Работа классного руководителя в рамках развития социальной активности детей
статья на тему

Назарова Елена Александровна.

 

     «Новой школе – новый учитель» - эти слова стали знаковыми в работе современного педагога. Что значит «новый учитель»? На этот вопрос мы находим ответ в последних государственных документах.

А классный руководитель?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_kl.r.odt138.78 КБ

Предварительный просмотр:

Назарова Е.А.

Димитровград

МАОУ СОШ №19

     «Новой школе – новый учитель» - эти слова стали знаковыми в работе современного педагога. Что значит «новый учитель»? На этот вопрос мы находим ответ в последних государственных документах.

А классный руководитель?  По моему мнению, модель современного классного руководителя можно представить следующим образом:

    Именно такой классный руководитель, учитель-предметник и сможет создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

В школе я работаю с 2001 г.  Являюсь учителем русского языка и литературы, классный руководитель 8 класса Б. Классное руководство я считаю одной из приоритетных сфер деятельности школьного учителя.Главной целью воспитательной работы для меня является формирование у учеников системы ценностей, жизненных приоритетов, которые помогут им найти своё достойное место в жизни.

Я прекрасно осознаю, что являюсь посредником между обществом и ребёнком в освоении культуры и моя задача - организовать такую систему отношений в классном коллективе, чтобы каждый ребёнок сумел сохранить неповторимость и раскрыть свои потенциальные способности. Кроме того, я ставлю перед собой задачи приобщить ребёнка к здоровому образу жизни; формировать у учащихся чувства ответственности, самостоятельности, инициативы. Главными тенденциями моей работы  как классного руководителя становятся расширение и укрепление  взаимодействия со всеми социальными институтами – семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, органами власти и т.д. Центром обучения и воспитания является личность ребенка, а целью и сутью всей деятельности педагогов – создание условий для его личностного роста.

Развитие способности учащегося к реализации и адаптации в современном мире - приоритетное направление моей деятельности. Считаю, что учащиеся нуждаются в помощи в процессе социализации. Приоритетные направления социально-педагогической деятельности классного руководителя в школе  по социализации учащихся:

  • Реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого;
  • Развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»;
  • Первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций;
  •  Вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;
  • Деятельность по формированию коллектива и созданию благоприятного микроклимата межличностных отношений;
  • Формирование стиля поведения учащихся;
  • Включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;
  • Оказание помощи в адаптационном периоде учащихся;
  • Включение в работу по организации досуга учащихся через использование возможностей школы и системы дополнительных учреждений (досуговых, спортивных, культурных) по месту жительства детей;
  • Помощь в решении проблем школьного самоуправления;
  • Формирование гражданской позиции учащихся как направление политической социализации;
  • Формирование социальной активности учащихся;
  • Профилактическая система работы по формированию навыков здорового образа жизни (профилактика наркомании, юношеского алкоголизма среди учащихся);
  • Решение социально-педагогических проблем формирования ценностных ориентаций школьников, в том числе учащихся из неблагополучных и неполных семей;
  • Внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
  • Активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе, труду и т. д.

    Обучающиеся все чаще остаются сторонними наблюдателями происходящего в социуме, не пропускают эту информацию через свое сердце и душу. Мною  найдено решение - вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность.

Далее я познакомлю вас, пусть и не в полном объёме, с моим опытом работы по этим направлениям в рамках социализации обучающихся.

С целью выявления актуальной проблемы и вовлечения обучающихся мною была организована игра «Ящик предложений». Это коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать. Затем в классе  организуем дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике. После обсуждения спектра проблем, характерных для классного коллектива, школы, г.Димитровграда,  учащиеся делятся  на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблемы.

Так, в 5-6 классах в «Ящике предл.» преобладали вопросы, просьбы учащихся, связанные с питанием в школьной столовой, взаимоотношениями между девочками и мальчиками, с пересадкой. Исходя из этого строила свою работу:  проводила беседы с коллективом, в процессе которых мои  воспитанники получали представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим; об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; путём совместных размышлений  обосновывали  право любого человека на свое мнение, самоуважение и уважение со стороны окружающих. Это было актуально для учащихся 5-6 кл. Этой теме был посвящён классный час «Школа самоуважения, или иметь свое мнение это важно». С планом-конспектом и презентацией можно познакомиться на личном сайт  nazarova80 jimdo.com

В прошлом году (7 кл.) анализ такой работы показал, что ребят уже интересуют вопросы и проблемы шире. После обсуждения интересующих вопросов я направляла ребят, в процессе этического диалога, на создание соц.проектов. Были выявлены наиболее важные проблемы, над которыми уже самостоятельно работали. Так, результатом проектной деятельности ребят в 2011-2012 уч.году стали проекты учеников:  

  • проект «Чтобы стало чище!»
  • проект «А ты пройдёшь мимо?»
  • проект «Что нужно сделать, чтобы наш город стал чище?»

Основная цель проектов - привлечение внимания общественности к проблеме загрязнения окружающей среды г.Димитровграда; призыв, напоминание о личной ответственности каждого за окружающую среду.

Ещё одно направление, которое помогает в социализации учащихся – это содействие самоуправлению обучающихся (на уровне класса (группы) и образовательного учреждения). Начиная с пятого класса мною проводится большая работа по созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе. Все ученики класса активно работают в органах ученического самоуправления, некоторые ребята сейчас уже в состоянии самостоятельно создать совет дела, организовать и провести. На первом организационном классном часе в 5-ом классе ребята выбрали название города – класса – Мы…  Девиз: «Все мы – личности. Разные, но равные!»

Моя задача на протяжении 3-х лет - заинтересовать поручениями, чётко сформулировать как обязанности, так и ограничивающие условия. Состав отделов периодически меняется по желанию. В данном случае они не чувствуют себя объектом воспитания, а учатся творчески воспринимать все неожиданности динамичного и сложного мира. Поручения меняются каждый триместр, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления.

Следует отметить, что ученики 7-ого класса – это уже не маленькие детки, это подростковый возраст. Как и в любом коллективе возникали ситуации, когда мальчики и девочки начинали делить лидерство. Для того, чтобы не возникало таких острых ситуаций мне приходилось в процессе работы формировать у подростков «правильное» понятие «лидер». Мои усилия были направлены на то, чтобы воспитанники поняли, в самоуправлении важным является навык и умение работать в команде. Этой теме и был посвящён классный час «Быть лидером или быть вместе – что важнее?» При такой организации жизни в классе каждый ребёнок имеет возможность почувствовать себя неповторимым, единственным, ЛИЧНОСТЬЮ.

Результат, как говорят, на лицо: в этом учебном году не возникало подобных ситуаций. Последнее мероприятие «Химический КВН» показал, что ребята умеют работать слаженно.

В этом учебном году интерес ребят, в силу возраста, конечно, поменялся и появились пожелания, просьбы, предложения в «Ящике…», связанные с выбором профессии, с выбором экзамена на след.год, с вопросом, остаться в 10 кл. или уйти., куда пойти учиться после 9 кл. и мн. др. Предложения по вопросу о том, как можно было бы ещё усовершенствовать учебный процесс. Так после некоторых обсуждений решено было организовать экскурсию на ДААЗ, ДИТИ НИЯУ МИФИ, ДТК. Организация позитивных социальных практик и профессиональных проб обучающихся – это одна из задач, которую необходимо решить, чтобы достичь главной цели – создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Так же для развития социальной активности и компетентности школьников немаловажным является и нравственное развитие. Специально организованная ценностноориентированная деятельность стимулирует нравственное развитие детей, включая их в ситуации нравственного выбора и тем самым расширяя и обогащая их нравственный (а по большому счёту, социальный) опыт.

Так для развития у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитания культуры ведения дискуссии, воспитания чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитания чувства ответственности за дело, которым занимаешься и выбор жизненной перспективы  вместе с классом организовали, а ребята уже сами провели:

  • ток-шоу «Карманные деньги»
  • «Мы и культура»
  • «Бизнес и мораль»
  • Ролевая игра «Суд над наркоманией»

Ток-шоу, организованные силами учеников, были направлены на развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки, развитие ценностных ориентаций, способности соотносить свои ценности с общечеловеческими.

Кроме того, мною организуется и социальные практикумы по культуре поведения «Как себя вести»

  • в театре
  • в транспорте
  • в гостях;

«Конфликты в нашей жизни», «Учимся разрешать конфликты».

В ходе таких практических занятий происходит развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета. Т.е. развивается компетентность школьников, стремящихся внести свой вклад в улучшение взаимоотношений вокруг себя.

Следующее направление - вовлечение учеников в построение единого информационного пространства школы: мои ученики  создали своё электронное портфолио.

Использование интернет-ресурсов как средства социализации воспитанников во внеурочное время очень эффективно.

Так в этом уч.году как в «Ящике…» появился вопрос: «Возможно ли, что, кто-то даст взятку на ГИА?» И следующий кл.час был посвящён обсуждению соц.проекта-презентации, который мы нашли в интернете «Сделай свой выбор!» Проблема нашего социума – коррупция. Несмотря на свой юный возраст ученики достойно парировали друг другу. Использование ИКТ сделало занятие более наглядным, что и подвигло ребят активно высказывать свою точку зрения, обстоятельно аргументировать каждый пункт выступления.

На след. внеклассном мероприятии я говорила со своими учениками о нравственности «Уроки нравственности» (проблемы социума). В беседе использовала несколько видеофрагментов: видеофрагмент, в котором Евгений Леонов говорит о смысле жизни, о нравственности. Такая форма подачи материала делает занятие намного эмоциональнее.

Кроме того, исходя из возможностей школы, организуем заочные экскурсии в СУЗы и ВУЗы. После заочного знакомства или «посещения» происходит обсуждение.

Использование интернет-ресурсов помогает мне в решении такой важной задаче, как формирование активной жизненной позиции и получению социального опыта.

Таким образом, использование интернет-ресурсов помогает мне наиболее эффективно организовать работу по социализации воспитанников.  

Задачи:

  • Формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины;
  • Приобщать к общечеловеческим ценностям, формировать адекватное этим  ценностям поведение;
  • Развивать креативность, творчество, способность к самовыражению;
  • Формировать самосознание, оказывать помощь в самореализации;
  • Формировать конкурентоспособную модель выпускника.

 

Итак, в 5 кл. – передо мной ребёнок, которому я помогала освоиться в среднем звене, помочь установить взаимоотношения в коллективе;  6 кл – ученик, как учиться; в 7-8 кл. – я помогаю в формирование  личности; 9 кл. – моя задача будет состоять в том, чтобы модель ученика выглядела след.обр. – полноценный, целеустремлённый, уверенный, активный, ориентированный на успех гражданин.

С этой же целью вовлекаю обучающихся в решение проблем социума.

Так в 2011-2012 учебном году театр-студия «Сфера» побывал в гостях у школьников с программой «Военная летопись». Прямое общение с ребятами в зале помогли многим моим учащимся задуматься, по-новому посмотреть на события тех лет, оценить подвиг ветеранов. Школу неоднократно посещали поэты г.Димитровграда. Они организовали  выставку своих книг, рассказали о себе и, конечно, декламировали свои стихотворения.  Опыт общения с представителями поэтического содружества, по моему мнению, является неоценимым.

Уделяю большое внимание проблеме, посвящённой духовно-нравыственного воспитания обучающихся. Весной 2011-2012 года совместно с работниками «Православной библиотеки» и отцом Александром из Свято-Никольского храма проводила беседу с ребятами о ценности семьи, уважении по отношению к браку, о почитании родителей и старших.

Приобщаю своих воспитанников к духовной культуре социума, в котором они живут.

С целью формирования у учащихся гражданской позиции, сознательного отношения к жизни, развития социальной активности были проведены этические беседы. Результаты этих бесе – ребята сами проявили активность и участвовали в ряде акций, таких как:

  • собирали посылку для 31 гвардейской ордена Кутузова II степени десантно-штурмовой бригады в рамках акции «Подарок защитнику Отечества».
  • «Помощь и поддержка инвалидов»
  • «Праздник двора»
  • «Кросс Нации»
  • «Синичкин день»
  • «Жилищный урок»
  • «Мы выбираем жизнь»(день отказа от курения)
  • «Чистый город»
  • «Забота»
  • акции «Подари улыбку»

        Хочется отметить, что в решении таком важном вопросе, как воспитание, оказывают большую поддержку многие. Так  кл.час, посвящённый теме «Разные, но равные», мы проводили вместе с молодыми ребятами из центра по реабилитации инвалидов, которые рассказали о своих мыслях, о том, по какой причине они стали инвалидами, о том, что они не хотят, чтобы их считали людьми «второго сорта».  

Очень помогает психолог, которого я привлекаю. В «Ящике…» в этом году появлялись вопросы, связанные с тем, как говорить с родителями, которые, по мнению ребят, их не понимают.

Конечно, не обошлось и без помощи родителей.

Работа не окончена. Развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума, продолжается сейчас, будет продолжена и на следующий год. Моя цель – выпускник, который уже самоопределился и знает, что делать, чтобы стать достойным гражданином.

Опытом своей работы я делюсь со своими коллегами на М.О. классных руководителей. Я рада, что учителя заинтересовались моей работой. Некоторые продумывают альтернативу «Ящику предложений».

Работа позволила мне почувствовать себя уверенно в кругу своих воспитанников, помогла выстроить свои суждения о межличностных отношениях, вплотную заняться самообразованием. Но самое главное – все мои старания способствовали сплочению детского коллектива в плане человеческих взаимоотношений, позволили нацелить на стремление к самосовершенствованию  и  самоутверждению, быть готовыми к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Приложение

Мастер — класс

в рамках направления

«Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся»

(на примере технологии этического диалога)

Актуальность

Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся – это процесс долгий, непрерывный и требующий от классного руководителя больших усилий. Залог успешности и результативности в подготовленности и заинтересованности педагога, его компетентности и любви к детям.

Специально отведённое время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса принято называть классным часом.

  • Что же такое «классный час»? Ведь, в большинстве случаях, именно на кл.ч. и происходит формирование системы ценностных ориентаций обучающихся.Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
  • Классный час — это время общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организайии взаимодействия.
  • Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитаниками.
  • Классный час — час работы классного руководителя — это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально оганизованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
  • Классный час. В моём понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определённым ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания — не хаотичным и случайным, а управляемым и целесообразным.

  Таким образом, на мой взгляд, для того, чтобы работа по формированию системы ценностных ориентаций обучающихся была эффективной, продуктивной ( не для галочки), современному учителю очень важно уметь организовать общение с детьми, выстроить с ними отношения таким образом, чтобы способствовать их духовному развитию, их умению принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственость за эти решения перед собой, близими людьми, своей страной и Человечеством.

Как это сделать?

Часто учитель сам «указует» нравственную истину и на этом ставит точку. В итоге всё сводится к морализаторству, поучениям, чтению нотаций, что приводит к дискредитации воспитания как такового.

Цель

Обоснованность выбора

В своём мастер-классе мне бы хотелось остановиться на психолого-педагогической технологии этического диалога, созданной Шемшуриной А.И., доктором педагогических наук. Поскольку данная технология через опосредованные методы включает школьника в живой диалог о волнующих его проблемах собственной жизни и путях самоопределения, позволяет ему задуматься о значимости их нравственной основы. Педагог при этом в большей части остаётся как бы «за кадром», предоставляя простор мысли ученикам.

Т.о., ценность данного диалога в том, что он базируется на следующем принципе: Истина должна быть пережита, а не преподана.

Структура этического диалога нуждается в особой педагогической технологи на принципах возрастного похода к воспитанию и его субъектного основания.

Цель моего мастер-класса – познакомить.

Конструирование диалога имеет следующие составляющие:

  • Завязка, выявляющая проблему;
  • Процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающегося взаимодействия;
  • Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций;
  • Нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;
  • Открытый финал как последующее индивидуальное размышление.

Остановимся на них подробнее.

Эмоционально-образное сосредоточение учащихся в процессе диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности, начинается с ВЫВОДА ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ.

Это может быть сделано с помощью разных средств:

  • Интегрирующего вопроса,
  • Дилеммы,
  • Суждения,
  • Предложенной для анализа ситуации,
  • Игры,
  • Незаконченного сюжета,
  • Адресованного детям письма,
  • Притчи,
  • Цитаты и т.д.

Проследим это на примере этического занятия «Умеем ли мы говорить «нет»?»

Учитель выводит детей на проблему через ситуацию, предложенную ребятам для анализа.

- В воскресенье, когда вы готовитесь к сложной контрольной по алгебре, звонит ваш лучший руг и говорит, что ругой ваш приятель устраивает вечеринку. Вы пытаетесь объяснить что-то про контрольную работу, на что ваш руг говорит: «Да плевать на эту дурацкую контрольную, пошли! Ты что, не помнишь, как в прошлый раз было здорово».

Далее мы спрашиваем:

- Что бы вы ответили своему другу: «да» или «нет»?

- Всегда ли в похожих ситуациях вы говорите «нет»?  (вопрос обращён к тем ребятам, которые на предыдущий вопрос ответили «нет»)

- Что мешает нам с вами в подобных ситуациях сказать «нет»?

Так ребята незаметно для себя вышли на тему занятия. Создан эмоциональный настрой, нравственное поле для рассуждений, когда ребёнок, попав в проблемную ситуацию, начинает размышлять над тем, зачем и как надо уметь говорить «нет»

Ещё один пример включения в проблему. Например, занятие «Как я могу повлиять на поступки своих сверстников?»

В начале занятия ребятам было предложено ответить на вопрос:

- А кто считает, что он может влиять на поступки своих сверстников?

При такой постановке вопроса активность ребят сразу резко возрастает.

После чего учитель всем участникам занятия предлагает с помощью теста проверить, действительно ли такие способности у них есть или им надо тщательно их развивать.

Предлагаю вам самим ответить на вопросы теста:

  1. Способны ли Вы представить себя в роли актёра или политического деятеля?
  2. Раздражают ли Вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
  3. Способны ли Вы разговаривать с другим человеком на тему своих сокровенных переживаний?
  4. Быстро ли Вы реагируете тогда, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к вам?
  5. Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?
  6. Любите ли Вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
  7. Могли бы Вы пожертвовать всем, чтобы добиться действительно выдающихся результатов?
  8. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменным?
  9. Любите ли Вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
  10. Любите ли Вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
  11. Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?
  12. Любите ли Вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
  13. Любите ли Вы доказывать, что кто-то весьма авторитетный в чём-то не прав?

По 5 баллов за «+» в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и по 5 баллов за «-« в вопросах 2,8,9.

35-65 баллов – Вы облаете великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других.

35 и менее – Хотя Вы часто бываете  правы, убедить окружающих Вам удаётся далеко не всегда.

По итогам теста большинство ребят убеждаются в том, что они обладают великолепными предпосылками эффективного влияния на других.

Так приходит осознание подростками своих возможностей оказывать влияние на поступки сверстников.

А вот зачем это нужно делать, в каких ситуациях и как, над этим ребята будут размышлять уже в ходе дальнейшего ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ.

Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?» и т. д.

Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру. Организуемый процесс «думания» побуждают вопросы педагога, способствующие развитию сюжета диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение.

Так, например, в беседе, посвящённой проблеме осмысления такого сложного этического вопроса как «Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?», можно выстроить следующую цепочку:
ученикам предлагается обсудить предложенную в начале занятия ситуацию:

- Несколько дней назад Вы поговорили со своей лучшей подругой и рассказали ей всё, что накопилось на сердце, поделились с ней самым сокровенным. Вам так хотелось выговориться и даже в голову не могло прийти, что ваши тайны на следующий день станут предметом обсуждения чуть ли ни всего класса.

- Простите Вы ей или нет? Почему?

Таким образом, включение ребят в обсуждение послужило началом активной позитивной работы мысли, вызвало готовность осмыслено участвовать в процессе дальнейшего  развития диалога, так как диалог приобрёл для них индивидуальную окрашенность.  Далее процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающегося взаимодействия строится с опорой на следующие вопросы:

(на слайе)

- Какие чувства мы испытываем в подобной, обсуждаемой нами, ситуации к тому, кто нас обидел?

- А есть ли среди нас те, кто сам никогда никого не обижал?

- Вспомните, какие чувства мы испытываем, когда сами кого-то  обидели?

- Кого чаще всего мы обижаем?

-Кто чаще всего обижает нас?

-Как же быть, ведь мы друг другу близкие люди, а у нас на душе гнев, боль, агрессия, чувство вины? И каждый ждёт, что первым шаг навстречу сделает не он.

-Что легче прощать или самому просит прощения?

-Почему просит прощение тяжелее? Что мешает сделать первый шаг тому, кто обидел?

-Как ему помочь?

-Как нужно прощать?

-Зачем нам нужно уметь прощать?

-А любой ли человеческий поступок можно простить?

Ответ на последний вопрос, как правило, вызывает дискуссию. В результате активного обсуждения у ребят появляется возможность задуматься и поразмышлять над вопросом: Что значит уметь прощать? Всё ли можно простить?

Так нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы. ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА  служит непременной смысловой составляющей диалога с детьми по этическим проблемам.

Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, т.к. он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте анной проблемы, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.

Такой поворот ведёт к необходимой в дискуссионных суждениях ТОЧКЕ НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ, связанной с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации.

Такой точкой наивысшего напряжения в диалоге на тему «Умеем ли мы прощать?», может стать рассказ учителя о реальных событиях из жизни людей, столкнувшихся с подобной проблемой. (пример, 2-я мировая война в германии убит полит.деятель Вальтер Ратенау…во Франции спас 700 евр.бежен.)

Результат размышлений, самоанализа или принятие решения есть личный нравственный выбор. ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫХОДА НА НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР есть ещё одна смысловая составляющая этического диалога. Это может быть «открытый финал», побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы.

Беседу заканчиваем словами:

- … - ваше право. Надеюсь, наш классный час поможет вам с выбором определиться.

Этим финалом педагог побуждает растущего человека к процессу рефлексии и самоосмысления, что и ведёт к нравственному развитию детей.

Смысловые составляющие этического диалога, а именно:

  • Вывод школьников на этическую проблему
  • Построение логической цепочки развития мысли
  • Обращение к личности ребёнка
  • Выявление точки наивысшего напряжения
  • Обозначение выхода на нравственный выбор, - позволяют добиться главного – проживания школьником поднятой проблемы

 

Назарова Е.А.

Димитровград

МАОУ СОШ №19

Классный час на тему «Зависит ли будущее от нас?»

Схема классного часа:

  • Вступление

Приветствие.

  • Основная часть

Просмотр видеоролика;

Проблематика (введение в проблематику);

Живой разговор;

Психологический тренинг.

  • Итого

Выводы детей;

Итог учителя.

Педагогические задачи классного часа:

  • Обогащение сознания учащихся знаниями об обществе;
  • Формирование у детей навыков и умений мыслительной и практической деятельности;
  • Развитие мотивационной, эмоционально-чувственной сфер и ценностно-смыслового ядра личности;
  • Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;
  • Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Главным назначением классного часа является:

  • Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок;
  • Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
  • Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников;
  • Развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Вступление:

Приветствие.

  • Перед вами фотография: я со своими родителями. Заслуга родителей велика, но всё же я должна была сама совершить свой выбор, сама приложить усилия. Теперь я с радостью наблюдаю, как вы, мои ученики, стараетесь найти своё место в жизни.

(презентация)

Кто воздвигнет тебя к небесам?

Только сам.

Кто низвергнет тебя с высот?

Только ты.

Где куются ключи в твоей горькой судьбе?

Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Лишь собой!

Жизнь – …   Что это? Мы с вами на уроке размышляли на это тему и писали сочинение-рассуждение, к какому выводу пришли?

  • Ответы учеников.

  • Жизнь - это не то, что происходит с нами, а то, что мы можем сделать с ней. Можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно стать не таким, как все. У каждого человека всегда есть выбор: борьба или бездействие, стремление вперёд или смирение с обыденностью. Что выберешь ты?

Основная часть:

Просмотр видеоролика (ссылка http://www.proshkolu.ru/gofile/2800933-a782763/ )

Проблематика

Живой разговор

Психологический тренинг

  • Первая реакция? Что хотели авторы видеоролика донести до нас?

  • Ответы учеников.

  • Увидели ли вы знакомых вам людей?

  • Ответы учеников.

  • Что вы о них можете сказать?
  • Ответы учеников

  • Они сумели состояться, сумели построить своё будущее. Каждый из нас обладает свободой выбора, возможностью самостоятельно решать, каким будет его мир. Каждый волен создавать то. Что посчитает нужным.
  • Как вы понимаете утверждение (посмотрите на экран): ваше будущее начинается уже сегодня?

  • Ответы учеников.

  • Что является залогом хорошего будущего?

  • Ответы учеников.
  • Является ли хорошая учёба, блестящее образование залогом хорошего будущего?

  • Ответы учеников.

  • Размышляя о будущем, я вывела для себя следующую формулу ( посмотрите на экран): чтобы иметь достойное будущее, нужно ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ плюс здоровье. А это во многом зависит от меня! Выведите свои формулы на карточках.

  • Дети работают.

  • Что для тебя является главным составляющим успешного будущего?

(задаю вопрос каждому, по мере возможности).

  • Ответы учеников.

  • Говорят: «родился с серебряной ложкой во рту». Как вы объясните эту фразу?( аналог поговорки «родился в рубашке»)

(значит, родиться запрограммированным на успешное будущее)

  • Значит ли это, что будущее зависит только от того, в какой семье вы родились?

  • Ответы учеников.

  • Но не все рождаются с серебряными ложками. Значит дело не в везучести? Все вы знаете нашего фигуриста, олимпийского чемпиона Евгения Плющенко. Родился Женя в рабочей семье в селе, в Хабаровском крае. Жизнь была непростая. Домом для семьи служил деревянный вагончик, «где не было даже телевизора». Кроме семьи Плющенко там проживало ещё несколько семей. Когда Жене исполнилось 3 года, они с семьёй переехали в Волгоград. Несмотря на материальные трудности и проблемы с жильём, но благодаря упорному труду, Евгений стал великим спортсменом.
  • Знаете ли вы ещё примеры людей, которые «сделали себя сами»?

  • Ответы учеников.

  • Какие качества личности помогают достигнуть успеха на дороге, ведущей к достойному будущему? Подумайте, напишите на карточках.
  • Дети работают.
  • Озвучьте (сила воли, целеустремлённость, трудолюбие, характер, способность, желание)

Психологический тренинг

Музыка

  • В достижении успеха помогают не только качества, но и психологический настрой. Предлагаю выполнить упражнение «Я всё могу!». Каждый ученик по очереди уверенно, чётко, твёрдо повторяет слова: «Какие бы проблемы ни вставали на моём пути, я с этим справлюсь! Я всё могу!»

  • Дети проговаривают.
  • Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к луне поближе, он устроил своё жилище на горе, и каждый вечер смотрел на неё, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на неё и пошёл к луне. Он уже прошёл половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.
  • Какой смысл заложен в этой притче?

  • Ответы учеников.

(не нужно сомневаться в своих силах, оглядываться назад. Идти только вперёд, к будущему, к достижению цели).

Итог

  • Возвращаюсь к тому стихотворению и видеоролику, с которого мы начали с вами разговор:

Зависит ли будущее от нас?

Зависит ли ваше будущее от вас?

  • Ответы учеников.

  • Да, всё зависит только от вас самих. Мне хочется, чтобы вы прочитали моё пожелание, и пусть оно вам поможет, когда вы будете размышлять о будущем.

  • Дети смотрят на экран и зачитывают по 1 строфе.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь деревцем в долине, но только будь!

Самым лучшим деревцем у родника;

Будь кустиком, если ты не можешь стать деревом.

Если ты не можешь быть кустиком, будь травой

И сделай дорогу счастливее;

Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем –

Но будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;

Выигрываем мы или проигрываем – неважно,

Проявляй лучшее, что в тебе есть.

  • Проявляйте самое лучшее, что в вас есть. Может когда-нибудь в галерее знаменитых людей, внёсших огромный вклад в судьбу страны, будут и ваши фотографии.

  • У нас всё получится!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

План работы классного руководителя (в рамках программы «Искусство быть родителем») на 2019-2020 уч. год

В результате реализации родительского всеобуча:- улучшилась взаимосвязь между семьей и школой;- родители активно участвуют в жизни класса и в воспитательном процессе;- родители стали лучше понимать св...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...