Классный час в 7 классе «Как жить в мире с родителями?»
классный час (7 класс)

Мараева Марина Викторовна

Классный час в 7 классе     

 «Как жить в мире с родителями?»                                                      Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.    (Пословица)

Цели: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: найти исполнителей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольших монолога).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kak_zhit_v_mire_s_roditelyami.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мараева Марина Викторовна

Классный час в 7 классе      

 «Как жить в мире с родителями?»                                                      Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.    (Пословица)

Цели: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: найти исполнителей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольших монолога).

План классного часа

I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога».

II. Интерактивная беседа.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я..».

V. Работа в группах «Портрет счастливой семьи».

VI. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).        

                                                  Ход классного часа

Классный руководитель: Добрый день! Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать с легенды:

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела и до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга? Отец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово «понимание».

Так, что же изменилось сейчас? Почему мы перестали понимать друг друга? Вот, например, совсем недавно, на приёме у психолога я стала свидетелем одной истории и хочу поделиться с вами своими впечатлениями. И так на приём к психологу пришли мама и дочь - семиклассница, Таня.

I. Проблемная ситуация «На приёме у психолога»

Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Классный руководитель: Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель: Как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдёт о взаимоотношениях между подростками и их родителями. Выслушав эту историю даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе.

Как вы считаете:

- хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

- можно ли назвать их семью счастливой?

- что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

(Дети высказываются.)

А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем.

А какова причина конфликта?   Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

- Трудный возраст дочери.

- Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.

- Успеваемость, учеба.

- Лень, неаккуратность.

- Придирчивость родителей.

- Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

И т. п.

Классный руководитель: Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т, д. Что значит, по - вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

- Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

- Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

- Делать что тебе захочется.

- Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

- Иметь много обязанностей.

- Жить по правилам, выполнять все законы.

Классный руководитель записывает ответы детей на доске в два столбика, разделяя на права и обязанности. Заполнив таблицу задаёт вопрос:  по какому принципу он разделил ответы.  

Классный руководитель: Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? (Дети высказываются.)

На какой почве чаще всего случаются конфликты?

Примерные ответы детей:

- Не помогал по дому.

- Учеба, поведение.

- Поздно приходил домой.

- Вредные привычки (курение).

- Из-за моей компании.

- Внешний вид (прическа, одежда).

- Мои поздние возвращения домой.

- Плохой характер родителей.

- Из-за денег, покупки вещей.

И т. п.

Классный руководитель: Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

Классный руководитель: Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует):

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

Классный руководитель: Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как бы вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

- Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.

- Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери теряет уважение к себе.

- Лучший способ поведения для них - это найти компромисс Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

V. Работа в группах «Секрет счастливой семьи»

Классный руководитель. Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Сейчас я предлагаю вам найти ответ на этот вопрос. У себя на столах вы видите ватман, на котором я прошу вас изобразить портрет счастливой семьи, и поделиться с нами своим секретом. Небольшие подсказки и цветные маркеры вы найдёте у себя на столах. Приступайте. По окончании работы ребятам предлагается возможность защитить свои проекты.

 На мой взгляд, секрет счастливой семьи очень прост: они умеют владеть собой и находить компромиссы.

Классный руководитель: Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.

VI. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга»

Классный руководитель: Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же, как и зло, которое мы причиняем другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.

Допустим, меня сутра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.

Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Попробуйте дома написать мини сочинение на тему «Закон бумеранга».

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

VII. Заключительное слово

Классный руководитель: Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?

Примерные ответы детей:

- Эмоции положительные, но после школы хочется отдохнуть.

- За хлебом я и так хожу всегда - это моя постоянная обязанность.

- Если родаки попросят, сделаю что-нибудь.

- Эмоции отрицательные - мои родители могут только приказывать, пошлют - пойду.

- А у нас все это делает бабушка. Никаких добрых дел для меня не остается.

- Наше занятие подошло к концу и мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу, гостей за внимание и пожелать мира согласия и гармонии вам и вашим семьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

Классный час "Как жить в мире с родителями?"

Классный час-  разговор с семиклассниками о вожможных конфликтах с родителями и способах их избежать. Презентация поможет сделать общение более разнообразным и интересным...

Классный час "Как жить в мире с родителями?"

Классный час для 7 класса с использованием интерактивной доски....

Классный час "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"

Методическая разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"...

Классный час «Жить в мире с другими».

Не секрет, сегодня многие подростки понимают, что отношения в обществе должны быть нравственными (особенно по отношению к ним), но сами не всегда утруждают себя следованием этим правилам. Как же воспи...

Классный час "Жить в мире с собой и другими"

Классный час посвящен теме толерантности. В ходе занятия дети обсуждают, что такое толерантность, какими качесвами должен обладать толерантиный человек. Учащиеся также выполняют интересные задания и у...

Методическая разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим собой"

Классный час "Как жить в мире с людьми и с самим собой"...