Кадетское воспитание.
учебно-методический материал на тему

Баринова Елена Владимировна

Данный материал содержит темы для проведения кадетских часов в 5-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_kadet_-_nadezhda_rossii.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Юный кадет – надежда России»

    «Кадетом быть …

А что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить!»

Программа “Юный кадет – надежда России” разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.

 

 Участники программы:

В реализации программы принимают участие кадеты  5 - 11 классов, родители, педагоги, офицеры – наставники, представители общественных организаций и учреждений.

Цель:

 Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Задачи:

- формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм;

- активизации интереса к истории Отечества;
- знакомство с историей, традициями, заповедями кадетского братства;

- формирование готовности служению Отечеству, способности защитить и отстоять интересы Родины;

- формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
- формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье»;

- изучение элементарных правил поведения воспитанника – кадета.

- воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;

- развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.

Расширение кругозора и военная подготовка кадет ведется по следующим направлениям:

-  духовно-нравственное и патриотическое воспитание;

 - гражданско-правовое воспитание;

- физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа;

- туристская деятельность

- трудовое воспитание.

Прогнозируемый результат:

В процессе реализации программы “Юный кадет – надежда России” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

Критерии результативности:

Соблюдение обучающимися норм поведения в повседневной жизни в школе и вне школы.
Активное участие кадетов в делах класса и школы.

Виды занятий: 

Диалог.
Диспут, дискуссия.
Проекты.
Социальные практики.
Тренинги.

Строевая подготовка.

Огневая подготовка.
Презентация творческих работ.
Интеллектуальные игры и викторины.
Мультимедийные презентации.
Виртуальные экскурсии.

В школе создана кадетская символика: устав кадетского класса, кодекс чести кадета, кадетское знамя, единая форма.

 Кадеты имеют свои славные традиционные праздники: «Честь имею!», «Парад кадетских классов», смотр строя и песни, кадетский бал, смотр-конкурс кадетских классов  Одно из ярких мероприятий - посвящение в кадеты. Накануне этого знаменательного события кандидаты в кадеты учат присягу, проходят подготовку к посвящению, которая включает в себя изучение истории кадетского движения, историю кадетского корпуса, строевую подготовку. Церемония посвящения в кадеты - красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и учителей. Лучшие кадеты принимают присягу у подножия Матери-Родины на Мамаевом кургане.

Темы кадетских часов.

5 класс.

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

Кадеты нашей школы. Как все начиналось.

ЮКНР. История кадетских классов в МОУ СОШ № 95. Устав ЮКНР.

2

2

Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет?

1

3

Я учусь быть кадетом.

1

4

Правила жизни.

- Поведение в школе. Поведение на уроке и на перемене.

- Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в портфеле, порядок на парте).

- Культура поведения на общественных местах (культурный центр, театр, экскурсия).

- Соблюдение режима дня – воспитание характера.

- Дисциплина и дисциплинированность кадета.

- Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками.

- Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

- Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета».

8

5

Из истории кадетского движения.

1

6

Школьный музейный уголок «Детство в погонах»

1

Экскурсия. Козырева Ю.В.

7

Школьная форма. Форма одежды кадета.

1

8

Российские символы: гимн, герб, флаг.

2

9

«Кадеты нашей школы». Встреча с обучающимися кадетских классов нашей школы.

1

10

Традиции и заповеди кадетского братства.

1

11

Строевая подготовка.

9

12

Праздник «Честь имею»

1

13

«Ветеран живёт рядом»

2

14

Города-герои.

1

15

Я живу в Волгограде. Город-герой Волгоград.

1

16

Города воинской славы

1

Итого:

34 ч.

6 класс

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

ЮКНР. Устав ЮКНР.

1

2

Правила жизни

4

3

Из истории кадетского движения России.

1

4

Азбука нравственности юного кадета.

- Почему я решил стать кадетом?

- Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

- Быть воспитанным – что это значит?

- Хочу – могу – надо.

- Держи свое слово.

- Забота о старших – норма жизни кадета.

6

5

Школьная форма. Форма одежды кадета

1

6

Государственные символы России.

1

7

«От князя Игоря до маршала Жукова»

1

8

Что такое «Честь класса»?

1

9

Города-герои. Москва – столица нашей Родины.

1

10

Я живу в Волгограде.

- Государственная символика города.

- Царицын – Сталинград - Волгоград. Историческое прошлое Волгограда.

2

11

Города воинской славы.

2

12

«Кадеты нашей школы». Встреча с обучающимися кадетских классов нашей школы.

1

13

«Ветеран живёт рядом»

2

14

Строевая подготовка.

10

Итого:

34 ч.

7 класс

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

ЮКНР. Устав ЮКНР.

1

2

Правила жизни

4

3

Из истории кадетского движения России. История образования и развития кадетских корпусов в России.

1

Виртуальная экскурсия.

4

Азбука нравственности юного кадета.

- Быть в ответе за порученное дело – что это значит?

- Умей ценить своё слово и чужое время.

- Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе

- Правила вежливого общения.

- Отзывчивость, сочувствие, чуткость – основы милосердия.

- Спешите делать добро!  Доброта и доброжелательность.

- Настоящий кадет – это…

7

5

Кадетская форма прошлого.

1

6

Умей носить кадетскую форму.

1

7

Воинские звания.

1

8

Государственные символы России.

1

9

Города – герои. Ленинград.

1

10

Я живу в Волгограде.

- Исторические памятники города.

1

11

Города воинской славы

1

13

«Кадеты нашей школы». Встреча с обучающимися кадетских классов нашей школы.

1

14

«Ветеран живёт рядом»

2

15

«Кадеты – первооткрыватели»

1

16

Строевая подготовка.

6

17.

Огневая подготовка.

3

Итого:

34 ч.

8 класс

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

ЮКНР. Устав ЮКНР.

1

2

Правила жизни

3

3

Из истории кадетского движения в России. Развитие кадетских корпусов в современной России.

1

Виртуальная экскурсия.

4

Государственные символы России.

1

5

Азбука нравственности кадета:

- Что такое дружба?

- «Моё» и «наше».

- Что такое милосердие?

- Один за всех все за одного. «Я» и «Мы».

- В тебе взрослеет гражданин.

5

6

Секрет успеха публичного выступления

1

7

Города – герои. Брестская крепость. Мурманск. Смоленск.

3

8

Я живу в Волгограде.

- Известные люди города. Исторические личности

1

9

Города воинской славы

1

10

«Кадеты нашей школы». Встреча с обучающимися кадетских классов нашей школы.

1

11

«Ветеран живёт рядом»

2

12

Из истории кадетских корпусов

2

13

«Кадеты – деятели искусства»

2

14

Строевая подготовка.

6

15

Огневая подготовка.

5

Итого:

34 ч.

9 класс

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

ЮКНР. Устав ЮКНР.

1

2

Правила жизни.

2

3

Из истории кадетского движения в России.

1

4

Государственные символы России.

1

5

Азбука нравственности кадета:

- Секреты успешного спора.

- Учись отстаивать свою точку зрения.

- «Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь»

- «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

- Что значит поступить «не по-кадетски»?

- Мое отношение к понятиям «долг», «честь».

- Умение владеть собой

- Безделье и лень портят человека.

8

6

Из истории кадетских корпусов

1

7

«Кадеты – полководцы и флотоводцы»

3

8

История балов в России.

1

9

Школьный кадетский бал

1

10

Города-герои. Севастополь. Керчь. Одесса.

3

11

Города воинской славы.

2

12

Строевая подготовка.

5

13

Огневая подготовка.

5

Итого:

34 ч.

10 класс

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

ЮКНР. Устав ЮКНР.

1

2

Государственные символы России.

1

3

Из истории кадетского движения в России.

1

4

Азбука нравственности кадета:

- Чужого горя не бывает.

- Один раз обманешь – в другой раз не поверят

- О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие…

- Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла.

- «Учись преодолевать свои недостатки»

- Дорога к победе над собой.

6

5

Кадетское братство. Заповеди и традиции кадет.

1

6

Школьный кадетский бал.

1

7

Государственные награды Р.Ф.

1

8

Города-герои. Киев. Минск.

2

9

Города воинской славы.

2

10

Воспитанники Артиллерийского и инженерного Шляхетного 2-го кадетского корпуса на службе Отечеству.

1

11

Известные выпускники Пажеского Его Императорского Величества корпуса.

1

12

Известные и знаменитые воспитанники Первого Его Императорского  Величества кадетского корпуса.

1

13

«Жизнь великих кадет – образец для подражания»

2

14

Суворовские военные училища: прошлое и настоящее.

1

15

Нахимовское военно-морское училище.

1

16

«Кадеты – полководцы и флотоводцы»

1

17

Смотр строя и песни.

1

18

Строевая подготовка.

4

19

Огневая подготовка

5

Итого:

34 ч.

11 класс

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

ЮКНР. Устав ЮКНР.

1

2

Государственные символы Росии.

1

3

История кадетского движения в России.

1

Викторина.

4

Азбука нравственности:

- Настоящий кадет – это…

- Качества настоящего гражданина и патриота.

- «Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины»

- Воспитание характера

4

5

«Я вам завещаю одно – храните святые заветы

1

6

Есть такая профессия – Родину защищать. Наши выпускники – защитники Родины.

1

7

О цели в жизни.

1

8

Школьный кадетский бал.

1

9

Государственные награды РФ.

1

10

Города-герои. Новороссийск. Тула.

2

11

Города воинской славы.

2

12

Герои России.

1

13

Знаменитые кадеты «Их знает весь мир»

2

14

«Жизнь великих кадет – образец для подражания»

2

15

«Кадеты – полководцы и флотоводцы»

2

16

Военные учебные заведения России.

2

17

Военные высшие учебные заведения России.

1

18

Строевая подготовка.

4

19

Огневая подготовка.

4

Итого:

34 ч.




Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? 

Беседа. Презентация
Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте». Правила приветствия.
Ролевая игра: Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя).
Тренинг.  Кадетское приветствие (рапорт дежурного)

Правила жизни.

Беседа. Моделирование ситуаций.

Инструкция «Поведение обучающихся в ОУ»

Поведение на уроке, на перемене.
Зачем нужны перемены. Можно ли отдыхать с пользой?
Ролевая игра: Культура поведения в столовой.

- Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в портфеле, порядок на парте).

- Культура поведения на общественных местах (культурный центр, театр, экскурсия).

- Соблюдение режима дня – воспитание характера. Мини-проект «Режим дня»

- Дисциплина и дисциплинированность кадета. Беседа. Анализ ситуаций.

- Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками.

- Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

- Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета».

Школьная форма. Форма одежды кадетов.

Презентация. Аккуратность и опрятность – основа успеха.

- Атрибутика кадетской формы.
- Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода).

- Важен ли для кадета внешний вид?

- Мой внешний вид – пример для младших. Учим беречь форму.

Тренинг. Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму).

Российские символы: гимн, герб, флаг.

Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Флаг РФ.Правила поведения во время исполнения гимна.
Тренинг. Правила поведения во время выноса флага.

Клятва кадета.

Азбука нравственности юного кадета.

6 класс.

- Почему я решил стать кадетом?

- Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

- Быть воспитанным – что это значит? Тренинги по основам поведения. Мини-проект «Этикет  кадета» (модель поведения).

- Хочу – могу – надо.

- Держи свое слово.

- Забота о старших – норма жизни кадета.

7 класс.

- Быть в ответе за порученное дело – что это значит?

- Умей ценить своё слово и чужое время.

- Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе

- Правила вежливого общения. Моделирование ситуаций. Мини-проект «Правила вежливости».

- Отзывчивость, сочувствие, чуткость – основы милосердия.

- Спешите делать добро!  Доброта и доброжелательность.

- Настоящий кадет – это…

8 класс.

- Что такое дружба?

- «Моё» и «наше». Беседа. Анализ ситуаций.  «Моё» и «наше».

- Что такое милосердие?

- Один за всех все за одного. «Я» и «Мы». Беседа. Анализ ситуаций.

- В тебе взрослеет гражданин.

9 класс.

- Секреты успешного спора.

- Учись отстаивать свою точку зрения.

- «Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь». Беседа. Анализ ситуаций.

- «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

- Что значит поступить «не по-кадетски»?

- Мое отношение к понятиям «долг», «честь».

- Умение владеть собой

- Безделье и лень портят человека.

10 класс.

- Чужого горя не бывает.

- Один раз обманешь – в другой раз не поверят. Беседа. Анализ ситуаций.

- О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие…

- Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла.

- «Учись преодолевать свои недостатки»

- Дорога к победе над собой.

11 класс.

- Настоящий кадет – это…

- Качества настоящего гражданина и патриота.

- «Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины»

- Воспитание характера

«Ветеран живет рядом»

Встреча с ветеранами. Подготовка подарка ветерану.

Города-герои.

Страна

Город-герой

Дата присвоения звания

1

 Россия

Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

8 мая 1965 года

2

 Украина

Одесса

8 мая 1965 года

3

 Украина

Севастополь

8 мая 1965 года

4

 Россия

Волгоград (до 1961 года Сталинград)

8 мая 1965 года

5

 Украина

Киев

8 мая 1965 года

6

 Белоруссия

Брестская крепость (крепость-герой)

8 мая 1965 года

7

 Россия

Москва

8 мая 1965 года

8

 Украина

Керчь

14 сентября 1973 года

9

 Россия

Новороссийск

14 сентября 1973 года

10

 Белоруссия

Минск

26 июня 1974 года

11

 Россия

Тула

7 декабря 1976 года

12

 Россия

Мурманск

6 мая 1985 года

13

 Россия

Смоленск

6 мая 1985 года

Города воинской славы.

Город воинской славы

Дата указа
Президента РФ

Номер указа
Президента РФ

Дата открытия
памятной стелы

1

Белгород

27 апреля 2007

№ 558

10 июля 2013

2

Курск

27 апреля 2007

№ 559

22 апреля 2010

3

Орёл

27 апреля 2007

№ 560

8 мая 2010

4

Владикавказ

8 октября 2007

№ 1343

30 октября 2009

5

Малгобек

8 октября 2007

№ 1344

9 мая 2010

6

Ржев

8 октября 2007

№ 1345

8 мая 2010

7

Ельня

8 октября 2007

№ 1346

30 августа 2010

8

Елец

8 октября 2007

№ 1347

7 мая 2010

9

Воронеж

16 февраля 2008

№ 206

6 мая 2010

10

Луга

5 мая 2008

№ 554

9 мая 2010

11

Полярный

5 мая 2008

№ 555

17 октября 2010

12

Ростов-на-Дону

5 мая 2008

№ 556

6 мая 2010

13

Туапсе

5 мая 2008

№ 557

8 мая 2012

14

Великие Луки

28 октября 2008

№ 1532

17 июля 2010

15

Великий Новгород

28 октября 2008

№ 1533

8 мая 2010

16

Дмитров

28 октября 2008

№ 1534

4 сентября 2009

17

Вязьма

27 апреля 2009

№ 461

12 июня 2011

18

Кронштадт

27 апреля 2009

№ 462

ожидается

19

Наро-Фоминск

27 апреля 2009

№ 463

8 мая 2010

20

Псков

5 декабря 2009

№ 1387

22 июля 2010

21

Козельск

5 декабря 2009

№ 1388

июль? 2010

22

Архангельск

5 декабря 2009

№ 1389

31 августа 2011

23

Волоколамск

25 марта 2010

№ 338

сентябрь 2013

24

Брянск

25 марта 2010

№ 339

28 июня 2010

25

Нальчик

25 марта 2010

№ 340

ожидается

26

Выборг

25 марта 2010

№ 341

9 мая 2011

27

Калач-на-Дону

25 марта 2010

№ 342

ожидается

28

Владивосток

4 ноября 2010

№ 1333

2 сентября 2012

29

Тихвин

4 ноября 2010

№ 1334

9 декабря 2011

30

Тверь

4 ноября 2010

№ 1335

16 декабря 2011

31

Анапа

5 мая 2011

№ 586

 8 мая 2013

32

Колпино

5 мая 2011

№ 587

ожидается

33

Старый Оскол

5 мая 2011

№ 588

10 сентября 2011

34

Ковров

3 ноября 2011

№ 1456

ожидается

35

Ломоносов

3 ноября 2011

№ 1457

ожидается

36

Петропавловск-Камчатский

3 ноября 2011

№ 1458

ожидается

37

Таганрог

3 ноября 2011

№ 1459

ожидается

38

Малоярославец

7 мая 2012

№ 608

ожид. конец 2013

39

Можайск

7 мая 2012

№ 609

22 мая 2013

40

Хабаровск

3 ноября 2012

№ 1468

ожидается


Строевая подготовка.

1. Строи и управление ими.

2. Строевые приемы и движения без оружия.

3.     Строевая стойка

4.     Снятие и надевание головного убора

5.     Повороты на месте

6.     Движение строевым шагом

7.     Повороты в движении

8.     Отдание воинской чести на месте

9.     Движение походным шагом

10. Выход из строя и подход к начальнику

11.Изучение строевой песни


Огневая подготовка.

1.     Изучение материальной части пневматического оружия (винтовки).

2.     Меры безопасности при обращении с пневматическим оружием.

3.     Порядок изготовки к стрельбе из пневматической винтовки

4.   Практическая стрельба из пневматической винтовки.

5.     Стрелковые тренировки

6.     Материальная часть АКМ.

7.   Сборка\ разбрка автомата.



Источники информации: 

1. В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
2. Е.Ю. Коркунова «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
3. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
4. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.
5. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России / Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
6. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.
Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
7. Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных симво
лов РФ» от 10.05.2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.

ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» имени Дмитрия Михайловича Пожарского

Кадетский корпус имени Дмитрия Михайловича Пожарского является единственным общеобразовательным учреждением в области, где сама  специфика организации учебно-воспитательного процесса кадетской шк...

Преимущества кадетского воспитания.

Именно кадетское движение нацелено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины....

Проект «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в ...