Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде
учебно-методический материал (11 класс)

Винокуров Андрей Анатольевич

Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной конкурс проектов

«Наука. Инициатива. Творческий поиск»

Тема проекта

 «Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде»

Авторы:

Киман Анастасия Денисовна,

Московкин Иван Олегович,

студенты ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Руководитель:

Винокуров Андрей Анатольевич,

преподаватель иностранного языка

Энгельс, 2024 год

Оглавление

Введение                                                                                                              

Основная часть                                                                                                    

 I глава  

Российские деятели культуры о проблемах  современного русского языка                                            

II глава

Проблемы русского языка в студенческой среде Энгельсского политехникума                                                              

            1. Анкета “Великий и могучий...” и анализ отношения студентов к

               русскому языку и русской литературе                                              

            2. Проблема письменной речи студентов                                            

             3. Проблема устной речи студентов                                                      

Заключение                                                                                                            

Список используемой литературы                                                                    

     

Введение

                                                                 Нам не дано предугадать,

                                                                 Как наше слово отзовется.

                                                                 И нам сочувствие дается,

                                                                 Как нам дается благодать.

                                                                                        Федор Иванович Тютчев.

 «Важнейшая функция языка – коммуникативная, в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания, тем самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание»1. Современный разговорный русский язык, к сожалению, превращается в так называемый «албанский язык». Это язык с преднамеренными ошибками. Молодые люди, распространители этого «языка», пишут на нём в блогах, чатах, твитерах. Будучи грамотными людьми, они преднамеренно «бросают» в глобальную сеть множество жаргонных слов и выражений. А беда большинства  в том, что, не зная литературного русского языка, они принимают жаргон за  правило и даже моду. Язык как среда обитания любого человеческого коллектива и каждого человека сегодня замусорена до критических показателей.

1.Миловатский В. С.Об экологии слова. М.: Слово, 2017

I глава. Российские деятели культуры о проблемах  современного русского языка

          В своем слове при получении Большой Ломоносовской медали Российской Академии Наук А. И. Солженицын сказал: «Процесс эволюции всякого языка течет постоянно: что-то постепенно теряется, что-то приобретается. Но крупная общественная революция приводит в ненормальное, болезненное сотрясение также и весь язык…  Так и русский язык от потрясений 20 века болезненно покорежился, испытал коррозию, быстро оскудел, сузился потерею неповторимых красок и соков, своей гибкости и глубины. А с разложения языка начинается и сопровождается разложение культуры. Это и символичное, и духовно опаснейшее повреждение»[1].

          По мнению профессора А. П. Сковородникова, «экология языка – это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствование практики речевого общения»[2]. Экология языка должна создавать основу так называемой политики государства, которая в современной России только начинает формироваться.

Нельзя не разделить опасения выдающегося российского лингвиста профессора А.Скворцова, считающего, что "снижение общей культуры речи всем заметно и представляет настоящую угрозу литературному языку"[3]. В переживаемую нами эпоху новейших достижений цивилизации подлинно глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остается обязательным требованием для всякого образованного человека. Это требование связано с очень важным аспектом-экологией языка. Как в природе есть пределы уровня загазованности воздуха, загрязнения воды, накопление радиации, при котором начинаются необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубления, нарушения смысловых, стилистических и грамматических норм.

          Наблюдаемая тенденция деградации русского языка может привести к тому, что язык перестанет быть орудием мышления и средством общения, утеряет свою роль первого элемента культуры. Поэтому надо очищать язык так же, как очищают воздух от опасных токсичных веществ. Речевая среда существования должна быть годной не только для сегодняшней жизни, но и жизни новых поколений.  Общество, пренебрегающее языковой культурой, со временем деградирует.

Еще в 1836 году Ф. И. Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:

  Не слепок, не бездушный лик –

          В ней есть душа, в ней есть свобода,

            В ней есть любовь, в ней есть язык…

 

II глава. Проблемы русского языка в студенческой среде Энгельсского политехникума

  1. Анкета “Великий и могучий...” и анализ отношения студентов к русскому языку и русской литературе

  Было опрошено 114 студентов I – II курсов.

Вопрос

Да

Нет

1

Считаете ли вы русский язык родным?

105

9

2

Знаете ли вы русский язык?

114

-

3

Трудно ли было учить русский язык в школе?

110

4

4

Любите ли вы читать классическую литературу?

27

87

5

Вы читаете классическую литературу потому, что:

а) вам нравится

б) по заданию преподавателя

27

87

6

Выполняя задание преподавателя, вы обращаетесь к

а) книге

б) интернету

64

114

7

Читаете ли вы литературу современных авторов?

12

102

8

При общении с друзьями на расстоянии вы предпочитаете:

а) телефонный разговор

б) смс

114

114

9

Как вы предпочитаете проводить свободное время?

а) играя в компьютерные игры

б) за поиском информации в интернете

в) в живом общении с друзьями

58

13

43

10

Считаете ли вы, что необходимо поднимать престиж русского литературного  языка в нашем обществе?

109

5

Выводы по результатам анкетирования

  1. Абсолютное большинство студентов (92,1%) считают русский язык родным и полагают, что владеют им, но при изучении языка в школе (в техникуме курс русского языка только повторяется) испытывали трудности.
  2. Классическая литература, к сожалению, не является популярной среди студентов, и читают её только по заданию преподавателя.
  3. Книга для 56,1% опрошенных не является основным источником информации. Студенты  предпочитают интернет и СМИ.
  4. Происходит разрушение норм русского литературного языка в повседневном общении студентов за счёт огромного влияния Интернет и развлекательных каналов телевидения (ТНТ, СТС,  МузТВ, МTV)
  5. При общении с друзьями и знакомыми на расстоянии студенты не отдают предпочтение ни одному из видов мобильной телефонной связи (одинаково пользуются как смс, так и разговорами по телефону).
  6. Свободное время 50,9% опрошенных студентов предпочитают проводить за компьютером, причём не с целью поиска информации, а играя в сетевые игры типа «Tame zero».
  7. Студенты (83,3% опрошенных), к сожалению,  не задумываются над проблемой престижа русского языка.

2. Проблема письменной речи студентов

          В качестве источников исследования письменной речи студентов нами были выбраны творческие работы  по различным дисциплинам: рефераты, доклады, конспекты, сочинения, изложения.

          В ходе изучения докладов и рефератов, сложилось впечатление видимой грамотности студентов. Работы в основном составлены как выписки из двух или в лучшем случае трёх научных источников,  большинство из них буквально списано из популярных статей СМИ или  скачено из интернета.

           Конспекты составляются неграмотно не только с точки зрения норм русского языка, но и с точки зрения «техники исполнения»: не все студенты обладают навыками построения конспекта, использования полей  и грамотного применения общепринятых сокращений.

           В сочинениях и изложениях по литературе основными речевыми ошибками являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении

2) употребление рядом или близко однокоренных слов

3) неудачный порядок слов

           Наше исследование показало, что студенты техникума официальной письменной речью пользуются мало. Однако в совершенстве владеют модными  сегодня чат – переписками, в которых используется транслитерация (замена знаков одной письменности знаками другой письменности), своеобразная лексика, большинство слов в которой являются агрессивными. Слова в предложении  пишутся без пробелов.   Люди перестали выражать свои эмоции и переживания словами, заменив их множеством смайлов. Нами найдено  более 200 видов смайлов. И это не предел.

3. Проблема устной речи студентов 

           Среди студентов  Энгельсского политехникума, как и во всем обществе, существует проблема речевого этикета. Она проявляется в устном межличностном общении, в официальных выступлениях на семинарах, конференциях, в беседах с педагогами…

           Устная речь наших студентов изобилует просторечиями типа «небось, до отвала, кто те мешает и другие», словами – паразитами типа «как бы», «короче», «ну», «в общем», «блин»

          К сожалению, в речи молодых людей присутствует и ненормативная лексика. А ведь сквернословие, мутный вал непристойной лексики противоречит  духовной традиции российского народа, разрушает русский язык, а с ним и людские души. Российский лингвист Миловатский В.С. считает, что «…экология слова -  это экология души. Условием целостности природы, хранения ее экологической гармонии является целостность человеческого духа и всеобщее родство людей»[4]. А необходимым условием этого, как мне кажется, является языковая целостность, полнокровное развитие русского языка.

Заключение

           Пути сохранения духовных ценностей, бережное отношение к тому, что несёт в себе русское слово – вот то, что волнует   меня. Проблемы сохранения русского языка, культуры неразрывно связаны с осмыслением такого феномена, как русская языковая личность.  Наша Земля  требует не только сохранности природных богатств Отечества, но и сохранности российской культуры, в которой русская словесность занимает одно из значительных мест.
          Хочется  вспомнить слова великого Гегеля: «
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума,  чтобы пользоваться им».

                                             

                             

Список используемой литературы

  1. Миловатский В.С. Об экологии слова. М.: Слово, 2017
  2. Скворцов Л.И. Экология языка нуждается в защите. Интервью РГРК «Голос России» 29.02.2010
  3. Сковородников А.П. Об экологии русского языка// Филологические науки №10 2012
  4. Солженицын А.И. Слово при получении Большой Ломоносовской медали РАН от редакции ВИЕТ 2 июня 2016


[1] Солженицын А.И. Слово при получении Большой Ломоносовской медали Российской академии наук

[2] Сковородников А.П. Об экологии русского языка// Филологические науки, 2012

[3] Скворцов Л.И. Экология языка нуждается в защите. Интервью  Г Т Р К  «Голос России», 2010

[4] Миловатский В.С. Об экологии слова. М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:«Профилактика ненормативной лексики в молодёжной среде посредством рэп – культуры»

Проект, ставший победителем многих конкурсов различного уровня. Уникален тем, что очень прост в реализации, не требует материальных вложений, интересен для детей и даёт хороший результат....

Выступление на родительском собрании "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"

Выступление на родительском собрании "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"...

Проблема межнационального общения в молодежной среде

Будет полезно и педагогам, и детям, и родителям...

Презентация по профилактике молодёжного экстремизма "Явления экстремизма в молодёжной среде"

Данная презентация использовалась на классном часе с учащимися 8-10 классов...

Презентация "Профилактика вредных привычек в молодёжной среде. Экспресс-вопросы" по дисциплине "Обществознание" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

"Профилактика вредных привычек в молодёжной среде. Экспресс-вопросы" по дисциплине "Обществознание" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Культура общения в подростковой среде

материалы для выступления на родительском собрании "Культура общения в подростковой среде"...

Проблема вандализма в молодёжной среде г. Пыть-Ях

Данная работа обучающегося 9д класса Зюзева Данила была реализована в рамках социально-значимой деятельности и воспитательной работы школы. Данный социальный проект принял участие в городской конферен...