Воспитательная система классного воспитателя 7 «А» класса ГОУ Гимназии № 1562 им. А. Боровика
методическая разработка (7 класс) по теме
«Воспитание детей рискованное дело,
ибо в случае удачи последнего приобретается ценою большого труда и заботы,
в случае же неудачи – горе несравнимое ни с каким другим».
Демократ.
Сначала девяностых годов слово «воспитание» стало вытесняться из педагогического словаря. Весомым стало слово «развитие». Однако в последнее время понятие «воспитание» постепенно начинает реабилитироваться в педагогической практике, для которой стало ясным осознание однобокости системы образования, в которой образование есть, а воспитания нет и которая плодит, отпрысков с интеллектом без всяких ценностных ориентиров. Во всяком случае, нынешняя ситуация характеризуется возрастающим вниманием к методам и средствам воспитания, многие из которых оказались потерянными и забытыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательная система
классного воспитателя 7 «А» класса
ГОУ Гимназии № 1562 им. А. Боровика
Бородиной Людмилы Дмитриевны.
«Воспитание детей рискованное дело, ибо в случае удачи последнего приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимое ни с каким другим».
Демократ.
Сначала девяностых годов слово «воспитание» стало вытесняться из педагогического словаря. Весомым стало слово «развитие». Однако в последнее время понятие «воспитание» постепенно начинает реабилитироваться в педагогической практике, для которой стало ясным осознание однобокости системы образования, в которой образование есть, а воспитания нет и которая плодит, отпрысков с интеллектом без всяких ценностных ориентиров. Во всяком случае, нынешняя ситуация характеризуется возрастающим вниманием к методам и средствам воспитания, многие из которых оказались потерянными и забытыми. Каким должно быть воспитание в современной школе. Чтобы оканчивая, ее молодой человек. Мог обладать профессией и был способен обучиться другой, если этого потребуют жизненные обстоятельства, чтобы он мог без психологических и моральных потерь адаптироваться в социуме, чтобы был готов к рискам, проявляя инициативу. К такому результату нужно прийти к окончанию гимназии. А какими тропками идти в начале пути, как создать классный коллектив из детей приходящих из разных школ, не имея возможности поговорить с их учителями, как организовать родителей, чтобы стали союзниками и помощниками? С чего начать? На какой теоретический фундамент опереться? Перелистав множество страниц, посвященных вопросам воспитания, останавливаюсь на идее моделирования воспитательной системы моего 5 класса, за основу принимая парадигму гуманистического, личностно - ориентированного подхода в воспитании. Прежде всего, определяю, что такое воспитательная система. Выяснять помогают труды создателей теории воспитательных систем И.П. Иванова, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского и Н.Л. Селивановой. В моей системе выделено пять основных компонентов:
- индивидуально-групповой;
- ценностно-ориентационный;
- функционально-деятельностный;
- пространственно-временной;
- диагностико-аналитический.
Структура воспитательной системы класса:
Естественно содержание работы будет и должно меняться в соответствии с ростом ребят, их психолого-физиологическими особенностями, но эти пять компонентов будут незыблемыми для достижения поставленных целей воспитательной работы, близких, средних, и дальних. Близкая цель (5-6) классы: «Познай себя, чтобы познать других». Средняя (7-8) классы: «Я человек, но какой?». Далекая (9-11) классы: «Я и мое будущее».
В работе с ребятами в 5-6 классах я опиралась, прежде всего, на их психолого-физиологические возрастные особенности. Учитывала, что возможности ребят ограничены подготовкой организма к большим внутренним переменам. Всплески их активности перемежались с временной пассивностью. Мальчики и девочки находились на разных физиологических уровнях развития. Новизна моего подхода (психолого-физиологического) к моделированию воспитательной системы в классе обусловлена, вероятно, моей специальностью. Я – биолог, знаю законы развития растительного и животного мира, условия успешного прорастания семян. А мои ученики, их внутренний мир - это почва, в которую я бросаю семена доброго и вечного. При терпеливом постоянном уходе они обязательно дадут всходы.
Воспитательная система класса была определена как гуманистическая. Она обрела свое имя – «Гармония». В результате работы над созданием классных традиций, правил жизни в коллективе родились наше имя, песня, девиз.
Мы УЖАС!
У – умные;
Ж – жизнерадостные;
А – активные;
С – смелые, сильные, самостоятельные!
Наш девиз: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!»
Правила жизни в нашем коллективе:
- «Я – дело!»
Взялся за дело – доделай его до конца.
Ни одного дня без доброго дела.
- «Я – зеркало».
Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Что посеешь, то и пожнешь.
- «Я - друг».
Нас классная семья недаром породила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила.
- «Я - энциклопедия».
Стремись объять необъятное.
Знания лучше всякого богатства.
- «Я - здоровье».
Здоровому все здорово.
Выбери любимый вид спорта и занимайся на здоровье.
- «Я - гражданин».
Настоящий человек и сын Отечества – это одно и то же.
Родина – не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать.
Наша песня.
Говорят мы просто ужас,
Как выносит нас земля
Пошалить, попрыгать в лужах
Это запросто друзья!
Припев
Ой, ля-ля, ой, ля-ля
Ужас это 5 «А»
На уроках отвечаем
Мы частенько не в впопад
И голы мы пропускаем
И деремся за девчат
Припев.
Ой, ля-ля, ой, ля-ля
Ужас это 5 «А»
Мы сегодня вот такие
Мы ужасны и дерзки,
Но пройдут года лихие
Будем мы выпускники
Припев.
Вот тогда, лишь тогда
Станет милым 5 «А»
И уж это навсегда!
Созданию традиций, законов жизни в 5-6 классах уделялось большое значение. Считаю, что традиция – это раз и навсегда найденная форма воспитания, несущая в себе организующий потенциал. Кроме того, традиция – это лицо формирующегося коллектива. Добрые традиции обеспечивают уверенность и защищенность каждому члену коллектива, создают имидж класса, и каждого ребенка воспринимают через призму данного имиджа. Кто-то из мудрых отметил, что нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если будут жить ее традиции. О школе можно сказать то же самое. Традиции помогли сформировать ощущение защищенности ребят моего класса, их уверенности в моей заинтересованности в их успехах и личностном росте. Вот несколько наших традиций.
- Это традиция, когда в начале учебного года ребята класса пишут сочинения на тему «Моя школа в моей жизни», а в конце учебного года – «Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь».
- Традиция, когда мы вместе вырабатываем нравственные законы жизни коллектива и пытаемся ежедневно руководствоваться ими в жизни.
- Традиция «Праздника добрых пожеланий», который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам гимназии.
- Традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям:
- самое большее количество пятерок за год;
- человек, который прочитал больше всех книг в этом году;
- человек рядом, с которым в этом году было хорошо всем.
- Это традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Им может быть и учитель, и ученик.
Анализ проделанной работы в 5-6 классах доказал эффективность методов и приемов формирования классного коллектива. Ребята самостоятельно могут дежурить в столовой, убрать территорию гимназии, разбиться на команды, выпустить газету, выбрать тему для проекта и собрать материал, начать разговор о проступке товарища, написать сценарий для выступления на празднике.
Эммануил Кант когда-то сказал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Если эти занятия так трудны порознь, то можно представить, как вдвойне трудно их соединение. А классному воспитателю приходится ежедневно заниматься этим. Я в своей воспитательной системе спрогнозировала период, когда для ребят их межличностные отношения станут самым главным. И этот период падает на 7-8 классы, период гормонального взрыва у мальчиков и пика пубертата у девочек. Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. Происходящие глубинные физиологические процессы нередко нарушают работу адаптационных механизмов центральной нервной системы. Ребята станут более эмоциональными, импульсивными, обидчивыми и временно менее выносливыми. Их произвольное внимание снижается, ухудшается умственная работоспособность. С этими особенностями нельзя не считаться, но необходимо осознавать, что они преходящи, чтобы психологически поддерживать ребят и консультировать родителей. Поэтому основным аспектом воспитательной системы в 7-8 классах является: «Я человек, но какой?».
Исходя из вышесказанного, учебный год начался с диагностико - аналитического компонента. Было необходимо узнать, как изменились ребята за лето, как относятся к себе, другим, каков разрыв между «Я» - реальным и «Я» - идеальным, что будут культивировать в себе, чего требовать от других. Выяснилось, что 15 из 30 человек осознают свою самоценность, но не знают, что с нею делать, а другие 15 еще только на подходе к этому, из теста «Круг» стало известно, что 18 человек хотели бы стать жесткими и властными. Отсюда системообразующим компонентом является: «Я человек, но какой?».
Гармония предполагает создание условий для личностного развития, успехов в учебной деятельности, духовном и физическом здоровье школьника. Именно таким путем можно создать для каждого:
- ситуацию развития,
- ситуацию успеха,
- особую среду общения и отношений,
- общее поле совместной деятельности.
Главной моей задачей становится педагогическое сопровождение и поддержка ребенка, максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие талантов и создание условий для его нормального духовного, интеллектуального и физического самосовершенствования.
В реализации задач помогают следующие принципы воспитания:
- Самоактуализация.
Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Индивидуальности.
Каждый член нашего коллектива должен стать самим собой, обрести свой образ.
- Субъективности.
Помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и гимназии, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
- Выбора.
Учащиеся должны жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора, обладать субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и гимназии.
- Творчества и успеха.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность (КТД) позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует к самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
- Доверия и поддержки.
Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
А от сюда вытекают и направления в воспитании.
- Познай себя, чтобы познать других!. 5-6 классы.
- Я человек, но какой? 7-8 классы
- Я и мое будущее. 9-11классы.
Системообразующим видом деятельности является совместная и индивидуальная творческая разработка и реализация классного проекта в системе общегимназического проекта, где проявляются творческие способности учащихся. Работа над реализацией проекта предполагает:
- Формирование определенных личностных качеств:
- умение самостоятельно находить варианты решения поставленной задачи;
- применять на практике знания и умения из разных образовательных областей;
- прогнозировать и анализировать результаты;
- доводить работу до конца.
- Расширение знаний по учебным предметам.
- Овладение интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
- Формирование сознания необходимости постоянного самообучения.
Так, в 5 классе мы защищали проект «Литературные герои вокруг нас». Детьми был выбран единогласно - Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер». В 6 классе общегимназическим проектом года был «Фестиваль искусств» наш классный проект - «Музыка». В этом году общегимназический проект «Историческая летопись. Взгляд из 21 века». Детьми выбрана тема партизанского движения в ВОВ. Защита общегимназического проекта проходит ежегодно в выездном детском оздоровительном лагере ДОЛ. Первая часть проекта реферативная, главные исторические моменты, личность в истории. Вторая часть творческая, сценическая постановка, миниспектакль. Третья часть исследовательская работа.
В пятом классе каждый из ребят выбрал для себя проект, тот который он хотел. Готовили проект в произвольной форме, собирали материал, рисунки. К проекту подключились родители. Каждому было предложено выступить перед учащимися по желанию. Больше всего было проектов на космические темы. Ученицу нашего класса Номан Комиллу заинтересовали тяжелые школьные портфели, мы взвесили их - рекорд восемь килограммов. Для решения проблемы физической перегрузки было сделано следующее:
- создан второй комплект учебников в классе;
- дополнительные крючки в раздевалке для спортивной формы.
В 6 классе учащиеся взяли предметные проекты. Выступали с проектами в гимназии и на конкурсе школьных проектов в округе. Многие заняли призовые места.
Организующую роль в воспитательной системе класса играет самоуправление.
Оно направлено на создание благоприятных условий для развития организаторских способностей проблемы социализации ребят.
Принципы самоуправления:
- обдумай и оцени задание;
- определи этапы и сроки выполнения;
- отвергая, предлагай;
- сделав, анализируй;
- помни: вместе мы – сила.
Структура самоуправления 5 А класса.
Все идеи, творческие проекты рождались в процессе КТД, которая проходила, как правило, в учебном кабинете биологии. Это уютный, чистый, светлый кабинет можно назвать основным «местом жительства» классного коллектива. Здесь ученики 7А чувствуют себя хозяевами. Сейчас мы создаем в классе музей цветов. У нас нет чужих цветов. Все цветы имеют своего хозяина. В дальнейшем мы будем проводить здесь экскурсии, и рассказывать самые интересные истории о цветах, о целебных свойствах комнатных растений.
Воспитательная система класса максимально открыта. Мы дружим с 7Б, 9А. Вместе мы проводим вечера отдыха, спортивные мероприятия, экскурсионные поездки. Недавно вернулись из Тулы, где были целых два дня в увлекательном путешествии. Дети посещают различные кружки и клубы из ближайшего социума: фольклорный кружок, клуб «Альпинист», бейсбол, шахматы, бальные танцы, музыкальную школу. С каждым годом воспитательное пространство класса расширяется и растет число друзей.
Движению к цели «Познавая себя, познаю других» сопутствует тематика классных часов.
Возрастные задачи:
- Осознание чувства взрослости.
- Осознание себя как личности, открытие собственного «Я», овладение наиболее простыми способами самооценки и самоанализа.
- Проявление интереса к другому человеку как к личности, развитие навыков сотрудничество со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно сравнивать свои результаты.
Познай себя, чтобы познать других!
- Знакомство с собой.
- Образ вашего «Я».
- Я и окружающие
- Вы – личность.
- Оценивание себя.
- Сходство и различие наших «Я».
- Как вы воспринимаете окружающий мир.
- Мир эмоций.
- Воля. Самостоятельность
- Настоящий друг?
- «Я» в общении.
- Заведите друга – дневник.
«Я человек, но какой?» (7-8 классы).
Возрастные задачи:
- Осознание чувства взрослости, проявление повышенной активности, стремление войти в контакт с возможно большим числом сверстников.
- Осознание себя как личности, открытие собственного «Я», овладение способами самооценки, самоанализа.
- Осознание себя как достойного представителя определенного пола.
«Я человек, но какой?»
- Человек – это…
- Существо мыслящее – это…
- Удивительное, загадочное, непознанное…
- Каждый индивидуальность.
- С чего начинается личность?
- Как себя воспитать?
- Как жить по своей программе?
Без постоянного анализа эффективности воспитательного процесса в классе не обойтись.
Важной составной частью диагностической работы классного руководителя является исследование эффективности процесса воспитания учащихся. В ходе диагностики выявляются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие учащихся.
Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса явились сформированность коллектива класса, удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классном сообществе, оценивание результативности работы по созданию в классе благоприятного нравственно-психологического климата. В соответствии с критериальным аппаратом подбирались диагностические методики:
- социометрия;
- методика неоконченных предложений;
- методика «Мы коллектив?»
- методика «Лесенка».
- ассоциативный тест «Поймем друг друга»;
- методика «Круг».
Воспитательная система, основанная на пяти главных компонентах и имеющая гуманистическую направленность, дает классному руководителю свободу содержательного наполнения работы, исходя из психолого-физиологического подхода к воспитанию.
Литература
- БарышниковС.В.Трудный выбор классного руководителя.–СПб.,2003.
- БеспалькоВ.П.Слагаемые педагогической технологии.–М.,1989.
- БухваловВ.А.Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.:Центр «Педагогический поиск»,2000.
- ВороновВ.Как составить план работы//Воспитаниешкольника1999№4.
- Воспитательная система класса: теория и практика. Под ред. Е.Н.Степанова.Псков2005.
- ГликманИ.З.Теория и методика воспитания,М.:Владос–Пресс,2002.
- ГуткинаЛ.ДНастольная книга классного руководителя//М.Центр«Педагогическийпоиск»,2001.
- Караковский В.А.,Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!–М.,1996.
- Классному руководителю о самоуправлении в классе/Авт.сост.М.А.Александрова,Е.И.Барановаидр.-М.,2005
- ЛизинскийВ.М.Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. М.: Центр «Педагогический поиск»,2002.
- МакаренкоА.С.Овоспитании.М.,1988.
- Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие./Подред.Е.Н.Степанова.М.,2000.
- Селиванова Н.Л. Класс в воспитательной системе школы. Заместитель директора школы по воспитательной работе.–2005,№5.
- СтепановЕ.Н. Планирование воспитательной работы в классе.М.:2002.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство. Теория, методика, технология.-М.,1999.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каким должно быть воспитание в современной школе?
УЖАСтики У - умные Ж А С - жизнерадостные - активные - смелые, сильные, самостоятельные С чего начать?
Мой подход к управлению воспитания АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ - речь идет о синтезе знаний о человеке с целью использования их в интересах обучения и воспитания. Высшей целью и ценностью воспитания для меня является мой ученик и его бытие в мире. Все остальное располагается на более низких этажах ценностной иерархии . Воспитательная система была определена как ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ.
Главной задачей становится педагогическое сопровождение и поддержка ребенка, максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие талантов и создание условий для его нормального духовного и интеллектуального и физического самосовершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Воспитательная система классного коллектива.
Я расту-и я творческая личность....
Программа создания воспитательной системы классного руководителя Венковой С.И. Классный руководитель и моделирование нравственной атмосферы в семье!
Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение....
Воспитательная система классного руководителя
Воспитательная система классного руководителя "Наше будущее в наших руках"...
«МОЙ КЛАСС - МОИ ДЕТИ!» Воспитательная система классного руководителя
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определила приоритетную задачу Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и ...