Беседы с родителями
консультация (5 класс) по теме
Беседы с родителями на родительских собраниях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Родительское собрание – немногий момент истины, от которого зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание, чем проводить его формально, не подготовившись. Родительское собрание – торжественный момент, позволяющий классному руководителю осуществить главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей.
Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:
- нельзя необоснованно расхваливать детей;
- нельзя, сравнивая детей, хвалить одного и ругать другого;
- нельзя упрекать родителей;
- нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей, вместе с детьми и вместе с родителями;
- нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся ребенка, и, вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие никакого отношения к ребенку;
- нельзя выдавать случайные рекомендации;
- нельзя до выяснения отношения родителей к классному руководителю (любят, признают, уважают, ценят, безразличны, терпят) высказывать родителям некие педагогические сентенции;
- нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения отношения родителей к школе, классу, без выявления возможных родительских инициатив;
- нельзя зачитывать и комментировать оценки учащихся;
- нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду школе, классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;
- нельзя навязывать родителям план работы класса, мероприятий, экскурсий, походов;
- нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним домой, т.к. без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы родителей делать это категорически незаконно и неэтично;
- нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;
- нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправления;
- ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частной беседе) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей – как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;
- нельзя начинать любое собрание, начиная со второго по счету, без сообщения о выполнении решений, предложений и требований предыдущего собрания;
- нельзя выказывать свое почтенное отношение к одним родителям и безразличное к другим;
- нельзя затягивать родительское собрание более, чем на полчаса, точнее, оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;
- нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному руководителю;
- нельзя приглашать на родительские собрания учителей-предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, а администрации школы;
- нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет участников…), собрание должно быть прекращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предприняты для недопущения подобного впредь;
- нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педагогов или администрации школы, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности и безысходности, нельзя ругать здесь школьные порядки;
- нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;
- нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий и не подозревая возможные последствия этих сообщений ( это может стать причиной избиений, злобных заругиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления переживаний, может привести к детскому суициду);
- нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы культурного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя ( предлагать не курить, не злобствовать, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, любить и знать поэзию, посещать театр, не устраивать дома постоянные алкогольные вечеринки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);
- не превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачитывания правил, инструкций, приказов.
На родительском собрании можно:
- совместно с родителями устроить чаепитие;
- часть родительских собраний проводить совместно с детьми;
- делить родительское собрание на официальную и креативную части, где каждый может показать свои таланты и умения (танцы, пение, чтение стихов, проведение конкурсов, семейных игр и т.д.);
- внешний вид и поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания;
- на первом же собрании в первый же год работы следует избрать постоянных членов родительского актива и озаботиться раздачей разовых поручений всем или большинству родителей;
- проводить родительские собрания сначала в форме индивидуального собеседования с членами семьи, затем в форме небольшой пленарной части (это могут делать только авторитетные и любимые классные руководители, которым действительно есть что сказать);
- дать возможность каждому родителю в письменной или устной форме изложить свою позицию по разным вопросам жизни класса;
- все виды планов и программ составляются только и обязательно с участием родителей и в определенных случаях – детей;
- если не о чем говорить, если классный руководитель не готов к проведению собрания как важного, координационного и воспитывающего действа, то лучше быстро решить организационные вопросы и отпустить родителей, чем оказаться мишенью насмешек и увеличить собой число и без того весьма неуважаемых так называемых педагогов;
- на собраниях хорошо выслушать рассказы успешных родителей об устоях и традициях жизни в их семье, важно из числа родителей и родственников находить тех специалистов, которые могли бы поделиться специальными знаниями;
- классный руководитель обязательно выстраивает систему управления успехом, сообщая родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, об их желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях;
- классный руководитель должен время от времени или читать родителям лекции по важным вопросам педагогики и психологии, или, если он этого не умеет или не может, зачитывать интересные факты и идеи из периодики по этим же проблемам;
- важно проводить родительское собрание в форме решения или поисков решения конфликтных, проблемных ситуаций, предлагая родителям назвать эти ситуации, или взять из книг, или придумать самим.
Проблемные ситуации для обсуждения на собрании:
- мальчик-девятиклассник приходит домой очень поздно, грубит, скрывает от родителей свои проблемы;
- старшеклассница встречается со взрослым мужчиной, стала курить, иногда от нее пахнет вином, ничего о ее ухажере родители не знают, учеба девочку не интересует;
- сын постоянно смотрит порносайты и эротические фильмы, о чем-то постоянно шепчется по телефону, стал раздражительным, злым и ленивым;
- в доме постоянно пропадают деньги, есть подозрение, что их берет сын, который учится в 10 классе;
- дети срывают уроки математики, ссылаясь на то, что ничего не понимают;
- найден дневник старшеклассника, в котором все учителя названы нищими придурками, и автор мечтает поскорее уйти из этой проклятой школы;
- у одноклассников роман, юноша и девушка сидят за последней партой, постоянно пишут друг другу эсэмэски, смеются, обнимаются, обращают на себя внимание, иногда целуются;
- молодой человек отказался приносить и переодевать двойную обувь и при этом заявил: можете выгонять меня из школы;
- учащиеся отказались делать уборку класса, дежурить на этаже и в столовой, заявляя, что это должны делать специально нанятые люди;
- учеников сгоняли на митинг, потом на концерт, а они считают, что в условиях демократии они не обязаны участвовать в том, что не кажется им нужным и важным;
- родители не хотят участвовать в общественной жизни класса и школы, собирать деньги на согласованные нужды, дежурить на вечерах, сопровождать детей в походы, на экскурсии, заявляя, что у них своей работы хватает;
- учитель угрожает, что если ребенок и его родители не изменят свое поведение (ученик должен вести себя так, как считает учитель, родители приносят жалкие цветы и забывают делать подарки…), то он поставит неудовлетворительные оценки в четверти и году, он также заявляет, что администрация поддержит его;
- ребята знают, что ученик 9 класса хочет бросить школу, рассказали об этом родителям. Что делать дальше?
- в столовой постоянно валяется хлеб, кашу никто не ест, валяются на полу куски котлет. Повар считает, что дети заелись, не умеют себя вести и ценить чужой труд, предметы разные изучают, а культуры и уважения нет;
- старшеклассникам, как выяснилось, очень нужны деньги, многие изнывают оттого, что не знают чем заняться в свободное время. Как решить эти проблемы?
- учительница прекрасно объясняет новый материал, дети ее любят, но на следующий день выясняется, что никто не выполнил домашнее задание;
- ученик запустил предмет, ничего в нем не понимает, к товарищам обращаться стыдно, да и вряд ли они помогут, учителям за дополнительные занятия нужно платить – как выбраться из этой ситуации, если он уже не хочет учиться или хочет, но не способен решить эту проблему сам?
- старшеклассники ежедневно курят, чуть ли не ежедневно пьют пиво, отношения с девушками носят примитивный внелюбовный характер, читать никто не любит, используют компьютер не как источник познавательной научной информации, а как игрушку для бесцельного времяпровождения, слоняются по улицам, громко смеются, ругаются матом, издеваются над прохожими, ищут приключения, ввязываются в драки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Включите в план работы следующие виды деятельности:
1.1. совместная работа родителей, классного руководителя и психолога (анкетирование, наблюдение, беседы).
1.2. Сотрудничество родителей и учащихся по реализации конкретной задачи ученического коллектива.
1.3. родительские собрания, заседания, отчеты родительского комитета, беседы за круглым столом.
1.4. Индивидуальная помощь проблемным семьям.
1.5.Совместный с родительским комитетом контроль за выполнением учениками режима дня, проверка качества школьного питания, условий для учебных занятий дома.
1.6. Организация кружков самодеятельности, спортивных секций, клубов по интересам, просмотров и обсуждений спектаклей и кинофильмов, соревнований, походов, вечеров.
2. Учтите возрастные тенденции психического развития учащихся.
2.1. благоприятные:
- стремление к взрослости и самостоятельности;
- усиление общей активности;
- внимание к мнению другого человека;
- желание осознавать себя индивидуальностью;
- увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости.
2.2. неблагоприятные:
- незрелость самооценок и оценок другого человека;
- чисто внешнее стремление к взрослости и самостоятельности;
- неумение применять имеющиеся знания на практике, сосредоточивать свои усилия в нужном направлении.
3. Позаботьтесь о результативности каждого мероприятия во избежание «говорильни».
4. Цените время семьи. Планируйте занятия продолжительностью не более 40-45 минут: пусть у мам и пап будет возможность изменить что-то к лучшему в тот же день.
5. Каждый этап занятия завершайте простеньким практическим заданием, чтобы родители непременно убеждались в действительности и пользе мероприятия.
6. Оставляйте время для ответов на вопросы родителей. Обеспечьте относительный комфорт и интимность индивидуальных бесед и консультаций.
7. Отвечая на вопросы родителей, опирайтесь на материал, только что прослушанный родителями, выводя их самих на верное решение. Обязательно подчеркните, что они пришли к нему сами, что они знают, как действовать правильно. Укрепляйте в родителях чувство собственной зрелости и чуткости.
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Современным родителям необходима помощь, т.к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
1. анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения.
2. Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Подготовка выставок по теме собрания.
5. Подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания.
6. Проведение заседания родительского комитета до собрания.
7. Распределение обязанностей по подготовке к собранию.
8. На столах необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей.
Основные этапы проведения родительского собрания:
1. Вступление. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.
2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более трех-четырех человек. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
3.Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить в них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение, во время которого родители высказывают свое мнение и раскрывают свой опыт перед другими.
4. Характеристика детей «Ваши дети – наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы. На этом этапе лучше использовать тетради доверия для родителей, где даны результаты тестирования, наблюдений классного руководителя, психолога, учителей-предметников, выводы, рекомендации.
5.ОКНО – очень короткие новости. Педагог знакомит родителей с новыми данными науки по вопросам воспитания детей.
Обратная связь: чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.
Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
1. Что побудило Вас прийти на родительское собрание (нужное подчеркнуть)
1. Ваша дисциплинированность.
2. Интерес к поднятой теме.
3. Просьба ребенка.
4. Уважение к учителям.
5. Текст приглашения.
6. Возможное душевное успокоение после собрания.
7. Любопытство.
8. Личное участие в подготовке к собранию.
9. Настойчивые требования родственников.
10. Неоднократные приглашения учителей
11. Не знаю.
2. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьей. Почему?
3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию?
4. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилось та или иная часть собрания в баллах: довольны – 3, частично довольны – 2, не довольны – 0.
Вступительная часть –
Дискуссия –
Работа с памяткой –
ОКНО – очень короткие новости –
5. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии. Почему?
6. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.
Благодарим Вас за помощь!
Возможные темы родительских собраний:
месяц | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
сентябрь | Проблема адаптации детей при переходе в среднее звено | Гумани-зация семейно-го воспи-тания | Возраст-ные и индиви-дуальные особен-ности раз-вития подрост-ков, учет их в процессе воспита-ния | Иссле-дова-тельская деятель-ность учащих-ся как средст-во интеллек-туального развития | Разви-вающий-ся орга-низм и вредные привыч-ки | Устав-глав-ный доку-мент школы. Органи-зация учебно-воспи-татель-ного процесса у стар-шеклас-сников | Мы – на пороге взрослой жизни |
ноябрь | Культур-ные цен-ности се-мьи | Укреп-ление здоро-вья, пре-дупреж-дение утомляе-мости, нервных, инфек-ционных заболе-ваний. Профи-лактика Детско-го трав-матизма | «Будь здоров». Создание в семье условий для ук-репления здоро-вья и фи-зической закалки подрост-ков | Роль се-мьи в раз-витии мо-ральных качеств подрост-ка | Погово-рим о дружбе | Трудный диалог. Общение старше-классни-ков с ро-дителями | Проф. выбор наших детей |
январь | Круг об-щения младших подрост-ков | Формиро-вание у подрос- ков пра-восозна-ния, куль-туры по-ведения, ответст-венности | Круг об-щения подрост-ков и его влияние на форми-рование нравст-венного поведе-ния | Общение родите-лей с де-тьми. Эко логия ду- ши | Как под-готовить своего ребенка к первым экзаме-нам. Как избежать стресса | Круг об-щения подрост-ков и его влияние на формро-вание нравст-венного поведе-ния | Сво- бод- ное вре- мя стар- ше- класс- ни- ков |
апрель | Поощре-ние и наказа- ние в вос питании ребенка. Дети и деньги | Роль кни- ги в раз- витии интеллек та и лич-ных ка-честв че- ловека | Воспи- тание само- дисцип- лины | Половоз- растные и индиви- дуальные особен- ности развития подрост- ков, учет их в вос- питании | Человек, которо- му я ве-рю | Проф- Ориента-ция: до- роги, которые мы выбира-ем в са-мостоя- тельную жизнь | Экза- мены. Как под- гото вить к ним ре- бен- ка |
май | «О нас без при- крас» | «класс- ный ка- лейдо- скоп» | «Возь- мемся за руки, друзья!» | «Вот и стали мы на год взрослей» | «Не пов торяет- ся такое никогда» (выпуск- ной ве- чер) | «От сердца к сердцу – с любо- вью» | « Боль- шой вальс» (вы- пуск- ной бал) |
Все собрания в мае проходят в форме творческих отчетов.
Тематика лекционной части классных родительских собраний:
Общая тема | Тема собрания в каждом классе | Класс |
Воспитательный потенциал в семье | Роль родителей в преодолении трудностей адаптации ребенка старшего дошкольного возраста к школе | 1 |
«Культура родительства»- значение воспоминаний о собственных детских переживаниях | 2-3 | |
Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. Место традиций в современном семейном укладе | 5-7 | |
Диалог в семейном общении. Семейный досуг | 8-11 | |
Государственная политика в отношении семьи и детства. Права и обязанности родителей в образовании | Права и обязанности родителей учащихся, зафиксированные в Уставе школы | 2-4 |
Правовая защита личности ребенка | 5-7 | |
Роль родителей в формировании правовой культуры ребенка | 8-11 | |
Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка | Специфика формирования личностных качеств ребенка младшего школьного возраста в семье и школе | 1 |
Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе | 2-3 | |
Принципы творческой педагогики в семье. Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Принципы педагогического сотрудничества | 5-7 | |
Формирование гражданской ответственности и гражданских чувств в семье и школе | 8-9 | |
Экономическое и трудовое воспитание в семье как средство будущего профессионального и личностного определения подростков | 10-11 | |
Семейная атмосфера как фактор влияния на физическое и психическое здоровье ребенка. Основы формирования навыков здорового образа жизни | Атмосфера жизни ребенка в семье – фактор преодоления трудностей школьной адаптации | 1 |
Влияние на ребенка негативной теле- и видеоинформации | 2-4 | |
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей | 5-7 | |
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей. | 8-11 | |
Государственная политика в отношении детства и семьи | Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования | 1 |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Родительское собрание – немногий момент истины, от которого зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание, чем проводить его формально, не подготовившись. Родительское собрание – торжественный момент, позволяющий классному руководителю осуществить главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей.
Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:
- нельзя необоснованно расхваливать детей;
- нельзя, сравнивая детей, хвалить одного и ругать другого;
- нельзя упрекать родителей;
- нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей, вместе с детьми и вместе с родителями;
- нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся ребенка, и, вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие никакого отношения к ребенку;
- нельзя выдавать случайные рекомендации;
- нельзя до выяснения отношения родителей к классному руководителю (любят, признают, уважают, ценят, безразличны, терпят) высказывать родителям некие педагогические сентенции;
- нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения отношения родителей к школе, классу, без выявления возможных родительских инициатив;
- нельзя зачитывать и комментировать оценки учащихся;
- нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду школе, классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;
- нельзя навязывать родителям план работы класса, мероприятий, экскурсий, походов;
- нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним домой, т.к. без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы родителей делать это категорически незаконно и неэтично;
- нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;
- нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправления;
- ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частной беседе) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей – как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;
- нельзя начинать любое собрание, начиная со второго по счету, без сообщения о выполнении решений, предложений и требований предыдущего собрания;
- нельзя выказывать свое почтенное отношение к одним родителям и безразличное к другим;
- нельзя затягивать родительское собрание более, чем на полчаса, точнее, оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;
- нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному руководителю;
- нельзя приглашать на родительские собрания учителей-предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, а администрации школы;
- нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет участников…), собрание должно быть прекращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предприняты для недопущения подобного впредь;
- нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педагогов или администрации школы, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности и безысходности, нельзя ругать здесь школьные порядки;
- нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;
- нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий и не подозревая возможные последствия этих сообщений ( это может стать причиной избиений, злобных заругиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления переживаний, может привести к детскому суициду);
- нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы культурного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя ( предлагать не курить, не злобствовать, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, любить и знать поэзию, посещать театр, не устраивать дома постоянные алкогольные вечеринки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);
- не превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачитывания правил, инструкций, приказов.
На родительском собрании можно:
- совместно с родителями устроить чаепитие;
- часть родительских собраний проводить совместно с детьми;
- делить родительское собрание на официальную и креативную части, где каждый может показать свои таланты и умения (танцы, пение, чтение стихов, проведение конкурсов, семейных игр и т.д.);
- внешний вид и поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания;
- на первом же собрании в первый же год работы следует избрать постоянных членов родительского актива и озаботиться раздачей разовых поручений всем или большинству родителей;
- проводить родительские собрания сначала в форме индивидуального собеседования с членами семьи, затем в форме небольшой пленарной части (это могут делать только авторитетные и любимые классные руководители, которым действительно есть что сказать);
- дать возможность каждому родителю в письменной или устной форме изложить свою позицию по разным вопросам жизни класса;
- все виды планов и программ составляются только и обязательно с участием родителей и в определенных случаях – детей;
- если не о чем говорить, если классный руководитель не готов к проведению собрания как важного, координационного и воспитывающего действа, то лучше быстро решить организационные вопросы и отпустить родителей, чем оказаться мишенью насмешек и увеличить собой число и без того весьма неуважаемых так называемых педагогов;
- на собраниях хорошо выслушать рассказы успешных родителей об устоях и традициях жизни в их семье, важно из числа родителей и родственников находить тех специалистов, которые могли бы поделиться специальными знаниями;
- классный руководитель обязательно выстраивает систему управления успехом, сообщая родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, об их желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях;
- классный руководитель должен время от времени или читать родителям лекции по важным вопросам педагогики и психологии, или, если он этого не умеет или не может, зачитывать интересные факты и идеи из периодики по этим же проблемам;
- важно проводить родительское собрание в форме решения или поисков решения конфликтных, проблемных ситуаций, предлагая родителям назвать эти ситуации, или взять из книг, или придумать самим.
Проблемные ситуации для обсуждения на собрании:
- мальчик-девятиклассник приходит домой очень поздно, грубит, скрывает от родителей свои проблемы;
- старшеклассница встречается со взрослым мужчиной, стала курить, иногда от нее пахнет вином, ничего о ее ухажере родители не знают, учеба девочку не интересует;
- сын постоянно смотрит порносайты и эротические фильмы, о чем-то постоянно шепчется по телефону, стал раздражительным, злым и ленивым;
- в доме постоянно пропадают деньги, есть подозрение, что их берет сын, который учится в 10 классе;
- дети срывают уроки математики, ссылаясь на то, что ничего не понимают;
- найден дневник старшеклассника, в котором все учителя названы нищими придурками, и автор мечтает поскорее уйти из этой проклятой школы;
- у одноклассников роман, юноша и девушка сидят за последней партой, постоянно пишут друг другу эсэмэски, смеются, обнимаются, обращают на себя внимание, иногда целуются;
- молодой человек отказался приносить и переодевать двойную обувь и при этом заявил: можете выгонять меня из школы;
- учащиеся отказались делать уборку класса, дежурить на этаже и в столовой, заявляя, что это должны делать специально нанятые люди;
- учеников сгоняли на митинг, потом на концерт, а они считают, что в условиях демократии они не обязаны участвовать в том, что не кажется им нужным и важным;
- родители не хотят участвовать в общественной жизни класса и школы, собирать деньги на согласованные нужды, дежурить на вечерах, сопровождать детей в походы, на экскурсии, заявляя, что у них своей работы хватает;
- учитель угрожает, что если ребенок и его родители не изменят свое поведение (ученик должен вести себя так, как считает учитель, родители приносят жалкие цветы и забывают делать подарки…), то он поставит неудовлетворительные оценки в четверти и году, он также заявляет, что администрация поддержит его;
- ребята знают, что ученик 9 класса хочет бросить школу, рассказали об этом родителям. Что делать дальше?
- в столовой постоянно валяется хлеб, кашу никто не ест, валяются на полу куски котлет. Повар считает, что дети заелись, не умеют себя вести и ценить чужой труд, предметы разные изучают, а культуры и уважения нет;
- старшеклассникам, как выяснилось, очень нужны деньги, многие изнывают оттого, что не знают чем заняться в свободное время. Как решить эти проблемы?
- учительница прекрасно объясняет новый материал, дети ее любят, но на следующий день выясняется, что никто не выполнил домашнее задание;
- ученик запустил предмет, ничего в нем не понимает, к товарищам обращаться стыдно, да и вряд ли они помогут, учителям за дополнительные занятия нужно платить – как выбраться из этой ситуации, если он уже не хочет учиться или хочет, но не способен решить эту проблему сам?
- старшеклассники ежедневно курят, чуть ли не ежедневно пьют пиво, отношения с девушками носят примитивный внелюбовный характер, читать никто не любит, используют компьютер не как источник познавательной научной информации, а как игрушку для бесцельного времяпровождения, слоняются по улицам, громко смеются, ругаются матом, издеваются над прохожими, ищут приключения, ввязываются в драки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Включите в план работы следующие виды деятельности:
1.1. совместная работа родителей, классного руководителя и психолога (анкетирование, наблюдение, беседы).
1.2. Сотрудничество родителей и учащихся по реализации конкретной задачи ученического коллектива.
1.3. родительские собрания, заседания, отчеты родительского комитета, беседы за круглым столом.
1.4. Индивидуальная помощь проблемным семьям.
1.5.Совместный с родительским комитетом контроль за выполнением учениками режима дня, проверка качества школьного питания, условий для учебных занятий дома.
1.6. Организация кружков самодеятельности, спортивных секций, клубов по интересам, просмотров и обсуждений спектаклей и кинофильмов, соревнований, походов, вечеров.
2. Учтите возрастные тенденции психического развития учащихся.
2.1. благоприятные:
- стремление к взрослости и самостоятельности;
- усиление общей активности;
- внимание к мнению другого человека;
- желание осознавать себя индивидуальностью;
- увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости.
2.2. неблагоприятные:
- незрелость самооценок и оценок другого человека;
- чисто внешнее стремление к взрослости и самостоятельности;
- неумение применять имеющиеся знания на практике, сосредоточивать свои усилия в нужном направлении.
3. Позаботьтесь о результативности каждого мероприятия во избежание «говорильни».
4. Цените время семьи. Планируйте занятия продолжительностью не более 40-45 минут: пусть у мам и пап будет возможность изменить что-то к лучшему в тот же день.
5. Каждый этап занятия завершайте простеньким практическим заданием, чтобы родители непременно убеждались в действительности и пользе мероприятия.
6. Оставляйте время для ответов на вопросы родителей. Обеспечьте относительный комфорт и интимность индивидуальных бесед и консультаций.
7. Отвечая на вопросы родителей, опирайтесь на материал, только что прослушанный родителями, выводя их самих на верное решение. Обязательно подчеркните, что они пришли к нему сами, что они знают, как действовать правильно. Укрепляйте в родителях чувство собственной зрелости и чуткости.
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Современным родителям необходима помощь, т.к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
1. анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения.
2. Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Подготовка выставок по теме собрания.
5. Подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания.
6. Проведение заседания родительского комитета до собрания.
7. Распределение обязанностей по подготовке к собранию.
8. На столах необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей.
Основные этапы проведения родительского собрания:
1. Вступление. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.
2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более трех-четырех человек. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
3.Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить в них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение, во время которого родители высказывают свое мнение и раскрывают свой опыт перед другими.
4. Характеристика детей «Ваши дети – наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы. На этом этапе лучше использовать тетради доверия для родителей, где даны результаты тестирования, наблюдений классного руководителя, психолога, учителей-предметников, выводы, рекомендации.
5.ОКНО – очень короткие новости. Педагог знакомит родителей с новыми данными науки по вопросам воспитания детей.
Обратная связь: чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.
Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
1. Что побудило Вас прийти на родительское собрание (нужное подчеркнуть)
1. Ваша дисциплинированность.
2. Интерес к поднятой теме.
3. Просьба ребенка.
4. Уважение к учителям.
5. Текст приглашения.
6. Возможное душевное успокоение после собрания.
7. Любопытство.
8. Личное участие в подготовке к собранию.
9. Настойчивые требования родственников.
10. Неоднократные приглашения учителей
11. Не знаю.
2. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьей. Почему?
3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию?
4. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилось та или иная часть собрания в баллах: довольны – 3, частично довольны – 2, не довольны – 0.
Вступительная часть –
Дискуссия –
Работа с памяткой –
ОКНО – очень короткие новости –
5. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии. Почему?
6. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.
Благодарим Вас за помощь!
Возможные темы родительских собраний:
месяц | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
сентябрь | Проблема адаптации детей при переходе в среднее звено | Гумани-зация семейно-го воспи-тания | Возраст-ные и индиви-дуальные особен-ности раз-вития подрост-ков, учет их в процессе воспита-ния | Иссле-дова-тельская деятель-ность учащих-ся как средст-во интеллек-туального развития | Разви-вающий-ся орга-низм и вредные привыч-ки | Устав-глав-ный доку-мент школы. Органи-зация учебно-воспи-татель-ного процесса у стар-шеклас-сников | Мы – на пороге взрослой жизни |
ноябрь | Культур-ные цен-ности се-мьи | Укреп-ление здоро-вья, пре-дупреж-дение утомляе-мости, нервных, инфек-ционных заболе-ваний. Профи-лактика Детско-го трав-матизма | «Будь здоров». Создание в семье условий для ук-репления здоро-вья и фи-зической закалки подрост-ков | Роль се-мьи в раз-витии мо-ральных качеств подрост-ка | Погово-рим о дружбе | Трудный диалог. Общение старше-классни-ков с ро-дителями | Проф. выбор наших детей |
январь | Круг об-щения младших подрост-ков | Формиро-вание у подрос- ков пра-восозна-ния, куль-туры по-ведения, ответст-венности | Круг об-щения подрост-ков и его влияние на форми-рование нравст-венного поведе-ния | Общение родите-лей с де-тьми. Эко логия ду- ши | Как под-готовить своего ребенка к первым экзаме-нам. Как избежать стресса | Круг об-щения подрост-ков и его влияние на формро-вание нравст-венного поведе-ния | Сво- бод- ное вре- мя стар- ше- класс- ни- ков |
апрель | Поощре-ние и наказа- ние в вос питании ребенка. Дети и деньги | Роль кни- ги в раз- витии интеллек та и лич-ных ка-честв че- ловека | Воспи- тание само- дисцип- лины | Половоз- растные и индиви- дуальные особен- ности развития подрост- ков, учет их в вос- питании | Человек, которо- му я ве-рю | Проф- Ориента-ция: до- роги, которые мы выбира-ем в са-мостоя- тельную жизнь | Экза- мены. Как под- гото вить к ним ре- бен- ка |
май | «О нас без при- крас» | «класс- ный ка- лейдо- скоп» | «Возь- мемся за руки, друзья!» | «Вот и стали мы на год взрослей» | «Не пов торяет- ся такое никогда» (выпуск- ной ве- чер) | «От сердца к сердцу – с любо- вью» | « Боль- шой вальс» (вы- пуск- ной бал) |
Все собрания в мае проходят в форме творческих отчетов.
Тематика лекционной части классных родительских собраний:
Общая тема | Тема собрания в каждом классе | Класс |
Воспитательный потенциал в семье | Роль родителей в преодолении трудностей адаптации ребенка старшего дошкольного возраста к школе | 1 |
«Культура родительства»- значение воспоминаний о собственных детских переживаниях | 2-3 | |
Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. Место традиций в современном семейном укладе | 5-7 | |
Диалог в семейном общении. Семейный досуг | 8-11 | |
Государственная политика в отношении семьи и детства. Права и обязанности родителей в образовании | Права и обязанности родителей учащихся, зафиксированные в Уставе школы | 2-4 |
Правовая защита личности ребенка | 5-7 | |
Роль родителей в формировании правовой культуры ребенка | 8-11 | |
Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка | Специфика формирования личностных качеств ребенка младшего школьного возраста в семье и школе | 1 |
Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе | 2-3 | |
Принципы творческой педагогики в семье. Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Принципы педагогического сотрудничества | 5-7 | |
Формирование гражданской ответственности и гражданских чувств в семье и школе | 8-9 | |
Экономическое и трудовое воспитание в семье как средство будущего профессионального и личностного определения подростков | 10-11 | |
Семейная атмосфера как фактор влияния на физическое и психическое здоровье ребенка. Основы формирования навыков здорового образа жизни | Атмосфера жизни ребенка в семье – фактор преодоления трудностей школьной адаптации | 1 |
Влияние на ребенка негативной теле- и видеоинформации | 2-4 | |
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей | 5-7 | |
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей. | 8-11 | |
Государственная политика в отношении детства и семьи | Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования | 1 |
Предварительный просмотр:
Каково содержание и формы работы классного руководителя
по просвещению родителей?
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные или ложные), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс воспитания. Таким образом, родители являются первыми и основными воспитателями и учителями своего ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт этот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность всего учебно – воспитательного процесса.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвует в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
В практике воспитания сложились пять функций работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы.
- Первая функция – ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно – воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой работы своей школы и особенностями учебно – воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. В начале учебного года классный руководитель рассказывает родителям о специфике, задачах, и предлагает обсудить следующие вопросы проблемы предстоящего года.
. Вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс можно с
помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении
материально – технической базы школы и класса;
- родительское общественное патрулирование;
- шефская помощь;
- участие родителей класса в работе Совета школы;
- Вторая функция – психолого – педагогическое просвещение. Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого – педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность за психолого – педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать посредством следующих форм работы с семьёй:
- школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвящённые отдельным воспитательным проблемам: «Как помочь школьнику учиться?», «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы», «Адаптация школьника к различным условиям современного общества» и т.д.;
- родительские университеты;
- родительские лектории по микрогруппам на основе интересов: для родителей школьников-туристов, для для родителей школьников, избрвших педагогическую профессию, для родителей трудных детей, для родителей одарённых детей, для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, студиях, секциях;
- поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классного коллектива. Поклассное просвещение родителей может проводиться в различных формах: конференции (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей, индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога и т.д.;
- индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медецинские, юридические);
- тренинги;
- различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей.
- Третья функция - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширения воспитательной среды, увеличения позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
- участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состояния, ремонт или благоустройство школы);
- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечера встреч выпускников, школьный слёт туристов, выпускной вечер и т.п.);
- участие родителей в создании и функционировании различных школьных производственных кооперативов;
- подготовка и проведение дальних походов, поездок по городам России и мира;
- читательские конференции «Круг семейного чтения», конкурсы «Семья эрудит», «Семейное увлечение», выставки «Мир наших увлечений»;
- семейные праздники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День бабушек и дедушек»;
- игровые семейные конкурсы – «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс «Мужчины на поверке».
- Четвёртая функция- Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого – педагогической помощи и организация семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, проявляющих склонность к изучению отдельных предметов либо интерес к каким – либо формам внеурочной деятельности).
Другое направление – оказание родителям психолого – педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания; разрешение противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; проффилактика формирования вредных привычек. помощь в преодолении дурного влияния асоциальных неформальных объединений молодёжи.
Особое внимание нужно уделять индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся, семьями с повышенной конфликтностью.
- Пятая функция – Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Как показывает опыт, активом могут быть все родители, если родительское самоуправление строить параллельно с детским: если дочка – культорг, то и мама с папой помогают в этом, если сын – «казначей», то и мама с папой - держатели классной кассы и т. д.
Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей –школьными советами, родительским комитетом школы и класса, советами по месту жительства, женскими советами.
Необходимо обратить внимание классных руководителей на следующие формы работы.
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно выбранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.
Посещение семьи – как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок , по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму можно рассматривать, как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.
Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенности и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит более, чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу, стоя у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться? Где у вас можно присесть и поговорить?»
- нельзя вести беседу в агрессивном тоне;
- не поучайте родителей, а советуйте;
- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание;
Эффективна такая форма работы, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и решению проблем воспитания детей.
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком – не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем вы сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его личной жизни.
РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ОН ЛЮБИМ!
Необходимо исключить из обращения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.
Привлекайте ребёнка к большим семейным делам, и приучайте начатую работу доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ РЕБЁНКА ТРУДОМ!
О ВОСПИТАНИИ ДОБРОТЫ
- Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
- Доброта начинается с любви к людям (прежде всего – к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
- Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
- Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему.
- Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
- Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!
Родительское собрание – это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ребёнке и выслушать каждого родителя; поставить
проблему для совместного решения и на все возникшие вопросы ответить; создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи.
Важно каждой встрече с родителями придать целенаправленный характер: не свести всё к банальному перечислению успехов и неуспехов, когда за подобным перечислением ничего не стоит, нет истинного проникновения в конкретную личность ребёнка, знания его индивидуальных способностей, особенностей развития.
При подготовке и проведении родительского собрания полезно учесть следующее:
- Не забывать оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Можно дополнительно набрать на компьютере текст именного приглашения и попросить учащихся передать его родителям. Например:
ПРИГЛАШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ
В РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
Уважаемые ________________________________________________________
Приглашаем вас на родительское собрание, которое состоится «___» _________ 2005 года. Начало собрания в ______ часов.
Тема собрания: « Влияние семейной атмосферы на успеваемость обучающихся».
Классный руководитель: ___________ (______________)
Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, чтобы они передали записку. Явка родителей на собрание – знак уважения к школе и учителю.
- Если вы взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.
- Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на новый учебный год, о задачах и целях школы.
- Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.
- Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы ( на четверть, на год). Договоритесь о помощи.
- Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.
- Расскажите родителям, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для детей данного возраста.
- Тон, атмосфера на собрании, должны показать родителям, что вы нуждаетесь в объединении усилий, что вы – союзники, и программа ликвидации минусов и увеличении плюсов – совместная программа деятельности учителей и родителей.
- Начинать своё выступление перед родителями необходимо с положительного. Если надо сказать что – то личное о ребёнке – говорите не при всех, а наедине.
- Родительское собрание – не урок. Перед педагогом – взрослые люди, имеющие порой большой жизненный опыт, знания. Поэтому приемлема такая интонация: не нотация, а «советуем, размышляем вместе». Учитель должен владеть аргументами, фактами, чтобы его сообщение не вызвало протеста со стороны родителей, если всё же есть негативная информация из жизни класса.
- Слово, сказанное о ребёнке, оценка его действий перед аудиторией взрослых, родителей, нередко становится прилипшим ярлыком, сопутствующим ему впоследствии долгие годы. Вот почему, прежде чем что – то говорить на собрании, нужно взвесить каждое слово, не настраивать против детей их родителей, а искать пути решения проблемы.
Обязательно решите на первом родительском собрании следующие вопросы: о завтраках; о возможности оказания материальной помощи; о ведении дневников; об организации классного фонда;
Не забудьте избрать родительский комитет в составе, как минимум, трёх человек. Объявите заранее о родительских собраниях, дав график по месяцам. Хорошо, если родители получат приглашение на очередное собрание. После собрания желательно встретиться с теми, кто отсутствовал.
Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен, очень важно использовать разнообразные, но привлекательные для родителей формы общения: вечера вопросов и ответов, родительские студии, дискуссии, «круглые столы». «дидактические трибуны», «лаборатории нерешённых проблем», консультации и т. д. Выбор содержания и формы очередного родительского собрания облегчит анкета «Портрет моего ребёнка», которая тоже поможет сделать родителей вашими союзниками, позволит по - другому взглянуть на взаимоотношения детей и взрослых в конкретной семье.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 – 1, 5 часа:
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 минут.
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5 – 7 минут.
- Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10 – 15 минут.
- Обсуждение проблемы родителями – 20 минут.
- Анализ успеваемости классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен вселить уверенность, что совместная работа исправит положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит на минуточку задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного их устранения.
МИНИ - АНКЕТА
«Общение детей и родителей в лицах»
Уважаемые мамы и папы!
Внимательно посмотрите на мимику изображённых лиц и ответьте на следующие вопросы:
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- С каким лицом чаще всего общается ребёнок с вами?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Портрет моего ребёнка»
ЦЕЛЬ: выявление индивидуальных особенностей подростка, черт его характера, интересов, отношения к школе, а так же взаимоотношений между родителями и подростками.
- Как ребёнок относится к вам? К другим членам семьи? С любовью, с уважением, равнодушно, грубо. (Нужное подчеркните).
- Какие качества характера проявляет ваш ребёнок особенно ярко? Какова главная черта его характера?
- что отличает вашего ребёнка в поведении, привычках, состоянии здоровья?
- Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание? (Нужное подчеркните).
- Какова роль ребёнка в семье?
его обязанности –
его права –
- Есть ли у ребёнка друзья? Да, нет. (Нужное подчеркните).
Охарактеризуйте круг его товарищей.
- Где, как и с кем проводит ребёнок свободное от учёбы время?
- Какие учебные предметы нравятся вашему ребёнку? Какие можно назвать его любимыми предметами?
- Как ребёнок относится к школе? Охотно ли идёт туда, охотно ли готовит уроки, как относится к внеклассным занятиям, совместным делам?
- Рассказывает ли он вам о своём классе? Что ему нравится? Что нет?
- Кто из взрослых является для него авторитетом?
- Какой ваш ребёнок в коллективе? Общительный, необщительный, добрый, недобрый, щедрый, жадный, необидчивый, обидчивый, командует, подчиняется, недрачливый, драчливый, помогает, не помогает другим, уступает, не уступает в конфликтной ситуации. (Нужное подчеркните).
- Что бы вы хотели изменить в вашем ребёнке?
- Нравятся ли вам его увлечения? Да, нет. (Нужное подчеркните). каковы они?
- Удовлетворены ли вы, как проводите с ребёнком своё свободное время? Да, нет. (Нужное подчеркните). Чем оно наполнено?
- Можете ли вы помочь и чем в организации совместных дел, участником которых является ваш ребёнок?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Литература для родителей
- Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя.М.,1985.
- Изучение личности подростка/Авт. –сост. Г.Н.Абросимова и др. М., 1993.
- Классный руководитель/ Научно – методический журнал. №2, 1998.
- Мой мир и я – путь любви: Руководство для родителей/ Под редакцией Б.П. Битиносова. М., 1994.
- Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь, 1993.
- Санкт – Петербургская концепция воспитания/ Авт. кол. под рук. И.А. Колесниковой. СПб., 1994.
- Спутник классного руководителя. М. 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...
Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )
Беседа с родителями на волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....
Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников
О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...
Беседа с родителями. Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?
Беседа с родителями.Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?...
Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".
Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....
Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."
Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....
Беседа с родителями «Искусство родителей общаться с подростками»
Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...