Проект «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»
проект
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов в воспитании граждан является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания кадетских классов на базе общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 131.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа №10
им. П. А. Пономарева
(МБОУ г. Иркутска СОШ № 10 им. П. А. Пономарева)
Проект
«Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»
инновационной педагогической площадки «Внедрение современных моделей воспитания и социализации обучающихся в образовательном пространстве школы с кадетскими классами»
(Приказ №35 от 23.03.2020 года об утверждении реестра тематического иновационного комплекса ГАУ ДПО ИРО в 2020 году)
Авторы проекта:
Лойко Ирина Николаевна, руководитель проекта, учитель химии и биологии, классный руководитель кадетского класса МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А.Пономарева, высшей квалификационной категории
Зуева Елизавета Анатольевна, заместитель директора по УВР, МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А.Пономарева, высшей квалификационной категории
Козьмич Виктория Анатольевна, заместитель директора по ВР, МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А.Пономарева, высшей квалификационной категории
г. Иркутск, 2020-2023
1. Название проекта:
«Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»
2. Сроки проектной деятельности:
Ι этап: мотивационно-целевой (диагностика, проектирование)
(сентябрь 2020 - январь 2021 гг.)
ΙΙ этап: практический (практика, коррекция, контроль)
(январь 2021 - май 2022 гг.)
ΙΙΙ этап: обобщающий-внедренческий (анализ, социализация)
(сентябрь 2022 - май 2023 год)
Продолжительность эксперимента – 3 года
3. Консультанты:
Болтова Татьяна Александровна, подполковник внутренней службы, начальник отдела подготовки населения управления гражданской обороны и защиты населения Главного управления МЧС России по Иркутской области
Михайлик Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и практической психологии Педагогического института ИГУ (664011, Иркутск, ул.Сухэ-Батора, 9), m.e.b.66@mail.ru
Коновалова Ольга Владимировна, майор внутренней службы начальник отдела формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава управления гражданской защиты главного управления МЧС России по Иркутской области
4. Исполнители и участники:
Все участники образовательного процесса: педагогический коллектив МБОУ г. Иркутска СОШ № 10 им. П. А. Пономарева, учащиеся кадетских классов, учащиеся общеобразовательных классов, родители.
Социальные партнеры и общественные организации: ГУ МЧС России по Иркутской области; ФГКУ БПСО МЧС России; Муниципальное казенное учреждение «Иркутский городской центр «Патриот»; Общественной организацией г. Иркутска «Областной Совет женщин»; с управлением надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутской области; учреждениями дополнительного образования; Молодёжным кадровым центром; Советом ветеранов и другими организациями.
5. Функциональные обязанности:
Зуева Елизавета Анатольевна, заместитель директора по УВР. Планирует и организует работу над проектом; осуществляет информационное и кадровое обеспечение проектной работы; осуществляет контроль за соблюдением временных рамок и подготовкой отчётных материалов. Осуществляет взаимодействие и сотрудничество с организациями, общественностью и родителями.
Козьмич Виктория Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, проводит мониторинг эксперимента; занимается организацией поликультурного воспитания учащихся в воспитательной системе школы; руководит советом кадетских классов.
Лойко Ирина Николаевна, учитель химии и биологии, классный руководитель кадетского класса. Руководитель мобильного школьного отряда «Отвага» всероссийского движения «Школа безопасности». Оказание консультационной, методической и информационной помощи по проекту.
Контроль осуществляет директор МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П. А. Пономарева Дыня Наталья Валерьевна.
В реализации проекта обязательно участие социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования. Формирование гражданина требует сплоченной работы всего педагогического коллектива.
6. База для проектной деятельности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №10 им. П. А. Пономарева
Учащиеся кадетских классов МЧС.
7. Научно – методическая обеспеченность проекта
1. Методические разработки по внедрению проектной деятельности в педагогическую практику ОУ, предоставленные ГАУ ДПО ИРО
2. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 гг.
3. Программа развития МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П. А. Пономарева «Школа гражданского становления, гражданского выбора и гражданской ответственности»» (2016-2023г.г.)
Содержание проекта: сетевое взаимодействие и партнерство по вопросам патриотического и нравственного воспитания в контексте кадетского движения со школами, реализующими кадетское движение, службами МЧС, воинскими частями; система мероприятий по формированию социальной активности по проблеме военно-патриотического воспитания подростков.
4. Консультации с консультантами по вопросам реализации проекта.
5. Информационные источники – библиотеки (в том числе электронные), ресурсы Internet, научная и методическая литература по теме «Гражданское становление личности».
6. Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов:
- Развитие инновационного поведения педагогов, повышение профессиональной квалификации и научно-методического уровня посредством совершенствования форм научно-методической работы (мастер-классы, творческие отчеты, разработка методического материала, публикации, НПК, вариативные формы аттестации и др.).
- Технологичность образовательного процесса: продуктивные методы гражданского обучения и воспитания; обеспечение учебно-воспитательного процесса научно обоснованными средствами
обучения (программами, планами, учебными пособиями, средствами наглядности и т.д.).
- Методическое сопровождение воспитательного процесса: мероприятия с участием известных граждан города, благотворительные акции, встречи и др.
7. Мониторинговые исследования.
8. Программы внеурочной деятельности: «Мы будущие кадеты», «Строевая подготовка», «С чего начинается Родина», «Азбука безопасности» для кадетских классов начальной школы; «История кадетства в России», «История в жизнеописаниях великих людей», «Я - гражданин России», «Великие битвы Великой Отечественной войны», «Политология», «Профессиональный выбор. Секреты выбора профессии», «Основы правоохранительной деятельности», «Основы финансовой грамотности», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся средней и старшей школы, в том числе авторские: «Основы выживания в природных зонах», «Медицинская подготовка», «НЭТ: наука, экология, туризм».
9. Программы дополнительного образования: «Хореография», «Спортивное ориентирование», «Строевая подготовка», «Кик-боксинг».
8. Актуальность темы
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов в воспитании граждан является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания кадетских классов на базе общеобразовательной школы. Военная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам за счет факультативных занятий, кружков и секций, военно-полевых сборов. Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, духовного, правового, физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Итоги социальной диагностики микросоциума школы показали следующее:
- пятая часть учащихся школы воспитываются в неполных семьях;
- в связи с большой занятостью родителей воспитание детей дома осуществляется на низком уровне;
- малообеспеченные и многодетные семьи составляют 40% контингента школы;
- неблагополучных семей, учащихся находящихся в сложной жизненной ситуации - 10% от контингента.
Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества с 1 сентября 2007 года в нашей школе был открыт первый кадетский класс. Класс получил статус «Класса пожарных кадетов» и обучение стало носить военно - патриотическую направленность. Цель открытия таких классов: формирование и совершенствование системы патриотического воспитания подростков, воспитание высокого чувства гражданской ответственности и патриотизма, осознание общественного и воинского долга, развитие высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, физического воспитания, любви к Отечеству и готовности к его защите. На 1 сентября 2021 учебного года в школе 9 классов кадет МЧС, что составляет 252 учащихся из 1212 учеников.
Таким образом, кадетство – особая составляющая учебно-воспитательного процесса, и кадетское воспитание является одним из важных условий создания системы гражданского становления личности в нашей общеобразовательной школе.
9. Идея проектной деятельности
Согласно программе развития школы «Школа гражданского становления, гражданского выбора и гражданской ответственности»» (2016-2023г.г.) в учреждении формируется система гражданского образования и партнерства в совместной деятельности всех участников образовательного процесса. В образовательном пространстве школы особую роль играют классы кадетов МЧС.
Кадетское воспитание, основанное на принципах гражданственности и патриотизма, не только повышает личную самооценку кадетов, но и способствует формированию авторитета среди обучающихся школы, формирует дисциплину и ответственность. Хотя изначально классы формируются из подростков с проблемами семейного воспитания, проблемами в обучении и поведении.
Одно из ключевых качеств личности каждого ученика школы - гражданское самосознание и гражданская позиция, формирование которого неразрывно связано с наличием кадетских классов.
То обстоятельство, что школа является на сегодняшний день не только образовательным учреждением, но и центром культурного развития микрорайона, побуждает педагогический коллектив школы находить новые современные формы обучения и воспитания детей.
Создание кадетских классов послужило важным обстоятельством формирования имиджа учреждения, повышения уровня социальной среды обучающихся и их родителей. Школа имеет своей целью упрочить и развивать кадетское образование.
Проведенное анкетирование среди обучающихся и родителей школы выявило следующие результаты: 82% детей общеобразовательных классов хотели бы учиться в кадетских классах; 25% считают, что кадеты должны стать военными (пожарными, спасателями); 13% детей не знают, зачем созданы такие классы. По мнению родителей и обучающихся растет престиж таких профессий: военные, работники МЧС, работники МВД, поэтому кадетское воспитание позволит решить проблему выбора профессии.
В ходе данного проекта предполагается решить следующие задачи:
- повышение воспитательной роли кадетов;
- организация совместной общественно-полезной гражданской деятельности как внутри школы, так и вне;
- формирование гражданско-демократического уклада жизни школы значимого для социума микрорайона.
10. Объект экспериментирования
Изменения в образовательном и воспитательном процессе школы при обязательном участии кадетских классов для формирования системы развития гражданского становления личности.
11. Предмет экспериментирования
Кадетское воспитание - строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.
Основное отличие кадетских классов – строгая дисциплина и особые взаимоотношения, подчиненные понятиям дисциплины, самоуправление, четкая организованная система самоподготовки и постоянный контроль уровня образования.
За счет укрепления роли кадетов в воспитательной системе, разностороннего развития личности кадета, при участии кадетов на принципах добровольности и ответственности в различных мероприятиях способствовать созданию эффективной системы гражданского становления личности в социальном пространстве общеобразовательного учреждения.
Развитие системы дополнительного образования кадетов, развитие их физических, творческих и интеллектуальных способностей.
12. Цель эксперимента
Воспитать поколение достойных граждан России с присущими ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения за счет престижа кадетского воспитания в условиях современной общеобразовательной школы.
Классы пожарных кадетов – это педагогическая технология, позволяющая решать задачи коррекции социальной и школьной дезадаптации, подготовки подростка физически крепким, выносливым, дисциплинированным.
Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, выработки высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, любви к Отечеству и готовности к его защите.
13. Задачи
1. Исследовать влияние имиджа кадетов, основанного на принципах гражданственности и патриотизма, на воспитательную систему школы и формирование гражданского мышления у участников образовательного процесса.
2. Определить совокупность условий, способствующих развитию мотивации каждого школьника к самоопределению, физическому и духовному самосовершенствованию.
3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение данного учебно-воспитательного процесса. Разработка механизмов эффективного воздействия и взаимодействия между традиционными классами и кадетами.
4. Организация работы педагогов кадетских классов, поддержание уровня квалификации, необходимой для грамотной организации учебного процесса. Решение вопроса о специализированных педагогических кадрах, способных обеспечить преподавание специальных дисциплин.
5. Разработать систему учебно – воспитательной работы школы, эффективность которой зависит от грамотной организации воспитательного процесса кадетских классов и их авторитетного влияния на уровень воспитательной работы в традиционных общеобразовательных классах.
6. Спроектировать и реализовать модель системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе с учетом влияния кадетского воспитания.
14. Гипотеза
Поднимая авторитет и престиж кадетских классов, воспитывая учащихся на принципах гражданственности и патриотизма, добиться эффективности системы гражданского становления личности обучающихся в школе.
Проект будет успешным, если приоритетными ориентирами у учащихся для становления личности как гражданина станут: способность к самоорганизации, развитие коммуникативных качеств, толерантность и терпимость, адекватное гражданское самосознание и гражданская позиция, тогда кадетское воспитание, основанное на лучших традициях, будет своеобразным гарантом существования России.
Воспитание кадетского класса, организованное через воспитательную систему гражданского становления личности, должно стать надежным условием для духовно-нравственного, физического развития и социализации обучающихся общеобразовательных классов.
15. Диагностический инструментарий
Основная форма контроля и мониторинга хода проектата: аналитико – информационный материал.
Текущий контроль в учебной деятельности в форме диагностических контрольных работ по предметам базового учебного плана.
Мониторинговые психолого-педагогические исследования в традиционных и кадетских классах на протяжении эксперимента и контрольная диагностика:
- анализ результатов теста о развитии общих интеллектуальных способностей: шкала Векслера и прогрессивная матрица Равена;
- ежегодный социометрический контроль психологической атмосферы в коллективе класса по методике Дж. Морено;
- исследование динамики уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина, М.И. Шиловой);
- мониторинг социально-психологических установок личности в мотивоционно-потребностной сфере (методика изучения школьной мотивации) и через методику «Ценностные ориентации» М. Рокича на изучение ценностно-мотивационной сферы;
- диагностика личностной мотивации к успеху по методике Т. Элерса;
- уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности: тест «Патриотизм. Как я его понимаю», тест «Ты гражданином быть обязан»;
- мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья.
По ходу эксперимента с целью коррекции или дополнения к исследованию необходимые проективные тесты, которые позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, к профессии военного, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Для обучающихся, родителей и педагогов: анкетирование, блиц-опросы, интервью свободное и стандартизированное.
16. Критерии оценки ожидаемых результатов
Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы по гражданскому становлению личности с учетом условия – эффективность через доминирование кадетского воспитания - служит деятельность как процесс формирования гражданственности в сознании, ценностях, действиях, поступках и поведении личности, класса, обучающихся школы:
- изменения должны произойти поэтапно: кадетские классы – общеобразовательные традиционные - общешкольный уровень, формируя систему взаимных действий и взаимоотношений, направленных на повышение уровня гражданского образования;
- изменения должны носить системный и целенаправленный характер, являться результатом активного вовлечения кадетских классов в учебно-воспитательный процесс и должны привести к качественным изменениям в воспитании гражданственности обучающихся.
Критериями формирования гражданского образования в школе являются: реализационно-целевой, познавательный (когнитивный), мотивационный, мировоззренческо-ценностный и деятельностно-поведенческий, их основные компоненты представлены в таблице.
Критерий | Показатели критерия | Параметры показателя |
Доступность образования | Дифференциация образования | Создание кадетских классов |
Обеспечение доступности образования детям социально-незащищённых категорий в кадетских классах | Социальная защита малообеспеченных, многодетных, сирот и опекаемых, без кормильца, детей разведённых, инвалидов, неблагополучных и проблемных семей. | |
Уровень выполнения стандартов образования | Успешность обучения в кадетских и общеобразовательных классах | |
Качество образования | Качество выполнения стандартов образования | Качество обученности в кадетских и общеобразовательных классах |
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков | Диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков, графический результат % учащихся, имеющих достаточно сформированные ОУУН | |
Эффективность воспитания | Уровень воспитанности в кадетских классах и общеобразовательных | Диагностика воспитанности, качественный рост, % сформированности уровня воспитанности у учащихся. |
Уровень социализации и адаптации в обществе | Диагностика уровня и повышение уровня социализации, ресоциализации и творческой самореализации детей | |
Уровень познавательной и творческой активности | Количество учащихся в кружках, секциях, количество победителей олимпиад и конкурсов | |
Развитие самоуправления | Совет кадетов в системе школьного самоуправления | |
Эффективность гражданского образования | Уровень формирования гражданских компетенций | Диагностика гражданского образования, изучение проблем. Составление анализа состояния гражданского воспитания и его результатов |
Содержание гражданского образования школьников. Положительная динамика в уровне развития школьников | Разработка рабочих образовательных программ, методических материалов, технологичность процесса обучения, качественно новые формы и способы обучения | |
Компетентность педагогических кадров | Диагностика уровня квалификации и компетентности педагогов | |
Уровень физического развития | Мотивация на здоровый образ жизни, мониторинговые исследования | |
Перспективность деятельности | Ориентация на повышение уровня гражданского становления личности направленность на развитие воспитательной системы школы, основанной на принципах гражданственности | Модель системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе с учетом влияния кадетского воспитания. |
Конкурентоспособность школы | Удовлетворённость участников образовательного процесса | Результат анкетирования, интервьюирования об удовлетворённости учащихся микроклиматом в школе; профессиональной удовлетворённостью работников школы, удовлетворенностью результатами обучения у родителей. |
17. Этапы эксперимента
Этапы | Содержание экспериментальной деятельности | Промежуточные результаты экспериментальной деятельности | Формы представления промежуточных результатов |
Ι этап: мотивационно-целевой (диагностика, проектирование) (сентябрь 2020 - январь 2021 гг.) | Создание нормативно-правовых и организационных условий эксперимента. Решение проблемных вопросов по ресурсам эксперимента: материальная база, кадры, финансы Методическое сопровождение эксперимента Анализ уровня гражданского образования. Выявление исходного уровня сформированности гражданственности школьников, а также педагогов и родителей. Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента Мотивационная работа с кадетскими классами. Организация представления результатов успешной работы, вопросы морального и материального стимулирования педагогов Консультирование по вопросам программы Родительский всеобуч по проблемам духовно-нравственного воспитания | Приказы по ОУ, нормативный пакет документов, подготовка рабочей документации, дневник эксперимента Результаты диагностики по определению дальнейшей работы школы в гражданском образовании. План воспитательной работы в кадетских классах и общий план воспитательной работы План поэтапной экспериментальной работы, проектирование ожидаемых результатов Разработка проекта опытно - экспериментальной деятельности по формированию гражданских компетентностей учащихся Консультации Родительское собрание, лекторий по вопросам гражданского образования | Совещание при директоре школы Положение о рабочей творческой группе эксперимента. Информационно-обучающие семинары для педагогов МО классных руководителей Заседание методического совета школы Заседание совета школы, совет КК «Самоуправление и соуправление» Веб-сайт школы Совет рабочей творческой группы с консультантом Протоколы родительских собраний |
ΙΙ этап: практический (практика, коррекция, контроль) (январь 2021 - май 2022 гг.) | Отслеживание процесса промежуточных (текущих) результатов Проведение исходных констатирующих срезов и мониторинговых исследований Внедрение новых технологий, обновление содержания УВП, направленного на формирование гражданской культуры школьников Внедрение инновационных воспитательных технологий Работа с кадетскими классами Изучение мотивации обучающихся школы и уровня компетенции в гражданском образовании Уровень организации школьных мероприятий Разработка положения клуба «Гражданское общество» среди общеобразовательных классов Проведение Недели педагогических инициатив Повышение педагогической компетентности по вопросам экспериментальной деятельности, мониторинговых исследований и вопросам гражданского воспитания Выходной контроль обученности, воспитанности, здоровья учащихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников экспериментальной деятельностью Разработка ученических социальных проектов по гражданскому воспитанию Консультационная деятельность психолога, социального педагога и творческой рабочей группы по проекту Сотрудничество с социумом и родителями | Контрольные срезы ЗУН Констатирующие срезы, мониторинг учащихся, педагогов и родителей Апробация учебных программ, учебно-дидактических комплексов, технологий, методов и способов обучения. Корректировка программы эксперимента по исходным данным Результат уровня воспитанности обучающихся Применение социально- воспитательных технологий и технологий на основе организации учебного процесса. Степень вовлеченности обучающихся в участии Минимизация негативных проявлений в школьной среде, повышение уровня гражданской сознательности Организация клуба «Гражданское общество детей» Конкурс разработок учителей по программе экспериментальной деятельности План курсовой подготовки педагогов и план ГМС города Промежуточные результаты экспериментальной деятельности Коррекционная деятельность эксперимента. Диагностика мотивационной готовности педагогов и учащихся в продолжение реализации проекта. Конкурс ученических проектов по гражданскому воспитанию Положительная мотивация к экспериментальной деятельности Связь с социальными партнерами и общественными организациями. | Всеобуч, выполнение базисного плана Отчет констатирующей части эксперимента Рекомендации в адрес всех субъектов педагогического процесса. Справка о содержании и ходе эксперимента МО классных руководителей Модель выпускника школы, анализ учебно-воспитательной деятельности в кадетских классах. Сравнительный анализ учебно-воспитательной деятельности по классам Положение клуба Гражданское общество Обобщение педагогического опыта по данной теме в форме печатных изданий, мастер-классов Курсы, круглые столы, проблемные семинары, участие в работе ГМС Анализ сформированности активной гражданской позиции участников экспериментальной деятельности Анализ результативности деятельности ученического самоуправления Консультации Фотоотчет по совместным мероприятиям Информация на электронном сайте школы. |
ΙΙΙ этап: обобщающий-внедренческий (анализ, социализация) (сентябрь – 2022 май 2023 год) | Изучение констатирующих срезов и мониторинговых исследований второго этапа. Приступить к формирующей части эксперимента: применение на практике. Изучение итогового уровня сформированности гражданственности школьников Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента. Обобщение по распространению педагогического опыта экспериментальной деятельности. Обобщение опыта работы школы по гражданскому образованию. Итог самоуправления и соуправления как средства социализации личности и становлении гражданской позиции участников воспитательного процесса Итоговая экспериментальная деятельность | План работы по эксперименту с коррекционными замечаниями, дополнительным мониторинговым исследованием. Диагностика уровня сформированности гражданственности школьников Модель системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе с учетом влияния кадетского воспитания, рекомендаций по внедрению модели Авторская система работы школы в русле гражданского воспитания, основанной на технологии обучения и воспитания кадетских классов Аналитическая работа учебно-воспитательного процесса с целью выявления эффективных организационно – педагогических форм работы по гражданскому образованию и пути их внедрения в социальную практику обучающихся Сравнительный анализ констатирующей и формирующей частей эксперимента. | Совещание при директоре школы, заседание рабочей творческой группы Графическое представление основных результатов анализа Дневник эксперимента Папка отчетных и аналитических документов по эксперименту документов Городской семинар по проблемам гражданского воспитания Анализ реализации проекта, эффективности внедрённых программ, мотивационной среды, созданной для реализации системы гражданского воспитания, воспитательной работы. Отчет работы клуба «Гражданское общество» Перенесение опыта в практику. Социализация опыта |
18. Правовое и финансовое обеспечение эксперимента:
Региональный приказ №35 от 23.03.2020 года об утверждении реестра тематического иновационного комплекса ГАУ ДПО ИРО в 2020 году
Нормативно – правовое обеспечение инновационной и экспериментальной деятельности в образовательных учреждений (сборник документов).- Иркутск: ИИПКРО, 2015.- 32с.
Папки по экспериментальной деятельности.
Федеральные и региональные нормативные документы.
Муниципальная правовая документация.
Локальные акты по проектной деятельности (положения)
Положение о классах кадетов МЧС.
Устав кадетского класса.
Дисциплинарный устав кадетского класса.
Мониторинг экспериментальной деятельности.
Справки о результатах проектной экспериментальной деятельности.
Анализ на основании справок и планирование деятельности.
Банк диагностических материалов.
Продукты проектной деятельности.
Психологическое обеспечение проектной деятельности.
План и протоколы педагогического, методического совета, методического объединения педагогов.
Финансирование кадетских классов осуществляется за счет средств бюджета, спонсорских добровольных пожертвований.
№ | Направления Расходования средств | Планируемые виды расходов |
1 | Приобретение программного и методического оборудования | Пополнение научно – методического обеспечения (литература и электронные пособия) |
2 | Модернизация материально- технической учебной базы | Ноутбуки Спортивное снаряжение: палатки, компасы, спальные мешки. |
3 | Повышение квалификации и переподготовка кадров | Стимулирование творческой деятельности учащихся и педагогов |
4 | Военно-полевые сборы | Организация выездов, оформление мероприятий |
5 | Обмундирование кадетов | Приобретение кадетской формы |
Материально техническая база
1. мультимедийное оборудование
2. кабинет ОБЖ
3. учебно - демонстрационный материал по военному делу
4. спортивный зал с новым оборудованием
5. библиотека
6. литература по пожарно-прикладному делу
7. медицинские средства для оказания ПМП
8. учебные СИЗ - противогазы, пожарные краны
19. Прогноз возможных негативных последствий
1. Не принятие некоторыми учащимися, родителями и отдельными учителями нововведений.
2. Неэффективное использование некоторыми учителями нового для них содержания образования и образовательных технологий.
3. Преобладание массовых форм деятельности при необходимости индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе.
4. Увеличение загруженности учащихся и педагогов школы дополнительными занятиями, диагностикой.
5 Неготовность к развитию, самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально-ответственному поведению некоторых учащихся.
20. Способы коррекции, компенсации негативных последствий
Изучение нормативных документов, касающихся направленности проектной деятельности.
Система ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка проекта.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, консультации с координаторами эксперимента в центре и на местах.
Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций.
Использование форм индивидуальной и групповой работы.
Вовлечение кадетов в социально – значимую деятельность, обеспечивающую включение учащихся в учебную, внеучебную и в практическую общественную деятельность.
Планирование работы в рамках факультативов, классных часов.
21. Направления проектной деятельности
Проектно-преобразующий:
Ι этап – констатирующий
ΙΙ этап - формирующий
22. Продукт
1. В результате проектной деятельности разработать и апробировать модель системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе с учетом влияния кадетского воспитания.
2. Использовать воспитание классов кадетов МЧС как педагогическую технологию на основе эффективности управления и организации учебного процесса в общеобразовательной школе.
3. Разработать модель системы учебно – воспитательной работы школы, эффективность которой зависит от грамотной организации воспитательного процесса кадетских классов и их авторитетного влияния на уровень воспитательной работы в традиционных общеобразовательных классах.
4. Сформировать комплекты материалов по теме «Гражданское становление личности»: нормативные документы, «Дневник эксперимента», информационный материал родительского лектория, учебно-дидактические наборы для классных часов, программы информационно-обучающих семинаров для педагогов.
5.Разработать и апробировать рабочие учебные программы по теме гражданского образования.
6. Разработать и применить различные виды диагностирования хода эксперимента, оформить аналитический отчет психолого-педагогического мониторинга и диагностического сравнения результатов.
7. Составить алгоритм позитивной и негативной обратной связи при мотивационном воздействии и взаимосвязь с лидерством. Применить технологии мотивационного воздействия.
8. Создать презентационные проекты «Механизм воздействия личных качеств лидера на ученический коллектив», «Механизм влияния лидерства на учебно-воспитательную образовательную среду».
9. Сформировать научно-методические рекомендации по вопросам взаимодействия и взаимоотношений между учащимися разных классов, разных возрастных характеристик, разных групп по интересам «Возрастная динамика развития взаимоотношений», «Взаимоотношения детей в совместной деятельности».
10. Разработать положение о клубе «Гражданское общество детей» для начальных классов..
11. Организовать представления результатов успешной работы, решить вопросы морального и материального стимулирования участников проекта.
23. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики
Предполагаемые формы результатов экспериментальной деятельности:
Педагогический коллектив:
- пополнение методического банка;
- копилка электронных методических материалов;
- выпуск комплекта программно-методического обеспечения по теме проекта на электронных носителях;
- научно-методические рекомендации концептуальных положений, принципов по гражданскому воспитанию обучающихся;
- городской семинар по проблемам гражданского образования;
- авторские разработки программ, уроков и мероприятий;
- участие в конкурсах, конференциях, ГМС, публикации;
- использование инновационных технологий УВП;
- разработка проектного материала проекта.
Родители:
- конференция родителей «Роль родителей в воспитании гражданина»;
- родительский лекторий «Гражданская культура»;
- участие родителей в общешкольных праздниках и трудовых операциях.
Обучающиеся:
- повышение статусной роли кадетских классов;
- участие в конкурсах, конференциях, интеллектуальных мероприятиях;
- участие в спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
- минимизация негативных проявлений в школьной среде, повышение уровня гражданской сознательности;
- организация работы клуба «Гражданское общество детей»;
- система коллективного взаимодействия обучающихся школы через самоуправление и соуправление;
- повышение мотивации к обучению.
На школьном уровне:
- повышение уровня гражданской культуры, всех участников воспитательного процесса;
- размещение результатов работы школы на сайте школы и в педагогических сообществах;
- внедрение модели системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе с учетом влияния кадетского воспитания;
- удовлетворенность процессом обучения и воспитания всех участников образовательного процесса и экспериментальной деятельности.
Итоги эксперимента будут описаны в форме:
1. «Дневник эксперимента».
2. Описание модели системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе с учетом воспитательного процесса в кадетских классах.
3. Отчет и презентация о ходе и результатах экспериментальной деятельности.
4. Обобщение и распространение опыта экспериментальной работы на городском семинаре «Работа ОУ по гражданскому становлению личности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы в образовательном учреждении, как основа гражданского становления личности
Данная статья предназначена для социальных педагогов, классных руководителей и заместителей директора по УВР. В статье представлена модель воспитательной системы ОУ....
Гражданское становление личности в условиях регионализации образования.
Изменения, происходящие в нашем обществе в начале XXI века, обостряют многие проблемы, в том числе и образовательные. Потребность в демократизации общественного устройства влечет за собой ...
«Организационно- педагогические условия создания системы менеджмента качества образования в Шимбиликской школе».
Выбор темы данной статьи определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в каждой школе. Проблема качества образования выступ...
Публикация статьи "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"
Статья "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным у...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
В Законе «Об образовании», ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на фо...