РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
статья на тему

Москотельникова Наталья Владимировна

Из опыта работы школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_dukhovno-nravstvennom_razvitii_cheloveka.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Федорова Е.В., Москотельникова Н.В., Занозина Э.А.

г. Воскресенск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Духовно-нравственное состояние россиян, особенно подростково-молодежной среды, рост негативных явлений в обществе таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Причина этого столь серьезна, что заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Все более очевидным становится тот факт, что существует нечто более фундаментальное, что провоцирует негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли, совести и, в конечном итоге, веры.

Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга.

Еще одним следствием доминанты материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость.

Происходит искажение нравственного сознания.

Ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис общества в целом и детско-молодежной среды в частности. Пагубные последствия этого в области духовного и физического здоровья россиян очевидны.  

В сложившейся ситуации духовно-нравственное воспитание детей, подростков, молодежи приобретает чрезвычайную значимость. Без решения этой проблемы любые позитивные шаги по преодолению существующего кризиса не дадут сколько-нибудь значительных результатов. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время является одним из важнейших приоритетов национальной безопасности России.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков связано с приобщением личности к духовным потребностям, культурным ценностям, их усвоением, т.е. накоплением собственного духовного багажа.

Моральное несовершенство личности, особенно в подростковом возрасте, определяется не столько условиями среды, сколько недостатком воспитания, неразвитостью адаптивных возможностей самой личности (по выражению Л.С. Выготского, недостатком «приспособительных связей»). В нравственном становлении подростков очень важен моральный образец, формируемый в семье.

Школа активно сотрудничает с семьей, создавая общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство, где школа не только учреждение, где учат, но и «социальная семья». Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности, для приобщения к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, к продолжению рода.

Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.

Духовность личности предполагает приоритет ориентации человека на широкий спектр общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением в качестве подчиненных им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.

Нравственность - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Духовно-нравственное воспитание - содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него.

Традиционно главным институтом духовно-нравственного воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. На первый план выходят воспитательные отношения школы и социума:

"Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д.Лихачев

Способность развиваться духовно заложена в каждом из нас. Однако для того чтобы это происходило, необходимо культивирование позитивных чувств, которые невозможно заменить обширными знаниями и блестящим образованием. Важно осуществлять духовно-нравственное воспитание детей в семье постоянно.

В нашей школе обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, где они проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для духовно-нравственного развития и реализации личности. Педагоги в школе являются организаторами ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создают ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду.

В своей работе педагогический коллектив  школы широко применяет всевозможные технологии: от образовательно-педагогических, социальных, IT-технологий, когнитивно-информационных до технологий предоставления адресных социальных услуг семьям учащихся.

Основной задачей адресных социальных услуг является изменение неадекватных родительских позиций в соответствие форм и стиля воспитания ребёнка учитывая его индивидуально-типологические особенности.

Семья закладывает основы воспитания, а школа развивает личность, опираясь на модели, программы, системы.

Как бы глубоко и серьезно педагогический коллектив не продумывал формы и методы воспитания обучающихся, он не сможет достигнуть поставленных целей, если будет действовать без поддержки и участия родителей, поскольку успешность воспитательного процесса зависит от единства и согласованности воспитательно-образовательных воздействий всех взрослых, заинтересованных во всестороннем и гармоничном развитии детской личности.

Семейное воспитание-это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Поведение ребенка - своеобразный индикатор семейного благополучия, основной и главный показатель неблагополучия семьи.

Некоторые родители считают, что смысл их существования заключается в уходе (обеспечении физического здоровья) и воспитании ребенка. Не всегда это осознавая, они чувствуют себя счастливыми только тогда, когда нужны. Ярким примером тому служат родители, не желающие терять положение "опекунов", которые собственноручно моют подрастающего парня, завязывают ему шнурки на ботинках, т. к. "он это всегда плохо делает", и выполняют за него школьные задания, "чтобы ребенок не переутомился". В результате каждое проявление самостоятельности сына "преследуется" с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

Неверный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения сначала с семьей, а затем - с обществом.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та жа жизнь, и наше поведение, и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Родители, как и дети, не похожи друг на друга. Отношения с ребенком так же, как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, познанию нового.

Для определения правильных методов воздействия на ребенка необходимо читать педагогическую и психологическую литературу, основываться на опыте старших, консультироваться со специалистами. Часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться от ребенка лишь послушания, поэтому нередко даже не пытаются понять его, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая, что нотация - это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание истин, которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком нередко не воспринимаются и не принимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей. Воспитание должно строиться на родительском авторитете.

Авторитет - это средство влияния на ребенка в результате его значимости в детской жизни. Родители, как никто другой, должны иметь это влияние, чтобы помочь ребенку стать человеком, общественно ценным и счастливым, и расти здоровым. Вне этой задачи авторитет теряет смысл. Остается только власть, приспосабливающая ребенка к родительским потребностям, покою и удобству, к возможности похвастать перед другими, как их дитя умно и чудесно воспитано.

Всегда ли родители отдают себе в этом отчет? Строят ли они свой подлинный авторитет в сознании ребёнка или ложный, когда стремятся любой ценой достичь абсолютного послушания?

Детей нельзя воспитать хорошими людьми, если говорить одно, а делать другое. Отношению к жизни ребята учатся у взрослых, замечая любой фальшивый шаг и жест. Личность родителей играет существеннейшую роль в жизни каждого человека. Согласитесь, странно воспринимаются курящие родители, которые рассказывают детям, что курить плохо, или родители, объясняющие ребенку, что обманывать нехорошо, при этом периодически просящие: "Ты никому не говори про нас, что...".

Неправильно в семье перед детьми доказывать родительскую власть, ссылаясь на свое особое общественное (должностное) положение. Воспитание детей начинается с того возраста, когда логика или общественные права и значимость ими не воспринимаются, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Родители в глазах ребенка обязательно должны иметь авторитет.

Те родители, у которых ребёнок "не слушается", склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть создан в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются семьи, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это их цель. Однако ни завоевание авторитета, ни обеспечение послушания детей нельзя считать целью. Цель может быть только одна - правильное воспитание. Только к этому нужно стремиться. Детское послушание может стать лишь одним из путей к достижению этой цели. Именно те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, помогает очень короткое время, а затем не остается ни авторитета, ни послушания, ни нормальной семьи. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания не реализуются: вырастают, правда, послушные, но слабые, безынициативные и бесхарактерные люди.

Основанием родительского авторитета может быть только жизнь и труд родителей, их гражданская позиция и поведение. Сохранение и развитие семьи - важная и ответственная работа. От ее выполнения зависит  счастье и здоровье детей.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, т. к. это приводит к их избалованности, эгоизму, себялюбию. Абсолютно ошибочное утверждение. Перечисленные личностные качества как раз и возникают от недостатка любви, при эмоциональном дефиците, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Ощущение того, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют ребёнку родители, ни от того, воспитывается ли ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано оно и с материальными условиями и затратами на воспитание. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Постоянный и глубокий психологический контакт с ребенком - вот что является универсальным требованием к воспитанию и условием его успешности, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Такой контакт необходим при воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями позволяет детям почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Родителям всегда необходимо знать: чем живет и интересуется их ребенок; что он любит, а что нет; чего хочет и чего не хочет; с кем он дружит; с кем и во что играет; что читает и как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, родителям  должно быть известно, как он относится к школе и к учителям; какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Родители не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, они обязаны их предугадывать и предупреждать.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно устанавливать даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между ребёнком и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Но это не означает, что можно донимать ребенка постоянными и надоедливыми расспросами или шпионством. С самого начала нужно так поставить дело, чтобы детям хотелось дома рассказать о своих делах, чтобы члены семьи были заинтересованы в осведомленности о них.

Роль в воспитательном процессе педагогического коллектива учреждения, где обучается подросток, заключается в том, чтобы помочь семье осознать свою ответственность за воспитание ребенка, сделать родителей соучастниками педагогического процесса, неустанно напоминать им об их влиянии на всестороннее развитие личности ребенка и о том, что не следует самоустраняться от воспитания, оправдываясь нехваткой времени, и перекладывать всю ответственность за формирование личности гражданина на педагогов.

Основываясь на результатах теоретических и практических исследований в области педагогики, можно сформулировать для родителей некоторые требования, предъявляемые к ним при воспитании детей.

Памятка для родителей

  1. Хорошая, здоровая атмосфера в семье, дружеские, уважительные взаимоотношения родителей, их положительный моральный облик - важнейшие условия правильного воспитания детей, поэтому задача родителей - организовать дома интересную, духовную, насыщенную жизнь, способную противостоять негативному влиянию на детей сверстников, СМИ, улицы. Только тогда подросток вырастет достойным человеком.
  2. Физическое воспитание - первейшая обязанность родителей. Родители должны обеспечивать детей питанием, одеждой, обувью, укреплять их здоровье с помощью разнообразных занятий и создания необходимых культурно-гигиенических условий жизни в доме.
  3. Важнейшей задачей  является трудовое воспитание детей через привлечение их к участию в ведении домашних дел и учебном труде. Особенно» ценно, когда детей приучают преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Учеба - это тоже серьезный труд. Очень важно прививать дома такие качества, как: ответственность за выполнение дела; умение преодолевать трудности, радоваться результатам своей самостоятельной деятельности и ценить труд других.
  4. Формирование у детей таких черт характера, как доброта, честность, правдивость, скромность, требовательность к себе и самокритичность, является сложной задачей, стоящей в первую очередь перед родителями, а также и перед педагогами. Родителям не следует оберегать подростков от семейных забот и волнений: тревоги за здоровье бабушки, беспокойств за сложную ситуацию на работе матери, трудностей по оплате квартиры и др. Ребенок должен учиться сопереживать.
  5. Родителям необходимо контролировать выполнение детьми режима дня.
  6. Задачей родителей является также умственное развитие детей, т. е. их познавательных способностей, наблюдательности, речи, мышления, а также расширение их кругозора, формирование убеждений и взглядов.
  7.  Родители постоянно должны отслеживать:
  • изменения интересов и привычек детей;
  • что и как они читают;
  • какие смотрят передачи по TV и просматривают сайты в Интернете;
  • умеют ли пересказать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, а также сделать для себя нужные выводы из них, проявляя нетерпимость к плохому и заимствуя для подражания положительные примеры и образцы поведения.
  1. Родители должны советом, справедливыми оценками помогать в подборе друзей своим детям, приучать их любить искусство, природу, жизнь, уважительно относиться к людям разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. Чтобы добиться своими высказываниями (поучениями) полезного воспитательного воздействия, требуется счастливое стечение многих обстоятельств. Родителями должна быть выбрана интересная тема для обсуждения, говорить следует очень выразительно и доброжелательно, а начинать такой разговор - тогда, когда ребенок в хорошем настроении.

9. Нельзя допускать, чтобы дети присутствовали при спорах или слышали о противоречиях по методам воспитания, способам наказания и т. п. В этих вопросах взрослые всегда должны действовать согласованно. Родителям следует также знать, что за затяжными, неразрешенными конфликтами или ссорой с ребенком скрывается их неумение общаться и несостоятельность как родителей.

10. Родители не должны при детях критиковать учебное заведение, учителей, преподавателей. Они обязаны поднимать в глазах сына или дочери авторитет образовательного учреждения, объяснять необходимость выполнения просьб и требований представителей педагогического коллектива. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания ребенка следует высказывать только учителям, преподавателям и руководителям образовательных учреждений в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах.

11. Очень важно родителям постоянно расширять свои педагогические знания и умения, читать педагогическую литературу и литературу по психологии, учиться искусству воспитания и заимствовать лучший опыт у других.

Для реализации комплексного подхода во взаимодействии школы и семьи по осуществлению  духовно-нравственного воспитания детей важно установить добрые взаимоотношения с семьей обучаемого, выработать систему деловых контактов с родителями. Педагогам при работе с родителями необходимо проявлять терпение и целенаправленный поиск путей решения различных проблем.

Обобщая вышесказанное, обратимся к мыслям великих людей: В.А. Сухомлинскому, который отмечал: "Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души." А современный исследователь Щуркова Н.Е. говорит о необходимости создания духовного поля, где  объекты наполнены ценностным содержанием.

Литература

1. Богданова О. О. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М., 1985.

2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.

3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.

4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.

5. Караковский В. А. Стать человеком. М., 1993. Кедров М., свящ. Нравственное расслабление современного общества: Слово в неделю о расслабленном. — Странник. СПб, 1878. С. 315—319.

6. Новикова Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1978.

7. Сборники докладов  Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2007, 2008, 2009

8. Сборники докладов  Нижегородских Рождественских образовательных чтений. М., 2007, 2008, 2009

9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание 4-е. Киев, 1973.

10. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в становлении личности

Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться....

Родительское собрание "Роль семьи в становлении конкурентоспособной личности"

Данная разработка предназначена для классных руководителей выпускных классов и призвана помочь в организации важной составляющей работы классных руководителей - профориентационной работе....

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

"Роль семьи в становлении личности".

Все этапы жизни, начиная от рождения, совершенствования и вплоть до смерти человек проводит в обществе. На развитие как личности воздействует большая совокупность факторов. Они могут быть как на уровн...