Как вести за собой
классный час (10 класс)
Презентация подготовлена по материалам книги А. Лутошкина. Применялась на семинаре для педагогов-организаторов и педагогических чтениях. Знакомит молодых педагогов с наследием специалиста по подготовке лидеров молодежного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vesti_za_soboy.pptx | 468.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анатолий Николаевич Лутошкин декан историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института имени Н . А. Некрасова. Первое издание книги, лично подготовленное к выпуску автором, вышло в московском издательстве «Просвещение» в 1978 году . Переиздания : 1981, 1986 . Состоялись переводы и издания на другие языки: книга вышла в 1980 году на татарском языке в Казани и на киргизском – в г. Фрунзе, в 1982 – на литовском языке в Каунасе, в 1984 – на латышском в Риге. Общий , более чем полумиллионный тираж, и в те годы не смог удовлетворить потребность всех, кто хотел приобрести книгу.
1973 год областной лагерь школьного комсомольского актива «Комсорг». 300 членов выборных органов самоуправления школьных организаций союза молодежи Лутошкин А.Н. - был официально начальником штаба, а неофициально лидером и тех, кто в нем работал, и тех, кто в него приезжал на учебу. деловой клуб организатора «Как вести за собой». умел , как никто другой, облекать научные факты в эмоционально-привлекательные образы, переводить скучные схемы и формулы на язык популярных символов. в ходе этих занятий появилась идея, а затем и книга, доступно и интересно повествующая о том, что сегодня бы назвали менеджментом для школьников. адресат книги определил сам автор в посвящении: «Моим друзьям – школьным комсоргам и пионерским вожатым».
КАК ВЕСТИ ЗА СОБОЙ? Выйти вперед и встать во главе других в общем-то бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди . Вожаками не рождаются. Ими становятся. Каждый из вас может оказаться в этой роли :—в сотнях, тысячах ситуаций вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за вами.
АЗБУКА ОРГАНИЗАЦИИ Порядок. — Процесс организации. — Система. — Что значит «организовать дело». — Силы организации. — «Напарницы» организаторской работы. — Как действует организатор. — Ценный багаж вожака — организаторские знания и умения . Организовать — значит внести в дело определенный порядок, привести какое-либо явление, процесс в систему.
Что значит организовать дело? выделить части этого дела , увидеть основное, ведущее , определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимодействие и взаимопомощь всех участников работы . Конечная цель организаторской работы — обеспечить эффективность заданного дела, его успешное завершение.
Чем отличается работа организатора? Самое важное здесь — это непосредственная работа с людьми . Главный объект усилий труда организатора — человеческие характеры, ум, воля, настроения , интересы людей . Чтобы успешно руководить людьми, надо знать их, знать особенности поведения людей в группах и коллективах.
КЛЮЧИ К ЧЕЛОВЕКУ Зачем нужны ключи к человеку. — Хозяйка ключей. — Удивительная страна Подростков. — Визитные карточки Юности. — Мир Джульетт и мир д'Артаньянов. — Жители улицы Человеческой Индивидуальности: Темперамент, Характер, Способности. — Советы организатору.
КТО ЕСТЬ КТО? Портрет коллектива. — Взаимоотношения деловые и личные. — Лидеры и авторитеты. — Группировки в классе. — Психологическая совместимость людей. — Влияние коллектива на личность. — Внушаемость.— Соглашательство. — Коллективизм. — Советы организатору.
Три крайних типов людей Первый тип — люди, ориентированные на дело : они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу. Как правило, они трудолюбивы, инициативны; самостоятельны. Такие люди больше заботятся о деле, чем о собственной выгоде, требуют того же от других. Их мало беспокоят взаимоотношения между людьми, разве только те, что непосредственно сказываются на результате работы . Второй тип — люди, ориентированные на взаимодействие с другими людьми, на общение с ними . С такими легко работать: они проявляют заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнениям окружающих. Выполнение задачи их интересует постольку, поскольку ее можно выполнять сообща. Забота о результате работы отходит для них как бы на второй план . Третий тип — люди, ориентированные на себя . У них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, предъявляют повышенные претензии, боязливы, не всегда уверены в себе, завистливы. Но, желая выделиться, обратить на себя внимание, могут создавать большое напряжение и достигать неплохих результатов
ЗА КЕМ В ОГОНЬ И В ВОДУ Что такое организаторские способности. — «Аккомпанемент» и «мелодия» организаторских качеств. — Нравственный облик организатора. — Диапазон и индивидуальность организатора. — Есть ли у вас организаторские способности. — Советы организатору.
Организаторские способности это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.
компетентность — знание того дела, которое требуется организовать- активность — умение действовать энергично, напористо при решении практически задач; инициативность — особое творческое проявление активности, вы движении идей, предложений общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми; сообразительность — способность доходить до сущности явлений, видеть их причин и следствия, определять главное, настойчивость — проявление силы воли', упорства, умение доводить дело до конца; самообладание — способность контролировать свои чувства, свое поведении в сложны ситуациях; работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать; наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали; самостоятельность — независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность; организованность — способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Организовать самого себя Надо точно знать, что вы собираетесь делать . В цепочке дел найдите главное звено. Научитесь говорить себе «нет». Приступайте к делу сразу же. Учитесь приказывать самому себе. Используйте свое время полностью. Следите за тем, на что вы тратите свободное время. Старайтесь разнообразить занятия. Учитесь слушать внимательно. Пользуйтесь записной книжкой.
ПОЧЕРК ОРГАНИЗАТОРА Стиль работы. — «Разящие стрелы» — «Возвращающийся бумеранг». — «Снующий челнок» — «Плывущий плот». — Организаторская этика. — Как убеждать. — Советы организатору.
Разящие стрелы Стрелок натянул тетиву, и стрела, вырвавшись из плена сильных пальцев, понеслась к цели. Рядом находятся другие стрелки, можно бы их тоже включить в дело. Но стреляющий то ли не доверяет им, то ли считает, что самому действовать надежнее — если промахнется, то отвечать будет сам . Есть организаторы, которые действуют таким же образом: единолично принимают решение, настойчиво добиваются его выполнения. И летят их стрелы: приказы, указания, требования в сторону участников дела.
«Возвращающийся бумеранг» Пущенный в цель умелой рукой бумеранг пролетает по окружности и возвращается обратно к тому месту, откуда был послан. Метатель может вновь использовать это оружие . Вот так и организатор, прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение, свой вариант плана дела по кругу, советуясь с помощниками, с участниками организуемого дела. Не секрет, что один человек имеет больше шансов сделать ошибку, чем целый коллектив. Даже в том случае, если организатор имеет больший опыт, чем все члены коллектива, обсуждение предложений может принести пользу во многих отношениях . Выслушав мнения участников работы, а они могут быть противоречивыми, учтя эти мнения, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с людьми и в процессе самой работы, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого в общее дело.
«Снующий челнок» Организатору бывает порой нелегко работать там, где люди не могут договориться между собой, отказываются действовать дружно. Возникают конфликты, ссоры. Вот и мечется организатор от одного к другому, от группировки к группировке, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. А это бывает сделать трудно: приходится приспосабливаться, уговаривать, увещевать, просто «выкручиваться» из положения. Такой организатор стремится к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех. Действия подобного организатора напоминают торопливо снующий между берегами реки челнок: только добрался до этого берега, а уже надо спешить обратно улаживать дела на том берегу.
«Плывущий плот» Медленное течение реки несет плот. Его то вынесет на середину, и он горделиво покачивается у всех на виду, то прибьет к берегу, а то и занесет в тихую заводь, и он стоит спокойно и ждет порыва ветра, чтобы вновь его понесло дальше . Руководители, которые используют этот стиль, в своих действиях похожи на этот плот. Они предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет .
Главное - умение убеждать Советы: Убеждение происходит успешнее, если между организатором и организуемыми установлено доверие . Относитесь уважительно к мнению других людей . Истина выясняется быстрее в столкновении мнений . Не проявляйте упрямства, если оказались в чем-то не правы.
Пять этапов от старта к финишу Старт — получение задания. 1-й этап — определение цели и усвоение задач. 2-й этап — обеспечение работы (условия, средства, исполнители). 3-й этап — планирование работы и распределение обязанностей. 4-й этап — оперативное руководство (согласование, учет, контроль). 5-й этап — анализ эффективности и подведение итогов работы. Финиш — отчет о выполнении задания.
Важные правила организаторской работы Правило 1. Получив задание, разберитесь в нем . Правило 2. Не пренебрегайте опытом других — он ваш помощник. Правило 3. Учитывайте возможности членов коллектива. Правило 4. Определите, что вам может понадобиться в работе . Правило 5. Составляя план дела, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий. Правило 6. Работа должна быть понятна каждому. Правило 7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы, Правило 8. Объединяя людей, сплачивайте коллектив. Правило 9. Координируйте свою работу. Правило 10. Доверяй, но проверяй. Правило 11. Будьте внимательны при завершении работы. Правило 12. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем.
ОТ «ПЕСЧАНОЙ РОССЫПИ» К «ГОРЯЩЕМУ ФАКЕЛУ» Дирижер коллектива. — Путь к вершине. — Станции: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». — Как формировать коллектив. — Самоаттестация . Программа роста. — В ногу с коллективом. — Советы организатору.
«Песчаная россыпь» Вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит . Стиль руководства - предпочтительнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий).
«Мягкая глина» Заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования руководителя. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Люди по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать . Стиль руководства - все активнее вводятся « бумеранговые » приемы (напоминаем, это — стиль коллегиальный, советующийся, консультирующийся и требующий): создание актива, опора на него.
«Мерцающий маяк» В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе . Однако в группе есть люди, которым бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел в организации. П роявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус » Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности , дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного ». У большинства членов проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено . Стиль руководства - « Возвращающийся бумеранг» является ведущим на этом этапе работы с коллективом.
«Горящий факел» В коллективе тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим . Стиль руководства - самоуправление , опора на группу в целом. Требования организатора к личности предъявляются от имени коллектива.
ТРЕБУЕТСЯ НАСТРОЙЩИК Мастерская настроений. — Что такое хорошо и что такое плохо. — Психологический климат. — «Свет мой, зеркальце». — Амплитуда эмоционального маятника. — Значимость дела. — Совместность переживаний. — Эмоциональная привлекательность. — Новизна. — Соревновательные ситуации. — Неожиданность. — Чувство меры. — Требуется настройщик. — Советы организатору.
Зеркало настроения
Цветовой дневник настроения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час- презентация "О том, как властвовать собой"
Материал даёт понятие о стрессе, помогает научить школьников владеть собой в стрессовых ситуациях и стать толерантными по отношению к другим. ...
Воспитательная программа "Как вести за собой"
Воспитательная программа для 7-8 классов...
школьный конкурс лидеров и активистов школы "Как вести за собой"
Сценарий школьного конкурса лидеров и активистов школы "Как вести за собой" для учащихся 5-8 классов...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»"
Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных об...
Проект. Как вести за собой.
Создание семейного клуба "Непоседы"...
Занятие 6. Портрет лидера. Коммуникативные качества лидера. Как я могу вести за собой.
Цель: исследовать групповой портрет лидера, соответствие его команде.Задачи:• выявить общий портрет лидера, его качества;• соответствие портрета лидера каждому участнику;• из...