методика оценки воспитанности
материал по теме
Предварительный просмотр:
Методика оценки уровня воспитанности ученика
Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а поэтому всегда приходится задумываться над тем, как это делать. Предполагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это осуждение 2-3 классных часа, главное, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говориться в анкете. Приведем содержание всех анкет.
Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «пять» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка «четыре» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «три» в том случае, если указанное отношение проявляется резко, отметка «два», если оно не проявляется никогда. Отметка «1» не используется.
Процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивания. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае, если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. Например, по одному критерию было пять показателей. Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3,2. Это и будет средний балл за данный критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что всего 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общий балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, – последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.
Обычно просят сохранить анкеты, чтобы на следующий учебный год видеть свои результаты за прошедший учебный год.
Можно использовать иную систему оценивания. В 5-9 классах, вместо отметки «5» ставить «в» (есть всегда); вместо «4» ставить букву «ч» – часто; вместо «3» – букву «р» – редко и вместо «2» ставить букву «н» – нет этого качества.
Анкета для 1-2 классов
Мои отношения | Я оцениванию себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговая отметка | |||
1 кл | 2 кл | 1 кл | 2 кл | 1 кл | 2 кл | |
1.Любознательность: мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки | ||||||
2.Отношение к школе: я выполняю правила доля учащихся, я добр в отношениях с людьми, я участвую в делах классах и школы | ||||||
3.Отношение к труду: я старателен в учебе, я внимателен, я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью, мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу, мне нравится дежурство в школе | ||||||
4.Бережное отношение: к природе, к земле, к животным, к природе | ||||||
5.Красивое в моей жизни: я аккуратен в делах, мне нравится все красивое вокруг меня, я бережлив в отношениях с людьми | ||||||
6.Отношение к себе: я управляю собой, я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой, у меня нет вредных привычек |
Анкета для учащихся 3-5 классов
Мои отношения | Я оценивая себя | Меня оценивают родители | Оценка классного руководителя | Итоговая отметка | ||||||||
3 кл | 4 кл | 5 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | |
1.Эрудиция: мне интересно учиться, я всегда выполняю домашние задания, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, я стремлюсь получать хорошие отметки | ||||||||||||
2.Отношение к школе: я выполняю Устав школы, я выполняю Правила для учащихся, я выполняю Правила для внутреннего распорядка, я участвую в делах класса и школы, я добр в отношениях с людьми, я справедлив в отношениях с людьми | ||||||||||||
3.Прилежание: я старателен в учебе, я внимателен, я самостоятелен, я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью, мне нравится самообслуживание в школе и дома | ||||||||||||
4. Отношение к природе: я берегу землю, я берегу растения, я берегу животных, я берегу природу | ||||||||||||
5.Эстетический вкус: я аккуратен и опрятен, я соблюдаю культуру поведения, я ценю красоту в своих делах, я вижу прекрасное в жизни | ||||||||||||
6.Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением, я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой, я забочусь о своем здоровье, я умею правильно распределять время учебы и отдыха у меня нет вредных привычек |
Анкеты для 6-9 классов
Мои отношения | Самооценка | Оценка родителей | Оценка классного руководителя | Итоговая отметка | ||||||||||||
6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | |
1.Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области науки): прочность и глубина знаний культура речи, доказательность и аргументированность суждений, сообразительность, использование дополнительных источников | ||||||||||||||||
2.Отношение к обществу (отношение к общественным норма, закону и власти): выполнение Устава школы, выполнение правил для учащихся, выполнение правил внутреннего распорядка, следование нормам и правилам человеческого общежития, милосердие как противоположность жестокости, участие в жизни класса и школы | ||||||||||||||||
3.Прилежание: я старателен в учебе, я внимателен, я самостоятелен, я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью, мне нравится самообслуживание в школе и дома | ||||||||||||||||
4. Отношение к труду: старательность и добросовестность, самостоятельность, внимательность, бережливость, привычка к самообслуживанию | ||||||||||||||||
5. Отношение к природе: бережное отношение к земле, бережное отношение к растениям, бережное отношение к животным, сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде | ||||||||||||||||
6.Эстетический вкус (отношение к прекрасному): аккуратность и опрятность, культурные привычки в жизни, внесение эстетики в жизнедеятельность, умение находить прекрасное в жизни, посещение культурных центров | ||||||||||||||||
6.Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением, умею организовать свое время, соблюдаю правила личной гигиены, я забочусь о здоровье, полезные привычки |
Анкета для 10-11-х классов
Критерии оценки и их показатели | Самооценка | Оценка родителей | Оценка экспертной группы | Итоговая оценка | ||||
10 кл | 11 кл | 10 кл | 11 кл | 10 кл | 11 кл | 10 кл | 11 кл | |
1.Интеллектуальный уровень: эрудиция, культура речи, логика мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, доказательность, аргументированность, самостоятельность в суждении) | ||||||||
2.Мировоззрение: понимание целостности и единства развития человека, природы и общества, осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности понимание духовно-нравственных ценностей морали как универсальной формы общественного сознания и бытия, готовность к стремлению следовать морали в системе отношений с окружающим миром, готовность к личностному и профессиональному самоопределению | ||||||||
3.Человечность (доброта и сострадание как качества личности): доброта и сострадание к семье, близким, друзьям, щедрость слабым, больным, нуждающимся, стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем без применения насилия, неприятие безнравственного поведения | ||||||||
4. Ответственность: долг перед родителями и старшими, долг по отношению к обществу и Родине, долг по отношению к себе, долг по отношению к природе | ||||||||
5.Гражданская позиция (осознание прав обязанностей человека в обществе): социальная активность, следование Закону, Уставу школы, уважение государственных символов и власти, бережное отношение к истории и культуре своего народа, равенство полов и людей разных национальностей, доминирование мотивов общественного долга | ||||||||
6.Характер: обязательность, единство слова и дела, честь, достоинство, умение понимать и прощать, сознание собственной активности роли в становлении характера, понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека, потребность и умение отстаивать свои взгляды на научной основе |
Примечание: при подготовке анкеты для 10-11-х классов мы использовали некоторые идеи К.Льюиса. В 10-11 классах классный руководитель оценивает вместе с экспертной группой (двое учащихся класса и двое учителей).
В старших классах можно оценивать некоторые иначе – в уровневом эквиваленте: высокий – «в» (мне присуще данное свойство, качество); средний – «с» (думаю, что мне это свойственно, но не всегда я этому следую); низкий уровень фиксируется буквой «н» (я н знаю, свойственно ли мне это вообще) и, наконец, буквой «о» (отрицательный) (я занимаю противоположную позицию; зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т.е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим). Последние рекомендации нуждаются в проверке классным руководителями, учащимися и их родите
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Минобрнауки
Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для использования в работе материалы по оценке уровня квалификации педагогических работников в соответст...
Использование методик оценки для выявления параметров коммуникативной компетентности у учащихся
Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 6 класса МОУ «Райковская СОШ» нами были выбраны 3 методики: 1. Методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михель...
Методика оценки уровня воспитанности ученика
Методика оценки уровня воспитанности ученика...
Методика оценки уровня воспитанности ученика
Методика оценки уровня воспитанности ученика...
Методика оценки уровня воспитанности КапустинаН.
Описание методики оценки уровня воспитанности учащегося, класса КапустинаН. (для 5-11 классов)...
Методика «Уровни воспитанности» (модификация методик Н.П. Капустина, М.И. Шиловой)
Анкета проводится с обучающимися по следующим блокам опроса: долг и ответственность, бережливость,дисциплинированность,ответственное отношение к учебе,отношение к общественному труду,коллективизм, чув...
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...