«Познавай, выбирай, твори, действуй!»
рабочая программа по теме
Приобретение жизненных навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 (филиал) г. Челябинск
ПРОГРАММА
воспитательной работы
с ученическим коллективом
«Познавай, выбирай,
твори, действуй!»
на 2011 – 2013 гг.
Разработала классный руководитель 5 класса
Шадрина Ирина Сергеевна
2011 г.
«Воспитание и только воспитание – цель школы»
Песталоцци
I Пояснительная записка.
Тенденция гуманицазии в образовательной сфере ориентирует классного руководителя на развитие личности воспитанника, а также создания условий для его роста.
Целесообразность принятия Программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» обусловлена необходимостью особой работы с учащимися класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по восьми направлениям.
При входном мониторинге были выявлены как положительные тенденции, так и некоторые недостатки.
В результате проведённых исследований установлено:
1) диагностика нравственной самооценки: 37% учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки, 60% учащихся имеют средний уровень нравственной самооценки, у 3% учащихся нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. С низким уровнем нравственной самооценки учащихся нет.
2) диагностика этики поведения: 92 % учеников имеют положительный результат: отношения без агрессии, открытая позиция, поведение, основанное на равноправных отношениях. 8 % имеют отрицательный результат: легкомысленное отношение, агрессия, способы психологического давления.
3) диагностика отношения к жизненным ценностям: 10,2% учеников имеют высокий уровень, 53,9% средний уровень, 21,1% ниже среднего уровня, 14,8% низкий уровень.
4) диагностика нравственной мотивации: 24,2% учеников имеют высокий уровень, 63,3% средний уровень, 12,5% низкий уровень.
Результаты проведённого исследования в целом положительны.
Однако большинство учащихся не готовы самостоятельно организовать какое-либо дело, ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. В то же время, 96% учащихся отметило, что им нравится участвовать в делах класса и школы, что класс способен к дружным самостоятельным действиям (при анкетировании использовалась методики М.И. Рожкова, А.Н. Лутошкина, О.В. Лишина, М.Г. Казакинной, Р.С. Немова и др.).
II Концептуальные основы программы.
Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.
Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Стержень воспитательной программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.
Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.
Идеология программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» опирается на следующие концептуальные положения:
- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,
- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела,
- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Работа ведётся по следующим направлениям:
Актуальные сферы жизнедеятельности | Название направления |
1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ); 2. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений); 3. Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации); 4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем); 5. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья); 6. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения); 7. Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха); 8. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.) | 1. «Быть отличником хочу!» 2. «Вырастим себе друзей» 3. «В царстве красоты» 4. «Живое рядом» 5. «Здоровому всё здорово!» 6. «Я – Россиянин» 7. «Праздник для души» 8.«Азбука безопасного поведения» |
Функции занятий с детьми следующие:
обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;
просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;
коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
релаксационная функция – снятие напряжения;
развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.
III Целевой блок.
Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.
Задачи программы:
- создание условий для самовыражения обучающихся,
- формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,
- содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,
- развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
IV Содержание программы и механизмы реализации.
Содержание программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» представлено в виде восьми направлений:
1 направление «Быть отличником хочу!»
Задачи:
- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.
Формы внеклассной работы:
- интеллектуальные игры,
- устные журналы,
- конкурсы чтецов,
- предметные недели,
- викторины, турниры,
- предметные олимпиады и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Четвертные и годовые оценки «4» и «5» во всем предметам | количество «4» и «5»: - если больше «4» чем «5», то присваивается 30 баллов за каждую четверть и год; - если больше «5», чем «4» - 40 баллов; - если одна или две «4», остальные оценки «5» - 50 баллов; - одни «5» - 60 баллов. | анализ классного журнала |
Участие в предметных олимпиадах и предметных конкурсах | Результативность участия в олимпиадах и предметных конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг заместителя директора по учебно-воспитательной работе |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
2 направление «Вырастим себе друзей!»
Задачи:
- развивать позитивный тон взаимодействия;
- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;
- развивать коммуникативные навыки.
Формы внеклассной работы:
- интерактивные игры,
- час интересного общения,
- практикум по культуре поведения,
- ролевые игры,
- оформление альбома «Словарь вежливых слов»,
- уроки этикета и др.
Мониторинг эффективности:
Быть культурным человеком – норма жизни, поэтому диагностируется уровень нравственной самооценки, культуры поведения. Вклад ученика в организацию и проведение КТД фиксируется в досуговом направлении «Праздник для души».
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Диагностика нравственной самооценки | Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя | анкетирование, наблюдение |
Диагностика этики поведения | Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя. | анкетирование, наблюдение |
3 направление «В царстве красоты»
Задачи:
- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;
- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;
- развить способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Формы внеклассной работы:
- интерактивные игры,
- час интересного общения,
- практикум по культуре поведения,
- ролевые игры,
- оформление альбома «Словарь вежливых слов»,
- уроки этикета и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в творческих конкурсах | Результативность участия в творческих конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Участие в трудовых делах | Эффективность участия ученика в трудовых делах: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Советов дел. | наблюдение, опрос |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
4 направление «Живое рядом»
Задачи:
- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
Формы внеклассной работы:
- азбука экологических действий,
- аукционы знаний, например о цветах, животных и др.,
- вернисаж «Человек и природа»,
- День тематический, например, День птиц, День животных, День рыб и др.,
- экологические игры,
- конкурсы на лучший осенний и зимний букеты и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в экологических акциях | Вклад учащегося в проведение экологической акции и участие в ней: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Советов дел. | наблюдение, опорос |
Участие в экологических конкурсах | Результативность участия в экологических конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
5 направление «Здоровому всё здорово»
Задачи:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Формы внеклассной работы:
- праздники здоровья и спорта,
- Дни здоровья,
- спортивные соревнования,
- ведение книги спортивных рекордов,
- спортивные викторины,
- фестивали спортивной песни и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в спортивных соревнованиях | Результативность участия в спортивных соревнованиях: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора и учителя физической культуры |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
6 направление «Я – Россиянин»
Задачи:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Формы внеклассной работы:
- уроки мужества,
- организация встреч с ветеранами,
- торжественные линейки памяти,
- Дни воинской славы,
- тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
- сбор материала по истории школы и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в акции «Ищу героя», социальном проекте «Я – гражданин России» и др. | Результативность участия в патриотических мероприятиях: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Участие в школьных социальных проектах | Результативность участия в школьных социальных проектах «Открытка ветерану», «Подарок ветерану» и др. Присваивается до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
7 направление «Праздник для души»
Задачи:
- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;
- привитие навыков активного и полезного отдыха;
- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.
Формы внеклассной работы:
- игры большой, средней, малой подвижности,
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления,
- фестивали,
- праздники и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Выявление организаторских способностей | Оценивается умение организовать дело, личная инициатива: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел (рейтинг популярности). | наблюдение |
8 направление «Азбука безопасного поведения»
Задачи:
- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;
- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.
Формы внеклассной работы:
- азбука полезных действий,
- ролевые игры,
- конкурсы рисунков, фотографий,
- викторина по ПДД,
- оформление уголков безопасности и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в конкурсах по ПДД | Результативность участия в конкурсах по ПДД: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Отсутствие нарушений на дорогах | Отсутствие информационных писем ГИБДД, подтверждающих нарушение. Если таковы имеются, то ученик не может претендовать на победу. | Статистика ГИБДД |
V Этапы реализации программы.
этап | содержание деятельности | сроки | ответственные |
I этап Диагностический | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, 2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. | сентябрь | Классный руководитель Шадрина И.С. |
II этап Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела. | сентябрь | Классный руководитель Шадрина И.С. Редькина Л.А., педагог-организатор |
III этап Организационный | 1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы 3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. | сент. (ежегодно) 2011-2013гг. | Классный руководитель Шадрина И.С. |
IV этап Практический | 1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы, 3) укрепление и накопление классных традиций, 4) усиление внимания к развитию личности обучающихся, 5) отработка единой воспитатель-ной системы класса, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. | I полуг. 2011 - 2013 г. | Классный руководитель Шадрина И.С. |
V этап Обобщающий, демонстрац. | 1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию, | II полуг. 2012 - 2013 г. | Классный руководитель Шадрина И.С. |
2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса, 3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий. |
VI Прогнозируемые результаты.
1. «Быть отличником хочу!»
- разить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
- увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
2. «Вырастим себе друзей»
- овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,
- овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,
- делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
3. «В царстве красоты»
- умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты,
- овладение учащимися навыками самообслуживания.
4. «Живое рядом»
- готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.
5. «Здоровому всё здорово»
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
6. «Я – Россиянин»
- усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
7. «Праздник для души»
- повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.
- воспитать у учащихся активную жизненную позицию
8.«Азбука безопасного поведения»
- сформировать жизненную позицию ребёнка,
- использовать знания в экстремальных ситуациях.
VII Мониторинг эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. Освоение учащимися образовательной программы 2. Развитость мышления 3. Познавательная активность учащихся 4.Сформированность учебной деятельности. |
|
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. Нравственная направленность личности 2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
|
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета поведения |
|
Сформированность эстетического потенциала ученика 1. Развитость чувства прекрасного 2. Сформированность других эстетических чувств |
|
Сформированность физического потенциала ученика 1. Состояние здоровья 2. Развитость физических качеств личности |
|
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. Комфортность ребенка в школе 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в классе | 1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3.Социометрия |
Сформированность классного коллектива 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. Развитость самоуправления 3. Сформированность совместной деятельности |
|
VIII Литература.
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. Пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 240 с.
5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Время искать, познавать, удивляться"
Интеллектуальная игра для обучающихся 8 класса. Цели: развитие любознательности, расширение кругозора....
Сценарий спектакля для дошкольников и младших школьников "Как Зайчонок тайны воды познавал".
В этом спектакле много интересных мизансцен с юмором и задоринкой, которые сочинили дети. А главный герой спектакля - Родничок поведет вас за собой в разные времена года! Посмотрев этот спектакл...
"Познавай, твори, играй, действуй!"
Программа воспитательной работы 6-9 Классы...
Программа воспитательной работы "Познавай, выбирай, твори, действуй"
"Воспитание и только воспитание - цель школы". ...
Программа внеурочной деятельности "Учимся познавать, действовать, жить"
Программа «Учимся познавать, действовать, жить» базируется на учебном пособии Валерия Семеновича Лазарева, доктора психологических наук, профессора, академика РАН «Проектная деятельность в школе. Учеб...
Программа "Познавай, твори, действуй"
для аттестации...