Воспитательная система
проект (8 класс) по теме

Бутырина Людмила Максимовна

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "САЛЮТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema.doc232.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ялгинская СОШ

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В

8Б КЛАССЕ

«САЛЮТ»

2013-2014гг


Актуальность представленной системы

        Воспитательный процесс является сложной, непрерывной, динамичной и постоянно развивающейся системой. Обеспечить его эффективность, особенно в период глубоких социальных перемен в обществе,  может только системный подход.

           

После детального изучения классного коллектива мною была разработана воспитательная система «Салют»,  девизом которой стал призыв: «Зажги свою звезду!»

Воспитательную систему класса я понимаю как  способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Разработка данной системы обусловлена следующими факторами:

  • В классном коллективе собраны дети нескольких национальностей, с разными семейными традициями, культурным наследием, с разнообразными интересами, а подчас и вовсе без них, с разными психологическими особенностями и т.д. Импульсивные, подвижные, энергичные. В силу жизненных  обстоятельств такие разные ребята вынуждены  расти, развиваться, получать образование вместе.
  • Большое количество слабоуспевающих учащихся с крайне низкой мотивацией, и как следствие этого неуверенностью в себе.
  • Неприязненные взаимоотношения между родителями обучающихся на почве конфликтов   между детьми.

Соединить не соединимое, подружить  и объединить конфликтное, чтобы получить один красивый, яркий логически завершенный фейерверк из малых и больших звезд и созвездий.

Я понимают, что в современных условиях наряду с общечеловеческими ценностями, жизнь потребует от подростка, выходящего со школьного порога, таких качеств, как предприимчивость, свобода мыслей и действий, прагматизм и решительность. Поэтому основываю систему воспитательной работы с классом на тщательной диагностике классного коллектива, и,  опираясь на рекомендации психолога школы и собственные наблюдения, планирую воспитательную работу на год.

Помочь обучающимся класса справиться с достаточно сложными ответственными задачами,  научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций. Помочь узнать себя, познать других,  развить свои способности, найти свое дело, которое нравиться, которое получается, которым ребенок  хотел бы заниматься. Найти себя, приобрести уверенность , открыть любимое занятие, стать успешным поможет свое любимое дело, стать успешным в нем поможет система моего класса “Зажги свою звезду!”. 

Цели и задачи

Для того чтобы перейти к разработке плана действия необходимо было придумать яркий образ, который наглядно раскрывал бы педагогический замысел. Этот образ должен был бы отражать педагогическую цель, быть понятен учащимся, родителям , коллегам. И этот образ после долгих совместных усилий классного руководителя и учащихся класса был найден. Им стал  «салют», который символизирует разнообразие и целостность, стремление двигаться ввысь, самосовершенствоваться. Именно этот символ стал «лицом» всей авторской программы воспитания.

Образ  «Салют» представлен в классном уголке, он стал символом внеклассных мероприятий.

А каждый  ученик – это отдельная звёздочка.

Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания 9 классов, представляется мне следующим образом:

Личность яркая, самостоятельная, творческая, ответственная, способная успешно действовать в настоящем и добиваться успехов в будущем.

По определению знаменитых ученых-педагогов В.А.Караковского и Н.Л.Селивановой

«Воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через созда ние для этого благоприятных условий».

В соответствие с этим основной воспитательной целью  педагогического коллектива нашей школы является развитие гармоничной  социально адаптированной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

По результатам диагностики были выявлены следующие  проблемы:

  1. Низкая учебная мотивация.
  2. Конфликтные  взаимодействия детей.
  3. Неприязненные взаимоотношения родителей.
  4. Низкая интеллектуальная и творческая активность.
  5. Ослабленное здоровье.

Цель создаваемой мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

В соответствии с поставленными целями мной были определены задачи воспитания на каждый возрастной период.

Период

Воспитательные задачи

5-6 класс

  1.  Создать условия для интеллектуального развития и повышения учебной мотивации.
  2. Разработать  и внедрить принципы  бесконфликтного сосуществования в классном коллективе.
  3. Способствовать сплочённости коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.
  4. Воспитывать учащихся   на общечеловеческих ценностях культуры в соответствии нормами и с ценностями национальных культур

7-8  класс

  1. Повысить учебную мотивацию через индивидуальные программы личностного роста.
  2. Формировать нравственные позиции каждого ученика в зависимости от личностных особенностей, его интересов, склонностей.
  3. Развивать ученическое самоуправление, как элемент социальной адаптации.

4. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

9

класс

  1.  Способствовать развитию познавательного интереса и интеллектуального роста учащихся.
  2. Способствовать формированию профессиональных ориентиров учащихся, выявлению склонностей и способностей для выбора профессии.
  3. Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и развивать мотивацию саморазвития.

Содержание, сущность практического опыта.

В основу воспитательной системы класса положены следующие принципы.

  • Принцип гуманистической направленности воспитания.

Отношусь к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

  • Принцип культуросообразности воспитания.  

Строю процесс воспитания  на общечеловеческих ценностях культуры в соответствии нормами и с ценностями национальных культур.

  • Принцип коллективности воспитания.

 Способствую приобретению ребенком опыта жизни в обществе.  Именно в классном коллективе происходит первичная адаптация ребенка к окружающей действительности.

  • Принцип диалогичности воспитания.

Обеспечиваю плодотворное взаимодействие  педагогов, учащихся, родителей, содержанием которого являются обмен духовными ценностями  и совместное продуцирование их.

  • Принцип деятельностного воспитания.

Формирую культуру труда. Участие в общественно полезном труде, самообслуживание.

Для решения проблемы повышения уровня учебной мотивации.

На классных часах, психологических тренингах совместно с учащимися были выработаны принципы взаимоотношений в классном коллективе:

  • Принимаю тебя, какой ты есть – ты ценность.
  • Понимаю тебя.
  • Верю в тебя.
  • Уважаю и соблюдаю твои права.
  • Приоритет нравственности в общественной жизни.
  • Всемерное развитие культуры, образования.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты

воспитательной

системы

Составные части (элементы) компонентов

Индивидно-групповой компонент

1.        Классный руководитель

2.        Учащиеся класса.

3.        Родители учащихся.

4.        Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе жизнедеятельности классного коллектива.

Ценностно-ориентационный компонент

  1. Ценности сообщества детей, педагогов, родителей
  2. Цели и задачи воспитания.
  3. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
  4. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности  класса.

Функционально-

деятельностный компонент

1.        Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2.        Основные функции воспитательной системы.

3.        Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельности классного сообщества.

Пространственно-

временной компонент

1.        Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2.        Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.

3.        Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4.        Этапы становления и развития воспитательной системы.

Диагностико-

аналитический компонент

1.        Критерии эффективности воспитательной системы.

2.        Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

3.        Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

        

Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

После  изучения  научно-методической литературы, знакомства с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведения опытно-экспериментальной работы, применения теоретических методов исследования, позволили мне выделить наиболее важные компоненты воспитательной системы: диагностический, индивидуально–групповой, ценностно-ориентированный, функционально-деятельный. Кроме этого, учитывая возрастные особенности детей, ведущую деятельность, направленность и характер познавательных интересов, я разделила всю воспитательную систему на этапы.

Для повышения школьной мотивации мной была разработана система рейтинга каждого учащегося «Наши успехи». Этот рейтинг включил в себя сумму всех оценок, полученных обучающимся по всем предметам за месяц. Затем подсчитывается средний балл. Этот подсчет на первом этапе проводил классный руководитель, а затем ребята из учебного сектора «Умницы и умники». Ежемесячно ребята заполняют свои успехи в дневник личностного роста «Зажги свою звезду». Этот рейтинг проводится 4 раз в учебном году (четверть). Преимущество этой системы в том, что каждый ребёнок соревнуется не только со своими товарищами, знает какое место он занимает среди одноклассников, но и соревнуется сам с собой. Имеет возможность проследить свой личностный рост. И если ему, в силу свих индивидуальных особенностей, не удается получить хорошие оценки по всем учебным предметам, то он старается компенсировать рост среднего балла за счет уроков на которых он наиболее успешен.

Учебная деятельность

Конфликтные взаимодействия детей чаще всего возникают оттого,  что ребята не знакомы с личностными особенностями своих одноклассников, не знают интересы и склонности друг друга. С целью Организация самоуправления класса.

Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организации самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества. 

Когда ко мне пришли пятиклассники, то я сразу же (на первом классном часе) начала формировать органы ученического самоуправления в классе. Конечно  же детей я еще не знала, да и сформирован класс был из двух разноуровневых классов. Но ребята  ответственно, серьезно  подошли к этому делу, так как понимали значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления выбрали ребят, которые, по их мнению, способны к сопереживанию. Воспитание в детях чувства толерантности, милосердия, сострадания, взаимовыручки и поддержки – настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность принять другого человека со всеми его хорошими и плохими качествами,  потребность помочь человеку. Узнать через других самого себя, свои слабые и сильные качества. Стать социально значимым, а в дальнейшем и успешным, выбрать свое дело и совершенствоваться в нем.

Для достижения этой цели нужно:

1. Узнать свои сильные стороны через участие в различных видах деятельности.

2. Повысить социальную значимость каждого члена классного коллектива.

Дни именинника с сюрпризами, выполненными для каждого ребёнка. Собраны все контактные телефоны одноклассников и с января по декабрь даты рождения учеников.

Обучающиеся распределились по своему желанию на группы (созвездия), в каждой из которых сами выбрали звеньевого и заместителя. Придумали названия своим созвездиям. Творческая группа - «Лира», спортсмены, защитники -«Персей» и т.п.. Выбрали актив класса «Звезда». Распределение обязанностей в классном коллективе было организовано по принципу взаимозависимости. Я смогла организовать их  таким образом, что ребята не заметили, как их направила опытная рука. Каждый решил, что это он сам выбрал для себя  занятие, в котором он чувствовал себя востребованным, значимым для других. Это было придумано для увеличения социальных контактов. Для того, чтобы ребята  по необходимости вынуждены были обращаться друг к другу за поддержкой и помощью. У каждого в классе появился свой объект, за который он несет ответственность.

 

Одной из воспитательных  задач  школы и класса является задача  сохранения здоровья учащихся. В течении учебного года в классе быдут организованы встречи с психологом, медсестрой, врачом-педиатром. Ребята с удовольствием посещают уроки физической культуры. На уроках есть время для физкульминуток.

Работа с родителями занимает особое место в воспитательной системе «Салют». 

Для улучшения взаимоотношений между родителями класса нужно было сформировать взаимоотношения на основе доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, развить сотрудничество в вопросах обучения и воспитания детей. Для этого были разработаны тематические родительские собрания, совместно с детьми внеклассные мероприятия. Был выбран родительский комитет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...