7 навыков гражданина. Проектная деятельность в работе с классным коллективом
методическая разработка (5 класс) по теме

Романова Оксана Владимировна

Главная цель гражданского образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве. Гражданин - в узко правовом понимании - житель определенной страны в соответствии с правовым статусом - гражданством.

Основная цель программы - через конкретное содержание способствовать процессу формирования устойчивых гражданских качеств, навыков, характеризующих личность как активного, неравнодушного, созидательного нражданина своей Родины.

К концу обучения у школьников формируется понятийный аппарат: гражданин, права и обязанности, символика России и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 7navykov.zip653.32 КБ
Microsoft Office document icon 01_davay_znakomitsya.doc33 КБ
Microsoft Office document icon 02_ty_i_tvoya_semya.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon 03_tvoy_drug.doc39 КБ
Microsoft Office document icon 04_druzhba.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon 05_otnoshenie_v_gruppe.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon 06_uvazhenie.doc37 КБ
Microsoft Office document icon 07_spravedlivost.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 7 навыков гражданина. Проектная деятельность в работе с классным коллективом.

Цель: Формирование устойчивых гражданских качеств, навыков, характеризующих личность как активного, неравнодушного, созидательного гражданина своей Родины.

Задачи:        

- создать  условия для формирования гражданско–патриотической культуры личности ребёнка через проектную  деятельность;

- создать условия для обучения работе в группе активных граждан;

- познакомить с 7-ю гражданскими навыками

- развивать умение сотрудничать, быть ответственным за свое решение

Оборудование:

- 2012 – год Российской истории (НАДПИСЬ);

- названия 7 гражданских навыков;

- определение навыков из программы;

- карточка для индивидуальной работы «7 гражданских навыков во мне»;

- скотч, клей;

- названия навыков;

- интерактивная доска, компьютер, колонки, проектор;

-  обложка проекта «7 навыков гражданина»;

- музыкальное оформление;

- вырезанный шаблон страны РФ;

- вырезанные шаблоны людей;

-  1 группа: сеть Интернет, словарь терминов, ссылки;

-  2 группа: опросник;

-  3 группа: ватман, фломастеры, клей, журналы;

-  4 группа: карточки для ранжирования, интерактивная доска, клей.

Методы:  наблюдение, опрос (интервью, беседа, анкетирование), поиск информации в сети Интернет, анализ.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная

Ход занятия: 

  1. Вводный этап.  

1 СЛАЙД

- Здравствуйте. Надеюсь, что наше сотрудничество будет  плодотворным и приятным.

- Мне хотелось бы познакомиться с вами поближе.

2 СЛАЙД

(СИДЯТ В КРУГУ) – Какой я?

(Шаблон человечка, пластилин)

- У каждого человека есть то, что выбрано ему самыми близким  людьми,  то, во что вложены надежды и мечты – это имя. Я предлагаю вам вписать свое имя  в фигуру человека и лучшее качество, которое располагает к общению с вами.

 (ОЗВУЧИВАЕМ) (Сначала сама проговариваю свое имя и лучшее качество)

- Спасибо, я поняла, что благодаря вашим лучшим качествам наше общение состоится. Но я заметила, что мы наделены разными качествами, с разными ожиданиями, переживаниями,  проблемами, как многочисленные жители нашей страны

3 СЛАЙД

ВИДЕОРОЛИК «Отчего так в России березы шумят»

-  Все мы разные, но все мы находимся в одном сообществе, живем в одном городе, в одной стране, мы - граждане России.

4 СЛАЙД

Деление на группы:

- Ребята, у которых человечки желтого цвета поместите на карту России, и займите свое место. Вы – ФИЛОЛОГИ.

-  Ребята, у которых человечки оранжевого цвета поместите на карту России, и займите свое место. Вы – ЖУРНАЛИСТЫ.

- Ребята, у которых человечки зеленого  цвета поместите на карту России, и займите свое место. Предлагаю вам быть  ДИЗАЙНЕРАМИ.

- Ребята, у которых человечки красного цвета поместите на карту России, и займите свое место. Вы – ПОЛИТОЛОГИ.

5 СЛАЙД

Правила работы в группах.

- Любая работа будет успешной, если группа работает по определенным правилам (ЗАЧИТЫВАЕМ ВСЛУХ И ПРИКРЕПЛЯМ НА ДОСКУ)

1 группа: Правило активности. В групповой работе участвуют все.

2 группа: Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

3 группа: Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.

4 группа: Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе занятия.

(ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)

  1. Тема занятия и цель занятия.

- НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 - Чтобы построить гражданское общество, люди должны обладать определенными навыками.

- Когда вы раскрывали свои лучшие качества, то определили следующие навыки. Они перед вами.

- Все навыки взаимосвязаны между собой.

- Мы с вами обладаем этими навыками. Мы граждане России.   О чем мы сегодня будем вести речь?

6 СЛАЙД

 (НА ДОСКЕ СЕМЬ НАВЫКОВ)

- Таким образом, тема нашего классного часа …(ДЕТИ ПРОДОЛЖАЮТ)

7 СЛАЙД

ВЫПЛЫВАЕТ ТЕМА – СЕМЬ ГРАЖДАНСКИХ НАВЫКОВ

- Что не понятно в теме классного часа?

- Актуальна ли тема сегодня в ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ?

- Что такое гражданские навыки?

- В какой степени эти навыки сформированы в каждом из нас?

Это вопросы дня, на которые мы попробуем ответить в конце занятия.

8 СЛАЙД

 Для этого предлагаю поработать в группах.

Работа в группах:

Правила работы в группах определены.

Мы создадим портфолио нашего краткосрочного социального проекта «7 навыков гражданина».

- В портфолио войдут:

1 группа – ФИЛОЛОГИ.  Словарь терминов:  работа с ресурсами Интернета

  • гражданин ;
  • патриот;
  • патриотизм;
  • отечество;
  • родина;
  • гражданская позиция.

2 группа -  ЖУРНАЛИСТЫ.  Социальный опрос, воспользуются методом интервьюирования. Заполнение аналитической карты «Я – гражданин России».

 (Вы родились в России?  Вы хотите, чтобы Вы или Ваши дети уехали в другую страну? В чем вы видите свою гражданскую позицию?

3 группа – ДИЗАЙНЕРЫ. Создание  тематического коллажа «Активный гражданин».

 Мы увидели гражданина России ……..(активным, спортивным…)

4 группа – ПОЛИТОЛОГИ.  Памятка «7 навыков гражданина» (работа с интерактивной доской).

9 СЛАЙД – для 4 группы, представление опыта

 (необходимо объяснить значение каждого навыка).

Работаем в группах в течение 15 минут

Работа в группах. 15 минут. Презентация результатов. 10 минут. Наполнение портфолио проекта.

Обобщение материала.

10 СЛАЙД

- Предлагаю вернуться к вопросам дня.

- Смогли ли мы получить ответы на поставленные вопросы?

- Формирование каких навыков помогут нам стать гражданами России? (ПЕРЕЧИСЛИЛИ)

- В какой степени они сформированы у каждого из нас? Для того чтобы определить насколько в нас сформированы эти навыки предлагаю выполнит следующее задание. Мы знаем, что означают гражданские навыки. Знаем кто такой гражданин.

11 СЛАЙД

Заполните лист самодиагностики. - Возьмите карточку «7 гражданских навыков во мне». Заштрихуйте круги настолько, насколько вы обладаете этим навыком

III. Рефлексия. (ОЗВУЧИВАЕМ) Кто хочет поделиться?

 - Есть ли кружок, который вы заштриховали полностью? Какой?

-Есть ли кружок, который вы  совсем не заштриховали? Какой?

IV. Вывод.

Мы ответили на все вопросы. Какой вывод мы можем сделать из самодиагностики?

Навыки,  не сформированные в полной мере, могут  стать темой следующего классного часа. Желаю всем удачи. Спасибо за сотрудничество. Будьте успешными людьми.

12 СЛАЙД – Видеоролик (под музыку расходятся)

 



Предварительный просмотр:

1-е занятие

Тема: Давай знакомиться.

Цель: Знакомство и общение.

Задачи:

- Провести тренинги на сплочение коллектива обучающихся;

- Познакомить обучающихся программой проекта.

Оборудование и наглядность:

  •  рабочие тетради;
  •  цветные карандаши;
  •  музыкальное сопровождение;
  •  клубок ниток.

Материал к занятию

1. Песня «Какой чудесный день»

2. Игра «Паутина»

Цель игры: формирование сплоченности коллектива.

Инструкция:

Игра проводится в кругу. У каждого из ребят есть возможность назвать свое имя и рассказать о себе.

Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив: («договориться» глазами) «Если хочешь, ты можешь назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему участнику».

Таким образом, все дети оказываются в «паутине».

Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.

3. Игра «Ходим»

Цель игры: способствовать эмоциональной и физической разрядке детей.

Инструкция:

Свободно ходим по классу. А теперь ходим, как:

  •  цапли по болоту,
  •  маленький ребёнок,
  • старичок,
  •  медведь,

А сейчас мы с вами отправились всем классом в поход, но тут по дороге:

  • топкое болото,
  • узкая тропинка,
  • большой овраг.

4. Работа в тетради,  с.1-2.

5. Рефлексия (заполнение таблицы «Мое настроение»).



Предварительный просмотр:

2 –е занятие

Тема: Ты и твоя семья.

Цель: Знакомство с семьёй ребёнка.

Оборудование:

  • карандаши;
  • дневник;
  • музыкальное сопровождение.

Материал к занятию

1.«Песенка Мамонтенка»

2. Стихотворение. Е.Благининой «Посидим в тишине».

Беседа:

  • Про кого стихотворение?
  • Как вы думаете, любит ли девочка свою маму?
  • Как вы это поняли?

3. Игра «Необычная пила».

Цель игры:  формирование умения достигать согласия в процессе творческой деятельности.

Инструкция:

Встаньте парами. Представьте, что вы живёте в одной семье, вам нужно согреться, для этого вам надо распилить дрова.

Но вот пила стала резиновой. Она то длиннее, то короче. Но пилить нужно дальше.  (Ваши мышцы  то сжимаются, то расслабляются).

Теперь представим, что пила стала тяжёлая. Мышцы очень сильно напрягаются, но вы её роняете, и мышцы расслабляются.

Всё это нужно делать вместе, одинаково, иначе вы не распилите ничего.

4. Игра «Тяжелые весла»

Цель игры: формирование навыков работы с партнерами.

Инструкция:

И вот вы всей семьёй сели в лодку, но вёсла очень тяжёлые и поэтому каждому дали по веслу.

Вам нужно уплыть  на этой лодке, для этого вы должны работать коллективно. Вы должны грести от себя. Чтобы повернуть налево, нужно грести правым веслом. Если хотите повернуть направо, то гребите левым веслом.

Молодцы, вот мы и выплыли на сушу, в наш родной город!         Что же обычно кричат, когда чему-то рады? Давайте хором крикнем Ура!!!

5. Работа в тетради, с.3-4.

6. Рефлексия (заполнение таблицы «Мое настроение»).



Предварительный просмотр:

3 –е занятие

Тема: Твой друг

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в классе.

Оборудование:

  •  карандаши;
  •  дневник;
  •  карточки со сказочными героями;
  •  песня о дружбе.

Материал к занятию

1.Песня «Улыбка».

Беседа:

  •  О чём эта песня?
  •  Какие чувства у вас вызывает эта песня?
  •  О ком вы думали, слушая песню?
  •  Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

2. Игра «Найди пару».

Цель игры: развитие общения на невербальном уровне

Инструкция:

Ребята должны будут вспомнить друзей из мультфильмов.         У каждого на спине карточки с именами героев из мультиков, ребята должны без слов (жестами) объяснить товарищу, кто он, и тот, кому объяснили, читая надписи, находит пару. Помогать друг другу нельзя.

Примеры героев из мультфильмов:

  • Вини – Пух и Пятачок;
  • Крокодил Гена и Чебурашка;
  • Буратино и Мальвина;
  • Карлсон и Малыш;
  • Чип и Дейл;
  • Шарик и кот Матроскин.

3. Работа со словарем.

Закон – это правило общественного поведения, общепринятое, обязательное.

        Беседа:

  • Где мы встречаем слово закон?
  • Зачем их создает государство?

4.  10   законов дружбы:

1) доверяй другу;

2)  умей хранить чужие тайны;

3)  радуйся вместе с другом его успехам;

  1. предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи;
  2. старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций;
  3. защищай друга (если кто-то говорит о друге плохо в твоем присутствии);
  4. не критикуй друга в присутствии других (если ты чем-то недоволен, скажи другу об этом наедине);
  5. уважай право друга иметь других друзей, кроме тебя;
  6. всегда выполняй свои обещания;
  7. делись новостями.

Беседа:

  • Какие законы тебе надо усвоить?
  •  Какой закон тебе кажется самым легким? Самым сложным?

5. Работа в тетради, с.3.

6. Рефлексия (заполнение таблицы «Мое настроение»).



Предварительный просмотр:

4 –е занятие

Тема: Дружба.

Цель: учится дружить.

 Оборудование:

  •  карандаши;
  •  дневник;
  •  музыкальное сопровождение.

Материал к занятию

1. «Песенка друзей».

2.Задание: Исправь ошибки в пословицах:

  • Не имей сто друзей, а имей сто рублей.
  • Нет друга – не ищи, а нашел - не береги.
  • Сам погибай, а товарища не выручай.

Объясните  смыл пословиц.

3. Игра «Все вместе»

Цель игры: учить сотрудничать в коллективе при решении поставленной задачи.

Инструкция:

Встаём в круг, руки кладём друг другу на плечи, должен получиться замкнутый круг. Затем один человек садится, остальные цепочкой за ним садятся, встаём таким же образом.

4. Работа в тетради, с.6.

5. Рефлексия (заполнение таблицы «Мое настроение»).



Предварительный просмотр:

5 –е занятие

Тема: Отношение в группе        

Цель: знакомство детей с понятием «группа» как социальный элемент.

Оборудование:

● карандаши;

  •  дневник;
  •  лист ватмана;
  •  альбомные листы;
  •  ножницы.

Материалы к занятию

  1. Работа со словарем.

Что такое формула? (Формула – это установленный и неизменяемый текст).

2. Игра «Отгадай группу».

Цель игры: развитие коммуникативных способностей посредством невербального общения.

Инструкция:

Участники разбиваются на 3-4 группы. Каждой группе дается тема, которую они после обсуждения должны представить.

После представления остальные участники сообщают о том, что они видели, и какая была задана тема. Возможные темы: школьники, семья, друзья, строители.

3. Игра: «Импульс».

Цель игры: самораскрытие в процессе игровой деятельности.

Инструкция:

Ребята садятся в круг и берутся за руки соседей. Один из учащихся говорит, обращаясь к соседу: «Я достигну своей цели (называет цель) и желаю тебе достигнуть своей».  Сжимает руку соседа, передавая ему импульс. Импульс передается по кругу.

4. Работа в тетради, с.7.

5. Рефлексия   (заполнение таблицы «Мое настроение»).



Предварительный просмотр:

6 – е занятие

Тема: Уважение.

Цель: развитие навыка уважение.

Оборудование:

● карандаши;

  •  дневник;
  •  игрушка;
  •  музыкальное сопровождение.

Материал к занятию        

1. Песня «Будьте добры».

2. Стихотворение.

Агния Барто

РЫЦАРИ

В коридоре, в классе ли –

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел.

Труд  делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

Шкаф тяжелый с книгами,

С книгами

Три девчонки двигали,

Двигали.

А два парня – крепыша

Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки – на лавочке,

Парни – на диванчике.

Беседа:

  • Над кем подшучивает автор?
  • Почему стихотворение названо «Рыцари»?
  • Можем ли мы сказать, что рыцари проявили уважение к девочкам?
  • Что рыцари должны были сделать?
  • Уважают ли девочки теперь мальчиков?
  • Уважаем ли мы этих мальчиков?

3. Стихотворение.

Мама, папа, Катя, я –

Очень дружная семья.

Маму с папой уважаем,

Им активно помогаем:

И квартиру убираем,

И посуду вытираем,

И пятерки, получаем,

И подарки маме дарим,

Не на праздник – каждый день!

Раз себя мы уважаем,

То трудиться нам не лень.

Беседа:

  • К кому дети проявляют уважение?
  • Как вы это поняли?
  • Нужно ли нам уважать своих родителей, семью, старших?

4. Игра «Подарок».

Цель игры: формирование умения быть тактичным и внимательным друг к другу.

Инструкция:

Каждый из ребят по очереди дарит кому-нибудь подарок (игрушку) со словами: я уважаю тебя за…

В ответ: благодарность.

5. Работа в тетради, с.8.

6. Рефлексия (заполнение таблицы «Мое настроение»).



Предварительный просмотр:

7 –е занятие

Тема: Справедливость.

Цель: развитие навыка справедливость.

Оборудование:

  • карандаши;
  • дневник;
  • мяч;
  • разрезанные картинки.

Материал к занятию

1.Соревнование.

Ребятам предлагается три конкурса, независимо от того, кто победил, баллы зачисляются только одной команде.

1 конкурс: «Ты да я, да мы с тобой».

Каждая команда должна показать свою организованность и ловкость. Нужно сделать перестроения, которые будет называть учитель.

  •  по росту,
  •  по цвету волос,
  •  по размеру обуви,
  •  по длине указательного пальца и т. д.

2 конкурс: «Мы дружные и умелые».

Участники стоят друг к другу затылками и передают мяч (от первого участника к последнему) над головой. После того, как мяч оказался у последнего игрока, его передают в обратном направлении между ног. Побеждает команда, которая первая передаст мяч первому игроку.

3 конкурс: «Собери картинку»

Каждой команде предлагается разрезанная картинка. Побеждает команда, которая быстрее соберет картинку.

Подведение итогов.

Естественно, ребята возмущаются, что победа присуждена не справедливо.

2. Беседа:

  • А что же такое справедливость?
  • В чем сейчас проявлялась несправедливость?
  • Понравилось ли команде, которая проиграла, несправедливые результаты?
  • А понравилось ли вам (команде, которая выиграла), что вы выиграли не справедливо?
  • Не обидно ли вам за команду противников?

3. Работа в группе.

«Совместный рисунок»

Цель игры: формировать умение принимать совместные решения.

Инструкция:

Учащиеся делятся на группы по 3 человека. Каждая группа должна нарисовать что-либо (дерево, машина, цветок, дом и т. п.), справедливо определив ту часть рисунка, которую будет рисовать каждый ученик.

4. Работа в тетради, с.9.

5. Рефлексия (заполнение таблицы «Мое настроение»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....

Из опыта работы Формирование классного коллектива через проектную деятельность

Коллективная деятельность, общее интересное дело, имеющее конечный результат, способствуют объединению и сплочению любого коллектива, особенного детского. Одним из интенсивных методов включения подрос...

Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.

Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....

«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»

Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя. 1.     Понятие о социально-проектной деятельности2.     Цели, задачи...

«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Проектная деятельность в работе классного руководителя. Классификация проектов, основные требования, этапы выполнения....

«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...