Использование методик оценки для выявления параметров коммуникативной компетентности у учащихся
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Нарожная Валентина Михайловна

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 6 класса МОУ «Райковская СОШ» нами были выбраны 3 методики:

1. Методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михельсона;

2. Методика оценки коммуникативных умений;

3. Методика оценки коммуникативного контроля М. Снайдера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методик оценки для выявления параметров коммуникативной компетентности у учащихся 6 класса общеобразовательной школы

Компетентностный подход в образовании предполагает овладение студентом знаний и умений в комплексе. Содержание образования в условиях реализации компетентностного подхода задается в виде описания системы компетентностей выпускника для каждого уровня образования. Переход на многоуровневую систему высшего образования обеспечивает непрерывность образовательной траектории без дублирования учебного материала на каждом этапе образовательного уровня. Уровень бакалавриата в обучении педагога предполагает овладение базовыми компетентностями, а также ориентировочной основой действий в будущей  профессиональной сфере, готовностью к решению профессиональных задач на уровне требований современной профессиональной среды. В число формируемых и развиваемых базовых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная (1).

Современному человеку для полноценного выполнения своих бытовых, социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений. Как показывает опыт, большинство студентов высших учебных заведений находятся на низком уровне развития как общих, так и профессиональных коммуникативных умений. Поэтому необходимы специальные усилия, направленные на их формирование. Умение общаться, высокая коммуникативная компетентность, так же как и специальные навыки и умения являются необходимыми составляющими профессии учителя.

Коммуникативная компетентность – это способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются следующие: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (2).

Коммуникативная компетентность – это профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 6 класса МОУ «Райковская СОШ» нами были выбраны 3 методики:

1. Методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михельсона;

2. Методика оценки коммуникативных умений;

3. Методика оценки коммуникативного контроля М. Снайдера.

Целью проведения методики по Л. Михельсону является определение уровня  коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Результаты показали, что данная компетентность сформирована у 33% учащихся данного класса, и у 67% - не эта компетентность не сформирована (зависимый и агрессивный способы поведения).

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств учащимся был предложен тест, состоящий из 10 вопросов.

При анализе результатов было выявлено, что у 25% ребят данного класса  плохо развито умение слушать. Этим людям необходимо работать над собой и учится слушать. 17% учащихся данного класса имеют средний уровень умения слушать. Им присущи некоторые недостатки. Они критично относятся к высказываниям. Им недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, они делают поспешные выводы, заостряют внимание на манере говорить, притворяются, ищут скрытый смысл сказанного, монополизируют разговор. 33% учащихся имеют уровень умения слушать выше среднего. Эти люди хорошие собеседники, но иногда отказывают партнеру в полном внимании. Им нужно приспосабливать свой темп мышления к речи своего собеседника, и тогда общение с ними будет еще приятнее. И 25% ребят присущ высокий уровень умения слушать. Такие люди отличные собеседники, они умеют слушать, и их стиль общения может стать примером для окружающих.

Тест на оценку коммуникативного контроля разработан американским психологом М. Снайдером. Анализ его результатов проведения показал, что 17% ребят данного класса имеют низкий коммуникативный контроль. Их поведение устойчиво, и они не считают нужным изменятся в зависимости от ситуаций. Они способны к искреннему самораскрыванию в общении. Некоторые считают таких людей «неудобными» в общении по причине их прямолинейности. 66% учащихся имеют средний коммуникативный контроль. Они искренне, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми. И 17% обладают высоким коммуникативным контролем. Такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они произвели на окружающих.


Список использованной литературы

  1. Солдатова С.Д. Допрофессиональная подготовка будущих учителей в региональной системе образования: Формирование профессиональный компетенций педагогов в условиях модернизации региональной системы образования: сборн. статей / Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО «СГПА» / С.Д. Солдатова.- Якутск: СПГА, 2008.- с. 103.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448с.
  3. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Т.2.- 248с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологииУчитель биологии Банеева Инна Юрьевна МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»Научиться п...

Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории

В архиве находится доклад в формате docx. "О развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории" + презентация по теме+буклет....

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Авторская методика использования игровых заданий для выявления уровня знаний учащихся по предмету технология 5-8 классы

Предложенные игровые задания можно использовать и на простых уроках, и на уроках по оценке уровня изученности пройденного материалов. Игровые методы направлены на удовлетворение детской любознательнос...

Обобщение опыта по теме: "Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии"

Раскрывает возможности технологии проектного обучения на уроках биологии в развитии коммуникативной компетентности у школьников....

Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии

Курсовая работа на тему «Развитие коммуникативной компетентности  у учащихся на уроках географии») на IV городском учебно-методическом семинаре  «Системно-деятельностный подход в преподавани...