Сотрудничество Классный час
классный час (7 класс) по теме

Власюк Лариса Михайловна

Класный час в форме беседы с элементами групповой индивидуальной работы. Цель: научить управлению  малым, а далее и в большим коллективом ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_klassnyy_chas.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час № 1.

«СОТРУДНИЧЕСТВО»

Цель: Продолжить формирование коллективного действия, используя способности и таланты отдельных личностей, отрабатывать навыки работы в группе.

Задачи:

1. Воспитывать чувство коллективизма.

2. Поднимать на более высокую ступень взаимоотношения ученик-ученик, ученик – учитель, ученик – общество.

3. Готовность ученика к управлению в малом, а далее и в большом коллективе ребят.

Форма проведения: беседы с элементами групповой индивидуальной работы.

Оборудование:Таблицы с изображением животных – гусей, волков. Альбомные листы, фломастеры.

Ход занятия

Ведущий  Ясной ночью там, где небо темное, вы можете увидеть около двух тысяч звезд, множество созвездий, тысячи галактик. Они рождаются, живут и умирают по определенным законам.

Человеческая вселенная не менее сложна. На ее «карте» миллиарды непохожих друг на друга индивидуальностей, объединенных в миллионы социальных созвездий – больших и малых групп.

В социальной вселенной действует не менее строгие законы социального притяжения и отталкивания, взаимного проникновения культур и цивилизаций, поэтому наша повседневная жизнь, межличностное общение и взаимодействие социальных групп полны необъяснимыми противоречиями, парадоксами и тайнами.

Каждый индивидуум формируется в тесном контакте с социальной средой в определенном обществе. В человеческом обществе отражены нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей. Государство – политическая организация данной страны, а мы с вами граждане нашего государства. Наша цель – поддерживать его, укреплять, обеспечивать стабильность и развитие, оберегать свободу и независимость государства.

Таким образом, каждый человек, живущий в государстве, должен обладать определенными навыками гражданина своей страны.

Давайте попробуем выделить их.

Ребята предлагают: сотрудничество, терпение, справедливость, уважение, сила, самосовершенствование, уравновешенность, образованность… Если назовут не все можно предложить свой вариант, на листке из предложенных навыков выделить, по мнению детей главные, сказать о каких навыках  в программе классных часов будет идти речь и почему (предложенные Ч.Хеберли).

Ведущий. Сегодня мы начинаем с вами с навыка сотрудничество. На доске и листках (или тетрадях) пишем слово сотрудничество

Подумайте, что может означать это слово? (запишите в тетрадь и, проговаривая свое мнение, запишите понравившееся мнение товарища в тетради и на доске).

Ответы ребят

Ведущий. Попробуем привести примеры сотрудничества в жизни животных (дети называют – киты, дельфины, стон хищников и т.д., привести пример гусей).

Ответы ребят

Ведущий. Например, гуси не просто так летят косяком. Ученые обнаружили, что каждый гусь «поддерживается на лету» тем, кто летит впереди. Летя, таким образом, гуси увеличивают расстояние, которое они могут пролететь, больше чем на 70%. Всякий раз, когда гусь выходит из косяка, он чувствует тяжесть и вновь присоединяется к стае. Крики сзади говорят лидеру о том, что нужно поддерживать темп. Когда лидер утомлен, он перемещается в заднюю часть, и следующий за ним гусь выходит вперед. Если гусю нужно приземлиться, нужно передохнуть, или же он ранен, то два или три «сотоварища» приземляются с ним и ждут, пока он не сможет полететь снова. Далее они летят маленьким косяком, пока не догонят большой косяк. Стая зависит от того, пытается ли каждый гусь работать сообща.

Ведущий. Являемся ли мы, люди столь же разумными? Давайте попробуем посотрудничать в решении определенных проблем и посмотрим роль каждого человека в решении данной вам проблемы:

Разделить участников на четыре группы по 4-5 человек, можно предложить выбрать фломастеры, среди разных цветов по 4-5 штук одинаковые, это и есть группа  (или по интересам).

Ведущий. Вам даны темы, обсудите и выберите для своей группы одну для презентации темы проекта –

а) обновления класса,

б) развития школы,

в) развития дома культуры

г) развития нашего поселка.

Работа в группах 15-20 минут (составление рисунков, планов, стихов, эссе и  т.д.) Представление ребятами проектов по 2-3 минуты.

Ведущий. В процессе работы каждый из вас нес определенную нагрузку. Давайте ответим на вопросы:

  • Что вы обнаружили в себе по мере выполнения этого задания?
  • Требовалось ли ваше участие?
  • Были ли вы руководителем?
  • Что вам не понравилось в вашем участии?
  • Чему вас научил вас процесс подготовки вашей презентации?

 Ответы ребят

Ведущий. Еще одно задание: Пусть один человек сядет на стул, а остальные попробуют по одному поднять его, не уронив. Не получается? Что вы предложите?

 (все вместе).

- Ответим на вопросы  

а) было ли упражнение в самом начале трудным?

б) когда работали вместе, было сложно?

в) чему научило это упражнение?

 Ответы ребят

Ведущий. В этих упражнениях вам необходимо было сотрудничать, слушать и понимать друг друга.

Существуют правила техники активного слушания, предложенные Ч.Хеберли (каждому выданы листы, 3-5 минут ребята читают правила).

ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Активное слушание подразумевает, что вы слушаете не только ушами, но и глазами. Нужно, чтобы вы были полностью сосредоточены на говорящем человеке, смотрели ему в глаза, следили за выражением лица и жестами.

Как вы себя чувствуете, когда ваши родители или друзья не слышат вас? Вы расстроены? Вы чувствуете, что вас игнорируют, не воспринимают серьезно?

Мы чувствуем, что нас ценят, если к нам прислушиваются. Мы испытываем большее желание выражать наши идеи, когда нас слушают. Навык слушания необходимо практиковать. Улучшить навыки слушания помогут следующие методы:

А. Поддерживайте Позицию Открытого Тела. Эта позиция показывает, что вы восприимчивы к тому, что говорят. «Открытая» позиция означает, что ноги руки не скрещены, руки опущены вниз или лежат вместе на коленях, а лицо слегка наклонено в сторону говорящего.

В. Смотрите в Глаза. Сколько раз вы в разговоре с кем-то отмечали, что он не смотрит вам в глаза? Вы чувствуете, что этот человек вас не слышит? Когда вы смотрите говорящему человеку в глаза, вы должны сосредоточиться на том, что он говорит. Пытайтесь смотреть в глаза тому, с кем вы говорите.

С. Возвращайтесь назад к тому, что было сказано. Один из лучших способов дать почувствовать говорящему человеку, что его слушают – это вернуться к главным идеям, которые вы услышали. Идея состоит в том, чтобы удостовериться, что вы понимаете то, что он хотел сказать. Это называется «зеркальное слушание». Даже если вы не согласны с его словами, возвращение назад дает говорящему человеку почувствовать, что его ценят, потому что он уверен, что его слушают. Если вы хотите узнать идеи другого человека, спрашивайте его, пока вы оба не поймете друг друга.

Д. Проверьте значение того, что вы услышали. Проверьте то, что вы услышали через вопросы. Например, «я слышал, что вы сказали, что …, это то, что вы имели ввиду?» Не надо предполагать, что вы знаете, что другой человек хотел сказать. Перед тем, как делать заключение, проверьте, что вы правильно поняли говорящего.        

(Ч.Хеберли «Искусство быть гражданином»/ стр.22-23)

 Ведущий. Выберите себе партнера – человека с которым, как вам кажется, легко общаться. Поделите карточки на двоих и попробуйте: сначала понять сами, о чем фраза на листке, а затем жестами и мимикой донести фразу до партнера, поменять карточки и прочесть текст.

  • Can you help me?

            Can you sweep the floor?

            (Ты можешь помочь мне?

             Можешь подмести пол?)

  • I have a big sofa in my room.

            (У меня в комнате большой диван).

               Давайте ответим на вопросы:

Смогли ли вы понять сообщение?

Было ли ваше сообщение понято?

Трудно ли общаться без слов?

Чему научило вас это упражнение?

 Ответы ребят

Ведущий. Вы сегодня, при общении друг с другом, какие использовали качества личности в процессе сотрудничества?    

Ответы ребят

(Могут быть следующие ответы

  • Умение слушать
  • Умение руководить и вести за собой,
  • Умение говорить
  • Доброта,
  • Поддержка, помощь,
  • Терпение,
  • Сплоченность)

Ведущий. Что же такое сотрудничество с точки зрения философии? Попробуйте найти примеры из жизни, подтверждающие предложенное вам выражение или объяснить его. Составим ромашку: «СО – ТРУД – Н – И – Ч – Е – С – Т – В – 0»

 Ответы ребят

 Дети зачитывают лепесток, объясняют и приклеивают, на доске получается ромашка (Определения взяты в книге Ч.Хеберли «Искусство быть гражданином»)

«Со» - Сотрудничество – это умение работать сообща, в группе, для того, чтобы решать проблемы. Это способ действовать как единое целое, а не как сборище отдельных личностей. Очень часто для достижения общих целей приходится жертвовать своими собственными интересами.

«Труд» - Сотрудничество предполагает использование способностей и талантов отдельных личностей для нахождения наилучшего решения проблем.

«Н» - Сотрудничество является очень важным навыком гражданина, так как любой народ состоит из людей, управляется людьми, живет для людей, и поэтому все люди должны работать вместе. Если мы можем управлять собой, то мы сможем подчинить свои нужды интересам народа, так, чтобы вся страна работала эффективно.

«И» - Сотрудничество развивает групповое мышление, при котором каждый член группы помогает найти лучший путь решения проблемы в зависимости от времени и обстоятельств. Хорошие совместные усилия намного более эффективны, потому что люди настроены на постоянную совместную деятельность для достижения общих целей.

«Ч» - Сотрудничество поддерживает мирное сосуществование. Через сотрудничество мы также помогаем другим узнать нашу точку зрения, и лучше понимаем их взгляды. Без сотрудничества люди начнут препираться, распадутся на мелкие группы, будут бороться друг против друга, сегодня множество сообществ так и поступает. Иногда сотрудничество необходимо для выживания.

«Е» - Сотрудничество – это активный навык, основанный на общей цели и целях каждого, направленных на достижение общей цели.

«С» - Сотрудничество начинается уже тогда, когда вы как гражданин, принимаете такое решение, которое согласуется с общей целью.

«Т» - Сотрудничество  способствует достижению мирного сосуществования. Это означает, что вы должны помогать другим, а не указывать им на ошибки и не критиковать их. Без сотрудничества человечество захлебнется в спорах и ссорах.

«В» - Сотрудничество необходимо, чтобы разобраться, почему, то или иное решение стоит на первом месте.

«О» - Сотрудничество важно для достижения прав, обещанных нам в конституции (жизнь, свобода и стремление к счастью).

Ведущий. Совместные решения обычно дают долговечные результаты. Развивать отношения сотрудничества стоит, потому что путь, которым вы идете, влияет на конечный результат.

Объясните высказывание:

«Мы должны держаться сплоченно, иначе мы останемся одни. При

принятии решений воспользуемся помощью других».                    (Бенджамин Франклин)

 Ответы ребят

 Ведущий.   Оцените свое и групповое участие в работе классного часа.

Старался ли ты работать вместе с другими?

Как, по вашему мнению, сотрудничали ли члены группы между собой?

Кто был лидером в вашей группе?

 Ответы ребят

Ведущий. Оцените по пятибалльной шкале вашу индивидуальную работу: 1б. - минимум участия...5б-максимум участия (выдаются небольшие листки для оценивания результатов работы на каждом занятии, каждым участником):

А) оцените свою работу в группе

Б) оцените работу группы, в которой ты участвовал

Анализ результата.

Ведущий. Совместные решения обычно дают наиболее долговечные результаты. Для умения сотрудничать, необходимо быть терпеливым. Терпение – это следующий навык, о котором мы с вами поговорим на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.

ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ  БИБЛИОТЕКА.  НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...

Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся

Данная презентация говорит не толко о принципах сотрудничества классного руководителя и учащихся, но и о психолого-педагогическом просвещении родителей, о вовлечении родителей в учебно-воспитательный ...

Сатья "Сотрудничество классного руководителя и родителей"

Выступление в районной педагогической конференции  «Учитель, семья, общество – инновационная модель взаимодействия»...

"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Со...

Программа сотрудничества классного руководителя с родителями

Современный мир интенсивно меняется. Новый день несёт нам новые взгляды, позиции, новое отношение к проблемам воспитания. Время идёт, а детство человека обладает всё той же неизменной особенностью: он...

Презентация по теме "Сотрудничество классного руководителя со школьным библиотекарем."

Данная презентация иллюстрирует мое выступление на областном семинаре библиотекарей школ-интернатов в октябре 2013 г....