Классный час «Олимпийский урок»
план-конспект занятия (10 класс) по теме

Силкина Светлана Михайловна

Цели урока:

 

  • познакомить  с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.
  • развивать  познавательный  интерес к олимпийским играм.
  • воспитывать патриотизм, гражданственность.
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

 Классный час

«Олимпийский урок»

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 10, 11 классов

МБОУ «Алтайская СОШ»,

Донцова С.М.

с.Алтайское

2013


Цели урока:

  • познакомить  с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.
  • развивать  познавательный  интерес к олимпийским играм. 
  • воспитывать патриотизм, гражданственность. 
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни. 

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Под олимпийскими знаменами собираются спортсмены всех континентов, потому что  спорт сближает людей, помогает народам лучше понять и познать друг друга.

В 2007 году Россия в серьезной конкурентной борьбе завоевала право
на проведение Олимпийских игр в городе Сочи Краснодарского  края. Всех россиян переполняет чувство особой гордости. Каждый из нас ощущает свою причастность к этому великому событию и ответственность за то, чтобы наши Игры стали лучшими в истории Олимпийского движения.

II. Чтение стихов.

 В старину, в античном мире,

 Двадцать шесть веков назад

 Города не жили в мире,

 Шел войной на брата брат.

 И мудрейшие решили:

 Ссоры вечные страшны,

 Можно в смелости и силе

 Состязаться без войны!

 Пусть в Олимпию прибудет,

 Кто отважен и силен;

 Для сражений мирных будет

 Полем боя стадион!

 Был простой венок зеленый

 Из оливковых ветвей

 Драгоценней, чем короны

 Всех воинственных царей.

 Потому что не воитель

 Получал венок такой,

 А достойный победитель

 И действительно герой.

 Не хотел он сеять горе,

 Побежденному грозя:

 Для него в спортивном споре

 Все соперники – друзья!

III. Просмотр  презентации. 

Слайд 1 История Олимпийских игр

Слайд 2. Пьер де Кубертен

Слайд 3. Олимпийские зимние игры: города, страны, континенты

Слайд 4. Олимпийские и Паралимпийские виды спорта

Слайд 5. Зимние виды спорта (олимпийские и паралимпийские)

Слайд 6. Олимпийские ценности

Слайд 7. Паралимпийские ценности

Слайд 8. Олимпийские и Паралимпийские символы и традиции

Слайд 9. Талисманы Игр

Слайд 10. Пять талисманов Игр в Сочи

Слайд 11. Наша страна в Олимпийском движении

Слайд 12. Олимпийские волонтеры. Волонтерский центр КубГУ.

Вот как на вопрос «Как качества, Олимпийские и Паралимпийские ценности, помогают в повседневной жизни?» ответили волонтёры студенты Кубанского ГосударственногоУниверситета Физической культуры, Спорта и Туризма (http://youtube.com/watch?v=jWP66u8e9bI КГУФКСТ)

IV. Притчи:

1. Рассказ притчи.

Однажды в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика скифа. На старике была только набедренная повязка.

 – Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? – спросил юноша.

 – Но ты же не закрываешь лицо? – вместо ответа заметил старик.

 – Но то же лицо, оно привыкло! – воскликнул юноша.

 – Так представь себе, что я весь – лицо, – ответил старик. – Лицо привыкает к холоду. Так же должно привыкнуть и все тело. Для этого надо тренироваться.

- Как вы думаете, чему учит нас эта притча?

Правильно – человеку необходимо закалять свой организм спортом, и он будет здоров и счастлив!

2. История одного греческого мальчика, который стал олимпийским чемпионом.

Мальчик Милон жил в городе Кротон и помогал своим родителям пасти скот. Ему очень хотелось участвовать в Олимпийских играх. Для этого надо было быть сильным и ловким. А чтоб стать таким, маленький пастух придумал вот что.

Милон выбрал себе в стаде у отца крохотного теленка. И однажды утром Милон попытался поднять его и взвалить на плечи. Это было нелегко, тем более что теленку совсем не хотелось, чтоб его поднимали над землей. Ноги у малыша дрожали, дыхание прерывалось. И все-таки Милон уложил теленка себе на плечи. Сделал шажок, потом другой. Пошел вверх по тропинке, ведущей на небольшой холм. Когда Милон поднялся на холм, когда передохнул, вытер пот со лба, то уже привычно поднял теленка, взвалил на плечи и отправился в обратный путь.

Вот такую «физзарядку» придумал для себя Милон. И каждый день проделывал ее, все время удлиняя и удлиняя путь по холмам.

Шли дни. Недели. Месяцы. Рос теленок. Рос и Милон. Становился сильнее и сильнее. Однажды оказалось, что он запросто может поднять молодого быка.

Зрители на древнегреческом стадионе стоя приветствовали Милона – самого сильного человека их времени.

 V. Викторина.

  1. Что такое Олимпийские игры? (крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года).
  2. Назовите родину Олимпийских игр. (Древняя Греция, Олимпия)
  3. Кто является инициатором возрождения Олимпийских игр? (1913, Пьер де Кубертен)
  4. Когда и где состоялись первые летние Олимпийские игры современности? (1896 г., Афины)
  5. Когда прошли первые зимние игры современности? (Франция, 1924 год)
  6. Сколько составляет в среднем продолжительность игр? (16-18 дней).
  7. Что является символом Олимпийских игр и что он означает? (Пять переплетенных колец символизируют единство спортсменов пяти континентов, цвет колец в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии)
  8. Назовите олимпийский девиз. (Citius, Altius, Fortius , Быстрее, Выше, Сильнее)
  9. Назовите Олимпийские ценности. (Дружба, Совершенство, Уважение)
  10. Когда и где состоялись первые Паралимпийские игры? (1960 г., Рим)
  11. Что является символом Паралимпийских игр и что он означает? (Три «агитоса», которые символизируют разум, тело и несломленный дух)
  12. Назовите паралимпийский девиз. (Дух в движении)
  13. Назовите Паралимпийские ценности. (Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение)
  14. Когда и где спортсмены СССР впервые принимали участие в Олимпийских зимних играх? (1956 г., Кортина-д’Ампеццо (Италия))
  15. Сколько зимних олимпийских видов спорта вы знаете и какие? (лыжный спорт, конькобежный спорт, хоккей на льду, биатлон, кёрлинг, санный спорт)
  16. Какая международная организация создана для возрождения Олимпийских игр и пропаганды Олимпийского движения? (Международный Олимпийский Комитет, сокращенно - МОК).
  17. Когда и отмечается Международный Олимпийский день? Почему именно в этот день? (23 июня, так как 23 июня 1894 года был основан МОК).
  18. Как выбирается город, в котором будут проходить очередные Олимпийские игры? (Город, где пройдут очередные Олимпийские игры, определяется на специальной сессии МОК за 7 лет до даты проведения соответствующих Игр. Город выбирается из нескольких городов-кандидатов, подавших для этого официальные заявки. Определение происходит путем прямого тайного голосования членами МОК, кроме представителей стран-кандидатов и президента МОК).
  19. Как вы думаете, в какой стране и в каком городе Олимпийские игры проходили наибольшее число раз? (Наибольшее число раз Олимпийские игры проходили в США — 8 раз (4 раза — летние и 4 раза — зимние). Среди городов лидерство по количеству Олимпиад держит Лондон — 3 раза).
  20. XXII Летние Олимпийские игры состоялись в Москве. В Каком году? (В 1980 г.).
  21. Как зажигают олимпийский факел? (На факел направляют пучок солнечных лучей, собранных при помощи системы линз и отражателей).
  22. Когда и где город Сочи был объявлен местом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года? (4 июля 2007 г. Гватемала)
  23. Перечислите талисманы Олимпийских и Паралимпийских зимних игр
    в городе Сочи.
    (Белый Мишка, Зайка, Леопард; Лучик и Снежинка)
  24. Кто такие волонтеры? (Волонтер – это доброволец, человек, который добровольно готов потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретным людям)

Командные соревнования (3 команды)

ВИДЫ СПОРТА

А теперь давайте поговорим о современных видах спорта. Я предлагаю вам небольшую викторину. Разделимся на команды. Каждая команда должна быстрее всех догадаться, о каком виде спорта идет речь, глядя на слайды презентации и слушая учителя:

- зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки (биатлон);

-  зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах (бобслей);

- спуск с гор на специальных лыжах (горнолыжный спорт);

-  командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). От каждой команды — четыре игрока (керлинг);

- зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двух полозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырех заездов (скелетон);

-  конькобежный вид спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку (фигурное катание);

-  вид спорта, в котором две команды стараются поразить твёрдым, круглым мячом или шайбой цель — ворота противника, используя клюшки (хоккей);

-  олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде (сноуборд);

-  командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника (футбол);

- искусство или практическое умение по стрельбе вцель (либо на дальность) с использованием лука и стрел (стрельба из лука);

- вид спорта, в котором соперничают либо два игрока, либо две команды, состоящие из двух игроков. Задачей соперников  является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить не более чем после первого падения мяча на игровом поле на половине соперника (теннис);

- вид спорта, включающий в себя три вида спортивных состязаний: плаваниевелогонку и бег по шоссе (триатлон);

- командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить мяч (забить гол) в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой. (водное поло);

-  командная игра с мячом 7×7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом в основном руками. Цель игры − забросить как можно больше мячей в ворота (3×2 м) противника (гандбол);

-  вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (волейбол);

-  вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках (бокс);

-  сборное понятие, под которым понимаются спортивные игры с использованием лошадей (конный спорт);

ЦЕННОСТИ

А теперь давайте разделимся на команды. У всех участников каждой команды есть три флажка: синий, красный и белый. Синий флажок отвечает за такую ценность, как совершенство, красный – дружбу, а белый – за уважение. Задача: послушать описание каждой ситуации учителем, догадаться, о какой ценности идет речи, поднять флажок и назвать эту ценность.

Какая ценность подразумевает не только наше отношение к себе и людям, но и к окружающей среде, к природе? (уважение)

Когда в 1936 году на Играх в нацистской Германии немецкий легкоатлет Лутц Лонг преодолел расовые предрассудки и обрел настоящего друга – чернокожего чемпиона Джесси Оуэнса, он продемонстрировал… (дружба)

Какое качество помогло легкоатлету Джосиа Тугване, бывшему уборщику, оставить за спиной бедность и неграмотность и принести своей стране первую золотую медаль в марафоне на Играх 1996 года? (стремление к совершенству)

Когда выходят атлеты всех стран на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, они демонстрируют…(дружба)

Какое качество помогло легендарному вратарю трех победных олимпийских турниров 1972, 1976 и 1984 годов Владиславу Третьяку войти в Зал хоккейной славы в Торонто? (стремление к совершенству)

Какое качество проявил в 2001 году знаменитый велосипедист Лэнс Армстронг: заметив падение своего ближайшего соперника Яна Ульриха, Армстронг остановился и подождал, пока тот снова вошел в гонку? Важно отметить, что двумя годами позже Ульрих ответил Армстронгу тем же. (дружба)

К чему нужно стремиться, чтобы стать величайшим борцом греко-римского стиля XX века как Александр Карелин?

– Трехкратный олимпийский чемпион в категории до 130 кг (1988, 1992, 1996),

– девятикратный чемпион мира (1989-1991, 1993-1995, 1997-1999),

– двенадцатикратный чемпион Европы,

– серебряный призер Олимпийских игр 2000 года,

– чемпион мира среди юниоров 1988 года,

– 13-кратный чемпион СССР и России 1988-2001 гг.

– Он был знаменосцем сборной страны на открытии трех Олимпийских игр: 1988 — СССР, 1992 — СНГ, 1996 — России (следовательно, нес 3 разных флага).

– Международной федерацией любительской борьбы (FILA) Александр Карелин был назван величайшим борцом греко-римского стиля XX века (стремление к совершенству).

Молодцы!

VI.  Чтение стихотворения.

Для спорта нет границ и расстояний!

Понятен он народам всей Земли,

Он всей планеты нашей достоянье!

Спорт дарит счастье дружбы и любви!

VII. Заключительное слово учителя.

Сегодня на олимпийском уроке мы приобщились к Олимпийским ценностям, познакомились с историей Олимпийских игр, Олимпийским символами и традициями. Просмотрев презентацию, погрузились  в неповторимую атмосферу Олимпийских игр. Главное теперь, чтобы вы  старались сверять свои дела и поступки с Олимпийскими ценностями и идеалами каждый день.

Давайте завершим наш урок девизом волонтерского центра Кубанского государственного университета, который родился в стенах КубГУ (учащиеся встают, взявшись за руки, и хором произносят– заключительный слайд презентации):

«Встанем, за руки взявшись, в ладони ладонь – в каждом сердце зажжется Олимпийский огонь!».

Источники:

  1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/1000-olimpiiskikh-iskr-znanii-edinyi-olimpiiskii-urok-posvyashche
  2. ru.wikipedia.orgwiki/Олимпийские_игры
  3. olympiady.ru
  4. sochi2014.comИгрыСпортОлимпийские игры
  5. Картинки к презентации: images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«1000 Олимпийских искр знаний» (единый олимпийский урок, посвящённый празднованию 1000 дней до игр зимней олимпиады 2014 )

Цели урока: познакомить  с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.развивать  познавательный  интерес к олимпийским играм.воспитывать патриотизм, гражда...

Классный час "1 сентября - День Знаний. Олимпийский урок"

Классный час,посвящённый началу учебного года и олимпийскому движению....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпийского урока "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"

При  разработке  данного  материала  мы  руководствовались  следующимсоображением:  необходимо дать школьникам наиболее полное представление об идеологии, фило...

Классный час "Олимпийский урок"

Классный час "Олимпийский урок"...

Презентация к классному часу "Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в вопросах и ответах" (викторина)

Материалы к Всероссийскому конкурсу мультимедийных презентацийк внеклассному мероприятию «Зимние Олимпийские игры. Сочи – 2014»Пояснительная запискаАвторЧиркова Ангелина Владимировна, учитель русского...

Классный час "Олимпийский урок"

Цель занятия: обобщить знания пятиклассников об Олимпийских играх в Древней Греции и приобщить учеников к олимпийскому движению в рамках проведения Российской Федерацией  XXII Зимних Олимпийских ...