конспект классного часа
презентация к уроку (5 класс) по теме
Представлен конспект классного часа "Если друг оказался вдруг...", проведённого в 5 классе. Цель занятия: помочь пятиклассникам осмыслить понятие "друг", "дружба".
Классный час проведён в форме мастерской ценностных ориентаций. Здесь выложена презентация, в которой пошагово отражены все этапы мастерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект классного часа "Если друг оказался вдруг..." | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА: «Если друг оказался вдруг…»
ЦЕЛЬ: помочь учащимся осмыслить понятие «друг», «дружба».
ЗАДАЧИ:
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
- Формирование навыка работы в сотрудничестве.
- Развитие речевых умений (вести рассуждение, аргументировать собственную точку зрения) учащихся и их мышления, расширение кругозора.
- Воспитание желания быть настоящим другом.
ФОРМА: мастерская ценностных ориентаций.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, слайды которой соответствуют этапам мастерской, песня В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…», песенка про дружбу «Дружба – это не работа», листы бумаги, клей, лепестки цветов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: деление на группы.
Классный руководитель: Овчинникова М.Н.
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА.
1. Организационный момент: (звучит музыка: «Дружба – это не работа…» слайд 1)
Ученики: ребята заходят в класс, садятся сразу по группам.
Учитель:
Ребята! Давайте сейчас возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся, улыбнёмся гостям.
- Индуктор:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.
Все пятѐрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать".
А девчонка на дыбы,
Говорит: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг,
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!
Учитель: я прочитала вам стихотворение известной детской поэтессы А.Барто.(слайд 2)
Вопросы: 1) какое ему название вы бы дали ?
2) о чём сегодня на классном часе будем говорить, какой вопрос рассматривать? - Формулировка темы занятия:
Ученики: мы сегодня будем говорить о дружбе, о том, кто такой настоящий друг.
Учитель: Да, о друге и о том, а «если друг оказался вдруг…»(слайд 3)
- Самоконструкция:
3) почему же с девочкой, героиней стихотворения, никто не хотел дружить?
Ученики: С девочкой никто не хотел дружить, потому что она искала выгоду.
Учитель: человеческое качество, основанное на поиске выгоды, называется корыстью. Значит наша героиня - корыстный человек. А если мы говорим о настоящем друге, то каким он должен быть?
Ученики: бескорыстным. (слайд 4)
- Деконструкция (противоречие):
Агния Барто писала для детей. Это стихотворение она назвала «Требуется друг». Но ведь друзей хочется иметь не только детям, но и взрослым. Вот как об этом в своей песне говорит В.Высоцкий.
Звучит отрывок из песни В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»(слайд 5, 6)
Что же делать, если друг оказался вовсе не другом?
Учитель читает рассказ о двух друзьях, Володе и Серёге:
- Социоконструкция (групповая работа):
А сейчас, работая в группах, придумайте продолжение рассказа. Как же дальше развивались отношения между Володей и его другом Серёгой? Ваш ответ должен состоять не больше, чем из 4-5 предложений. Перед тем как начать работу, обращаю ваше внимание на правила общения в группе, которые мы с вами выработали на прошлом занятии. Не забывайте о них.
Работают в группах в течение 5 минут.
- Социализация:
Учитель: снова озвучивает вопрос и предлагает детям из каждой группы высказаться.
Ученики: зачитывают свои варианты.
Учитель: зачитывает продолжение рассказа и задаёт вопрос ребятам: 1) Оцените поступок Володи и Серёги .
2) Почему дружба между мальчиками прекратилась?
Ученики: Володя думал в данной ситуации о себе, поэтому поступил нехорошо, не предупредил Серёгу. Этим самым обидел друга и потерял его доверие. А Серёга ждал Володю до конца, был ответственен: ведь друзья договорились встретиться у кинотеатра в определённое время. Он сдержал слово. (слайд 7)
А приходилось ли вам подводить друга? Подумайте, можете не отвечать.
- Физминутка: движение под мелодию «Танец маленьких утят»
(слайд 8)
- Афиширование (Рефлексия):
Учитель: Что же нужно сделать, чтобы не потерять доверие друга, не ранить его сердце обидным словом или действием? А чего делать нельзя? Давайте сейчас, размышляя над этими вопросами, попытаемся выработать основные правила дружбы. Для этого из конвертов достаньте лепестки со словами. Выберите из них именно те, которые помогут нам в составлении правил дружбы. (слайд9)
Продолжается групповая работа. 5-7 минут под спокойную музыку (создают цветы для лужайки дружбы).(слайд10,11)
Ученики: демонстрация продуктов своей деятельности (прикрепление цветов на доску). Озвучивают правила.
- Разрыв:
Учитель: вопрос о взаимоотношении друзей, об отношении людей друг к другу всегда волновал людей. Над ним задумывались не только поэты и писатели, но и размышляли в глубокой древности. Посмотрим притчу.
Демонстрация сюжета по притче «Гвозди».
Учитель: 1)ребята, как эта притча связана с темой нашего классного часа?
2) о чём заставляет задуматься?
Ответы детей.
3) ребята, как вы думаете, стоит нам продолжать разговор об этом дальше?
(Слайд 12)
Рассказ о двух друзьях.
Мы с моим лучшим другом решили сходить в кино. Договорились встретиться возле кинотеатра в шесть часов, но, придя домой, я вспомнил, что тренер назначил мне на семь часов индивидуальный заплыв. «Фильм я посмотрю потом, а соревнования уже на носу!»- подумал я. Позвонил другу – у него телефон отключён. «Ничего, подождёт немного и один пойдёт!» - решил я и спокойно пошёл на тренировку.
На следующий день Серёга в школу не пришёл.
(ПАУЗА. ДЕТИ ПРОДОЛЖАЮТ РАССКАЗ).
Я зашёл к нему домой – он лежал с температурой. Оказалось, он прождал меня возле кинотеатра весь сеанс и промёрз до костей. Позвонить мне и предупредить, что уходит, он не мог: в телефоне разрядилась батарейка. Поэтому он и ждал до последнего.
Это было прошлой зимой. Я извинился тогда, мы даже не поссорились. Он сказал, что не сердится. Но я чувствую, что с тех пор он не доверяет мне так, как раньше, а случая вернуть его доверия пока не представилось.
За это время я познакомился с многими отличными ребятами на соревнованиях, в летнем лагере, но такого друга, как Серёга, я не нашёл и уверен, что найти не смогу. Я часто представлял, как я прибегаю к шести к кинотеатру, чтобы предупредить друга, а потом с лёгким сердцем иду на тренировку, но сделанного назад не воротишь.
И всё же я надеюсь, что моё сожаление о своём поступке поможет мне вернуть прежнюю дружбу, и уж теперь я буду её беречь!
АНАЛИЗ КЛАССНОГО ЧАСА.
- Общая характеристика класса.
В 5 «В» классе работаю первый год как классный руководитель и как учитель-предметник, поэтому имею возможность наблюдать за ребятами на уроке и после занятий. Проанализировав урочную и внеурочную деятельность класса, пришла к выводу, что дети не научены слушать и слышать ни учителя, ни друг друга, не умеют сотрудничать в группах; часто ссорятся, обзывают друг друга; обычные игры на перемене могут перерасти в серьёзные конфликты. Поэтому мною был запланирован ряд классных часов, посвящённых дружбе, умению общаться друг с другом и с окружающими людьми. Первый классный час показал, что у детей не сформировано понятие дружбы. Работа проводилась в группах, созданных мною. Сотрудничества не получилось: дети обладают размытыми представлениями о правилах общения. Именно этому был посвящён второй классный час. В совместной работе (в группы дети объединились сами) постарались выработать основные правила взаимодействия в группах. Таким образом, пытаюсь решить сложившуюся в классе проблему, пошагово, постепенно.
- Цель данного классного часа: помочь учащимся осмыслить понятие «друг», «дружба».
- Технология: мастерская ценностных ориентаций. Почему? Во-первых, эта технология помогает сформировать навык сотрудничества, уважительного отношения друг к другу. Во-вторых, воздействие на эмоциональную сферу участников мастерской. В моём классе детям это и нужно: что-то яркое, запоминающееся. Участвовать в диалоге, размышлять, рассуждать, высказывать свои мысли, т.е. заниматься одним видом деятельности, ребятам ещё тяжело, поэтому такие технологии, как этическая беседа, час общения, реализовать не получилось бы. В-третьих, мастерская предполагает «открытый финал», что заставляет ребят покинуть занятие, задумавшись над определённым вопросом. Таким технологическим этапом является «разрыв». В моём классном часе – это сюжет по притче «Гвозди». Просмотрев его, мы с детьми делаем следующий шаг: будем уже учиться взаимодействовать не только между собой, с предполагаемым другом, но и в классе. Ведь в этом маленьком социуме не все по отношению друг к другу друзья. Этой притчей я закончила классный час, а следующий – начну. Это некий мостик, связывающий мои классные часы.
- Анализ этапов работы:
Индуктор: «включение» области чувств, стремлюсь создать личное отношение к предмету обсуждения. Формулируют тему занятия.
Самоконструкция: индивидуальное создание решения. Прирастить новое понятие: бескорыстие.
Деконструкция: противоречие: что делать, если друг оказался вовсе не другом? Также расширение кругозора учащихся (информация о В.Высоцком).
Социоконструкция: (групповая работа): продолжение рассказа о двух друзьях Приращение нового знания: доверие, ответственность. Формулирование правил, лежащих в основе дружбы – творческий коллективный продукт: цветы дружбы.
Афиширование: представление своего продукта.
Разрыв: расширение кругозора – вопрос о дружбе – вечный; сюжет притчи «Гвозди» - расширение обсуждаемого вопроса: общаемся не только с друзьями, но и взаимодействуем с другими людьми. Как это делать? – тема будущего разговора.
- Вывод: считаю, что реализовать поставленную цель удалось с помощью задач
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
- Формирование навыка работы в сотрудничестве.
- Развитие речевых умений (вести рассуждение, аргументировать собственную точку зрения) учащихся и их мышления, расширение кругозора.
- Воспитание желания быть настоящим другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Закон обо мне и о тебе"
Классный час посвящен закону Краснодарского края 1539...
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"
Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми" Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Нравственный классный час в 7 классе Методическая разработка конспекта классного часа для 7 Г класса на тему « Мои жизненные ценности».Подготовила Степанова Алина Александровна
Нравственный классный час в 7 классеМетодическая разработка конспекта классного часа для 7 классса...
Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов
Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...
Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")
Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....