конспект классного часа
презентация к уроку (5 класс) по теме

Овчинникова Маргарита Николаевна

Представлен конспект классного часа "Если друг оказался вдруг...", проведённого в 5 классе. Цель занятия: помочь пятиклассникам осмыслить понятие "друг", "дружба".

 Классный час проведён в форме мастерской ценностных ориентаций. Здесь выложена презентация, в которой пошагово отражены все этапы мастерской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «Если друг оказался вдруг…»

ЦЕЛЬ: помочь учащимся осмыслить понятие «друг», «дружба».

ЗАДАЧИ:  

  1.     Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
  2. Формирование навыка работы в сотрудничестве.
  3. Развитие речевых умений (вести рассуждение, аргументировать собственную точку зрения)  учащихся и их мышления, расширение кругозора.
  4. Воспитание желания быть настоящим другом.

ФОРМА: мастерская ценностных ориентаций.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, слайды которой соответствуют этапам            мастерской,  песня В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…», песенка про дружбу «Дружба – это не работа», листы бумаги, клей, лепестки цветов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: деление на группы.

Классный руководитель: Овчинникова М.Н.

КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА.

    1. Организационный момент: (звучит музыка: «Дружба – это не работа…» слайд 1)

Ученики: ребята заходят в класс, садятся сразу по группам.

Учитель: 

Ребята! Давайте сейчас возьмёмся за руки,  посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся, улыбнёмся гостям.

  1. Индуктор:

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной:

"Ты дружи со мной одной!"

Есть разряд у Ильиной

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной-

Стану знаменитой.

Все пятѐрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: "Дружи со мной!

Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать -

Дашь контрольную списать".

А девчонка на дыбы,

Говорит: "Молчала бы!"

Не вставать же на колени

Уговаривать подруг,

Напишу я объявление:

"Срочно требуется друг!

Учитель: я прочитала вам стихотворение известной детской поэтессы А.Барто.(слайд 2)

Вопросы: 1) какое ему  название вы  бы дали ?

                 2) о чём сегодня на классном часе будем говорить, какой вопрос рассматривать? - Формулировка темы занятия:

Ученики: мы сегодня будем говорить о дружбе, о том, кто такой настоящий друг.

Учитель: Да, о друге и о том, а «если друг оказался вдруг…»(слайд 3)

  1. Самоконструкция:

         3) почему же с девочкой, героиней стихотворения, никто не хотел дружить?

Ученики: С девочкой никто не хотел дружить, потому что она искала выгоду.

Учитель: человеческое качество, основанное на поиске выгоды, называется корыстью. Значит наша героиня -  корыстный человек.  А если мы говорим о настоящем друге, то каким он должен быть?

Ученики: бескорыстным. (слайд 4)

  1. Деконструкция (противоречие):

Агния Барто писала для детей. Это стихотворение она назвала «Требуется друг». Но ведь друзей хочется иметь не только детям, но и взрослым. Вот как об этом в своей песне говорит В.Высоцкий.

Звучит отрывок из песни В. Высоцкого  «Если друг оказался вдруг…»(слайд 5, 6)

Что же делать, если друг оказался вовсе не другом?

Учитель читает  рассказ о двух друзьях, Володе и Серёге: 

               

  1. Социоконструкция (групповая работа):

А сейчас, работая в группах, придумайте продолжение рассказа. Как же дальше развивались отношения между Володей и его другом Серёгой? Ваш ответ должен состоять не больше, чем из 4-5 предложений. Перед тем как начать работу, обращаю ваше внимание на правила общения в группе, которые мы с вами выработали на прошлом занятии. Не забывайте о них.

Работают в группах в течение 5 минут.

  1. Социализация:

Учитель: снова озвучивает вопрос и предлагает детям из каждой группы высказаться.

 Ученики: зачитывают свои варианты.

Учитель: зачитывает продолжение рассказа и задаёт вопрос ребятам:      1) Оцените поступок Володи и Серёги .

           2) Почему дружба между мальчиками прекратилась?

                 

Ученики: Володя думал в данной ситуации о себе, поэтому поступил нехорошо, не предупредил Серёгу. Этим самым обидел друга и потерял его доверие. А Серёга ждал Володю до конца, был ответственен: ведь друзья договорились встретиться у кинотеатра в определённое время. Он сдержал слово. (слайд 7)

А приходилось ли вам подводить друга? Подумайте, можете не отвечать.

  1. Физминутка: движение под мелодию «Танец маленьких утят»

                                  (слайд 8)

  1.  Афиширование  (Рефлексия):

Учитель:  Что же нужно сделать, чтобы не потерять доверие друга, не ранить его сердце обидным словом или действием? А чего делать нельзя? Давайте сейчас, размышляя над этими вопросами,  попытаемся выработать основные правила дружбы. Для этого из конвертов достаньте лепестки со словами. Выберите из них именно те,  которые помогут нам в составлении правил дружбы. (слайд9)

Продолжается групповая работа. 5-7 минут под спокойную музыку (создают цветы для лужайки дружбы).(слайд10,11)

 Ученики: демонстрация продуктов своей деятельности (прикрепление цветов на доску). Озвучивают правила.

  1. Разрыв:

Учитель: вопрос о взаимоотношении друзей, об отношении людей друг к другу  всегда волновал людей. Над ним задумывались не только поэты и писатели, но и размышляли в глубокой древности. Посмотрим притчу.

Демонстрация сюжета по притче  «Гвозди».

Учитель: 1)ребята, как эта притча связана с темой нашего классного часа?

                2) о чём заставляет задуматься?

                  Ответы детей.

                 3) ребята, как вы думаете, стоит нам продолжать разговор об этом дальше?

(Слайд 12)

Рассказ о двух друзьях.

Мы с моим лучшим другом решили сходить в кино. Договорились встретиться возле кинотеатра в шесть часов, но, придя домой, я вспомнил, что тренер назначил мне на семь часов индивидуальный заплыв. «Фильм я посмотрю потом, а соревнования уже на носу!»- подумал я. Позвонил другу – у него телефон отключён. «Ничего, подождёт немного и один пойдёт!» - решил я и спокойно пошёл на тренировку.

На следующий день Серёга в школу не пришёл.

 

(ПАУЗА.  ДЕТИ  ПРОДОЛЖАЮТ  РАССКАЗ).

Я зашёл к нему домой – он лежал с температурой. Оказалось, он прождал меня возле кинотеатра весь сеанс и промёрз до костей. Позвонить мне и предупредить, что уходит, он не мог: в телефоне разрядилась батарейка. Поэтому он и ждал до последнего.

Это было прошлой зимой. Я извинился тогда, мы даже не поссорились. Он сказал, что не сердится. Но я чувствую, что с тех пор он не доверяет мне так, как раньше, а случая вернуть его доверия пока не представилось.

За это время  я познакомился с многими отличными ребятами на соревнованиях, в летнем лагере, но такого друга, как Серёга, я не нашёл и уверен, что найти не смогу. Я часто представлял, как я прибегаю к шести к кинотеатру, чтобы предупредить друга, а потом с лёгким сердцем иду на тренировку, но сделанного назад не воротишь.

И всё же я надеюсь, что моё сожаление о своём поступке поможет мне вернуть прежнюю дружбу, и уж теперь я буду её беречь!

АНАЛИЗ КЛАССНОГО ЧАСА.

  1. Общая характеристика класса.

В 5 «В» классе работаю первый год как классный руководитель и как учитель-предметник, поэтому имею возможность наблюдать за ребятами на уроке и после занятий. Проанализировав урочную и внеурочную деятельность класса, пришла к выводу, что дети не научены слушать и слышать ни учителя, ни друг друга, не умеют сотрудничать в группах; часто ссорятся, обзывают друг друга; обычные игры на перемене могут перерасти в серьёзные конфликты. Поэтому мною был запланирован ряд классных часов, посвящённых дружбе, умению общаться друг с другом и с окружающими людьми. Первый классный час показал, что у детей не сформировано понятие дружбы. Работа проводилась в группах, созданных мною. Сотрудничества не получилось: дети обладают размытыми представлениями о правилах общения. Именно этому был посвящён второй классный час. В совместной работе (в группы дети объединились сами) постарались выработать основные правила взаимодействия в группах. Таким образом, пытаюсь решить сложившуюся в классе проблему, пошагово, постепенно.

  1. Цель данного классного часа: помочь учащимся осмыслить понятие «друг», «дружба».
  2. Технология: мастерская ценностных ориентаций. Почему? Во-первых, эта технология помогает сформировать навык сотрудничества, уважительного отношения друг к другу. Во-вторых, воздействие на эмоциональную сферу  участников мастерской. В моём классе детям это и нужно: что-то яркое, запоминающееся. Участвовать в диалоге, размышлять, рассуждать, высказывать свои мысли, т.е. заниматься  одним  видом деятельности, ребятам ещё тяжело, поэтому такие технологии, как этическая беседа, час общения, реализовать  не получилось бы. В-третьих, мастерская предполагает «открытый финал», что заставляет ребят покинуть занятие, задумавшись над определённым вопросом. Таким технологическим этапом является  «разрыв». В моём классном часе – это сюжет по притче «Гвозди». Просмотрев его, мы с  детьми делаем следующий шаг: будем уже учиться взаимодействовать не только между собой, с предполагаемым другом, но и в классе. Ведь в этом маленьком социуме не все по отношению друг к другу друзья. Этой притчей я закончила классный час, а следующий – начну. Это некий мостик, связывающий мои классные часы.
  3. Анализ этапов работы:

Индуктор: «включение» области чувств, стремлюсь создать личное отношение к предмету обсуждения. Формулируют тему занятия.

Самоконструкция: индивидуальное создание решения. Прирастить новое понятие: бескорыстие.

Деконструкция: противоречие: что делать, если друг оказался вовсе не другом? Также расширение кругозора учащихся (информация о В.Высоцком).

Социоконструкция: (групповая работа): продолжение рассказа о двух друзьях Приращение нового знания: доверие, ответственность. Формулирование правил, лежащих в основе дружбы – творческий коллективный продукт: цветы дружбы.

Афиширование: представление своего продукта.

Разрыв: расширение кругозора – вопрос о дружбе – вечный; сюжет притчи «Гвозди» - расширение обсуждаемого вопроса: общаемся не только с друзьями, но и взаимодействуем с другими людьми. Как это делать? – тема будущего разговора.

  1. Вывод: считаю, что реализовать поставленную цель удалось с помощью задач
  1. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
  2. Формирование навыка работы в сотрудничестве.
  3. Развитие речевых умений (вести рассуждение, аргументировать собственную точку зрения)  учащихся и их мышления, расширение кругозора.
  4. Воспитание желания быть настоящим другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Закон обо мне и о тебе"

Классный час посвящен закону Краснодарского края 1539...

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов

Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...

Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")

Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....