Проблема межнационального общения в молодежной среде
статья на тему
Будет полезно и педагогам, и детям, и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_mezhnatsionalnogo_obshcheniya_v_molodezhnoy_srede.docx | 6.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема межнациональных отношений в молодежной среде
Закон достойных — творить
добро и не ссориться.
Лаоцзы
Достоинство человека
не в его происхождении.
Бог не создал рабства,
но одарил человека свободой.
Иоанн Златоуст
Приступая к работе над такой серьезной темой, как межнациональные отношения в молодежной среде, мне вспоминается первое прочтение стихотворения Владимира Маяковского о советском паспорте. Слова "Читайте, завидуйте - я - гражданин Советского Союза" не воспринимались, как-то уж чересчур напыщенно они звучали. Чему завидовать-то? И почему поэт так гордится те, что он - гражданин Советского Союза? И кто такой этот гражданин? Пожалуй, рановато мне было читать стихи Маяковского, многое просто не доходило до сознания. С тех пор прошло почти пятнадцать лет. И вот, став взрослой, умной и образованной, я понимаю, чем же так гордился великий поэт.
Наша страна поистине великая. История и время - самые неподкупные и объективные судьи - подтверждают это. Достаточно вспомнить Отечественные войны 1812 и 1941 по 1945 годы, когда поработившие мир Франция и Германия рассчитывая завоевать Россию за каких-нибудь пару месяцев, оказывались побежденными, а все порабощенные страны - свободными, благодаря победе русского оружия. Наше государство занимает самую огромную территорию, на которой живут представители различных народов со своими традициями, бытом и своей богатейшей культурой. В эпоху мира, когда так много внимания уделяется воспитанию патриотизма, гордости за свое Отечество, одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частности, являются межнациональные отношения.
Из различных средств массовой информации мы узнаем о вопиющих фактах, свидетельствующих о национальной ненависти, насилии, преступном поведении не только взрослых, но, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов.
"Лихие" 90-е годы прошлого века перевернули жизнь общества. Распад ранее неделимого СССР на отдельные республики сказался не только на территориальном и государственном уровнях. Это, главным образом повлияло на мировоззрение людей. Последовавшие за этим экономический, социокультурный кризисы, отсутствие какой-либо идеологии, маргинализация больших слоев населения формировали тип нового человека. Все это особенно отразилось на молодежи.Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость к их обычаям и культуре. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. К сожалению, представители других национальностей, живущие на пограничных территориях, считают, что русские занимают не свое место. Примеров тому у нас на Севернорм Кавказе - множество.
В настоящее время среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Почему так происходит? Почему участниками жестоких разборок на национальной почве все чаще являются молодые люди - студенты, школьники? Это объясняют отчасти психологическими и возрастными особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, ему свойствен юношеский максимализм, он рассматривает мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на "своих" и "чужих" по национальному признаку, сам же хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.
"Чужие" подвергаются резкой критике, оказываются виноваты во всех бедах, и молодым представляется выходом и спасением от всех бед изгнание чужака. В России в настоящее время появилось множество групп, исповедующих национализм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям "неславянской" внешности. Прикрываясь безобидными, даже патриотическими названиями, эти группы по сути являются настоящими бандами, и ими ведется пропаганда антисемитизма, национальной ненависти, насилия. Эти люди называют себя патриотами, но так ли это?
Можно ли назвать патриотом бритоголового парня в кожаной куртке, весьма и весьма ограниченного в интеллектуальном и культурном отношениях, не знающего толком ни истории своей страны, не читающего книг, не имеющего сознательного отношения к религии? Являются ли гражданами, любящими свое Отечество, незрелые молодые люди, уродующие стены домов надписями "Россия для русских" и тому подобных?
Думаю, нет. Думаю также, что такие прпагандисты даже слабо понимают смысл слова "гражданин". Люди, заявляющие о любви к Отечеству, занимаются разжиганием вражды, ненависти в нем. На мировоззрение молодого человека, подростка также сильно влияет психология толпы. Юный, неопытный человек с недостаточно сильной волей зачастую подчиняется влиянию более яркого, сильного сверстника, во всем стараясь ему подражать. А если признанным авторитетом у подростка является представитель банды националистов, то нетрудно догадаться, по какому пути он пойдет.
Из такой серьезной проблемы тем не менее есть выход. В настоящее время ведется государственная политика по налаживанию мира между представителями различных национальностей. Все чаще звучат слова "толерантное отношение". Иными словами - уважительное отношение к человеческому достоинству, языку, культуре, традициям, обычаям других народов, доброжелательность, терпимость, великодушие, чувство такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними. Чтобы этого достичь, надо стремиться понять человека, непохожего на тебя, понять их культуру и обычаи. Но главное, чтобы это было взаимным. Поддержание добрых, мирных отношений должно стать общей задачей. Ведь не для того мы выигрывали мировые войны, чтобы самим уничтожить друг друга в гражданской войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия плакатов. Русский язык- язык межнационального общения
Тематика представленных плакатов отражает общенациональную проблему отношения к языку как социальной ценности. Контекст плакатов ориентирован на изменение поведенческой модели российского общест...
Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...
Материал для проведения родительских собраний по проблеме сленга молодежи и сквернословия в молодежной среде
Материал для родительского собрания в средней школе...
"Проблема патриотизма в молодежной среде" (исследовательская работа)
Цель исследования: оценка состояния представлений молодёжи о патриотизме; выявление факторов, влияющих на формирование отношения молодёжи к государству и обществу; осознание путей реализации федеральн...
Классный час на тему « Проблема наркомании в молодежной среде»
Классный час на тему: « Проблема наркомании в молодежной среде»...
Организация в МБОУ СОШ № 180работы по профилактике экстремизма, предупреждению межнациональных конфликтов в подростковой и молодежной среде
анализ и организация работы в ОУ по профилактике экстремизма...
Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде
Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде...