Программа воспитания "Путь к успеху"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49»
Программа воспитания
«Путь к успеху»
10 класса
III ступень образования
Срок реализации: 2 года
Разработана Труфановой Т.В., классным руководителем 10 класса.
г. Печора, 2013 г.
Пояснительная записка
Успех - максимальное использование
возможностей, которые у вас есть.
Зиг Зиллар
Успех – это наука. Если у вас есть
условия, вы получите результат.
Оскар Уайлд
«Важнейшими качествами личности в XXI веке становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации», - сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми жизненными трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть
успешным.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации способностей обучающихся.
Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение обучающихся в различные социальные общности (класс, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать обучающихся за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый выпускник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Юность - пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом мире, в жизни. А насколько успешной будет эта жизнь, в первую очередь, зависит от самого человека. Насколько подготовленным шагнет во «взрослую жизнь» молодой человек; собрать необходимый «багаж» должны помочь родители, школа, педагог. А. С. Макаренко заметил: «Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Л.С.Выгодский отмечал существование кризиса юности, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. Кризис юности описывается как своеобразный некий переход на иную, качественно новую ступень развития личности, переход в самостоятельную жизнь, от стадии освоения в социуме к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою (а порой и чужую) жизнь. Д.Б.Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере. А выбор этой деятельности ему сделать бывает очень нелегко, и на этом отрезке времени жизнь ставит молодого человека в ситуацию выбора практически ежедневно. В юношеском возрасте имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей, поиск своего места в жизни. И главная задача классного руководителя, совместно со всеми субъектами воспитательного процесса, – помочь старшеклассникам выбрать правильный жизненный путь. Этим и объясняется название программы – «Путь к успеху».
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово классного руководителя, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, общественные организации. Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Поэтому задача школы (классного руководителя) – создать условия для дальнейшей успешной реализации возможностей обучающихся.
Одним из принципов организации воспитательной работы является личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.
Программа “Путь к успеху” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха.
Данная программа рассчитана на обучающихся 10 – 11 классов. Она разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, традиций школы. Содержанием Программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям:
- гражданско-патриотическая деятельность;
- духовно-нравственная деятельность;
- интеллектуально-познавательная деятельность:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- работа с семьей.
Программа определяет основные пути развития классного коллектива, позволяющие воспитать успешную личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию успешной личности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- развитие познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы, совершенствование ученического самоуправления;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, страны;
- создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;
Принципы воспитательной работы:
- Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
- Деятельностный принцип. Воспитывают не нравоучения, а организация жизни детей, ее «живые уроки», которые образуют личностный опыт каждого воспитанника.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания. Ребенок – главная ценность в системе отношений, безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Принцип толерантности – терпение и терпимость к каждому воспитаннику в достижении результативности педагогического воздействия.
- Принцип индивидуализации воспитания – дифференцированный подход в воспитании и обучении.
- Принцип диалогичности и открытости в общении с учащимися.
- Принцип взаимности – взаимного уважения, доверия, взаимной помощи и поддержки, совместной деятельности учащихся.
- Принцип воспитания успехом – каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития обучающихся 10 – 11 классов.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросы, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы, методическое объединение);
- через систему дополнительного образования;
- через систему традиционных дел МОУ «СОШ № 49»;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, педагог-психолог).
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- деятельностный метод;
- метод креативного мышления;
- коммуникативный метод;
- метод критического мышления.
Формы работы:
- классные часы, беседы, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, представления, выступления;
- дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции.
Направления работы:
- гражданско-патриотическая деятельность;
- духовно-нравственная деятельность;
- интеллектуально-познавательная деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- работа с семьёй.
Направление: гражданско-патриотическая деятельность
Цель работы – формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение обучающихся к изучению истории родного края;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование у обучающихся ответственного отношения к ним;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
- освоение соответствующих норм гражданского поведения;
- воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
- развитие навыков эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
- знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её традициями.
- патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины;
- формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
Направление: духовно-нравственная деятельность
Цель работы – помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у обучающихся осознание ценности человеческой жизни;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности.
Виды деятельности:
- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- знакомство обучающихся с примерами нравственной позиции других людей;
- формирование интереса обучающихся к самим себе, желания самосовершенствоваться;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания:
- моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
- этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
-нравственное просвещение в вопросах морали, этики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
-развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
-воспитание чувства личной ответственности за свои поступки;
-формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.
Направление: интеллектуально-познавательная деятельность
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- развитие познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, раскрытия их способностей;
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности:
- изучение результативности учебной деятельности обучающихся класса за каждое полугодие для организации коррекционной работы;
- сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого обучающегося;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся.
Содержание интеллектуального воспитания:
- развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
- формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
- развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей обучающихся;
- развитие сознания и самосознания обучающихся, их творческого потенциала;
- формирование профессионального мышления.
Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.
Направление: спортивно-оздоровительная деятельность
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации обучающимися их физического и психического здоровья.
Задачи:
-формирование здорового образа жизни;
- знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у обучающихся культуру сохранения собственного здоровья.
Виды деятельности:
- сотрудничество с медсестрой школы;
- сотрудничество с родителями обучающихся;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с обучающимися;
- формирование у обучающихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения своего здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
- просвещение обучающихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
- формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
- разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
- развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы;
- индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Направление: работа с семьёй
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию успешной личности.
Задачи:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, обучающихся и родителей;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
Виды деятельности:
- изучение семей обучающихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
- совместная творческая деятельность обучающихся и родителей;
- консультирование и решение проблем семейного воспитания детей;
- работа с социальным педагогом для решения проблем.
Прогнозируемый результат Программы «Путь к успеху»:
социально значимая личность, ориентированная на успех, которой свойственны патриотизм, развитое гражданское самосознание, толерантность, гуманистическое мировоззрение, ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности.
Модель выпускника средней школы
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который:
Познавательная деятельность
- освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для дальнейшего успешного обучения;
- овладел умением самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- умеет осуществлять самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- умеет организовывать и проводить учебно-исследовательскую, проектную деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
- овладел основами компьютерной грамотности, получил начальные навыки пользователя компьютерной тexникой;
- умеет производись поиск нужной информации в источниках различного типа, работать с ней;
- владеет основными видами публичных выступлений с соблюдением этических норм и правил ведения диалога;
- владеет культурой самовыражения с соблюдением норм этикета, способен устанавливать и поддерживать контакты в социуме.
Рефлексивная деятельность
- объективно оценивает свои учебные достижения, поведение и учитывает мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;
- владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности,
конструктивно принимает иные мнения и идеи.
Социальная деятельность
- знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей:
- умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;
- способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;
- осознает свою национальную, социальную принадлежность;
- ведет здоровый образ жизни.
Участники программы:
- обучающиеся;
- классный руководитель;
- учителя-предметники;
- родители;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- педагоги дополнительного образования.
Срок реализации программы: 2 года (2013-2015 г.г.)
Нормативно – правовая база.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция ООН о Правах ребенка
- Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49».
- Программа воспитательной системы школы.
- Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49».
- Локальные акты.
Список используемой литературы
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №6. М.,2007.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
Управление программой осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учеников, классного руководителя, родителей.
Ученическое самоуправление
Непосредственными участниками реализации программы, в первую очередь, являются сами учащиеся. Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ученика к участию в общественной жизни, повышению социальной активности старшеклассников.
Ученическое самоуправление
- стимулирует общественную активность школьника,
- развивает товарищеские взаимоотношения в коллективе,
- способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации.
Цель: формирование у учащихся готовности выполнять
социальные роли.
Задачи:
- создание условий для самовыражения и самореализации каждой
личности через предоставление выбора видов деятельности,
- развитие у учащихся инициативы, организаторских способностей,
- формирование активной гражданской позиции.
Ожидаемые результаты:
- выработка личной ответственности за собственное развитие,
- приобретение навыков общения в коллективе,
- самораскрытие и самореализация личности.
Содержание и механизм реализации:
Классное самоуправление складывается из распределения конкретных обязанностей между членами коллектива. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей, интересов каждого и представляются в виде отделов:
-организационный отдел,
- информационный отдел,
- отдел культуры,
- отдел спорта.
Высшим органом является Классное собрание, которое методом голосования выбирает мэра класса, его заместителей и руководителей отделов. В период между собраниями действует Совет класса, в состав которого входят 7 человек: актив класса (по одному представителю от каждого отдела, мэр класса и 2 заместителя мэра).
Мэр класса: Толстикова Евгения
- организатор дел в коллективе, направляет работу отделов,
- организует и проводит заседания Актива класса,
- сотрудничает с органами самоуправления школы (ДО «Вирус»).
Заместители мэра: Колесникова Регина
Ширков Александр
- помощники мэра класса,
- сотрудничают с классным руководителем,
- сотрудничают с органами самоуправления школы (ДО «Вирус»).
Организационный отдел: Курмашева Виктория (руководитель)
Фролова Юлия
Протасевич Кристина
Осташкова Карина
- организуют дежурство по классу и школе,
- информируют об изменениях в расписании,
- сотрудничают с органами самоуправления школы (ДО «Вирус»), привлекают одноклассников к участию в школьных делах.
Информационный отдел: Копильчак Екатерина (руководитель)
Егорова Виктория
Бердыев Артур
Хлопук Дмитрий
Улицкий Андрей
- выпуск классного уголка,
- поиск информации к мероприятиям,
- участие в школьных конкурсах стенгазет, плакатов.
Отдел культуры: Кондрашова Анна (руководитель)
Семенихина Дарья
Дуркин Алексей
Киткаева Екатерина
- организация конкурсов, праздничных мероприятий,
- участие в школьных мероприятиях.
Отдел спорта: Гаврилова Карина (руководитель)
Терентьева Анна
Арещенко Анна
Камушкина Виолетта
- организуют участие класса в школьных спортивных мероприятиях,
- пропагандируют здоровый образ жизни.
На пути достижения целевых ориентиров в классном коллективе устанавливаются принципы и правила, которые принято соблюдать.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
- Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
- Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
- Относиться к людским недостаткам терпимо.
- Хочешь иметь успех – стремись к нему.
- Добросовестно относиться к учёбе.
- Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
- Добросовестно относиться к своим поручениям.
- Не отказывать в помощи одноклассникам.
- Нужно жить содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
- Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Для оценки результативности Программы воспитания «Путь к успеху» определены следующие критерии и показатели ее эффективности:
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы. 2. Развитость познавательных интересов. | Анализ текущей и итоговой аттестации. Методика «Культурно-свободный тест на интеллект». Методика «Ценностное отношение к образованию» Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению |
2. Нравственная развитость | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность обучающихся | Диагностика уровня воспитанности. Опросник «Мои ценности» на основе опросника М. Рокича Педагогическое наблюдение. Диагностика социальной зрелости выпускников. |
3. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству | Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение |
4. Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2. Сформированность индивидуальности классного коллектива | Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности обучающихся своим коллективом. Диагностика уровня развития классного коллектива. Методика «Социометрия» |
5. Удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”. Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения |
Содержание Программы «Путь к успеху» в 10 классе
Сентябрь
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
1-7 | Кл.час «Трагедия Беслана» | Кл.час «Здоровые дети в здоровой семье» | |||
9-14 | Кл.час «Символы России» | Оформление слоганов по ПДД | Оформление уголка безопасности | Индиви- дуальная работа | |
16-21 | Деловая игра «Выборы» Выдвижение кандидатов в Президенты школы | Оформление классного уголка | Индиви- дуальная работа | ||
23-28 | Участие в выборах Президента школы | Опросник М. Рокича «Мои ценности» | Кл.час «Познай себя: типы восприятия» | Индиви- дуальная работа |
Октябрь
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
30-5 | Участие в акции «Твори добро» | Участие в Дне самоуправления | Подготовка ко Дню самоуправления | Индиви- дуальная работа | |
7-12 | Подготовка к юбилею города | Участие в выставке «Чудеса природы» Кл. час «Молодежные субкультуры» | Участие в школьных предметных олимпиадах | Индиви- дуальная работа | |
14-19 | Подготовка к юбилею города | Участие в школьных предметных олимпиадах | Участие в акции отказа от курения Кл. час «Курение –медленная смерть» | Родит. собрание «Особен- ности старшего подрост- кового возраста» | |
21-28 | Кл. час «День памяти жертв политических репрессий» | Участие в школьных предметных олимпиадах | Индиви- дуальная работа |
Ноябрь
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
5-9 | Участие в Неделе «Правовой компас» Кл. час «День народного единства» | Участие в Дне самоуправления | Индиви- дуальная работа | ||
11-16 | Участие в дискуссии «Что является правонарушением?» Кл. час «Можно ли быть свободным без ответственности? | Участие в проекте «Знакомьтесь, это мы!» | Участие в городских предметных олимпиадах | Участие в школьных соревнованиях | Индиви- дуальная работа |
18-23 | Подготовка к юбилею города | Кл. час «День матери» | Участие в городских предметных олимпиадах | Индиви- дуальная работа | |
25-30 | Кл. час «В мире профессий» Участие в выставке «Мир наших увлечений» | Участие в городских предметных олимпиадах | Индиви- дуальная работа |
Декабрь
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
2-7 | Участие в проекте «Урок доброты» Кл. час «Эра милосердия» | Методика «Социометрия» | Индиви- дуальная работа | ||
9-14 | Кл. час «20 лет Конституции РФ» | Участие в школьных соревнованиях | Индиви- дуальная работа | ||
16-21 | Подготовка к юбилею города | Кл.час «Путь к успеху» | Родит. собрание «Саморе- ализация личности в условиях современ. Образо- вания» | ||
23-28 | Подготовка к юбилею города» | Подготовка к Новогодним мероприятиям | Кл. час «Жизнь виртуальная и жизнь реальная» | Индиви- дуальная работа |
Январь
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
9-11 | Кл.час «Познай себя: типы темперамента» | Листок здоровья «Профилакти- ка гриппа» | Индиви- дуальная работа | ||
13-18 | Кл.час «Печора – город моего детства» | Индиви- дуальная работа | |||
20-25 | Кл.час «День студента» | Индиви- дуальная работа | |||
27-1 | Кл.час «Блокадной памяти страницы» | Индиви- дуальная работа |
Февраль
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
3-8 | Проведение диагностики «Мотивация учения» | Кл.час «Встречаем Олимпиаду!» | Индиви- дуальная работа | ||
10-15 | Кл.час «Ты в памяти моей, Афганистан» | Участие в школьных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества. Участие в городском спортивном празднике | Индиви- дуальная работа | ||
17-22 | Кл.час «России верные сыны» Встреча с представителями воинской части | Участие в конкурсе «А ну-ка, парни!» | Индиви- дуальная работа | ||
24-1 | Кл.час «Ставим условие: долой сквернословие | Участие в Неделе русского языка | Индиви- дуальная работа |
Март
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
3-7 | Участие в конкурсах, посвященных Дню 8 марта | Методика А.Н.Лутошкина «Определение степени удовлетворенности обучающихся своим коллективом» | Индиви- дуальная работа | ||
11-15 | Кл.час «Что такое толерантность? | Участие в Неделе математики | Участие в школьных соревнованиях | Индиви- дуальная работа | |
17-22 | Участие в акции «100 добрых дел» | Кл. час «На пути к профессии» | Родит. собрание «Что такое толерантность, или Как научить ребенка строить отношения с окружающим миром» |
Апрель
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
1-5 | Кл.час «Кого можно назвать героем нашего времени?» | Индиви- дуальная работа | |||
7-12 | Кл.час «Покорение космоса» | Участие в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» | Участие в школьных соревнованиях | Индиви- дуальная работа | |
14-19 | Кл.час «На пороге экологической катастрофы» | Участие в Экологической декаде | Индиви- дуальная работа | ||
21-26 | Кл.час «Трагедия Чернобыля» | Индиви- дуальная работа |
Май
Дни недели | Гражданско-патриотическая деятельность | Духовно- нравственная деятельность | Интеллектуально-познавательная деятельность | Спортивно- оздорови- тельная деятельность | Работа с семьей |
28-8 | Кл.час «Поклонимся великим тем годам» | Индиви- дуальная работа | |||
12-17 | Подготовка к празднику «За честь школы» | Кл.час «Имидж делового человека» | Участие в городской спортивной эстафете | Индиви- дуальная работа | |
19-24 | Кл.час «Здоровый образ жизни – это стильно!» | Родит. собрание «Форми- рование осознанного отношения к здорово- му образу жизни» | |||
26-31 | Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» | Индиви- дуальная работа |
Работа с родителями
Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные |
Индивидуальные консультации для родителей Анкетирование родителей Индивидуальные собеседования с родителями Анкетирование родителей Информирование родителей о результатах учебной деятельности ребёнка, его психологическом состоянии Общешкольные родительские собрания Классные родительские собрания: 10 класс 1) Особенности старшего подросткового возраста. 2) Самореализация личности в условиях современного образования. 3) Что такое толерантность, или Как научить ребенка строить отношения с окружающим миром. 4) Формирование осознанного отношения подростков к здоровому образу жизни. 11 класс 1) Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. 2) Выбор профессии – дело серьезное. 3)Что там, за поворотом, или Подготовка к взрослой жизни начинается сейчас. 4) Мой ребёнок – выпускник. | в течение года в течение года по мере необходимости
в течение года в течение года в течение года октябрь 2013г. декабрь 2013г. март 2014г. апрель 2014г. октябрь 2014г. декабрь 2014г. март 2015г. май 2015г. | кл. рук. кл. рук. кл. рук., учителя-предметники кл. рук.
кл. рук. кл. рук., адм. школы
кл. рук. кл. рук. кл. рук. кл. рук. кл. рук. кл. рук. кл. рук. кл. рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Путь к успеху"
Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и орг...
программа "Путь к успеху"
программа коррекции нарушений у подростков с асоциальной направленностью...
презентация к родительскому собранию по программе "Путь к успеху"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по программе "Путь с успеху" в 10-11 классах. Тема "Стратегии копинг-поведения в профилактике употребления ПАВ." Дается опр...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Территория успеха»
Образовательный процесс в центре представляет собой практическую реализацию инноваций, направленных на повышение качестваобучения, создание условий для успешной социализации личности на основе усилени...
Профилактическая программа "Путь к успеху"
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы...
Адаптированная программа "Семь вершин успеха"
Трагедия нашего воспитания состоит в том, что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки.В.А. Сухомлинский •Программа работает в школе 4 года. За основу взята программа "Город звёзд" (журнал...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...