Воспитательная система классного воспитателя 7 «А» класса ГОУ Гимназии № 1562 им. А. Боровика
методическая разработка (7 класс) по теме

Бородина Людмила Дмитриевна

«Воспитание детей рискованное дело,

ибо в случае удачи последнего приобретается ценою большого труда и заботы,

в случае же неудачи – горе несравнимое ни с каким другим».

Демократ.

Сначала девяностых годов слово «воспитание» стало вытесняться из педагогического словаря. Весомым стало слово «развитие». Однако в последнее время понятие «воспитание» постепенно начинает реабилитироваться в педагогической практике, для которой стало ясным осознание однобокости системы образования, в которой образование есть, а воспитания нет и которая плодит, отпрысков с интеллектом без всяких ценностных ориентиров. Во всяком случае, нынешняя ситуация характеризуется возрастающим вниманием к методам и средствам воспитания, многие из которых оказались потерянными и забытыми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная система

классного воспитателя 7 «А» класса

ГОУ Гимназии № 1562 им. А. Боровика

Бородиной Людмилы Дмитриевны.

 «Воспитание детей рискованное дело, ибо в случае удачи последнего приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимое ни с каким другим».

Демократ.

Сначала девяностых годов слово «воспитание» стало вытесняться из педагогического словаря. Весомым стало слово «развитие». Однако в последнее время понятие «воспитание» постепенно начинает реабилитироваться в педагогической практике, для которой стало ясным осознание однобокости системы образования, в которой образование есть, а воспитания нет и которая плодит, отпрысков с интеллектом без всяких ценностных ориентиров. Во всяком случае, нынешняя ситуация характеризуется возрастающим вниманием к методам и средствам воспитания, многие из которых оказались потерянными и забытыми. Каким должно быть воспитание в современной школе. Чтобы оканчивая, ее молодой человек. Мог обладать профессией и был способен обучиться другой, если этого потребуют жизненные обстоятельства, чтобы он мог без психологических и моральных потерь адаптироваться в социуме, чтобы был готов к рискам, проявляя инициативу. К такому результату нужно прийти к окончанию гимназии. А какими тропками идти в начале пути, как создать классный коллектив из детей приходящих из разных школ, не имея возможности поговорить с их учителями, как организовать родителей, чтобы стали союзниками и помощниками? С чего начать? На какой теоретический фундамент опереться? Перелистав множество страниц, посвященных вопросам воспитания, останавливаюсь на идее моделирования воспитательной системы моего 5 класса, за основу принимая парадигму гуманистического, личностно - ориентированного подхода в воспитании. Прежде всего, определяю, что такое воспитательная система. Выяснять помогают труды создателей теории воспитательных систем И.П. Иванова, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского и Н.Л. Селивановой. В моей системе выделено пять основных компонентов:

  • индивидуально-групповой;
  • ценностно-ориентационный;
  • функционально-деятельностный;
  • пространственно-временной;
  • диагностико-аналитический.

Структура воспитательной системы класса:

Естественно содержание работы будет и должно меняться в соответствии с ростом ребят, их психолого-физиологическими особенностями, но эти пять компонентов будут незыблемыми для достижения поставленных целей воспитательной работы, близких, средних, и дальних. Близкая цель (5-6) классы: «Познай себя, чтобы познать других». Средняя (7-8) классы: «Я человек, но какой?». Далекая (9-11) классы: «Я и мое будущее».

В работе с ребятами в 5-6 классах я опиралась, прежде всего, на их психолого-физиологические возрастные особенности. Учитывала, что возможности ребят ограничены подготовкой организма к большим внутренним переменам. Всплески их активности перемежались с временной пассивностью. Мальчики и девочки находились на разных физиологических уровнях развития. Новизна моего подхода (психолого-физиологического) к моделированию воспитательной системы в классе обусловлена, вероятно, моей специальностью. Я – биолог, знаю законы развития растительного и животного мира, условия успешного прорастания семян. А мои ученики, их внутренний мир - это почва, в которую я бросаю семена доброго и вечного. При терпеливом постоянном уходе они обязательно дадут всходы.

Воспитательная система класса была определена как гуманистическая. Она обрела свое имя – «Гармония». В результате работы над созданием классных традиций, правил жизни в коллективе родились наше имя, песня, девиз.

Мы УЖАС!

У – умные;

Ж – жизнерадостные;

А – активные;

С – смелые, сильные, самостоятельные!

Наш девиз: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!»

Правила жизни в нашем коллективе:

  1. «Я – дело!»

Взялся за дело – доделай его до конца.

Ни одного дня без доброго дела.

  1. «Я – зеркало».

Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Что посеешь, то и пожнешь.

  1. «Я - друг».

Нас классная семья недаром породила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила.

  1. «Я - энциклопедия».

Стремись объять необъятное.

Знания лучше всякого богатства.

  1. «Я - здоровье».

Здоровому все здорово.

Выбери любимый вид спорта и занимайся на здоровье.

  1. «Я - гражданин».

Настоящий человек и сын Отечества – это одно и то же.

Родина – не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать.

Наша песня.

Говорят мы просто ужас,

Как выносит нас земля

Пошалить, попрыгать в лужах

Это запросто друзья!

Припев

Ой, ля-ля, ой, ля-ля

Ужас это 5 «А»

На уроках отвечаем

Мы частенько не в впопад

И голы мы пропускаем

И деремся за девчат

Припев.

Ой, ля-ля, ой, ля-ля

Ужас это 5 «А»

Мы сегодня вот такие

Мы ужасны и дерзки,

Но пройдут года лихие

Будем мы выпускники

Припев.

Вот тогда, лишь тогда

Станет милым 5 «А»

И уж это навсегда!

Созданию традиций, законов жизни в 5-6 классах уделялось большое значение. Считаю, что традиция – это раз и навсегда найденная форма воспитания, несущая в себе организующий потенциал. Кроме того, традиция – это лицо формирующегося коллектива. Добрые традиции обеспечивают уверенность и защищенность каждому члену коллектива, создают имидж класса, и каждого ребенка воспринимают через призму данного имиджа. Кто-то из мудрых отметил, что нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если будут жить ее традиции. О школе можно сказать то же самое. Традиции помогли сформировать ощущение защищенности ребят моего класса, их уверенности в моей заинтересованности в их успехах и личностном росте. Вот несколько наших традиций.

  1. Это традиция, когда в начале учебного года ребята класса пишут сочинения на тему «Моя школа в моей жизни», а в конце учебного года – «Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь».
  2. Традиция, когда мы вместе вырабатываем нравственные законы жизни коллектива и пытаемся ежедневно руководствоваться ими в жизни.
  3. Традиция «Праздника добрых пожеланий», который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам гимназии.
  4. Традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям:
  • самое большее количество пятерок за год;
  • человек, который прочитал больше всех книг в этом году;
  • человек рядом, с которым в этом году было хорошо всем.
  1. Это традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Им может быть и учитель, и ученик.

Анализ проделанной работы в 5-6 классах доказал эффективность методов и приемов формирования классного коллектива. Ребята самостоятельно могут дежурить в столовой, убрать территорию гимназии, разбиться на команды, выпустить газету, выбрать тему для проекта и собрать материал, начать разговор о проступке товарища, написать сценарий для выступления на празднике.

Эммануил Кант когда-то сказал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Если эти занятия так трудны порознь, то можно представить, как вдвойне трудно их соединение. А классному воспитателю приходится ежедневно заниматься этим. Я в своей воспитательной системе спрогнозировала период, когда для ребят их межличностные отношения станут самым главным. И этот период падает на 7-8 классы, период гормонального взрыва у мальчиков и пика пубертата у девочек. Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. Происходящие глубинные физиологические процессы нередко нарушают работу адаптационных механизмов центральной нервной системы. Ребята станут более эмоциональными, импульсивными, обидчивыми и временно менее выносливыми. Их произвольное внимание снижается, ухудшается умственная работоспособность. С этими особенностями нельзя не считаться, но необходимо осознавать, что они преходящи, чтобы психологически поддерживать ребят и консультировать родителей. Поэтому основным аспектом воспитательной системы в 7-8 классах является: «Я человек, но какой?».

Исходя из вышесказанного, учебный год начался с диагностико - аналитического компонента. Было необходимо узнать, как изменились ребята за лето, как относятся к себе, другим, каков разрыв между «Я» - реальным и «Я» - идеальным, что будут культивировать в себе, чего требовать от других. Выяснилось, что 15 из 30 человек осознают свою самоценность, но не знают, что с нею делать, а другие 15 еще только на подходе к этому, из теста «Круг» стало известно, что 18 человек хотели бы стать жесткими и властными. Отсюда системообразующим компонентом является: «Я человек, но какой?».

Гармония предполагает создание условий для личностного развития, успехов в учебной деятельности, духовном и физическом здоровье школьника. Именно таким путем можно создать для каждого:

  • ситуацию развития,
  • ситуацию успеха,
  • особую среду общения и отношений,
  • общее поле совместной деятельности.

Главной моей задачей становится педагогическое сопровождение и поддержка ребенка, максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие талантов и создание условий для его нормального духовного, интеллектуального и физического самосовершенствования.

В реализации задач помогают следующие принципы воспитания:

  1. Самоактуализация.

Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

  1. Индивидуальности.

Каждый член нашего коллектива должен стать самим собой, обрести свой образ.

  1. Субъективности.

Помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и гимназии, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

  1. Выбора.

Учащиеся должны жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора, обладать субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и гимназии.

  1. Творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность (КТД) позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует к самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

  1. Доверия и поддержки.

Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

А от сюда вытекают и направления в воспитании.

  • Познай себя, чтобы познать других!. 5-6 классы.
  • Я человек, но какой? 7-8 классы
  • Я и мое будущее. 9-11классы.

Системообразующим видом деятельности является совместная и индивидуальная творческая разработка и реализация классного проекта в системе общегимназического проекта, где проявляются творческие способности учащихся. Работа над реализацией проекта предполагает:

  1. Формирование определенных личностных качеств:
  • умение самостоятельно находить варианты решения поставленной задачи;
  • применять на практике знания и умения из разных образовательных областей;
  • прогнозировать и анализировать результаты;
  • доводить работу до конца.
  1. Расширение знаний по учебным предметам.
  2. Овладение интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
  3. Формирование сознания необходимости постоянного самообучения.

Так, в 5 классе мы защищали проект «Литературные герои вокруг нас». Детьми был выбран единогласно - Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер». В 6 классе общегимназическим проектом года был «Фестиваль искусств» наш классный проект - «Музыка». В этом году общегимназический проект «Историческая летопись. Взгляд из 21 века». Детьми выбрана тема партизанского движения в ВОВ. Защита общегимназического проекта проходит ежегодно в выездном детском оздоровительном лагере ДОЛ. Первая часть проекта  реферативная, главные исторические моменты, личность в истории. Вторая часть творческая, сценическая постановка, миниспектакль. Третья часть исследовательская работа.

В пятом классе каждый из ребят выбрал для себя проект, тот который он хотел. Готовили проект в произвольной форме, собирали материал, рисунки. К проекту подключились родители. Каждому было предложено выступить перед учащимися по желанию. Больше всего было проектов на космические темы. Ученицу нашего класса Номан Комиллу заинтересовали тяжелые школьные портфели, мы взвесили их - рекорд восемь килограммов. Для решения проблемы физической перегрузки было сделано следующее:

  • создан второй комплект учебников в классе;
  • дополнительные крючки в раздевалке для спортивной формы.

В 6 классе учащиеся взяли предметные проекты. Выступали с проектами в гимназии и на конкурсе школьных проектов в округе. Многие заняли призовые места.

Организующую роль в воспитательной системе класса играет самоуправление.

Оно направлено на создание благоприятных условий для развития организаторских способностей проблемы социализации ребят.

Принципы самоуправления:

  • обдумай и оцени задание;
  • определи этапы и сроки выполнения;
  • отвергая, предлагай;
  • сделав, анализируй;
  • помни: вместе мы – сила.

Структура самоуправления 5 А класса.

Все идеи, творческие проекты рождались в процессе КТД, которая проходила, как правило, в учебном кабинете биологии. Это уютный, чистый, светлый кабинет можно назвать основным «местом жительства» классного коллектива. Здесь ученики 7А чувствуют себя хозяевами. Сейчас мы создаем в классе музей цветов. У нас нет чужих цветов. Все цветы имеют своего хозяина. В дальнейшем мы будем проводить здесь экскурсии, и рассказывать самые интересные истории о цветах, о целебных свойствах комнатных растений.

Воспитательная система класса максимально открыта. Мы дружим с 7Б, 9А. Вместе мы проводим вечера отдыха, спортивные мероприятия, экскурсионные поездки. Недавно вернулись из Тулы, где были целых два дня в увлекательном путешествии. Дети посещают различные кружки и клубы из ближайшего социума: фольклорный кружок, клуб «Альпинист», бейсбол, шахматы, бальные танцы, музыкальную школу. С каждым годом воспитательное пространство класса расширяется и растет число друзей.

Движению к цели «Познавая себя, познаю других» сопутствует тематика классных часов.

Возрастные задачи:

  1. Осознание чувства взрослости.
  2. Осознание себя как личности, открытие собственного «Я», овладение наиболее простыми способами самооценки и самоанализа.
  3. Проявление интереса к другому человеку как к личности, развитие навыков сотрудничество со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно сравнивать свои результаты.

Познай себя, чтобы познать других!

  • Знакомство с собой.
  • Образ вашего «Я».
  • Я и окружающие
  • Вы – личность.
  • Оценивание себя.
  • Сходство и различие наших «Я».
  • Как вы воспринимаете окружающий мир.
  • Мир эмоций.
  • Воля. Самостоятельность
  • Настоящий друг?
  • «Я» в общении.
  • Заведите друга – дневник.

«Я человек, но какой?» (7-8 классы).

Возрастные задачи:

  1. Осознание чувства взрослости, проявление повышенной активности, стремление войти в контакт с возможно большим числом сверстников.
  2. Осознание себя как личности, открытие собственного «Я», овладение способами самооценки, самоанализа.
  3. Осознание себя как достойного представителя определенного пола.

«Я человек, но какой?»

  • Человек – это…
  • Существо мыслящее – это…
  • Удивительное, загадочное, непознанное…
  • Каждый  индивидуальность.
  • С чего начинается личность?
  • Как себя воспитать?
  • Как жить по своей программе?

Без постоянного анализа эффективности воспитательного процесса в классе не обойтись.

Важной составной частью диагностической работы классного руководителя является исследование эффективности процесса воспитания учащихся. В ходе диагностики выявляются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие учащихся.

Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса явились сформированность коллектива класса, удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классном сообществе, оценивание результативности работы по созданию в классе благоприятного нравственно-психологического климата. В соответствии с критериальным аппаратом подбирались диагностические методики:

  • социометрия;
  • методика неоконченных предложений;
  • методика «Мы коллектив?»
  • методика «Лесенка».
  • ассоциативный тест «Поймем друг друга»;
  • методика «Круг».

Воспитательная система, основанная на пяти главных компонентах и имеющая гуманистическую направленность, дает классному руководителю свободу содержательного наполнения работы, исходя из психолого-физиологического подхода к воспитанию.

Литература

  1. БарышниковС.В.Трудный выбор классного руководителя.–СПб.,2003.
  2. БеспалькоВ.П.Слагаемые педагогической технологии.–М.,1989.
  3. БухваловВ.А.Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.:Центр «Педагогический поиск»,2000.
  4. ВороновВ.Как составить план работы//Воспитаниешкольника1999№4.
  5. Воспитательная система класса: теория и практика. Под ред. Е.Н.Степанова.Псков2005.
  6. ГликманИ.З.Теория и методика воспитания,М.:Владос–Пресс,2002.
  7. ГуткинаЛ.ДНастольная книга классного руководителя//М.Центр«Педагогическийпоиск»,2001.
  8. Караковский В.А.,Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!–М.,1996.
  9. Классному руководителю о самоуправлении в классе/Авт.сост.М.А.Александрова,Е.И.Барановаидр.-М.,2005
  10. ЛизинскийВ.М.Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. М.: Центр «Педагогический поиск»,2002.
  11. МакаренкоА.С.Овоспитании.М.,1988.
  12. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие./Подред.Е.Н.Степанова.М.,2000.
  13. Селиванова Н.Л. Класс в воспитательной системе школы. Заместитель директора школы по воспитательной работе.–2005,№5.
  14. СтепановЕ.Н. Планирование воспитательной работы в классе.М.:2002.
  15. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Теория, методика, технология.-М.,1999.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Каким должно быть воспитание в современной школе?

Слайд 3

УЖАСтики У - умные Ж А С - жизнерадостные - активные - смелые, сильные, самостоятельные С чего начать?

Слайд 4

Мой подход к управлению воспитания АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ - речь идет о синтезе знаний о человеке с целью использования их в интересах обучения и воспитания. Высшей целью и ценностью воспитания для меня является мой ученик и его бытие в мире. Все остальное располагается на более низких этажах ценностной иерархии . Воспитательная система была определена как ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ.

Слайд 5

Главной задачей становится педагогическое сопровождение и поддержка ребенка, максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие талантов и создание условий для его нормального духовного и интеллектуального и физического самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...

Воспитательная система классного коллектива.

Я расту-и я творческая личность....

Программа создания воспитательной системы классного руководителя Венковой С.И. Классный руководитель и моделирование нравственной атмосферы в семье!

Характер и нравственное  поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение....

Воспитательная система классного руководителя

Воспитательная система классного руководителя "Наше будущее в наших руках"...

«МОЙ КЛАСС - МОИ ДЕТИ!» Воспитательная система классного руководителя

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определила  приоритетную  задачу Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и ...