослой жизни.
Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.
Повышение активности и самостоятельности учащихся рассматривается как главная задача и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы школы. Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:
- вовлечение всех детей в практическую деятельность;
- воспитание интереса к этой деятельности;
- постоянное и постепенное усложнение заданий;
- создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.
Проблема развития самостоятельности учащихся представляет особый интерес. Специально подчеркивается значение правильно организованной самостоятельной учебной деятельности для коррекционно-развивающего воздействия на умственно отсталых школьников, исправление недостатков их мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов и т.д. В исследованиях отмечается и то, что, отклонения в физическом и умственном развитии учащихся коррекционной школы затрудняют их самостоятельную познавательную и практическую деятельность, мешают реализовывать знания по практике. Очевидно, для повышения образовательной, воспитательной и коррекционной роли уроков прежде всего необходимо разработать систему заданий для самостоятельного выполнения.
Воспитание самостоятельности в коррекционных школах 8 вида - важнейшая цель вспомогательного обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как, снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последовательный ход его выполнения, затруднения в словесном оформлении результатов работы. Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.
Особенности воспитания самостоятельности детей с отклонениями в развитии в процессе выполнения трудовых заданий.
В специальных (коррекционных) школах обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам, примерно в пределах начальной массовой школы. Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обеспечить непосредственное включение учащихся в производство. Оно служит скорее целями коррекции недостатков общего развития аномального ребенка. Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. Главным средством подготовки детей с отклонениями в развитии к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной коррекционной школе.
Самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность.
Чтобы выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно, мы предварительно изучим программные требования.
Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе складывается из таких разделов:
- ручной труд (1-4 классы);
- профессионально - трудовое обучение (5-9 классы).
На уроках ручного труда учащиеся 1-4 классов знакомятся с основными свойствами бумаги, картона, ткани и других материалов, приобретают навыки их элементарной обработки, а также простейшие навыки выращивания растений и уход за ними.
В процессе профессионально - трудового обучения в 5-9 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во время обучения в коррекционной школе учащиеся приобщаются к производительному труду в учебно-производственных мастерских школы.
Одним из условий успешного включения детей с отклонениями в развитии в трудовую деятельность является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач специальной школы.
Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе, применительно к задачам различных предметов (М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова, А.А. Поставская), а также в отдельных работах, посвященных дидактическим вопросам обучения в спецшколе (А.Н. Граборов, Г.Н. Дульнев). Однако очень мало освещается вопрос воспитания самостоятельности в процессе трудового обучения у школьников коррекционных школ.
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков. Программой по швейному делу предусмотрено всё необходимое для подготовки учащихся к работе на производстве, с точки зрения трудовых умений и навыков.
Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. Весьма важным фактором в воспитании самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия. Воспитание у учащихся самостоятельности должно решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам.
Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники коррекционной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
- разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
- знать контурные срезы изделий и их названия;
- уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;
- определять последовательность выполнения задания;
- выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.
Главной отправной точкой при решении поставленной проблемы было положение о том, что профессиональное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.
Итак, воспитание у детей с нарушением интеллекта самостоятельности необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Для их воспитания необходимо специальное обучение, направленное, в частности, на коррекцию недостатков, препятствующих ученикам работать самостоятельно. Таким образом, уроки швейного дела являются одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование уроков швейного дела позволяет ученикам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ.
Грамотный коррекционно-педагогический подход предполагает использование дидактических принципов и приемов, способствующих формированию навыков самостоятельной деятельности детей с нарушением интеллекта в процессе уроков швейного дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения (профиль «швейное дело») с использованием ИКТ"
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения компьютерных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления ...
Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –
Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...
Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...
Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....
Коррекционное развитие способностей учащихся на уроках профессионально-трудового обучения.
Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах...
Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...
Доклад "Воспитание навыков самостоятельности у учащихся на уроках профессионального трудового обучения"
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к ...
- Мне нравится (1)